Актуальные принципы и формы трудоустройства инвалидов

Самая важная информация и ответы на вопросы в статье: "Актуальные принципы и формы трудоустройства инвалидов". Актуальность данных для 2020 года вы можете уточнить у дежурного консультанта.

Трудоустройство инвалидов

Вопрос 24. Трудоустройство и профессиональное обучение инвалидов.

Государство обеспечивает инвалидам получение основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования, создаются специальные профессиональные образовательные учреждения различных типов и видов или соответствующие условия в профессиональных образовательных учреждениях общего типа.

Профессиональная подготовка и профессиональное образование инвалидов в специальных профессиональных образовательных учреждениях для инвалидов осуществляются в соответствии с государственными образовательными стандартами на основе образовательных программ, адаптированных для обучения инвалидов.

Организация образовательного процесса в специальных профессиональных образовательных учреждениях для инвалидов регламентируется нормативными правовыми актами, организационно-методическими материалами соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Обеспечение инвалидов с освобождением от оплаты или на льготных условиях специальными учебными пособиями и литературой, а также возможностью пользования услугами сурдопереводчиков является расходным обязательством субъекта Российской Федерации (за исключением обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях). Для инвалидов, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, обеспечение этих мероприятий является расходным обязательством Российской Федерации.

Инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:

— установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;

— резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;

— стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;

— создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;

— создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов;

— организации обучения инвалидов новым профессиям.

Организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

Общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов.

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов — рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Не допускается установление в коллективных или индивидуальных трудовых договорах условий труда инвалидов (оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность ежегодного и дополнительного оплачиваемых отпусков и другие), ухудшающих положение инвалидов по сравнению с другими работниками.

Для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда.

Привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья.

Инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Актуальные принципы и формы трудоустройства инвалидов

На данном этапе социального развития государства важнейшим приоритетом политики является комплекс мер по интеграции инвалидов в социум. За последние годы количество социально незащищенных слоев населения неуклонно возрастает, и во всем мире насчитывает около 10% от всего населения земного шара. Но это только верх айсберга, а сколько человек из-за сложности процедуры отказываются от получения этого статуса. Сегодня только 15% всех инвалидов трудоустроены, а среди 1 и 2-й групп инвалидности и того меньше – 8%. Каковы же принципы и формы трудоустройства инвалидов имеются в современном обществе.

Закон о трудоустройстве инвалидов

Каждый десятый человек на земле – инвалид. Статистика неутешительная и тем более государству следует задуматься о том, как помочь таким людям преодолеть последствия, восстановить свои утраченные функции и стать полноправным членом социума. В процессе интеграции огромную роль играет трудоустройство инвалидов. Труд оказывает благотворное влияние, дает чувство необходимости его для общества, а также позволяет не быть обузой для семьи.

Вместе с тем сегодня в экономике наблюдается спад производства, безработица поглотила даже здоровое население, что уж говорить о больных людях. В таких условиях государство побеспокоилось, чтобы все гарантии трудоустройства инвалидов достигли нуждающихся в помощи.

Государственная политика занятости инвалидов внедряет социальные мероприятия, которые бы содействовали трудоустройству ограниченных лиц, а для работодателей предусмотрены поощрения в связи с созданием новых или сохранением имеющихся рабочих мест для данной категории населения (ст. 5 Закона РФ № 1032-1 о занятости населения). Льготы для предприятия при трудоустройстве инвалидов включают в себя освобождение от единого социального налога для сумм выплат, которые не превышают 100 000 руб. в год на каждого инвалида.

Кроме того, в России 24 ноября 1995 года принят закон о трудоустройстве инвалидов, где в статье 9 говорится, что реабилитация инвалидов должна включать трудовую адаптацию, профессиональное образование.

Каким же образом государство конкретно помогает таким гражданам. Самая основная форма трудоустройства – это квотирование рабочих мест. Квота – это минимальное число вакансий для трудоустройства людей, которые нуждаются в соцзащите.

Рассмотрим, кому положена квота по трудоустройству инвалидов в соответствии с законодательством. Специальные места вводятся на всех предприятиях, независимо от формы собственности, где количество работающих более 30 человек. Квота, обычно, составляет 2-4% от общей численности трудящихся на данном предприятии.

