Что нужно чтобы преподавать в институте

Самая важная информация и ответы на вопросы в статье: "Что нужно чтобы преподавать в институте". Актуальность данных для 2020 года вы можете уточнить у дежурного консультанта.

Какими профессиональными и личностными характеристиками должен обладать преподаватель вуза?

Карьера преподавателя всегда считалась престижной и почетной. Этому общественному мнению не помешали даже масштабные реформы в сфере образования и невысокий уровень заработной платы. Что же так привлекает людей к получению данной профессии? Какими качествами должен обладать преподаватель? Об этом и другом – в данной статье.

Кто обычно становится преподавателем вуза?

Как правило, преподавателями становятся в двух случаях:

  • когда человек является потомственным преподавателем. То есть у него в семье принято выбирать эту профессию;
  • когда преподаватели приглашают студента с красным дипломом к продолжению научной карьеры в стенах его Альма-матер.

Конечно, бывают и другие варианты, но они менее распространены. Например, когда человек проработал много лет специалистом в какой-то одной сфере, то ближе к пенсии или на пенсии он может выбрать карьеру преподавателя, чтобы у него появилось больше свободного времени. Накопленный за время работы опыт пригодится ему в его преподавательской деятельности и будет полезен студентам.

Требования к преподавателям

Чтобы преподавать в вузе, необязательно защищать диссертацию и получать кандидатскую степень. Однако в этом случае соискатель занимает в лучшем случае должность старшего преподавателя без возможности дальнейшего повышения по службе. Для этого ему придется в будущем защищать диссертацию. Соответственно, без защиты диссертации на соискание степени кандидата наук в университете сотруднику придется тяжко. Тогда ему придется всю карьеру занимать должность старшего преподавателя.

Так каковы же минимальные требования к преподавателю? Прежде всего, это наличие высшего образования – не ниже специалиста или магистра. Хотя иногда допускается привлечение сотрудников с бакалаврским дипломом. Компенсацией за отсутствие должного образования может послужить большой опыт работы по специальности. Такая ситуация распространена при привлечении к работе преподавателей-совместителей. Обычно в дневное время они работают по специальности, а по вечерам и выходным проводят занятия в университете. Бакалавру позволено также проводить практические и семинарские занятия в вузе.

Однако разделение на бакалавриат и специалитет произошло недавно, поэтому большинство преподавателей получило диплом специалиста в вузе.

[3]

Конкурс на замещение должности в вузе

Чтобы стать преподавателем в вузе, соискатель должен пройти процедуру конкурсного отбора на замещение желаемой должности. Конкурс проводится в открытой форме: информация о его проведении размещается на сайте университета. Соискатель должен подать заявку на участие в конкурсе в электронной форме и прикрепить к ней документацию.

Далее происходит избрание претендента на кафедре путем голосования. Если его кандидатура одобрена кафедрой, то дальнейшая его судьба будет решаться на собрании Ученого Совета. На самом конкурсе его присутствие необязательно, но желательно. Обычно ему дают несколько минут на собственную презентацию. Потом члены Совета производят голосование (возможные варианты ответа: «да», «против», «воздержался»). По итогам голосования претендента либо избирают, либо не избирают на должность.

Чтобы замещать должность, следует иметь за плечами аспирантуру. Чтобы претендовать на замещение более высоких должностей доцента и профессора, следует защитить диссертацию и получить ученую степень кандидата или доктора наук соответственно.

Какими личными качествами должен обладать преподаватель?

Даже если соискатель на должность удовлетворяет всем описанным выше требованиям, далеко не факт, что из него получится хороший преподаватель.

Настоящий преподаватель должен обладать еще и определенными личными качествами, которые позволят ему привить к студентам тягу к науке:

  • умение работать с людьми;
  • умение установить контакт с аудиторией;
  • грамотная и правильная речь. Для этого нужно постоянно работать над дикцией и тембром голоса, делать правильные ударения, не употреблять жаргонных слов;
  • исключение панибратства со студентами;
  • умение доступно объяснить материал;
  • способность сохранять спокойствие в любых ситуациях. К примеру, не допускается, чтобы преподаватель «срывался» на студенте, даже если тот не ведет себя этично;
  • организаторские способности.

