Адвокатский запрос в налоговую инспекцию

Самая важная информация и ответы на вопросы в статье: "Адвокатский запрос в налоговую инспекцию". Актуальность данных для 2020 года вы можете уточнить у дежурного консультанта.

Приказ Министерства юстиции РФ от 14 декабря 2016 г. N 288 «Об утверждении требований к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса»

Приказ Министерства юстиции РФ от 14 декабря 2016 г. N 288
«Об утверждении требований к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса»

В соответствии с пунктом 3 статьи 6.1 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 23, ст. 2102; 2003, N 44, ст. 4262; 2004, N 35, ст. 3607, N 52 (ч. 1), ст. 5267; 2007, N 31, ст. 4011, N 50, ст. 6233; 2008, N 30 (ч. 2), ст. 3616; 2011, N 29, ст. 4291, N 48, ст. 6727; 2013, N 27, ст. 3477; 2015, N 29 (ч. 1), ст. 4394; 2016, N 23, ст. 3284) и Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 42, ст. 4108; 2005, N 44, ст. 4535, N 52 (ч. 3), ст. 5690; 2006, N 12, ст. 1284, N 19, ст. 2070, N 23, ст. 2452; N 38, ст. 3975, N 39, ст. 4039; 2007, N 13, ст. 1530, N 20, ст. 2390; 2008, N 10 (ч. 2), ст. 909, N 29 (ч. 1), ст. 3473, N 43, ст. 4921; 2010, N 4, ст. 368, N 19, ст. 2300; 2011, N 21, ст. 2927, ст. 2930, N 29, ст. 4420; 2012, N 8, ст. 990, N 18, ст. 2166, N 22, ст. 2759, N 38, ст. 5070, N 47, ст. 6459, N 53 (ч. 2), ст. 7866; 2013, N 26, ст. 3314, N 49 (ч. 7), ст. 6396, N 52 (ч. 2), ст. 7137; 2014, N 26 (ч. 2), ст. 3515, N 50, ст. 7054; 2015, N 14, ст. 2108, N 19, ст. 2806, N 37, ст. 5130; 2016; N 1 (ч. 2), ст. 207, ст. 211, N 19, ст. 2672), приказываю:

Утвердить прилагаемые требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 декабря 2016 г.
Регистрационный N 44887

Требования
к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса
(утв. приказом Министерства юстиции РФ от 14 декабря 2016 г. N 288)

I. Общие положения

1. Настоящие требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса (далее — Требования) определяют форму, порядок оформления и направления адвокатского запроса в соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 23, ст. 2102; 2003, N 44, ст. 4262; 2004, N 35, ст. 3607, N 52 (ч. 1), ст. 5267; 2007, N 31, ст. 4011, N 50, ст. 6233; 2008, N 30 (ч. 2), ст. 3616; 2011, N 29, ст. 4291, N 48, ст. 6727; 2013, N 27, ст. 3477; 2015, N 29 (ч. 1), ст. 4394; 2016, N 23, ст. 3284) (далее — Федеральный закон).

II. Порядок оформления адвокатского запроса

2. Адвокатский запрос оформляется на бумажном носителе и (или) в электронной форме. Рекомендуемый образец адвокатского запроса содержится в приложении N 1 к Требованиям.

3. Адвокатский запрос на бумажном носителе может быть выполнен от руки, машинописным способом или распечатан посредством электронных печатающих устройств.

4. При оформлении адвокатского запроса в электронной форме он должен отвечать требованиям, предъявляемым к электронному документообороту с использованием квалифицированной электронной подписи.

5. Адвокатский запрос должен содержать:

1) полное или сокращенное (при наличии) наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения или иной организации, куда он направляется;

2) почтовый адрес органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения или иной организации, куда он направляется;

3) фамилию, имя, отчество (при наличии) адвоката;

4) регистрационный номер адвоката в реестре адвокатов субъекта Российской Федерации;

Решением Верховного Суда РФ от 24 мая 2017 г. N АКПИ17-103, оставленным без изменения Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 23 ноября 2017 г. N АПЛ17-387, подпункт 5 пункта 5 настоящих Требований признан не противоречащим действующему законодательству

5) реквизиты соглашения об оказании юридической помощи, либо ордера, либо доверенности (номер, дата выдачи ордера, либо доверенности, либо дата заключения соглашения);

6) полное или сокращенное (при наличии) наименование адвокатского образования, в котором адвокат, направляющий запрос, осуществляет свою деятельность;

7) почтовый адрес; при наличии — электронный адрес и номер телефона/факса адвоката, направляющего запрос;

8) наименование документа (адвокатский запрос);

