Административный процесс включает в себя

Самая важная информация и ответы на вопросы в статье: "Административный процесс включает в себя". Актуальность данных для 2020 года вы можете уточнить у дежурного консультанта.

Административный процесс

Понятие, признаки и принципы административного процесса

Юридический процесс – урегулированная правовыми нормами совокупность последовательных действий, совершаемых для достижения определенного результата; порядок осуществления деятельности следственных, административных и судебных органов.

Административный процесс – совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность органов и должностных лиц государственного управления по реализации возложенных на них задач и функций.

Признаки административного процесса:

  • вид юридического процесса, соотносятся как часть и целое;
  • представляет собой разновидность властной деятельности субъектов государственного управления;
  • обеспечивает условия для реализации материальных норм административного права;
  • целью является достижение определенных юридических результатов и разрешение управленческих дел;
  • результаты (как промежуточные, так и окончательные) закрепляются в официальных актах (документах);
  • регламентируется административно-процессуальными нормами, которые в совокупности образуют самостоятельный институт административного права;
  • обладает определенным строением (структурой).

Принципы административного процесса – основополагающие идеи, общие начала, лежащие в основе административного процесса и раскрывающие его сущность.

Принцип законности — реализация материальных административно-процессуальных норм должна строиться в точном соответствии с административно-процессуальными нормами.

Принцип процессуального равенства означает: во-первых, равенство сторон независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, других обстоятельств перед законом; во-вторых, наделение каждой стороны определенным объемом взаимообусловленных прав, обязанностей и ответственности.

Принцип материальной истины — решение, принятое в рамках административного процесса, которое должно основываться на тщательном изучении всех условий и обстоятельств управленческого дела, а также состязательности в ходе его рассмотрения.

Принцип доступности выражается в беспрепятственной возможности каждой из сторон участвовать на всех стадиях процесса в соответствии с имеющимся процессуальным статусом.

Принцип гласности — административный процесс строится на публичных началах, дающих возможность гражданам получить информацию о его ходе и принятых решениях, исключение составляет информация, отнесенная к государственной тайне, а также сведения об интимных сторонах жизни участников процесса.

Принцип национального языка — процесс ведется на государственном языке Российской Федерации или языке республики – субъекта РФ, автономной области, автономного округа или большинства населения данной местности. Участники процесса, не владеющие языком, на котором он отправляется, обеспечиваются услугами переводчика.

Принцип быстроты — административный процесс должен отправляться в возможно короткие сроки в рамках, определенных законом.

Принцип экономичности (малозатратности) — административный процесс должен быть организован таким образом, чтобы свести к минимуму затраты по его отправлению.

Принцип ответственности органов государственного управления и их должностных лиц за ненадлежащее ведение процесса — органы государственного управления и должностные лица несут установленную законом ответственность за нарушения административно-процессуальных норм, проявленные при этом бюрократизм и волокиту.

Административно-процессуальные нормы и отношения

Административно-процессуальная норма вид административно-правовой нормы, определяющий основания, порядок и условия реализации материальной нормы административного права.

Административно-процессуальная норма регламентирует порядок деятельности органов и должностных лиц государственного управления (исполнительной власти) по реализации возложенных на них полномочий.

Особенности административно-процессуальных норм:

  1. являются разновидностью административно-правовых норм;
  2. выполняют служебную, обеспечивающую роль по отношению к материальным административно-правовым нормам;
  3. имеют установленную структуру (строение);
  4. содержатся в определенных источниках;
  5. обеспечиваются принудительной силой государства;
  6. нарушение административно-процессуальных норм влечет за собой привлечение виновных к юридической ответственности.

По сфере регулирования существуют следующие виды административно-процессуальных норм: регламентирующие общественные отношения в сфере экономики, регламентирующие общественные отношения в административно-политической сфере, регламентирующие общественные отношения в социально-культурной сфере, регламентирующие общественные отношения в сфере межотраслевого управления.

По объему регулирования: общие и специальные нормы.

По юридической силе: нормы законов и нормы подзаконных актов.

По действию во времени: срочные, бессрочные и специальные нормы.

По действию в пространстве: действующие в пределах Российской Федерации, действующие в пределах региона (федерального округа), действующие на территории субъекта РФ, действующие в пределах муниципального образования, локальные, действующие на территории предприятия, учреждения, организации.

По кругу лиц: нормы общего действия и специальные нормы.