[1]

Что касается профессионализма, то преподаватель должен быть намного более осведомленным в своей области, чем студенты. Идеально, если и в других областях он тоже будет на голову их выше. Это позволит ему заслужить авторитет. Важно не читать свои конспекты, а объяснять студентам материал, лишь изредка пользуясь своими записями. Тогда и студентам будет проще запоминать и усваивать материал. Это приходит только с опытом.

Преподавателю важно «держать руку на пульсе». Для этого он должен постоянно штудировать литературу по своей специальности, быть в курсе последних новостей и открытий. Важно уделять много времени на подготовку к занятиям. Преподаватель должен знать намного больше, чем он рассказывает студентам. И подготавливать материал к каждой лекции он должен с запасом.

Даже не обсуждается, что настоящий преподаватель должен уважать студентов и относиться к ним на равных. Не стоит забывать и о преподавательской этике.

Карьера преподавателя

Перечень должностей в вузе таков:

  1. ассистент;
  2. старший преподаватель;
  3. доцент;
  4. профессор.

Должность ассистента является профессиональной квалификацией преподавателя. Она подразумевает наличие диплома (специалиста или магистра) и опыт преподавания в течение одного года (или прохождение обучения в аспирантуре). В должностные обязанности ассистента входит проведение семинарских и практических занятий, консультаций. Также он должен помогать доценту или профессору в приеме экзаменов.

Старший преподаватель, помимо исполнения вышеперечисленных обязанностей, должен проводить лекционные занятия, разрабатывать методический материал и пособия. Для замещения данной должности соискатель должен защитить кандидатскую диссертацию или иметь стаж педагогической работы не менее трех лет.

Доцент должен не только вести педагогическую работу со студентами, но и проводить учебно-методическую работу и осуществлять научную деятельность. Для этого ему нужно писать рабочие программы, издавать научные статьи, писать учебные пособия и т.д. Для получения этой должности соискатель должен получить ученую степень кандидата наук и иметь преподавательский стаж.

Завершает иерархию должностей вуза профессор. Чтобы занять данную должность, соискатель должен получить ученую степень доктора наук, проводить научно-педагогическую работу не менее 5 лет, подготовить к защите аспирантов и соискателей, публиковать монографии, учебные пособия и научные статьи в журналах, входящий в перечень ВАК и РИНЦ.

Читайте так же:  6 дневная рабочая неделя трудовой кодекс

Чтобы построить успешную карьеру, преподавателю необходимо сначала защитить диссертацию и получить степень кандидата наук, что позволит занять в университете должность доцента. Однако такой доцент называется «холодным», поскольку у него еще нет соответствующего ученого звания. Для этого ему нужно написать определенное количество работ и выполнить другие критерии, после чего быть представленным вузом к получению данного звания. Оно подтверждается соответствующей «корочкой». Тогда он станет «ВАКовским» доцентом. Потом он пишет докторскую диссертацию, становится профессором по должности, а потом – и по званию. Совсем немногим удается стать членами Академии Наук – высшей ступени научной иерархии.

Должностная инструкция преподавателя вуза

Современный преподаватель должен не только заниматься преподавательской деятельностью. В круг его обязанностей обычно входит:

  • научно-исследовательская работа;
  • ведение кружков со студентами;
  • общественная деятельность и кураторская работа.

Раньше преподавателю уделялось больше времени на подготовку к лекциям, да и самих лекций было больше. После многочисленных реформ сферы образования у преподавателя осталось совсем мало времени на это. Теперь он должен больше заниматься рутинной работой: писать многочисленные рабочие программы и корректировать их, исходя из новых требований, и т.д. Это подрывает процесс образования изнутри.

Обязанности и нагрузка преподавателя, прежде всего, зависят от занимаемой им должности и наличия у него звания. От этого непосредственно зависит и его оклад. Для каждого преподавателя устанавливается учебная нагрузка. Она может различаться в зависимости от конкретного вуза и специальности. Нагрузка определяется самим вузом, но она не должна превышать 900 часов в год. Трудовым Кодексом установлено, что рабочая неделя преподавателя не должна превышать 36 часов. Отпуск должен составлять 56 дней. В преподавательских кругах даже ходит шутка: «У должности преподавателя вуза есть два плюса: июнь и июль».

Чтобы занимать должность преподавателя вуза, следует не просто избираться по конкурсу, но и регулярно повышать свою квалификацию.

Таким образом, преподаватель вуза – должность не только почетная, но и ответственная. Стать им сможет далеко не каждый. Быть преподавателем – это призвание.

Физиология – одна из наук, позволяющая узнать тайны различных организмов и их.