9) регистрационный номер адвокатского запроса в журнале регистрации адвокатских запросов;

10) указание нормы Федерального закона, в соответствии с которой направляется адвокатский запрос (в преамбуле запроса);

Решением Верховного Суда РФ от 24 мая 2017 г. N АКПИ17-103, оставленным без изменения Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 23 ноября 2017 г. N АПЛ17-387, подпункт 11 пункта 5 настоящих Требований признан недействующими со дня вступления решения в законную силу в той мере, в какой он возлагает обязанность при направлении адвокатского запроса в порядке, установленном Федеральным законом от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», указывать фамилию, имя, отчество (при наличии) физического лица, в чьих интересах действует адвокат, при отсутствии его согласия на указание этих данных, если иное не установлено федеральным законом

11) фамилию, имя, отчество (при наличии) физического лица или полное (сокращенное) наименование юридического лица, в чьих интересах действует адвокат. Процессуальное положение лица, в чьих интересах действует адвокат, номер дела (последние — при участии адвоката в конституционном, гражданском, арбитражном, уголовном или административном судопроизводстве, а также по делам об административных правонарушениях);

Решением Верховного Суда РФ от 24 мая 2017 г. N АКПИ17-103, оставленным без изменения Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 23 ноября 2017 г. N АПЛ17-387, подпункт 12 пункта 5 настоящих Требований признан недействующим со дня вступления решения в законную силу в части, устанавливающей, что адвокатский запрос должен содержать при необходимости обоснование получения запрашиваемых сведений

[1]

12) указание на запрашиваемые сведения, в том числе содержащиеся в справках, характеристиках и иных документах ; при необходимости — обоснование получения запрашиваемых сведений ;

Читайте так же:  Увольнение при реорганизации учреждения

13) указание на способ передачи запрашиваемых сведений (почтовым отправлением, факсимильной связью, на электронный адрес, на руки);

14) перечень прилагаемых к адвокатскому запросу документов (при наличии);

16) подпись адвоката, направившего запрос, с указанием фамилии и инициалов.

6. Адвокат вправе приложить к адвокатскому запросу любые документы или их заверенные копии.

III. Порядок направления адвокатского запроса

7. Адвокатский запрос на бумажном носителе может быть направлен почтовым отправлением, факсимильной связью, а также доставлен лично или через представителя.

8. Адвокатский запрос в электронной форме может быть направлен в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также в общественные объединения и иные организации — при наличии у них организационной и технической возможности для рассмотрения запроса в электронной форме.

9. Адвокатский запрос регистрируется в журнале регистрации адвокатских запросов, который ведется адвокатским образованием. Рекомендуемый образец журнала регистрации адвокатских запросов содержится в приложении N 2 к Требованиям.

Решением Верховного Суда РФ от 24 мая 2017 г. N АКПИ17-103, оставленным без изменения Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 23 ноября 2017 г. N АПЛ17-387, настоящее приложение признано недействующими со дня вступления решения в законную силу

— в той мере, в какой оно возлагает обязанность при направлении адвокатского запроса в порядке, установленном Федеральным законом от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», указывать фамилию, имя, отчество (при наличии) физического лица, в чьих интересах действует адвокат, при отсутствии его согласия на указание этих данных, если иное не установлено федеральным законом;

— в части, устанавливающей, что адвокатский запрос должен содержать при необходимости обоснование получения запрашиваемых сведений

См. данную форму в редакторе MS-Word

Приложение N 1
к требованиям к форме, порядку
оформления и направления
адвокатского запроса

[2]

Приложение N 2
к требованиям к форме, порядку
оформления и направления
адвокатского запроса

Журнал
регистрации адвокатских запросов

Рег. N адвокатского запроса

Дата регистрации адвокатского запроса

Наименование адресата — органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения и (или) иной организации

Фамилия, имя, отчество (при наличии), адвоката, направившего запрос

Приказ Министерства юстиции РФ от 14 декабря 2016 г. N 288 «Об утверждении требований к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса»

Приказ Министерства юстиции РФ от 14 декабря 2016 г. N 288
«Об утверждении требований к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса»