По видам производств: нормы, регулирующие производство административного правотворчества, регулирующие производство по делам о поощрениях, регулирующие лицензионно-разрешительное производство, регулирующие производство по делам об административных правонарушениях, регулирующие другие виды административных производств.

Административно-процессуальные отношения вид правовых отношений, основанных на административно-процессуальных нормах, возникающих в сфере государственного управления, участники которых наделены административно-процессуальными правами и обязанностями.

Характерные черты административно- процессуальных отношений:

  • носят управленческий, организационный характер;
  • основываются на административно-процессуальных нормах, являются результатом их воздействия на общественные отношения;
  • регулируют деятельность органов государственного управления и их должностных лиц по реализации возложенных на них правомочий;
  • являются вторичным, производным от материальных административно-правовых отношений.

Субъекты административного процесса

Субъекты административного процесса лица, участвующие в управленческом процессе, обладающие административно-процессуальной правосубъектностью.

Административно-процессуальная правосубъектность — основанная на административно-процессуальных нормах способность лица быть субъектом административного процесса.

Административно-процессуальная правосубъектность включает в себя административно-процессуальную правоспособность и административно-процессуальную дееспособность.

Административно-процессуальная правоспособность — способность лица иметь в силу административно-процессуальных норм субъективные права и юридические обязанности.

Административно- процессуальная дееспособность — способность лица, установленная административно-процессуальными нормами, своими действиями реализовать субъективные права и юридические обязанности в административном процессе.

Виды субъектов административного процесса:

  1. физические лица (граждане, почетные граждане, лица с двойным гражданством, граждане СНГ (кроме РФ), иностранные граждане, лица без гражданства);
  2. государственные органы, предприятия и учреждения;
  3. государственные служащие;
  4. общественные объединения, негосударственные предприятия и учреждения;
  5. служащие общественных объединений и иных негосударственных формирований.

Субъекты административного процесса могут выступать в процессе в следующих качествах:

[1]

  • субъекта, возбудившего управленческое дело;
  • субъекта, полномочного рассматривать (разрешать) управленческое дело и принимать другие юридически властные решения, определяющие движение административного дела;
  • стороны административного процесса;
  • третьего лица, т. е. лица, заявившего самостоятельное требование на предмет спора;
  • уполномоченного представителя;
  • лица, привлекаемого к административной, дисциплинарной ответственности;
  • лица, защищающего права и интересы других лиц;
  • лица, содействующего отправлению административного процесса.
Читайте так же:  Найти необходимую информацию о кредитах

Структура и стадии административного процесса

Структура и стадии административного процесса – внутреннее строение административного процесса, совокупность образующих его административных производств.

Элементами структуры административного процесса служат административно-нормотворческий, административно-правонаделитель-ный (оперативно-распорядительный), административно-юрисдикци-онный процессы.

Стадии административного процесса – относительно самостоятельная часть административного производства, для которой характерны конкретные задачи, состав участников, процессуальное оформление результатов.

Общие стадии административного процесса:

  • анализ управленческой ситуации;
  • рассмотрение дела и принятие решения;
  • исполнение принятого по делу решения.

Черты стадий административного процесса:

  • регламентируются нормами административно-процессуального права;
  • обусловлены логикой всего производства;
  • направлены на решение конкретных задач;
  • характерен определенный круг участников;
  • определенные сроки совершения;
  • соответствующее процессуальное оформление.

Административно-нормотворческий процесс: понятие и черты

Административно-нормотворческий процесс совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность органов исполнительной власти и их должностных лиц по созданию подзаконных нормативных правовых актов в целях создания правовой базы для реализации законов.

Общие черты административно-нормотворческого процесса:

  • является составным элементом (частью) административного процесса;
  • ему свойствен неюрисдикционный (позитивный) характер;
  • осуществляется в целях создания правовой базы для реализации законов;
  • реализуется ограниченным кругом уполномоченных субъектов;
  • результатом является подзаконный нормативный правовой акт.

Административно-правонаделительный процесс: понятие, черты, структура

Административно-правонаделительный процесс совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность органов исполнительной власти и их должностных лиц по разрешению позитивных управленческих дел.

Общие черты административно-правонаделительного процесса:

  • является составным элементом (частью) административного процесса;
  • направлен на создание условий для реализации позитивных задач в сфере деятельности исполнительной власти;
  • в ходе административно-правонаделительного процесса разрешаются индивидуально-конкретные управленческие дела;
  • правонаделительную деятельность осуществляет широкий круг уполномоченных субъектов;
  • состоит из административных производств;
  • результатом правонаделительной деятельности является правоприменительный акт.