Читайте так же:  Стоп лист на выезд за границу проверить

Мероприятия по трудоустройству данной категории граждан осуществляются посредством деятельности территориальных центров занятости. Что делают центры занятости в отношении трудоустройства:

  1. создают базу данных по вакансиям в счет квотирования>
  2. выдают направления на трудоустройство лицам, которые особенно нуждаются в социальной защите и поиске работы>
  3. осуществляют контроль за выполнение квот>
  4. контролируют своевременное поступление платы в счет исполнения установленных квот>
  5. помогают в профессиональной подготовке или переквалификации>
  6. субсидируют инвалидов на общих основаниях, если это не воспрещается ИПР.

Какие же мероприятия проводятся на уровне государства для решения данной проблемы:

  • осуществляется льготная финансовая и кредитная политика, направленная на предприятия, которые трудоустраивают инвалидов, на общества инвалидов>
  • устанавливают на предприятиях разных форм собственности квоты на рабочие места>
  • резервируют рабочие места по профессиям, которые наиболее подходят для инвалидов>
  • стимулируют создание специализированных рабочих мест на предприятиях, организациях или учреждениях>
  • создают инвалидам подходящие условия труда согласно ИПР инвалидов>
  • создают условия для предпринимательства инвалидов>
  • организовывают обучение инвалидов>
  • адаптируют рабочее место под персональные возможности инвалида, оснащая место специальными приспособлениями и оборудованием.

Этот список полностью соответствует стандартным правилам предоставления равных возможностей инвалидам, которые приняты в ООН 20.12.1993 года. В данном документе предусматривается, что инвалиды вправе получать наравне с другими людьми гарантии занятости и что они должны иметь равные конкурентно-способные условия труда, приносящие доход. И ни в коем случае не должна проявляться дискриминация по отношению к данной категории трудящихся. Государствам же надлежит всячески поддерживать стремление инвалидов к труду и внедрение их в мировой рынок труда.

Недостатки квотирования

Во многих странах существуют законы, определяющие обязанности для работодателей выделять или резервировать специальные места для инвалидов. Однако, у данной системы есть существенные недостатки. Обязывая работодателей трудоустраивать социально незащищенных граждан, государство фактически перекладывает свои обязанности на работодателей. Попытка решить такую сложную социальную проблему за счет предпринимателей без вложения собственных сил, вызывает часто негатив со стороны работодателей. В результате чего жертвами оказываются самые беззащитные слои, подвергаясь дискриминации на рабочем месте, вплоть до насмешек и упреков.

Разве можно говорить в такой ситуации о психологической реабилитации. Как мы знаем, из всех инвалидов трудоустроено только 15%, а всему причина именно боязнь дискриминации. Большое значение оказывает социальное влияние на трудоустройство инвалидов. Большинство молодых инвалидов испытывают комплексы относительно своего состояния, боятся работать среди полноценных людей или недооценивают свои знания и возможности. Кроме того, работодатели не до конца понимают, насколько значим для инвалидов труд, как для удовлетворения физических потребностей, так и для повышения собственной самооценки и реализации себя наравне с полноценными людьми, а часто им попросту это неважно.

Но как бы там ни было, квотирование рабочих мест для трудоустройства инвалидов предусмотрено законодательством, и отказ в трудоустройстве инвалида влечет за собой административную ответственность в виде штрафа от 2 до 3 тыс. руб. (статья 5.42 пункт 1 КоАП РФ). Эта мера наказания предусмотрена во многих странах. Штрафы нельзя расценивать как карательную меру за невыполнение правовых норм. В сущности, это взносы, которые направляются на развитие для работодателей равных условий и способствуют созданию новых мест для работы инвалидов.

Кроме того, работодателю может быть выставлено взыскание не только за отказ в трудоустройстве инвалида, но и за невыполнение законодательства в отношении создания специальных рабочих мест и за отказ в трудоустройстве инвалидов в пределах квот. Однако, если условия труда на данном предприятии тяжелые и опасные для здоровья и жизни и противоречат индивидуальной программе реабилитации, тогда отказ в трудоустройстве вполне правомерный.

В случае отказа в трудоустройстве, инвалид имеет право подать иск в суд о признании отказа незаконным. По результатам судовых разбирательств, работодателя могут вынудить трудоустроить гражданина на работу с того дня, когда подано заявление о приеме на работу и оплатить ему время вынужденного прогула. В том случае, если работодатель не выполнил квоту или было невозможно это сделать, он обязан будет вносить обязательные платежи за каждого нетрудоустроенного в пределах квотирования. Эти средства идут на создание мест сверх квоты, а также направляются в общественные объединения инвалидов для создания специальных цехов и предприятий, использующих их труд. Таким образом, эти взносы это альтернатива квотированию. Этот принцип предоставляет предприятиям и компаниям выбор при выполнении квотирования – или брать на работу инвалидов в пределах квоты или платить взносы за нетрудоустроенных граждан.