В соответствии с пунктом 3 статьи 6.1 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 23, ст. 2102; 2003, N 44, ст. 4262; 2004, N 35, ст. 3607, N 52 (ч. 1), ст. 5267; 2007, N 31, ст. 4011, N 50, ст. 6233; 2008, N 30 (ч. 2), ст. 3616; 2011, N 29, ст. 4291, N 48, ст. 6727; 2013, N 27, ст. 3477; 2015, N 29 (ч. 1), ст. 4394; 2016, N 23, ст. 3284) и Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 42, ст. 4108; 2005, N 44, ст. 4535, N 52 (ч. 3), ст. 5690; 2006, N 12, ст. 1284, N 19, ст. 2070, N 23, ст. 2452; N 38, ст. 3975, N 39, ст. 4039; 2007, N 13, ст. 1530, N 20, ст. 2390; 2008, N 10 (ч. 2), ст. 909, N 29 (ч. 1), ст. 3473, N 43, ст. 4921; 2010, N 4, ст. 368, N 19, ст. 2300; 2011, N 21, ст. 2927, ст. 2930, N 29, ст. 4420; 2012, N 8, ст. 990, N 18, ст. 2166, N 22, ст. 2759, N 38, ст. 5070, N 47, ст. 6459, N 53 (ч. 2), ст. 7866; 2013, N 26, ст. 3314, N 49 (ч. 7), ст. 6396, N 52 (ч. 2), ст. 7137; 2014, N 26 (ч. 2), ст. 3515, N 50, ст. 7054; 2015, N 14, ст. 2108, N 19, ст. 2806, N 37, ст. 5130; 2016; N 1 (ч. 2), ст. 207, ст. 211, N 19, ст. 2672), приказываю:

Утвердить прилагаемые требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 декабря 2016 г.
Регистрационный N 44887

Требования
к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса
(утв. приказом Министерства юстиции РФ от 14 декабря 2016 г. N 288)

I. Общие положения

1. Настоящие требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса (далее — Требования) определяют форму, порядок оформления и направления адвокатского запроса в соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 23, ст. 2102; 2003, N 44, ст. 4262; 2004, N 35, ст. 3607, N 52 (ч. 1), ст. 5267; 2007, N 31, ст. 4011, N 50, ст. 6233; 2008, N 30 (ч. 2), ст. 3616; 2011, N 29, ст. 4291, N 48, ст. 6727; 2013, N 27, ст. 3477; 2015, N 29 (ч. 1), ст. 4394; 2016, N 23, ст. 3284) (далее — Федеральный закон).

II. Порядок оформления адвокатского запроса

2. Адвокатский запрос оформляется на бумажном носителе и (или) в электронной форме. Рекомендуемый образец адвокатского запроса содержится в приложении N 1 к Требованиям.

3. Адвокатский запрос на бумажном носителе может быть выполнен от руки, машинописным способом или распечатан посредством электронных печатающих устройств.

4. При оформлении адвокатского запроса в электронной форме он должен отвечать требованиям, предъявляемым к электронному документообороту с использованием квалифицированной электронной подписи.

5. Адвокатский запрос должен содержать:

1) полное или сокращенное (при наличии) наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения или иной организации, куда он направляется;

2) почтовый адрес органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения или иной организации, куда он направляется;


3) фамилию, имя, отчество (при наличии) адвоката;

4) регистрационный номер адвоката в реестре адвокатов субъекта Российской Федерации;

Решением Верховного Суда РФ от 24 мая 2017 г. N АКПИ17-103, оставленным без изменения Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 23 ноября 2017 г. N АПЛ17-387, подпункт 5 пункта 5 настоящих Требований признан не противоречащим действующему законодательству

5) реквизиты соглашения об оказании юридической помощи, либо ордера, либо доверенности (номер, дата выдачи ордера, либо доверенности, либо дата заключения соглашения);

Читайте так же:  Как исправляют номер записи в трудовой книжке

6) полное или сокращенное (при наличии) наименование адвокатского образования, в котором адвокат, направляющий запрос, осуществляет свою деятельность;

7) почтовый адрес; при наличии — электронный адрес и номер телефона/факса адвоката, направляющего запрос;

8) наименование документа (адвокатский запрос);

9) регистрационный номер адвокатского запроса в журнале регистрации адвокатских запросов;

10) указание нормы Федерального закона, в соответствии с которой направляется адвокатский запрос (в преамбуле запроса);

Решением Верховного Суда РФ от 24 мая 2017 г. N АКПИ17-103, оставленным без изменения Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 23 ноября 2017 г. N АПЛ17-387, подпункт 11 пункта 5 настоящих Требований признан недействующими со дня вступления решения в законную силу в той мере, в какой он возлагает обязанность при направлении адвокатского запроса в порядке, установленном Федеральным законом от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», указывать фамилию, имя, отчество (при наличии) физического лица, в чьих интересах действует адвокат, при отсутствии его согласия на указание этих данных, если иное не установлено федеральным законом