Виды производств административно- правонаделительного процесса: производство по предложениям и заявлениям граждан, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций о реализации принадлежащих им прав в сфере управления, лицензионно-разрешительное производство, учетно-регистрационное производство, производство по делам о поощрениях, производство по организационным делам в сфере управления, производство по формированию кадров, административно-договорное производство, производство по приватизации-национализации собственности, другие производства.

Административно-юрисдикционный процесс: понятие, черты, структура

Административно-юрисдикционный процесс совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них юрисдикци-онная деятельность органов исполнительной власти и их должностных лиц по разрешению конфликтов в сфере государственного управления и применению мер административного принуждения.

Общие черты административно-юрисдикционного процесса:

  • является составным элементом (частью) административного процесса;
  • регламентирует правоприменительную деятельность юрисдикционного характера;
  • направлен на разрешение конфликта (спора) в сфере государственного управления, применения мер административного принуждения;
  • выступает средством реализации охранительной функции административного права;
  • характеризуется множественностью субъектов осуществления;
  • состоит из определенных административных производств;
  • результатом является принятие административно-юрисдикционного акта.

Виды административно-юрисдикционных производств: производство по жалобам, производство по применению мер административного предупреждения, производство по применению мер административного пресечения, административно-процессуальное производство (по применению мер административно- процессуального обеспечения), дисциплинарное производство, производство по делам об административных правонарушениях.

17. Административный процесс и его виды

Административный процесс – урегулированная административно-процессуальными нормами деятельность исп. органов (должностных лиц) по рассмотрению и разрешению различного рода индивидуальных административных дел, возникающих в сфере государственного управления, в порядке реализации задач и функций ИВ.

В зависимости характера индивидуальных дел формируется понятие административное производство.

Административное производство – это нормативно урегулированный порядок совершения процессуальных действий, обеспечивающий законное и объективное рассмотрение и разрешение индивидуальных административных дел, объединенных общностью предмета.

Индивидуальное административное дело – возникший в сфере государственно-управленческой деятельности вопрос, связанный с применением АПН и требующий в целях его решения распорядительных (оперативно-исполнительных) действий полномочных исполнительных органов (должностных лиц).

В рамках административного процесса реализуются диспозиции и санкции административно-правовых норм. Налицо, таким образом, два направления, по которым административный процесс воплощается в повседневной государственно-управленческой деятельности.

Иначе говоря, основу для формирования понятия административного процесса как в широком (правоприменительном), так и узком (правоохранительном) смысле, составляет административно-процессуальная деятельность:

а) административно-процедурная — имеются в виду распорядительные действия исполнительных органов (должностных лиц) по осуществлению установленных административно-правовыми нормами различного рода административных процедур, не связанных с юрисдикцией. Это — порядок реализации прав и законных интересов граждан и юридических лиц, включая разрешительно-лицензионные, регистрационные и т.п. функции и полномочия органов исполнительной власти.

б) административно-юрисдикционная — в центре внимания — осуществление исполнительными органами (должностными лицами) функции правоохраны в порядке совершения юрисдикционных действий в их традиционном понимании.

Фактически при любом понимании административно-процессуальной деятельности акции, совершаемые исполнительными органами (должностными лицами), имеют своим результатом издание ненормативных, т.е. индивидуальных, правовых актов, с помощью которых административно-правовые нормы применяются к конкретным обязательствам либо к лицам. Тем самым разрешаются разнообразные индивидуальные дела в сфере государственного управления. От характера таких дел зависит реализация либо диспозиции (процедуры), либо санкции (юрисдикция) соответствующей нормы материального административного права.

Читайте так же:  Кто возмещает причиненный ущерб при дтп

Следовательно, основанием административно-процессуальной деятельности являются именно индивидуальные дела. Предписания правовых норм практически реализуются в индивидуальных действиях тех или иных органов по фактам индивидуального характера (например, по факту совершения административного правонарушения или дисциплинарного проступка, по факту выдачи разрешения на совершение определенного вида деятельности, по факту обжалования неправомерных действий должностных лиц и т.п.). Разрешение подобных индивидуальных дел и составляет основу административного процесса.

Под индивидуальным административным делом следует понимать возникающий в сфере государственно-управленческой деятельности вопрос, связанный с применением административно-правовых норм и требующий в целях его разрешения распорядительных (оперативно-исполнительных) действий полномочных исполнительных органов (должностных лиц).