Категория научных журналов, которая определяется библиометрическими показателями, отражающими.

Журналы по строительству, рекомендованные Высшей аккредитационной комиссией для.

Чтобы зарегистрироваться в системе РИНЦ, необходимо создать аккаунт на официальном сайте.

Научные журналы – периодические издания, являющиеся одним из самых ценных и основных.

Даже хорошо подготовленный диплом может быть испорчен плохим выступлением. Верно и обратное утверждение –.

О дипломе с отличием мечтают многие студенты. И получить его может каждый. Но при условии наличия.

Использование интернет-технологий значительно.

Любая научная работа начинается с введения. Автор указывает актуальность.

Опубликовать научные статьи можно в журналах, входящих в перечень.

Научная статья – это результат научно-исследовательской работы, который помогает представить в.

Scopus – одна из крупнейших международных научных реферативных баз данных, которая.

12 советов преподавателям, как общаться со студентами и жить за пределами работы

В феврале в журнале Times Higher Education появилось исследование об отношении к своей работе преподавателей вузов. Исследователи за несколько месяцев поговорили с работниками более 1100 университетов Великобритании, Канады, Америки, Австралии, стран Европы и Азии. Они выяснили, что преподавание приносит им удовлетворение, несмотря на растущее недовольство загруженностью и плохо подготовленными студентами, которые жалуются на низкие оценки. «Мел» перевёл советы преподавателей — преподавателям, как взаимодействовать со студентами и жить не только на работе.

Как стать преподавателем в вузе?

Что для этого требуется? Какие квалификационные экзамены надо сдать, чтобы преподавать в вузе?

Традиционный путь — поступить в аспирантуру, после чего можно занять должность ассистента (младшего преподавателя). По окончании аспирантуры можно получить должность доцента кафедры (старшего преподавателя). После защиты кандидатской диссертации к должности доцента прибавляется звание доцента, после чего можно претендовать на должность профессора кафедры, а звание профессора можно получить после защиты докторской.

Альтернативный путь — сначала защитить, а потом прийти в вуз уже будучи кандидатом или доктором наук, например, из академического института, и начать преподавание.

Преподавателем в вузе можно стать сразу, после окончания вуза. Если ты учился отлично, занимался научно-исследовательской работой, будучи студентом, участвовал на студенческих конференциях, чтениях, то тебя могут оставить работать на кафедре в качестве ассистента (так было со мной много лет назад). Но затем ты должен повышать свою квалификацию, поступить в аспирантуру соискателем или аспирантом (очно или заочно), защитить кандидатскую диссертацию, стать старшим преподавателем, после утверждения ВАК кандидатской диссертации следует подать на доцента. При выполнении требований к должности доцента, преподаватель отправляет свои документы в ВАК, там выдается диплом доцента. После этого никто не сможет понизить такого ученого — доцента до старшего преподавателя.

Если есть возможности и желание, то можно поступить в докторантуру, защитить докторскую диссертацию (это очень сложно, потому избранные преподаватели только идут таким путем). Но доктор наук, имеющий свою школу, будет работать в вузе столько, сколько сможет. Его никто не отправит на пенсию (докторов мало, они нужны вузам!). Им можно руководить аспирантами. В случае защитившихся 2 соискателей, доктор наук может получить, при выполнении других требований (публикации, выступления на конференциях и т.д.) профессора уже утвержденного ВАК.

Что должен делать преподаватель вуза?

некоторые преподаватели не хотят отвечать на вопросы по теме

говорят что читайте учубник там все написано, я читаю но бывает порой что в книге не понятно что написано а они говорят что надо было учиться в школе и не задавайте глупых вопросов, а что я ваш отправлю деканат и скажите что вы за все время учебы не научились ни чему

судя по нашей преподавательской зарплате преподаватель вуза должен как можно скорее помереть с голоду. мотивации к работе конечно почтичто нет. Даже поговорка появилась «На одну ставку есть нечего а на две ставки есть некогда». Пеподавать, заниматься наукой — это все хорошо но на сытый желудок