На сегодняшний день именно квотирование является основной формой трудоустройства граждан особо требующих социальной защиты, хотя у данной формы есть и недостатки, о которых мы говорили выше, не позволяющие в полном объеме решить проблемы, связанные с социальной интеграцией инвалидов. Следовательно, несмотря на некоторые успехи данной формы, еще остается много нерешенных проблем, и обеспечение занятости данной категории остается наиболее острой и болезненной темой нашей действительности.

Актуальные принципы и формы трудоустройства инвалидов

Библиографическая ссылка на статью:
Семикова Н.В. Проблема трудоустройства инвалидов // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2012. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2012/01/326 (дата обращения: 07.02.2019).

В настоящее время ни для кого не является секретом, что количество инвалидов чрезвычайно велико не только в нашей стране, но и во всем мире. По данным ООН, в начале 1990-х годов в мире насчитывалось приблизительно 0,5 миллиарда инвалидов, то есть примерно 10% населения Земного шара. Такие данные приводит в своей работе Е.И. Холостова [3].

Большое количество инвалидов в нашей стране неизбежно создает проблемы их трудоустройства и занятости, в силу разных обстоятельств. В первую очередь это отсутствие физической способности осуществлять некоторые функции, присущие здоровому человеку.

В соответствии со ст. 1, ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”, инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья, со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной зашиты. При этом под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

[3]

В толковом словаре даются их следующее понятие трудоустройства :

Читайте так же:  Кто раздает листовки на улице профессия

Трудоустройство – “устройство кого-нибудь на работу, содействие в таком трудоустройстве” [1] .

Проблема занятости и трудоустройства инвалидов в современном обществе является актуальной и не менее важной .Инвалиды испытывают ряд трудностей в трудоустройстве по причине того, что очень часто работодатели под разными предлогами их не трудоустраивают, ограничивают в правах, делают недоступными некоторые виды работ из-за физической неприспособленности инвалидов к их различным видам. Все это создает дополнительную напряженность в обществе, делает “ненужными” огромное количество людей.

Трудовая деятельность для человека является важным условием полноценной жизнедеятельности. Она не только является способом экономически обеспечить своё существование, но и возможностью реализации своих способностей ,в том числе и творческих. Трудовая деятельность является фактором приобщения человека к общественным ценностям. Работа позволяет каждому гражданину уважать себя, осознавать свою индивидуальность, быть полноценной частью современного общества.

На сегодняшний день в обществе существует определённый стереотип о том, что человек с ограниченными возможностями не может и не желает трудиться, что он живет на попечении близких родственников и государства. Однако нельзя забывать о том, что среди инвалидов есть те, кто желает трудиться и быть независимыми.

Инвалиды испытывают определенные трудности в поиске работы по причине ограниченности своих возможностей и в связи с этим нуждаются в поддержке со стороны государства. Таким образом, были приняты законы и подзаконные акты, призванные отстаивать права инвалидов в сфере занятости: “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” Несмотря на наличие рабочих мест, не все трудоспособные инвалиды проявляют себя в трудовой деятельности, хотя имеют такую же потребность.

Причинами инвалидности признаются:

1. Общее заболевание

2. Инвалидность с детства

3. Трудовое увечье

4. Профессиональное заболевание

5.Заболевание, которое было получено в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий.

6. Ранение (увечье, контузия), полученные при защите государства или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо заболевание, связанное с пребыванием на фронте [4].

Отклонения от нормы в жизнедеятельности инвалида разнообразны. Среди них: нарушение двигательной функции, нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, обмена веществ и энергии; нарушение зрения, слуха ,обаяния или осязания; Психические расстройства, нарушение памяти, внимания, речи, мышления.

Каждое ограничение имеет свою степень выраженности

1 степень – способность к выполнению трудовой деятельности при условии снижения квалификации или уменьшения объема производственной деятельности.

2 степень – способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных средств

3 степень – неспособность к трудовой деятельности.

Критерием для определения группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты и помощи.