Административно-процессуальная деятельность регламентируется процессуальными нормами административного права и реализуется в административно-процессуальных отношениях. Вне правовых норм административный процесс как явление юридической реальности не существует. Границы административно-процессуальной деятельности соответственно определяются таким образом, что в рамках административного процесса разрешаются не все индивидуальные дела, а только определенные, на которые распространяется установленный административно-процессуальными нормами процессуальный порядок. Значит, различного рода действия материально-технического и организационного характера, не облеченные в правовую форму, нет оснований относить к административному процессу.

Следует учитывать, что часть процессуальных действий исполнительных органов (должностных лиц) может осуществляться без издания индивидуальных актов в порядке применения регламентированных правом процессуальных мер. Например, это некоторые меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (административное доставление физического лица, применение принудительных мер в условиях чрезвычайных ситуаций и т.п.).

Административный процесс имеет несколько конкретных вариантов своего выражения в практической деятельности исполнительных органов (должностных лиц). В зависимости от характера, схожести, однородности индивидуальных дел формируется понятие административного производства.

Административное производство — это нормативно урегулированный порядок совершения процессуальных действий, обеспечивающий законное и объективное рассмотрение и разрешение индивидуальных административных дел, объединенных общностью предмета.

Например, порядок разбора жалоб граждан, порядок лицензирования, порядок применения мер административного принуждения и т.п. — все это виды административных производств. Следовательно, сам административный процесс представляет собой совокупность различающихся конкретными предметами административных производств.

Виды административного процесса:

Административно-процедурная деятельность – распорядительные действия исполнительных органов по осуществлению установленных административно-правовыми нормами различного рода административных процедур, не связанных с юрисдикцией. Это реализация разрешительно-лицензионных, регистрационных и т.п. функций и полномочий. Основанием этого вида деятельности являются индивидуальные дела. Разрешение подобных индивид. дел и состав. основу административного процесса.

[2]

Административно-юрисдикционная деятельность – осуществление исполнительными органами функции правоохраны в порядке совершения юрисдикционных действий в их традиционном понимании.

Оба вида административных производств имеют некоторые общие черты. В их числе:

преимущественно внесудебный порядок разрешения индивидуальных дел;

юридически властное начало; урегулированность (однако в разной степени) административно-процессуальными нормами; административно-процессуальные отношения и принципы и т.п.

Основы российского права

Понятие и содержание административного процесса

Исполнительная власть может реализовываться только в каких-либо действиях, в совокупности составляющих деятельность по государственному управлению. Законодателя не может интересовать лишь вопрос о том, что могут делать исполнительные органы. Весьма немаловажно и то, как они это делают.

Административный процесс — это порядок осуществления государственно-управленческой деятельности, совокупность последовательных действий, совершаемых с целью реализации норм административного права.

Среди ученых существуют разные позиции по поводу того, какое содержание имеет административный процесс.

1. Сторонники первой точки зрения в содержание административного процесса включают совокупность всех действий, совершаемых исполнительными органами для реализации возложенных на них задач. Представляется, что такой подход приемлем с социологической точки зрения, однако с юридической он является не совсем корректным: дело в том, что одни действия, совершаемые исполнительными органами, не регламентированы нормами права и не имеют юридического значения, а потому не входят в предмет изучения науки права. Другие же действия исполнительных органов получили достаточное правовое регулирование.

Необходимо отметить, что административный процесс отличается большой пестротой нормативных актов, его регулирующих. К ним относятся и Конституция РФ, конституции, уставы субъектов РФ, регулирующие некоторые процедурные вопросы деятельности правительств, администраций; и федеральные законы (например, о Правительстве, Кодекс РФ об административных правонарушениях, регламентирующий производство по делам об административных правонарушениях). Однако основная масса административно-процессуальных норм содержится в ведомственных нормативных актах (например, порядок рассмотрения жалоб граждан в каком-либо органе, основы делопроизводства и др.). Одним словом, нормативный материал разрознен, единые правила административного процесса отсутствуют.

2. Существует другой подход к определению содержания административного процесса. В соответствии с ним предметом административно-процессуального права может быть только юрисдикционная деятельность, т.е. деятельность по разрешению административно-правовых споров, споров между сторонами регулируемых административным правом общественных отношений, которые возникают в связи со сложившимся у одной стороны впечатлением, что ее права и обязанности нарушены. Такие споры могут возникать как между исполнительными органами, так и между исполнительным органом и управляемым субъектом. Такие споры разрешаются в рамках производства по делам об административных правонарушениях, производства по жалобам граждан и юридических лиц, а также согласительных процедур.