11) фамилию, имя, отчество (при наличии) физического лица или полное (сокращенное) наименование юридического лица, в чьих интересах действует адвокат. Процессуальное положение лица, в чьих интересах действует адвокат, номер дела (последние — при участии адвоката в конституционном, гражданском, арбитражном, уголовном или административном судопроизводстве, а также по делам об административных правонарушениях);

Решением Верховного Суда РФ от 24 мая 2017 г. N АКПИ17-103, оставленным без изменения Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 23 ноября 2017 г. N АПЛ17-387, подпункт 12 пункта 5 настоящих Требований признан недействующим со дня вступления решения в законную силу в части, устанавливающей, что адвокатский запрос должен содержать при необходимости обоснование получения запрашиваемых сведений

12) указание на запрашиваемые сведения, в том числе содержащиеся в справках, характеристиках и иных документах ; при необходимости — обоснование получения запрашиваемых сведений ;

13) указание на способ передачи запрашиваемых сведений (почтовым отправлением, факсимильной связью, на электронный адрес, на руки);

Видео (кликните для воспроизведения).

14) перечень прилагаемых к адвокатскому запросу документов (при наличии);

16) подпись адвоката, направившего запрос, с указанием фамилии и инициалов.

6. Адвокат вправе приложить к адвокатскому запросу любые документы или их заверенные копии.

III. Порядок направления адвокатского запроса

7. Адвокатский запрос на бумажном носителе может быть направлен почтовым отправлением, факсимильной связью, а также доставлен лично или через представителя.

8. Адвокатский запрос в электронной форме может быть направлен в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также в общественные объединения и иные организации — при наличии у них организационной и технической возможности для рассмотрения запроса в электронной форме.

9. Адвокатский запрос регистрируется в журнале регистрации адвокатских запросов, который ведется адвокатским образованием. Рекомендуемый образец журнала регистрации адвокатских запросов содержится в приложении N 2 к Требованиям.

Решением Верховного Суда РФ от 24 мая 2017 г. N АКПИ17-103, оставленным без изменения Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 23 ноября 2017 г. N АПЛ17-387, настоящее приложение признано недействующими со дня вступления решения в законную силу

— в той мере, в какой оно возлагает обязанность при направлении адвокатского запроса в порядке, установленном Федеральным законом от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», указывать фамилию, имя, отчество (при наличии) физического лица, в чьих интересах действует адвокат, при отсутствии его согласия на указание этих данных, если иное не установлено федеральным законом;

— в части, устанавливающей, что адвокатский запрос должен содержать при необходимости обоснование получения запрашиваемых сведений

См. данную форму в редакторе MS-Word

Приложение N 1
к требованиям к форме, порядку
оформления и направления
адвокатского запроса

Приложение N 2
к требованиям к форме, порядку
оформления и направления
адвокатского запроса

Журнал
регистрации адвокатских запросов

Рег. N адвокатского запроса

Дата регистрации адвокатского запроса

Наименование адресата — органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения и (или) иной организации

Фамилия, имя, отчество (при наличии), адвоката, направившего запрос

Верховный суд разобрался, как должен выглядеть адвокатский запрос

Апелляционная коллегия Верховного суда разобралась, как должен выглядеть адвокатский запрос. Изначально новая форма запроса предполагала раскрытие данных доверителей, но в ВС адвокатам удалось добиться возможности не заполнять данные, касающиеся их доверителей – физических лиц. При этом необходимость указывать наименование юрлица осталась. Также в запросе по-прежнему надо писать номер дела и процессуальный статус доверителя, что позволяет без труда идентифицировать его, указал адвокат Иван Павлов, обжаловавший решение Верховного суда.

Минюст утвердил форму адвокатского запроса в приказе № 288 в конце 2016 года. Весной 2017 года адвокаты Андрей Николаев и Иван Павлов оспорили документ в ВС. По мнению юристов, утвержденная форма запроса некорректна, поскольку предполагает раскрытие данных лиц, в интересах которых действуют адвокаты. В частности, запрос должен был содержать реквизиты соглашения об оказании юрпомощи и информацию о лице, в чьих интересах выступает защитник: ФИО физлица или полное наименование компании. Также надо указать процессуальное положение клиента, включая номер дела, при участии адвоката в гражданском, уголовном или административном судопроизводстве, а также по делам об административных правонарушениях.

Таким образом, утверждали заявители, если адвокат укажет ФИО доверителя, то он рискует лишиться статуса за нарушение адвокатской тайны, а если не укажет – статуса лишат уже за систематические нарушения формы документа. Вопросы вызвало и то, что следует указывать в ситуации, когда адвокат действует в интересах неопределенного круга лиц.