Для установления первой группы инвалидности – способности третьей степени. Для второй группы – способности второй степени. Для третьей группы – способности первой степени [2].

Работодатели часто отказываются принимать на работу инвалидов: в связи с лишними затратами; психологическими особенностями инвалидов, а так же в связи с необходимостью лечения. Так же важным фактором является отсутствие возможности привлечения к дополнительным. Отсутствие желания понять проблемы людей, имеющих инвалидность и войти в их ситуацию играет решающую роль в трудоустройстве данной категории населения.

В Российской Федерации решением вопроса занятости населения занимается государственная служба занятости населения. Соответственно, туда может обратиться и человек с инвалидностью. Данная организация занимается предоставлением проф. ориентационных услуг и проводит ознакомление с имеющимся банком вакансий . Если человек с инвалидностью пожелает встать на учет в службу занятости как безработный гражданин, ему необходимо оформить “Индивидуальную программу реабилитации” при условии отсутствия у него третьей степень ограничения к трудовой деятельности.

Человек ,имеющий инвалидность обладает рядом психологических факторов, отражающих его положение на рынке труда, а так же формирующих их отношение к обществу. Инвалиды относятся к категории мало мобильного населения и являются наименее защищенной, социально уязвимой частью общества. Это связано прежде всего с дефектами их физического состояния, вызванного заболеваниями, приведшими к инвалидности. Психологические проблемы возникают при изолированности инвалидов от внешнего мира, по причине имеющихся недугов и в результате неприспособленности к окружающей среде .Важную роль играет отсутствие специализированного оборудования для инвалидов , разрыв привычного общения .Это влечёт за собой ряд последствий, а именно наступление одиночества, возникновению эмоционально-волевых расстройств, развитию депрессии, изменения в поведении.

Для инвалидов, желающих трудиться, очень важна занятость. Инвалид ,имеющий работу, перестает ощущать свою неполноценность, вызванную физическими и иными недостатками здоровья, чувствует себя полноправным членом общества и, что немаловажно, имеет дополнительные материальные средства. Поэтому, инвалидам предоставляются гарантии осуществления трудовой занятости путем проведения ряда специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:

1) Установление квоты для приема на работу инвалидов и выделение минимального количества специализированных рабочих мест для них;

2) Осуществление льготной финансово-кредитной политики в отношении специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов, предприятий, учреждений, организаций общественных объединений инвалидов;

3) Создание инвалидам условий труда в соответствии с их индивидуальными программами реабилитации;

4) Создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов; организации обучения их новым профессиям.

Для трудоустройства инвалидов должны создаваться специальные рабочие места со специализированным техническим оснащением с учётом индивидуальных возможностей инвалидов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Одним из основных направлений поддержки инвалидов является профессиональная реабилитация, которая является важнейшей составной частью государственной политики в области социальной защиты инвалидов.

Профессиональная реабилитация инвалидов включает следующие мероприятия:

2. Психологическая поддержка профессионального самоопределения;

3. Обучение или переобучение;

Читайте так же:  Срок сдачи декларации после закрытия ип

4. Повышение квалификации;

5. Содействие трудоустройству;

6. Квотирование и создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов,

7. профессионально-производственная адаптация.

Профессиональная реабилитация инвалидов с их последующим трудоустройством экономически выгодна для государства. Так как, средства, вложенные в реабилитацию инвалидов, будут возвращаться государству в виде налоговых поступлений, являющихся следствием трудоустройства инвалидов. Если доступ инвалидов к занятиям профессиональной деятельностью будет ограничен, расходы на реабилитацию инвалидов лягут на плечи общества.

Для инвалидов, которые не способны участвовать в основном процессе занятости создаются специализированные предприятия. В России в настоящее время существует около 1,5 тысяч таких предприятий . Специализированные предприятия обычно предназначены для определенных категорий инвалидов со значительными потерями функций организма :нарушение зрения , умственного развития и двигательного аппарата. Однако трудоустройство инвалидов на специализированные предприятия нельзя рассматривать как исключительную форму обеспечения занятости инвалидов и как фундамент, на котором основывается вся политика по обеспечению занятости инвалидов.