Хороший преподаватель должен хорошо преподавать! То,что он должен быть образованным и умным — само собой разумеющееся. Только вот этого мало. Он должен быть интересным,общительным,лидером,ведущим за собой. Он должен прикладывать максимум усилий,чтобы быть интересным для студентов,чтобы они посещали его лекции не потому,что надо,а потому,что интересно! И все это ерунда,когда говорят,что история интереснее математики. Даже её,вышку,можно преподнести, как песню! И самое главное — к преподаванию должен быть определенный дар, талант,если хотите,тогда удовлетворение будут получать обе стороны учебного процесса. У нас говорили так: оценки студента — это результат работы преподавателя.Не знаю,как других,а меня особо никто в тайны преподавательской деятельности не посвящал. Я всегда ответственно подходила к подготовке к лекциям и практическим,старалась дать ту информацию,которой в учебнике нет, организовывала дополнительные занятия,на которые мои студенты ходили с удовольствием. И самое главное — я уважала каждого из них,и была не только преподом,но и другом. Я уже не работаю несколько лет в вузе,но сл многими общаюсь до сих пор.

Читайте так же:  Открыть свое дело через центр занятости

Как стать преподавателем ВУЗа?

Профессия преподавателя ВУЗа всегда была и до сих пор остается престижной в обществе. И это несмотря на бесконечные реформы нашего образования и невысокие зарплаты. Что же привлекает в этой профессии, какие профессиональные и личные качества надо иметь, какое образование необходимо получить, чтобы стать хорошим преподавателем?

Образование преподавателя ВУЗа

Для того, чтобы претендовать на должность преподавателя ВУЗа, необходимо иметь высшее образование не ниже специалиста или магистра. В исключительных случаях возможно привлечение лиц с дипломом бакалавра при наличии большого опыта работы по данной специальности.

Наличие за плечами аспирантуры позволяет участвовать в конкурсах на замещение должностей научных сотрудников и преподавателей ВУЗов. Защита диссертаций и получение ученых степеней дает возможность занимать должности доцентов и профессоров с последующим получением научных званий соответственно доцента и профессора.

Личные и профессиональные качества преподавателя

Преподавание в ВУЗе предъявляет определенные требования к личным качествам преподавателей. В первую очередь, это умение владеть собой и сохранять спокойствие в любой ситуации, которая может возникнуть в аудитории. Во-вторых, всегда относиться к студентам с уважением, независимо от того, заслуживает он, по вашему мнению, этого или нет.

И конечно, в профессиональном и интеллектуальном отношении необходимо быть на голову выше аудитории. И желательно, чтобы это не подвергалось сомнению, поскольку авторитет преподавателя является необходимым условием установления творческого контакта с аудиторией. А для этого надо постоянно изучать литературу по специальности, быть в курсе последних достижений в своей области и не жалеть времени на подготовку к занятиям. Также необходимо хорошо знать государственные образовательные стандарты. Материала к занятиям надо готовить в два-три раза больше, чем требуется по программе. Необходимо больше внимания уделять организации самостоятельной работы студентов.

Преподавателю ВУЗа обязательно нужно постоянно работать над своей речью, избегать слов паразитов и не опускаться в поисках дешевого авторитета до сленга и жаргона. По возможности не читать свои конспекты, поскольку студенты не будут их слушать на протяжении всего занятия.

Нагрузка и обязанности преподавателя

Функциональные обязанности и нагрузка преподавателя ВУЗа зависит, прежде всего, от должности и звания. От этих двух факторов зависит и размер материального вознаграждения.

Учебная нагрузка в зависимости от ВУЗа и профиля кафедры устанавливается самостоятельно самими учебеыми заведениями, но не должна превышать 900 часов в год. Преподаватель университета может сократить учебную нагрузку за счет увеличения часов на научную работу. Согласно Трудовому кодексу, продолжительность рабочей недели педагогических работников не должна превышать 36 часов, а продолжительность отпуска составляет 56 календарных дней.

Должности преподавателей ВУЗов

Самым первым уровнем педаогической иерархии в ВУЗах является преподаватель. На эту должность может претендовать человек с дипломом специалиста или магистра.

Может ли бакалавр стать преподавателем ВУЗа?

Видео (кликните для воспроизведения).

Как правило, нет, за исключением случаев временного замещения отсутствующего преподавателя на практических занятиях. Но это дает возможность начать преподавать в ВУЗе. Для продолжения работы преподавателем необходимо будет получить диплом магистра, а для дальнейшей карьеры в этой области надо иметь образование преподавателя, которое дает обучение в аспирантуре.