В ходе рассмотрения дела в ВС представитель Минюста заявлял, что документ – «компромиссный вариант», который продвигали правоохранители (см. «Верховный суд выяснил, что форму адвокатского запроса продавил «силовой блок»). До этого весь правоохранительный блок настаивал, чтобы к запросу адвокат прикладывал также копию ордера и доверенность, пояснял представитель Минюста в суде. Юрист министерства также объяснял форму запроса попыткой избежать злоупотреблений со стороны адвокатов, которые могут направлять запросы “абстрактно”. ФПА полагала, что требования заявителей необоснованные и не подлежат удовлетворению.

При рассмотрении дела в первой инстанции ВС счёл аргументы адвокатов обоснованными и частично удовлетворил требования заявителей. Так, суд признал ряд пунктов спорного приказа Минюста недействующим и разрешил адвокатам не заполнять часть формы запроса, касающуюся данных физических лиц, а также отменил часть требований, устанавливающую, что адвокатский запрос при необходимости должен содержать обоснование получения запрашиваемых требований. Правда, незаконность была обусловлена не той причиной, на которую указывали заявители. Судья Алла Назарова указала на то, что раскрытие в адвокатском запросе имени доверителя без его согласия – нарушение не адвокатской тайны, а закона о персональных данных.

Читайте так же:  Что учтено в накладных расходах в смете

При этом требования о необходимости указать в запросе информацию о юридических лицах суд отменять не стал. Осталась у адвокатов и обязанность заполнять процессуальное положение клиента-физлица и номер дела. Номер дела и процессуальное положение без указания ФИО лица не позволяют его идентифицировать, решила судья Назарова.

Однако один из истцов – адвокат Иван Павлов – с частичным удовлетворением требований не согласился и обжаловал судебный акт. Он попросил признать нормы полностью незаконными. Позиция первой инстанции нуждается в корректировке, заметил он в ходе заседания в ВС: в нынешнем варианте она защищает только физлиц, основываясь на законе о персональных данных, но адвокатская тайна защищает и юрлиц тоже. Кроме того, суд не учёл, что сегодня по номеру дела и процессуальному статусу лица можно узнать очень многое – как минимум, идентифицировать доверителя, указал Павлов.

Не всегда адвокатскую деятельность можно назвать публичной: если речь идет о консультировании, доверитель часто хочет сохранить в тайне сам факт обращения к адвокату.

«Адвокатский запрос – не оружие массового поражения, мы просим не усилить его, а не ослаблять и без того достаточно слабый инструмент. Я прошу продолжить логику суда первой инстанции и защитить не только персональные данные, но и адвокатскую тайну, которая находится под угрозой. От норм пострадают не адвокаты, хотя и такие возможности есть, а наш доверитель. Именно в его интересах закон защищает адвокатскую тайну», – подчеркнул Павлов.

В свою очередь, представители Минюста, МВД и Следственного комитета против удовлетворения апелляционной жалобы возражали.

Суд признавать норму незаконной полностью отказался: коллегия под председательством судьи Галины Манохиной оставила в силе решение первой инстанции.

Адвокат не обязан предоставлять соглашения с доверителем по требованию налогового органа

Если налоговый орган требует у адвоката предоставить его соглашение с доверителем по основаниям п. 1 ст. 93 НК РФ и п.2 ст. 126, такое требование заведомо неправомерно, так как разглашение такой информации является раскрытием адвокатской тайны без согласия доверителя, что влечёт дисциплинарную ответственность адвоката

В соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать документы (к примеру, соглашение с доверителем) о деятельности проверяемого налогоплательщика у контрагента или иных лиц, располагающих такими документами (информацией).

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокатской тайной являются любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю.

Абзац 1 части 5 статьи 6 Кодекса профессиональной этики адвоката устанавливает, что адвокатская тайна распространяется на факт обращения к адвокату включая имена и названия его доверителей.

Таким образом, в случае предоставления налоговому органу копий соглашений с доверителем, посторонним лицам станут известны сведения, охраняемые адвокатской тайной. (ИмяНазвание доверителя, факт обращения к адвокату за юридической помощью, содержание предоставляемых услуг).

Возможный довод ФНС о том, что запрашиваемые сведения будут охраняться «налоговой» тайной, по моему мнению, следует признать несостоятельным, так как действующее законодательство не предусматривает процедур перевода информации доверителя из режима «адвокатской» тайны в «налоговую» тайну. (следовательно – не допускает).