Инвалиды зачастую опасаются перемещения на основной рынок труда из-за возможной неудачи в трудоустройстве на обычные не специализированные профессии, после чего перед ними вновь встанет проблема получения специализированной работы. К тому же инвалиды бояться потери определенных льгот, которые они получают, работая на специализированном предприятии. Работники специализированных предприятий зачастую становятся важной рабочей силой , обладают высоким профессионализмом и положительно влияют на производительность, доходы и прибыль предприятия в следствии чего руководители таких предприятий обычно не хотят отпускать работников. Целью руководителей специализированных предприятий может являться достижение определенного уровня занятости инвалидов с целью получения определенных налоговых и других льгот, таким образом, они заинтересованы в сохранении этих рабочих, какой бы ни была их производительность.

Таким образом можно сделать вывод. Трудовая деятельность человека является основной сферой его жизнедеятельности. Здоровый человек легко может приспособиться к окружающей среде. Инвалидам же нужно приспосабливаться к различным сферам жизнедеятельности .Государство и общество должно быть заинтересовано в адаптации этой социальной группы для того, чтобы они свободно могли работать по той профессии, которой они считают наиболее подходящей для себя. Работодатели не должны оставаться равнодушными к проблемам этих людей. Предприятия должны оснащаться специализированным оборудованием для инвалидов, чтобы они чувствовали себя полноценными людьми, способными к трудовой деятельности, что бы ощущали себя на равных со здоровыми.

Организация трудового устройства инвалидов

Подготовка личных дел получателей пособий в территориальном органе социальной защиты населения.

24.11.95 г. был принят Федеральный Закон «О социальной за­щите инвалидов в Российской Федерации». Этот закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвали дов, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмот­ренных Конституцией Российской Федерации.

Реабилитация инвалидов — система медицинских, социальных, психологических, педагогических, социально-экономических ме­роприятий, направленных на устранение ограничений жизнедея­тельности.

Реабилитация включает в себя:

1.
Медицинскую реабилитацию.

2.
Профессиональную реабилитацию, которая состоит из про­фессиональной ориентации, профессионального образования, про­фессионально-производственной адаптации и трудоустройства.

3.
Социальную реабилитацию.

Инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости фе­деральными органами государственной власти, органами государ­ственной власти субъектов Российской Федерации путем проведе­ния следующих специальных мероприятий, способствующих по­вышению их конкурентоспособности на рынке труда:

1.
осуществления льготной финансово-кредитной политики в отношении специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов, предприятий, учреждений, организаций обществен­ных объединений инвалидов;

2.
установления в организациях независимо от организацион­но-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;

3.
резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее под­ходящим для трудоустройства инвалидов;

4.
стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специ­альных) для трудоустройства инвалидов;

5.
создания инвалидам условий труда в соответствии с инди­видуальными программами реабилитации инвалидов;

6.
создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов;

7) организации обучения инвалидов новым профессиям.

Организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников в которых состав­ляет более 30 человек, устанавливается квота для приема на рабо­ту инвалидов в процентах к среднесписочной численности работ­ников (но не менее трех процентов).

Общественные объединения инвалидов и находящиеся в их соб­ственности предприятия, учреждения, организации, хозяйствен­ные товарищества и общества, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федера­ции вправе устанавливать более высокую квоту для приема на ра­боту инвалидов.

Порядок определения квоты утверждается указанными органами.

[1]

В случае невыполнения или невозможности выполнения квоты для приема на работу инвалидов работодатели вносят обязатель­ную плату в установленном размере за каждого нетрудоустроенно­го инвалида в пределах установленной квоты в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации. Полученные средства расходуются целевым назначением на создание рабочих мест для инвалидов.

По представлению Федеральной службы занятости России Госу­дарственный фонд занятости населения Российской Федерации пе­речисляет указанные суммы организациям независимо от организа­ционно-правовых форм и форм собственности на создание рабочих мест для инвалидов сверх утвержденной квоты, а также обществен­ным объединениям инвалидов на создание специализированных пред­приятий (цехов, участков), применяющих труд инвалидов.

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов — рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного обору­дования, технического и организационного оснащения, дополни­тельного оснащения и обеспечения техническими приспособле­ниями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Минимальное количество специальных рабочих мест для тру­доустройства инвалидов устанавливается органами исполнитель­ной власти субъектов Российской Федерации для каждого пред­приятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов создаются за счет средств федерального бюджета, средств бюдже­тов субъектов Российской Федерации, Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, за исключением ра­бочих мест для инвалидов, получивших трудовое увечье или про­фессиональное заболевание. Специальные рабочие места для тру­доустройства инвалидов, получивших заболевание или увечье при исполнении обязанностей военной службы или в результате сти­хийных бедствий и межнациональных конфликтов, создаются за счет средств федерального бюджета.