3. Наконец, административным процессом в узком, специальном смысле является деятельность государственных органов по рассмотрению дел об административных правонарушениях.

1. Понятие, принципы и участники административного процесса

Производство по делам об административных правона­рушениях является одним из видов административных про­изводств, составной частью административного процесса.

Следовательно, под производством по делам об админи­стративных правонарушениях следует понимать особый вид процессуальной деятельности, урегулированную законом процедуру разрешения определенной группы дел.

Читайте так же:  Дата выхода на работу в больничном листе

Административный процесс — совокупность действий, совершаемых исполнительными органами для реализации возложенных на них задач и функций.

Стадия административного процесса — это совокупность административно-процессуальных действий, совершае­мых особым кругом субъектов для решения конкретных административно-процессуальных задач.

Особенностями стадий административного процесса яв­ляется прежде всего то, что эти стадии регламентирова­ны нормами административно-процессуального права, они направлены на решение конкретных задач, охваты­вают особый круг участников, имеющих специфичес­кий правовой статус. Для административно-процессу­альных действий обозначены конкретные сроки совер­шения, а также то, что они требуют процессуального оформления.

Общими стадиями административного процесса являются:

1. Анализ ситуации.

2. Рассмотрение дела и принятие решения.

3. Исполнение принятого решения.

В зависимости от содержания законодатель выделяет три части административного процесса:

1. Процесс административного правотворчества.

2. Правонаделительный или оперативно-распорядитель­ный процесс, включающий в себя:

— распределительное производство; — разрешительное производство;

— производство по комплектованию личного состава, и т.д.

3. Административно-юрисдикционный процесс, который включает в себя четыре вида производств:

— производство по жалобам и заявлениям граждан;

— производство по делам об административных право­нарушениях;

— производство по применению мер административ­ного пресечения;

— дисциплинарное производство. Принципами административного процесса являются:

Принцип законности — реализация материальных норм административного права должна осуществляться в точ­ном соответствии с установленным законом порядком.

Принцип объективной истины принятое решение дол­жно основываться на объективном и всестороннем иссле­довании всех обстоятельств дела.

Принцип равенства граждан перед законом и органом, разрешающим дело, участники процесса не могут быть ограничены в правомочиях в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественно­го и должностного положения, места жительства, отноше­ния к религии, убеждений, принадлежности к обществен­ным объединениям и других обстоятельств.

Видео (кликните для воспроизведения).

Принцип гласности процесс осуществляется на основе публичности и доступности гражданам; исключение со­ставляет информация, содержащая сведения, отнесенные к государственной тайне, а также сведения об интимной стороне жизни участников процесса.

Принцип национального языка включает в себя положение о том, что процесс ведется на русском языке или языке субъек­та Российской Федерации, автономной области, автономно­го округа или большинства населения данной местности.

Принцип оперативности — процесс ведется в макси­мально короткие сроки.

Принцип экономичности — проведение административ­ного процесса требует минимум материальных затрат.

Принцип ответственности за ненадлежащее ведение про­цесса — должностные лица, виновные в нарушении процес­суальных норм, принятии неправильных решений, несут установленную законом юридическую ответственность.

Участники административного процесса — это лица, об­ладающие административно-процессуальной правосубъ­ектностью.

Административная правосубъектность включает в себя правоспособность и дееспособность.

Правоспособность это способность лица иметь в силу административно-процессуальных норм субъективные права и юридические обязанности.

Дееспособность — это установленная административно-процессуальными нормами способность лица своими дей­ствиями реализовывать права и обязанности в админист­ративном процессе.

Конкретными видами участников административного процесса являются:

— граждане Российской Федерации, лица с двойным гражданством, граждане СНГ, иностранные гражда­не, а также лица без гражданства;

— государственные органы^ предприятия и учреждения;

— общественные объединения, негосударственные предприятия и учреждения;

— служащие общественных и иных негосударственных формирований.

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС

Найдено 7 определений термина АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС

Административный процесс

это урегулированная административно-процессуальными нормами деятельность уполномоченных субъектов по разрешению индивидуально-конкретных дел в сфере государственного управления.