Также охрана подобных сведений «налоговой» тайной видится недопустимой мерой, так как в связи со спецификой профессиональной деятельности, сотрудники налоговой службы осуществляют охрану информации исключительно имущественно-финансового характера, тогда как сведения, содержащиеся в соглашении адвоката и доверителя, не попадают под такую категорию и, следовательно, не могут охраняться «налоговой» тайной, так как подобные соглашения также содержат информацию, связанную с судебными делами, к которой у сотрудников налоговой службы нет доступа по причине отсутствия взаимосвязи сферы их деятельности с адвокатской тайной.

По этой причине считаю, что в случае разглашения подобных сведений налоговой службе, конституционное право доверителя на конфиденциальность сведений, охраняемых адвокатской тайной может быть нарушено, в результате чего для адвоката, предоставившего такую информацию возникает риск наступления неблагоприятных последствий в виде мер дисциплинарной ответственности со стороны адвокатской палаты.

Конституционный суд Российской Федерации в своём Определении от 06.03.2008г (прилагаю к справке) выразил следующую позицию по данному вопросу:

«Освобождение адвоката от обязанности свидетельствовать об обстоятельствах и сведениях, которые ему стали известны или были доверены в связи с его профессиональной деятельностью, служит обеспечению права каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23 Конституции РФ) и является гарантией того, что информация о частной жизни, конфиденциально доверенная лицом в целях собственной защиты только адвокату, не будет вопреки воле этого лица использована в иных целях, в том числе как свидетельство против него самого (ч. 1 ст. 24, ст. 51 Конституции РФ).

Тем самым, Конституционный Суд разъяснил, что пункт 1 статьи 93 и пункт 2 статьи 126 Налогового кодекса РФ не могут рассматриваться как возлагающие на адвокатов обязанность предоставлять налоговому органу любые документы, содержащие сведения о клиентах и предусматривающие ответственность за неисполнение такой обязанности за налоговое правонарушение.

«Вместе с тем адвокаты и адвокатские образования, являющиеся налогоплательщиками в силу статьи 57 Конституции РФ, обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы и в равной мере со всеми другими налогоплательщиками вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, представлять в налоговый орган налоговые декларации (расчеты) по налогам, а в необходимых случаях, предусмотренных законом, — информацию и документы, подтверждающие полноту и своевременность уплаты налогов и сборов, а также нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах (ст. 23 НК РФ). Освобождение адвокатов и адвокатских объединений от обязанности представлять соответствующие сведения и документы исключало бы всякую возможность налогового контроля и не соответствовало бы целям и смыслу налогообложения.

Теми же целями налогообложения и налогового контроля предопределяется содержание информации, предоставляемой налоговым органам адвокатами и адвокатскими образованиями. Налоговый орган вправе требовать от них сведения, которые необходимы для оценки налоговых последствий сделок, заключаемых с клиентами. Такие сведения в любом случае составляют налоговую тайну и защищаются от разглашения в силу закона (ст. 102 НК РФ). Что касается сведений, которые связаны с содержанием оказываемой адвокатом юридической помощи и могут быть использованы против его клиента, то исходя из конституционно значимых принципов адвокатской деятельности налоговые органы не вправе требовать их представления. Именно поэтому НК РФ устанавливает, что при осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике, полученной в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну (п. 4 ст. 82)»

Следовательно, Конституционный Суд указал на то, что:

Читайте так же:  Форма при изменении юридического адреса

Налоговый орган вправе истребовать у адвоката соглашение с доверителем в случае его проверки, однако требование предоставления соглашений, заключённых за отчётный период не является правомерным. Также, соответствующий запрос должен содержать обоснование необходимости оценки налоговых последствий сделок проверяемого лица.

Вместе с тем, обращаю внимание на то, что статья 126 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает ответственность за непредоставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.

  1. Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренныхстатьями 119,129.4и129.6настоящего Кодекса, а такжепунктами 1.1и1.2настоящей статьи

Влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

Помощник адвоката Коллегии «Терновцов и партнеры»
Андрей Борисов

Минюст увеличивает силу адвокатского запроса

Госорганы, компании и нотариусы будут обязаны отвечать на адвокатский запрос в течение 15 дней, за игнорирование этого требования им будут грозить штрафы. Но сами адвокаты должны будут оформлять запросы по шаблону, который утвердит Минюст, а за разглашение полученной секретной информации их будут лишать статуса.