Читайте так же:  Какой налог платится при сдаче квартиры

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание, создаются за счет средств работодателей, обязанных возмещать вред, причиненный работникам в результате увечья, профессионально-

го заболевания либо иного повреждения здоровья, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

1. Работодатели вправе запрашивать и получать информацию, необходимую при создании специальных рабочих мест для трудо­устройства инвалидов.

2. Работодатели в соответствии с установленной квотой для при­ема на работу инвалидов обязаны:

1.
создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов;

2.
создавать инвалидам условия труда в соответствии с инди­видуальной программой реабилитации инвалида;

3.
предоставлять в установленном порядке информацию, не­обходимую для организации занятости инвалидов.

3. Руководители организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, нарушающие порядок вне­сения обязательной платы в Государственный фонд занятости на­селения Российской Федерации, несут ответственность в виде уп­латы штрафа: за сокрытие или занижение обязательной платы — в размере скрытой или недовнесенной суммы, а в случае отказа в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты — в размере стоимости рабочего места, определяемой органами ис­полнительной власти субъектов Российской Федерации. Суммы штрафов взыскиваются в бесспорном порядке органами Государ­ственной налоговой службы Российской Федерации. Уплата штра­фа не освобождает их от внесения задолженности.

Под трудоустройством граждан, частично утративших трудо­способность, понимается система государственных и обществен­ных мероприятий, обеспечивающих вовлечение таких лиц в обще­ственно-трудовую деятельность.

Трудоустройство осуществляется на следующих принципах:

1.
Общественно-полезный труд в сочетании с лечебно-оздоро­вительными мероприятиями по восстановлению здоровья и тру­доспособности.

2.
В соответствии с рекомендациями МСЭК.

3.
При участии предприятий, профсоюзов, органов здравоохра­нения, общественных органов и контроля со стороны органов со­циальной защиты населения.

4.
Трудоустройство по профессиям, близким к тем, которые ин­валиды имели до наступления инвалидности.

5.
Обучение, переобучение инвалидов, создание специальных условий и режима труда.

[2]

Существуют следующие формы трудоустройства: 1. На обычных предприятиях. На них трудоустраивают, как пра­вило, инвалидов IIIгруппы и престарелых. Здесь могут приме­няться неполная рабочая неделя или неполный рабочий день.

2.
На специализированных предприятиях, цехах, участках. Они создаются по решению местных органов, министерств, ведомств.
На таких предприятиях работают как правило, инвалиды I и II групп, страдающие тяжелыми заболеваниями (туберкулезом, сер­дечно-сосудистыми, нервно-психическими заболеваниями). Здесь
создаются благоприятные условия труда (отсутствие шума, повы­шенная влажность воздуха и т.д.). Уменьшаются нормы выработ­ки, устанавливается сокращенный рабочий день, дополнительные
перерывы, отпуск не менее 24 рабочих дней.

3.
Работа на дому. Это самая перспективная форма трудоустрой­ства инвалидов, особенно для инвалидов I и II групп. Предприя­тие заключает договор, поставляет сырье, материалы, забирает
готовую продукцию. Пенсионеру компенсируются расходы по элек­троэнергии, затраты на содержание средств производства, в том числе и личных.

Инвалиды I и II групп, как правило, сами устанавливают ре­жим работы и нормы выработки, к инвалидам III группы приме­няются нормы выработки, установленные для специализирован­ных предприятий.

4. Работа в учебно-производственных предприятиях (УПП) ВОГ и ВОС — это специализированные предприятия для инвалидов с нарушениями слуха и зрения. На них создаются оптимальные и безопасные условия труда, обеспечивающие сохранение остаточ­ного зрения и светоощущения, а также слуха и осязания.

Ведущими отраслями, с которыми кооперируются ВОГ и ВОС, являются: электрорадиотехническая, машино- и приборостроитель­ная, металлообрабатывающая. На УПП ВОГ и ВОС инвалидам III группы нормы выработки снижены на 10 %, инвалидам I и II групп — на 20 % . Им устанавливается шестичасовой рабочий день.

5. В кооперативах. В настоящее время распространены кооперативы инвалидов, они имеют льготы по налогообложению. Характер труда в них самый разнообразный.