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС

деятельность государственных органов по разрешению конкретных административных дел в сфере государственного управления. По нормам А.п. рассматриваются, например, жалобы и заявления граждан, налагаются дисциплинарные взыскания.

Административный процесс

система действий уполномоченных на то субъектов по разбирательству различных административно-правовых дел, т.е. таких, которые складываются в сфере государственного управления. Административный процесс — комплексная система, объединяющая в себе и правоохранительные, и позитивные производства. Порядок осуществления и разбирательства административно-правовых дел регламентируется административно-процессуальными нормами. Многообразие административных дел затрудняет создание единого процессуального закона, наподобие УПК, и потому действует множество различных нормативных актов, содержащих в себе процессуальные нормы (например, Кодекс административных правонарушений одновременно содержит в себе специальный раздел процессуальных норм).

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС

деятельность органа исполнительной власти, иного государственного органа, должностного лица по принятию в пределах своей компетенции нормативных и индивидуальных правовых актов, а также по применению к конкретным случаям (юридическим фактам) административно-правовых правил. Нормы А. п. определяют порядок подготовки и принятия акта государственного управления, ведения делопроизводства, оформления соответствующих юридических документов, порядок приема и рассмотрения обращений граждан и юридических лиц в органы исполнительной власти и иные государственные организации, правила государственной регистрации предпринимательской деятельности, выдачи лицензий и т. п. По нормам А. п. рассматриваются, напр., жалобы и заявления граждан, налагаются дисциплинарные взыскания.

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС

в широком смысле совокупность последовательных действий, урегулированных правовыми нормами, обеспечивающих определенный порядок деятельности органа (должностного лица) исполнительной власти по применению и реализации правовых норм.

В узком смысле – урегулированная законом административно-процессуальная деятельность субъекта административной юрисдикции по применению норм материального права при разрешении административно-правового спора или при рассмотрении дел об административных правонарушениях.

Основу А.п. составляет административно-процессуальная деятельность в определенных управленческих сферах, что характеризует исполнительную власть в динамике. Особенность: в РФ нормы А.п. не кодифицированы. Процедуры такой деятельности содержатся в Кодексе РФ об административных правонарушениях, регламентах Правительства РФ, правительств и административных органов субъектов РФ, в положениях о министерствах и др.

Читайте так же:  Помощь малому бизнесу от государства — на что рассчитывать предпринимателю

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС

урегулированная административно-процессуальными нормами деятельность по разрешению конкретных случаев в сфере государственного управления уполномоченными на то субъектами административных правоотношений. А.п. реализует предписания, содержащиеся в нормах материального и других отраслей права.

Отличительная особенность А.п. заключается в том, что сфера его применения не исчерпывается реализацией норм административного права и регулированием административно-правовых отношений. Правоприменительная деятельность органов государственной власти, должностных лиц и других субъектов государственного управления связана с нормами других отраслей права (финансового, земельного и т.д.). Применение этих норм в сфере государственного управления осуществляется в порядке и по правилам, устанавливаемым административно-процессуальными нормами.

А.п. отличается от уголовного и гражданского процессов тем, что это:

а) регламентированная нормами административно-процессуального права процедура; б) совокупность совершаемых в определенном порядке действий и операций субъектов административного права, осуществляющих свои полномочия в сфере управления.

Нормы административно-процессуального характера в законах и подзаконных актах устанавливают порядок принятия и издания правоприменительных актов в сфере государственного управления, права и обязанности участников А.п.

Участниками (субъектами) А.п. являются: граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства; государственные органы, предприятия и учреждения; государственные служащие;

служащие общественных объединений и иных негосударственных структур.

Административно-процессуальной правоспособностью, т.е. возможностью обладать правами и обязанностями в А.п., наделены все субъекты. Административно-процессуальная дееспособность, ее возникновение связаны у разных субъектов с разными юридическими фактами. Она наступает у граждан с достижения 16-летнего возраста; у государственных органов, общественных объединений и иных негосударственных структур — с момента их образования;

у государственных служащих — с момента назначения или избрания на должность; у представителей общественных объединений — с момента уполномочия компетентными органами общественных объединений, организаций, обществ выступать от их имени в А.п.

Административно-процессуальные действия осуществляются в определенной последовательности, образуя фазы, стадии, к которым относятся: возбуждение управленческого вопроса(дела), его расследование (сбор информации); рассмотрение: принятие решения; обжалование и опротестование решения; исполнение решения.

Указанные стадии являются обязательными этапами А.п. и присущи всем видам административных производств.