Ассистент — это уже профессиональная квалификация преподавателя университета/ВУЗа, которая предполагает не только наличие диплома специалиста или магистра, но и опыт преподавательской работы в течение одного года или после обучения в аспирантуре без предъявления требований к стажу работы. Ассистент проводит семинарские и практические занятия со студентами, проводит консультации и помогает доценту или профессору в приеме экзаменов.

Между ассистентом и доцентом существует должность старшего преподавателя, которая, кроме уже перечисленных обязанностей ассистента, предполагает чтение лекций, подготовку методических материалов и пособий. Старший преподаватель должен иметь или ученую степень кандидата наук, или стаж педагогической работы не менее трех лет.

Должность доцента охватывает все виды педагогической и образовательной деятельности в ВУЗе и обязательное ведение научной работы. Соискатели этой должности обязаны иметь ученую степень кандидата наук, научные труды и публикации, активно участвовать в конференциях и симпозиумах, руководить аспирантами и соискателями ученой степени. При наличии стажа работы доцентом в течение 5 лет, ему может быть присвоено ученое звание доцента.

Завершает эту иерархию должностей и научных званий в ВУЗе профессор. Как правило, для занятия этой должности необходима ученая степень доктора наук, не менее 5 лет стажа научно-педагогической деятельности, подготовка к защите аспирантов и соискателей, публикация монографий, учебных пособий и научных статей в рецензируемых журналах, индексированных как в наших, так и зарубежных базах данных (цитирования).

Надо заметить, что при наличии ученого звания доцента или профессора стаж работы в образовательном учреждении уже не играет роли. Замещение должностей профессорско-преподавательского состава происходит на основе избрания по конкурсу. Конкурсы на замещение преподавательских должностей проводятся раз в пять лет.

Ученое звание и должность доцента позволяет ему быть выбранным и назначенным на должность заведующего кафедрой, а профессора — деканом факультета и ректором ВУЗа.

Научная деятельность преподавателя

Образовательная деятельность в ВУЗе немыслима без серьезной научной работы преподавателей и студентов. Поэтому при защите кандидатских и докторских диссертаций, а также при проведении конкурсов на замещение вакантных должностей профессорско-преподавательского состава, необходимым требованием является активное участие в научной работе. К ней относится публикация научных статей ВАК, монографий, тезисов докладов и выступлений на конференциях и симпозиумах.

Так для защиты кандидатской диссертации следует представить 2-3 научные статьи в журналах ВАК (не дублирующие другу друга), а для докторской — это 15 статей для цикла гуманитарных дисциплин и 10 статей для всех остальных областей в рецензируемых журналах.

Читайте так же:  В какой срок нужно вступить в наследство

Но все эти трудности можно преодолеть, если поставить себе перед собой цель работать преподавателем в университете, что в свою очередь открывает большие возможности для реализации своих способностей.

Возможно, Вам будет интересно:

Как стать преподавателем в вузе

Преподаватель вуза – это всегда его вчерашний студент, но, несмотря на молодость и отсутствие опыта, даже ассистент должен быть на голову выше тех, кто собрался в аудитории для занятий.

Чтобы преподавание в вузе стало профессией, мало знать свой предмет на отлично. Нужно уметь передать свои знания и заинтересовать студентов даже такими малопривлекательными для большинства дисциплинами, как сопромат или начертательная геометрия.

Преподавание в вузе – это высшая ступень педагогического мастерства и ответственная работа. Для занятия должности на кафедре в университете необходима хорошая профессиональная подготовка. Обладатель диплома бакалавра не сможет учить студентов высшего учебного заведения – право стать преподавателем в вузе имеют специалисты, окончившие как минимум магистратуру.

Педагогической деятельностью люди занимались с давних времен. Учителя были в Древней Греции и Риме, Египте и Вавилоне. Первые университеты были созданы в IX–XI столетиях в Фесе, Салерно, Болонье, Париже. Однако в современном виде высшие учебные заведения начали появляться с XII–XIII века (Оксфорд, Кембридж, Неаполь, Саламанка).

В этих учреждениях под руководством опытных ученых и практиков студенты обучались различным прикладным наукам, самыми популярными среди них были богословие, философия, медицина, юриспруденция. Профессорами и преподавателями вузов становились самые талантливые мыслители своего времени, которые занимались исследовательской деятельностью, развивая науку.

Какие должности существуют в высших учебных заведениях

В отличие от школьного учителя, которому для начала работы достаточно окончить институт или университет, преподавателю вуза, чтобы занять свое место в иерархии, придется изрядно попотеть. Для продвижения на каждую из должностей необходимо соответствовать ряду условий.