6. Индивидуально-трудовая деятельность. Органы социальной за­щиты населения должны помогать в оформлении документов на занятие этим видом деятельности.

31. Организация работы по профессионально-техническому обучению инвалидов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Актуальные принципы и формы трудоустройства инвалидов

На данном этапе социального развития государства важнейшим приоритетом политики является комплекс мер по интеграции инвалидов в социум. За последние годы количество социально незащищенных слоев населения неуклонно возрастает, и во всем мире насчитывает около 10% от всего населения земного шара. Но это только верх айсберга, а сколько человек из-за сложности процедуры отказываются от получения этого статуса. Сегодня только 15% всех инвалидов трудоустроены, а среди 1 и 2-й групп инвалидности и того меньше – 8%. Каковы же принципы и формы трудоустройства инвалидов имеются в современном обществе.

Закон о трудоустройстве инвалидов

Каждый десятый человек на земле – инвалид. Статистика неутешительная и тем более государству следует задуматься о том, как помочь таким людям преодолеть последствия, восстановить свои утраченные функции и стать полноправным членом социума. В процессе интеграции огромную роль играет трудоустройство инвалидов. Труд оказывает благотворное влияние, дает чувство необходимости его для общества, а также позволяет не быть обузой для семьи.

Вместе с тем сегодня в экономике наблюдается спад производства, безработица поглотила даже здоровое население, что уж говорить о больных людях. В таких условиях государство побеспокоилось, чтобы все гарантии трудоустройства инвалидов достигли нуждающихся в помощи.

Государственная политика занятости инвалидов внедряет социальные мероприятия, которые бы содействовали трудоустройству ограниченных лиц, а для работодателей предусмотрены поощрения в связи с созданием новых или сохранением имеющихся рабочих мест для данной категории населения (ст. 5 Закона РФ № 1032-1 о занятости населения). Льготы для предприятия при трудоустройстве инвалидов включают в себя освобождение от единого социального налога для сумм выплат, которые не превышают 100 000 руб. в год на каждого инвалида.

Кроме того, в России 24 ноября 1995 года принят закон о трудоустройстве инвалидов, где в статье 9 говорится, что реабилитация инвалидов должна включать трудовую адаптацию, профессиональное образование.

Каким же образом государство конкретно помогает таким гражданам. Самая основная форма трудоустройства – это квотирование рабочих мест. Квота – это минимальное число вакансий для трудоустройства людей, которые нуждаются в соцзащите.

Читайте так же:  Различие между специалистом и экспертом

Рассмотрим, кому положена квота по трудоустройству инвалидов в соответствии с законодательством. Специальные места вводятся на всех предприятиях, независимо от формы собственности, где количество работающих более 30 человек. Квота, обычно, составляет 2-4% от общей численности трудящихся на данном предприятии.

Мероприятия по трудоустройству данной категории граждан осуществляются посредством деятельности территориальных центров занятости. Что делают центры занятости в отношении трудоустройства:

  1. создают базу данных по вакансиям в счет квотирования;
  2. выдают направления на трудоустройство лицам, которые особенно нуждаются в социальной защите и поиске работы;
  3. осуществляют контроль за выполнение квот;
  4. контролируют своевременное поступление платы в счет исполнения установленных квот;
  5. помогают в профессиональной подготовке или переквалификации;
  6. субсидируют инвалидов на общих основаниях, если это не воспрещается ИПР.

Какие же мероприятия проводятся на уровне государства для решения данной проблемы:

  • осуществляется льготная финансовая и кредитная политика, направленная на предприятия, которые трудоустраивают инвалидов, на общества инвалидов;
  • устанавливают на предприятиях разных форм собственности квоты на рабочие места;
  • резервируют рабочие места по профессиям, которые наиболее подходят для инвалидов;
  • стимулируют создание специализированных рабочих мест на предприятиях, организациях или учреждениях;
  • создают инвалидам подходящие условия труда согласно ИПР инвалидов;
  • создают условия для предпринимательства инвалидов;
  • организовывают обучение инвалидов;
  • адаптируют рабочее место под персональные возможности инвалида, оснащая место специальными приспособлениями и оборудованием.

Этот список полностью соответствует стандартным правилам предоставления равных возможностей инвалидам, которые приняты в ООН 20.12.1993 года. В данном документе предусматривается, что инвалиды вправе получать наравне с другими людьми гарантии занятости и что они должны иметь равные конкурентно-способные условия труда, приносящие доход. И ни в коем случае не должна проявляться дискриминация по отношению к данной категории трудящихся. Государствам же надлежит всячески поддерживать стремление инвалидов к труду и внедрение их в мировой рынок труда.