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС

Найдено схем по теме АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС — 0

Найдено научныех статей по теме АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС — 0

Найдено книг по теме АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС — 0

Найдено презентаций по теме АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС — 0

Найдено рефератов по теме АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС — 0

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Административный процесс: понятие, виды, структура, основные черты.

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС

–это совокупность действий, совершаемых исполнительными органами для реализации возложенных на них задач и функций.

ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА:

1. представляет собой разновидность властной деятельности субъектов исполнительной власти;

2. целью является достижение определенных юридических результатов и разрешение управленческих дел;

3. промежуточные и окончательные итоги процесса закрепляются в официальных документах (протокол, постановление);

4. регламентируется административный процесс нормами;

5. объектом административного процесса являются общественные отношения, регулируемые различными отраслями права: административное, трудовое, финансовое, гражданское УП.

Административно-юрисдикционное право включает: административную юрисдикцию и административную юстицию.

ТРИ ВИДА АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРОИЗВОДСТВ:

1. производство по делам об административных правонарушениях (4 и 5 раздел КоАП);

2. дисциплинарное производство – касается привлечения как правило госслужащих к дисциплинарной ответственности, основанием как правило является совершение дисциплинарного проступка; порядок привлечения регламентируется соответствующими законами;

3. производство по обращениям граждан;

Право обращений граждан закреплено в Конституции РФ, в ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан РФ”. Выделяется три вида обращений граждан: предложение, заявление и жалоба.

ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ

ПРАВОНАРУШЕНИЯХ представляет нормативное регулирования порядок осуществления процессуальных действий, обеспечивающих законное расследование, рассмотрение и разрешение дел об административных правонарушениях, объединенных общей задачей установления истины по делу.

1. полное, всестороннее, объективное и своевременное выяснение всех обстоятельств дела;

2. разрешение сделок в соответствии с законом;

3. обеспечение исполнения вынесенного постановления;

4. выявление причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения;

5. предупреждение совершения правонарушения самим правонарушителем (частная превенция, а также всеми другими лицами (общая превенция);

6. воспитание граждан в духе точного и неукоснительного соблюдения требований законов;

7. укрепление законности и дисциплины государства.

ПРИНЦИПЫ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ:

2. оперативность (своевременность)

Своевременное выявление обстоятельств каждого дела означает соблюдение установленного административно-правовыми нормами процессуальных сроков, которое должно обеспечить неотвратимость от них, предупреждение новых правонарушений.

[3]

3. непосредственность – т.е. все доказательства по делу об административном правонарушении должны быть лично исследованы лицом, которое принимает решение;

4. процессуальное равенство – равенство перед законом и органом, разрешающим дело, ст. 228.

5. состязательность – обязанность государства доказать данное обстоятельство (необходимо понимать в совокупности с принципом презумпции невиновности), а правонарушителя — опровергать;

6. публичность – производство осуществляется в целях защиты интересов общества и государства;

7. национальный язык;

9. установление истины.

Проблемы административного судопроизводства:

1.Специальная процедура административного судопроизводства.

Таким образом, специальная процедура административного судопроизводства должна отразить особенности публично-правового спора, имея в виду:

1) облегченный доступ гражданина к правосудию путем установления специальных процессуальных сроков обращения в суд, порядка подготовки дела к рассмотрению и самого рассмотрения дела;

2) оказание помощи гражданину в составлении обращения (административного иска или жалобы) в суд;

3) определение инквизиционной, следственной роли суда (в отличие от гражданского судопроизводства) с учетом истребования необходимых доказательств и документов, которые недоступны гражданину; осуществление судом иных мер по собственной инициативе;

Читайте так же:  Маша и медведь лицензия на использование

4) возложение бремени доказывания на орган администрации, поскольку процессуальное положение сторон в публично-правовом (административном) споре должно компенсировать определенное неравенство в положении субъектов публичного права;

5) обеспечение справедливого разрешения возникшего публично-правового (административного) спора и оперативного исполнения судебного решения (в данном случае возможно использование авторитета судебной власти с позиций воздействия на администрацию в виде штрафных санкций за неисполнение судебного решения и возложения на администрацию обязанности рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к ответственности).

2.Концепция закона об административном судопроизводстве.