Минюст сегодня вечером обнародовал законопроект, который должен усилить вес адвокатского запроса. В отраслевых законах указывается на право адвоката получить информацию, являющуюся тайной, например, налоговой и банковской. Кредитные учреждения смогут им выдавать по запросу справки по операциям и счетам юрлиц, физлиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юрлица. Сейчас банки раскрывают эти данные судам, Счетной палате, налоговым органам, Пенсионному фонду, Фонду социального страхования и органам принудительного исполнения судебных актов (ст.26 закона «О банках и банковской деятельности»). Бюро кредитных историй сможет выдавать адвокатам наряду с судьями даже закрытую часть истории клиента. В Уголовно-процессуальном кодексе появится определение адвокатского запроса («запрос сведений, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи адвокатом»), а также уточнение, что адвокат вправе собирать доказательства путем истребования и направления адвокатского запроса.

Однако Минюст в будущем установит требования к форме и порядку оформления, направления адвокатского запроса. Непосредственно в законе «Об адвокатской деятельности…» будет записано, что к запросу «при необходимости прилагается доверенность или ее нотариально удостоверенная копия, подтверждающая полномочия адвоката на получение необходимых сведений о доверителе или касающихся доверителя». Например, в Основах законодательства о нотариате укажут, что сведения о нотариальных действиях будут выдаваться адвокату лишь при предъявлении копии ордера, выданного соответствующим адвокатским образованием, «подтверждающего полномочия адвоката как защитника (представителя) определенного гражданина, в случае, если это не повлечет разглашения нотариальной тайны».

Законопроект устанавливает, что «органы госвласти, органы местного самоуправления, а также [нотариусы] и иные лица, занимающиеся частной практикой, органы управления и руководители коммерческих и некоммерческих организаций, общественные объединения и индивидуальные предприниматели» в течение 15 дней должны отвечать на адвокатский запрос. «В исключительных случаях» разрешается продлевать этот срок еще на 15 дней. Оставить адвоката без ответа по существу можно будет в четырех случаях: если требуемой информации просто нет, адвокатский запрос составлен с нарушением требований, установленных Минюстом, к запросу не приложены документы, подтверждающие полномочия, запрошенная информация отнесена к сведениям, составляющим гостайну, к которой у адвокатов доступа нет. Соответствующие дополнения вносятся в закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ».

Но Минюст желает не только упростить адвокатам доступ к требующимся им порой сведениям, но и ужесточить требования к самим защитникам. В частности, за «незаконное использовании и (или) разглашении информации, связанной с оказанием адвокатом квалифицированной юридической помощи своему доверителю».

Если же чиновник проигнорирует запрос от адвоката, то ему будет грозить штраф. Минюст предлагает скорректировать ст.17.7 Кодекса об административных правонарушениях так, чтобы за невыполнение адвокатского запроса в отсутствие установленных федеральными законами оснований или нарушение срока предоставления информации по адвокатскому запросу, каралось штрафом: для должностных лиц – в 2000–3000 руб., для юрлиц – от 20 000 до 30 000 руб. Минюст намерен дополнить ст.5.39 КоАП («Отказ в предоставлении информации» ч.2), согласно которой неправомерный отказ в предоставлении информации по адвокатскому запросу, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации будет караться штрафами для должностных лиц от 5000 до 10 000 руб., для юрлиц – 20 000–30 000 руб.

[3]

Управляющий партнер адвокатского бюро «Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры» Андрей Корельский рад этим изменениям и говорит, что сейчас адвокатские запросы часто игнорируются или на них присылают отписки. «Повышение обязательности реагирования на подобные запросы при наличии персональных и коллективных, преимущественно финансовых санкций, пусть и относительно невысоких, усиливает статус и роль адвоката в российском юридическом сообществе, – говорит он. – Во многих странах мира адвокат, его подпись и документы имеют статус не меньший, чем у нотариуса, судебного пристава, проигрывая разве что только судьям и прокурором». По его словам, сокращение сроков на ответ также находится в тренде последних инициатив государства по ускорению взаимодействия госорганов и граждан, в том числе вследствие развития электронных средств связи и коммуникаций. «Что касается формы, то я тоже не вижу проблем, чтобы запрос был типовым или с обязательными рекомендованными Минюстом реквизитами, вплоть до бланков строгой отчетности, как например порядок делопроизводства ордеров в адвокатских образованиях», – рассуждает адвокат.

Но не только адвокатскому запросу посвящен документ Минюста, он серьезно корректирует закон «Об адвокатской деятельности…». В частности, он решает давний спор между приставами в судах и адвокатам, которых не пускали в здание по удостоверению, требуя предъявить паспорт. В законе появится норма о том, что «удостоверение предоставляет право беспрепятственного доступа адвоката в помещения судов, правоохранительных органов, органов госвласти, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций в связи с осуществлением профессиональной деятельности».

Читайте так же:  Детская поликлиника по месту регистрации

При этом в законе появится новое ограничение для адвокатов: свой адвокатский кабинет они смогут учредить лишь после пятилетней адвокатской деятельности. Сейчас такого ограничения нет, и после получения удостоверения молодой адвокат может создать свой кабинет.