Недостатки квотирования

Во многих странах существуют законы, определяющие обязанности для работодателей выделять или резервировать специальные места для инвалидов. Однако, у данной системы есть существенные недостатки. Обязывая работодателей трудоустраивать социально незащищенных граждан, государство фактически перекладывает свои обязанности на работодателей. Попытка решить такую сложную социальную проблему за счет предпринимателей без вложения собственных сил, вызывает часто негатив со стороны работодателей. В результате чего жертвами оказываются самые беззащитные слои, подвергаясь дискриминации на рабочем месте, вплоть до насмешек и упреков.

Разве можно говорить в такой ситуации о психологической реабилитации. Как мы знаем, из всех инвалидов трудоустроено только 15%, а всему причина именно боязнь дискриминации. Большое значение оказывает социальное влияние на трудоустройство инвалидов. Большинство молодых инвалидов испытывают комплексы относительно своего состояния, боятся работать среди полноценных людей или недооценивают свои знания и возможности. Кроме того, работодатели не до конца понимают, насколько значим для инвалидов труд, как для удовлетворения физических потребностей, так и для повышения собственной самооценки и реализации себя наравне с полноценными людьми, а часто им попросту это неважно.

Но как бы там ни было, квотирование рабочих мест для трудоустройства инвалидов предусмотрено законодательством, и отказ в трудоустройстве инвалида влечет за собой административную ответственность в виде штрафа от 2 до 3 тыс. руб. (статья 5.42 пункт 1 КоАП РФ). Эта мера наказания предусмотрена во многих странах. Штрафы нельзя расценивать как карательную меру за невыполнение правовых норм. В сущности, это взносы, которые направляются на развитие для работодателей равных условий и способствуют созданию новых мест для работы инвалидов.

Кроме того, работодателю может быть выставлено взыскание не только за отказ в трудоустройстве инвалида, но и за невыполнение законодательства в отношении создания специальных рабочих мест и за отказ в трудоустройстве инвалидов в пределах квот. Однако, если условия труда на данном предприятии тяжелые и опасные для здоровья и жизни и противоречат индивидуальной программе реабилитации, тогда отказ в трудоустройстве вполне правомерный.

В случае отказа в трудоустройстве, инвалид имеет право подать иск в суд о признании отказа незаконным. По результатам судовых разбирательств, работодателя могут вынудить трудоустроить гражданина на работу с того дня, когда подано заявление о приеме на работу и оплатить ему время вынужденного прогула. В том случае, если работодатель не выполнил квоту или было невозможно это сделать, он обязан будет вносить обязательные платежи за каждого нетрудоустроенного в пределах квотирования. Эти средства идут на создание мест сверх квоты, а также направляются в общественные объединения инвалидов для создания специальных цехов и предприятий, использующих их труд. Таким образом, эти взносы это альтернатива квотированию. Этот принцип предоставляет предприятиям и компаниям выбор при выполнении квотирования – или брать на работу инвалидов в пределах квоты или платить взносы за нетрудоустроенных граждан.

Видео (кликните для воспроизведения).

На сегодняшний день именно квотирование является основной формой трудоустройства граждан особо требующих социальной защиты, хотя у данной формы есть и недостатки, о которых мы говорили выше, не позволяющие в полном объеме решить проблемы, связанные с социальной интеграцией инвалидов. Следовательно, несмотря на некоторые успехи данной формы, еще остается много нерешенных проблем, и обеспечение занятости данной категории остается наиболее острой и болезненной темой нашей действительности.

Источники


  1. Неуймин, Я. Г. Вопросы истории и методологии автоматизации промышленного производства / Я.Г. Неуймин. — М.: Главная астрономическая обсерватория АН СССР, 2014. — 160 c.

  2. Брауде Илья Записки адвоката; Советская Россия — М., 2010. — 224 c.

  3. Филиппова Е. С. Жилищное право России; Юркомпани — Москва, 2009. — 328 c.
  4. CD-ROM. Лекции для студентов. Юридические науки. Диск 3. — Москва: РГГУ, 2014. — 621 c.
  5. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 2. — Москва: Мир, 2002. — 528 c.
Актуальные принципы и формы трудоустройства инвалидов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here