Проблемы административного судопроизводства в Российской Федерации в последнее время весьма активно обсуждаются в юридической литературе. Предлагаются следующие направления его реформирования:

1) создание самостоятельных административных судов. Между тем это повлечет огромные финансовые затраты, ломку уже сложившихся судебных систем;

2) функционирование одновременно двух административных судов с их подчинением, существующим судебным системам (судам общей юрисдикции и арбитражным судам). Однако это невыгодно прежде всего с точки зрения экономики: потребуются большие финансовые затраты на создание, размещение и оборудование таких судов, выплату заработной платы их судьям и сотрудникам. Кроме того, создание и функционирование административных судов при судах общей юрисдикции и арбитражных судах вызовет затруднения у граждан и юридических лиц, обращающихся в эти судебные органы за защитой своих прав и законных интересов, при определении подведомственности споров;

3) принятие единого федерального конституционного закона, который будет определять процедуру рассмотрения дел, возникающих из административных правоотношений, как в судах общей юрисдикции, так и в арбитражных судах (например, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). В одном нормативном правовом акте сложно установить единую процедуру для рассмотрения в арбитражных судах и судах общей юрисдикции дел, возникающих из административных правоотношений, отличающихся правовой природой, субъектным составом. Разработка И.принятие подобного акта в ближайшее время является нереализуемой задачей;

4) реформирование (усовершенствование) административного судопроизводства в рамках существующих судебных систем путем внесения соответствующих изменений в АПК РФ и ГПК РФ [29, с.143].

Рассмотрение конкретных административных дел порождает ряд серьезных вопросов, касающихся административного судопроизводства и требующих своего разрешения, например:

– вопрос о границах контроля суда в сфере публичной власти. Речь идет о пределах «внедрения» судебной власти во власть исполнительную, которая всегда в своей основе содержала элемент усмотрения, выстроенной на базе закона, но в развитии нормативно-правовых отношений, хотя за их рамками (границами);

– вопрос об определении правового положения лиц (участников) при рассмотрении административных дел. Заявитель все же не сторона в административном процессе, исходя из пункта 2 статьи 45 АПК РФ, а правовой статус стороны, противостоящей заявителю, не определен вообще. Здесь не должны действовать принципы состязательности и равенства сторон. В соответствии с частью 3 статьи 189 АПК РФ процессуальное положение административно-юрисдикционного органа, его правовой статус как участника судопроизводства, его права и обязанности ни КоАП РФ, ни АПК РФ не определены;

– вопрос о том, что заявитель обращается в суд с заявлением, а не с исковым заявлением. В настоящий период резкого разграничения между названными формами обращения не просматривается. Хотя история вопроса такова, что «административный иск» и «административная жалоба» — далеко не одно и то же.

Думается, что при рассмотрении дел, возникающих из административных правоотношений, не могут применяться некоторые категории, свойственные исковому производству, такие как: признание иска, встречный иск (встречная жалоба)

Таким образом, корректировка правил искового производства правилами административного судопроизводства представляется весьма сложным процессом, а в практическом применении (реализации) влечет за собой целый шлейф вопросов:

– арбитражный суд не продолжает рассмотрение начатого производства по делу об административном правонарушении на основании протокола, а возбуждает новое дело на основании заявления;

– проблема сроков рассмотрения административных дел, в частности при привлечении к административной ответственности в случае, когда привлечение правонарушителя к административной ответственности производится арбитражными судами;

– приемлемость применения примирительных процедур по административным делам или все-таки следует вернуться к весьма хорошо известной форме расширению административных досудебных процедур, что позволит разгрузить суды от бесспорных, очевидных дел и сохранить здоровье, время и деньги заявителя;

– правовая природа разъяснений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам судебной практики или актов высших судебных инстанций как источников права;

– проблема извещения сторон по административным делам;

Видео (кликните для воспроизведения).

– уплата государственной пошлины как обоснованного регулятора прохождения административных дел по судебным инстанциям и т.д.

Источники


  1. История и методология естественных наук. Выпуск XXX. Физика. — М.: Издательство МГУ, 2017. — 200 c.

  2. Теория государства и права. В 2 частях. Часть 1. Теория государства. — М.: Зерцало-М, 2011. — 516 c.

  3. Беляева, О. М. Теория государства и права в схемах и определениях / О.М. Беляева. — М.: Феникс, 2012. — 320 c.
  4. Марченко, М. Н. Сравнительное правоведение / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2013. — 784 c.
  5. Матузов, Н. И. Теория государства и права / Н.И. Матузов, А.В. Малько. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2011. — 528 c.
Административный процесс включает в себя
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here