С текстом законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения права адвоката на сбор сведений, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи» можно ознакомиться здесь.

Разъяснения по вопросу предоставления информации по адвокатскому запросу

Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»[1] адвокаты наделены правом собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, а указанные органы и организации в установленном порядке обязаны выдать адвокату запрошенные им документы или их копии (п. 1 ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ).

Статус адвокатского запроса закреплен в ст. 6.1 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ. Так, адвокатский запрос — официальное обращение адвоката по вопросам, входящим в компетенцию органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций о предоставлении справок, характеристик и иных документов, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи.

В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ адвокат должен иметь ордер на исполнение поручения, выдаваемый соответствующим адвокатским образованием, иных случаях адвокат представляет доверителя на основании доверенности. Форма ордера утверждена приказом Министерства Юстиции Российской Федерации от 10.04.2013 г. № 47.

Согласно п. 5 приказа Министерства Юстиции Российской Федерации от 14.12.2016 № 288 адвокатский запрос должен содержать реквизиты соглашения об оказании юридической помощи, либо ордера, либо доверенности (номер, дата выдачи ордера, либо доверенности, либо дата заключения соглашения).

При этом необходимо отметить, что никто не вправе требовать от адвоката и его доверителя предъявления соглашения об оказании юридической помощи для вступления адвоката в дело (ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ).

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации, которым направлен адвокатский запрос, должны дать на него ответ в письменной форме в тридцатидневный срок со дня его получения . В случаях, требующих дополнительного времени на сбор и предоставление запрашиваемых сведений, указанный срок может быть продлен, но не более чем на тридцать дней , при этом адвокату, направившему адвокатский запрос, направляется уведомление о продлении срока рассмотрения адвокатского запроса.

В предоставлении адвокату запрошенных сведений может быть отказано в следующих случаях:

1) субъект, получивший адвокатский запрос, не располагает запрошенными сведениями;

2) нарушены требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса, определенные в установленном порядке;

3) запрошенные сведения отнесены законом к информации с ограниченным доступом.

К сведениям, относящимся к ограниченному доступу, относятся государственная, коммерческая, банковская, налоговая, врачебная, нотариальная тайны, тайна следствия, персональные данные и другая информация, установленная законом.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»[2] операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом. В тоже время положениями Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ предусмотрено, что обработка персональных данных допускается, если она необходима для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (п. 3 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ).

Таким образом, получив адвокатский запрос, необходимо обратить внимание для каких целей и какого рода информация запрашивается.

За неправомерный отказ адвокату в предоставлении сведений по адвокатскому запросу предусмотрена административная ответственность . Так, в силу статьи 5.39 КоАП РФ неправомерный отказ в предоставлении гражданину, в том числе адвокату в связи с поступившим от него адвокатским запросом, и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти тысяч рублей.

Непредоставление информации в ходе рассмотрения гражданского, административного или уголовного дела рассматривается как нарушение норм соответствующего процессуального законодательства.

В тоже время в соответствии со статьей 13.14 КоАП РФ адвокаты несут административную ответственность за разглашение информации , доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность). Адвокаты, совершившие данное административное правонарушение несут административную ответственность как должностные лица, а именно в виде административного штрафа от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

Также в соответствии с пунктом 2.1 части 2 статьи 17 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ статус адвоката может быть прекращен по решению совета адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, в региональный реестр которого внесены сведения об адвокате, на основании заключения квалификационной комиссии при незаконном использовании и (или) разглашении информации, связанной с оказанием адвокатом квалифицированной юридической помощи своему доверителю, либо систематическом несоблюдении установленных законодательством Российской Федерации требований к адвокатскому запросу.

[1] Далее – «Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ».

Видео (кликните для воспроизведения).

[2] Дале – «Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ».

Источники


  1. . Якушев, А. В. Теория государства и права (конспект лекций) / А.В. Якушев. — Москва: Огни, 2000. — 192 c.

  2. Варламов А. А., Севостьянов А. В. Земельный кадастр. В 6 томах. Том 5. Оценка земли и иной недвижимости; КолосС — Москва, 2008. — 265 c.

  3. Акционерные общества в России. Словарь-справочник от А до Я. — М.: Дело и сервис, 2008. — 400 c.
  4. Задачи и тестовые задания по судебной медицине: моногр. . — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. — 624 c.
  5. Пикалов И. А. Уголовное право. Особенная часть; Эксмо — Москва, 2011. — 560 c.
Адвокатский запрос в налоговую инспекцию
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here