Только талантливые, трудолюбивые и целеустремленные люди способны пройти весь этот путь. При этом не нужно забывать и о ежедневной рутинной работе в университетских аудиториях и библиотеках.

Как устроиться на работу в вуз

Вкратце алгоритм, по которому становятся преподавателем в университете, может выглядеть так:

  • Выбор вуза по душе, окончание бакалавриата, затем магистратуры. При этом желательно учиться хорошо, демонстрировать способности в избранной специальности, вести активную исследовательскую деятельность.
  • Поступление в аспирантуру. Неплохой вариант – работать ассистентом на кафедре того же вуза. После того как соискатель защитил диссертацию и стал кандидатом наук, при наличии вакансии он может быть назначен старшим преподавателем. В противном случае нужно или ждать своего шанса или подыскивать для себя другое место трудоустройства.
  • Защита кандидатской диссертации, за которой следует присуждение степени доцента университетским ученым советом. Большинство преподавателей останавливается на этом рубеже. Самые упорные поступают в докторантуру, где в течение нескольких лет пишут, а затем защищают диссертацию. И все это для того, чтобы получить звание доктора наук, открывающее путь к профессорской должности.

Найти место в вузе бывает непросто, очень многое зависит от его расположения и уровня престижа. Нередко в региональных университетах готовы взять на работу сотрудника, только вчера защитившего диплом. В столичных же высших учебных заведениях открытия вакантной должности приходится ждать годами.

Обязанности на работе

Каждый педагог в университете или институте обучает студентов одной или нескольким академическим дисциплинам. В обязанности преподавателя входит:

  • подготовка учебного материала по предмету на год, семестр и каждое занятие;
  • проведение занятий со слушателями в разных форматах (лекции, лабораторные работы, семинары) с использованием самых эффективных и современных методов обучения;
  • мотивация студентов к познавательной деятельности и формирование у них необходимых навыков, умений и знаний по изучаемой дисциплине;
  • контроль успеваемости учеников;
  • подготовка методических материалов, участие в модернизации образовательных программ;
  • прием контрольных и практических работ, экзаменов и зачетов.

Кроме основной деятельности преподаватель руководит дополнительными секциями, факультативами, консультирует слушателей в индивидуальном порядке. Обязательным условием является научная работа и приобщение к ней студентов. Но у большинства российских вузов отсутствует необходимая база для глубокой научно-исследовательской работы, нет помещений, оборудования, сырья и т. д. Зачастую сотрудник приобретает требуемые элементы за свои деньги.

Учебная нагрузка педагога университета ограничена 900 часами в год, она регулируется администрацией вуза в каждом конкретном случае и может быть уменьшена за счет увеличения времени на научную деятельность. По трудовому законодательству рабочая неделя составляет не больше 36 часов.

Для кого подходит

Преподавать в университете может человек, который в совершенстве владеет своим предметом, увлечен им и постоянно профессионально развивается. Он обязан быть на голову выше по знаниям, чем все студенты, присутствующие в аудитории. Это вопрос авторитета как самого работника, так и учебного заведения. Если преподаватель найдет контакт с учащимися, то результаты его деятельности очень скоро станут заметны, в противном случае слушатели будут просто ждать окончания лекции.

Ассистент, доцент или профессор должны постоянно повышать свой уровень, читать самую актуальную специализированную литературу, знакомиться с новинками в своей области знаний, ответственно подходить к подготовке к каждому занятию.

Среди необходимых личных качеств можно выделить:

  • ответственность и трудолюбие;
  • увлеченность своим делом;
  • коммуникабельность, умение найти контакт с аудиторией и изложить материал в интересной и доступной форме;
  • тягу к научной и творческой деятельности;
  • активную жизненную позицию;
  • усидчивость и сосредоточенность;
  • уважительное отношение к своим студентам и коллегам;
  • четкую и ясную речь;
  • терпение и хладнокровие.

Хороший преподаватель всегда ищет разные возможности повысить уровень знаний своих студентов. Приветствуется организация и участие в различных конференциях, круглых столах, социальных проектах, конкурсах. Для поддержки начинаний можно привлекать российские или иностранные гранты.

Сколько получают

Заработная плата педагогов в российских университетах – это самое слабое место в системе высшего образования. В среднем обычный преподаватель получает 15–17 тысяч рублей в месяц. В Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске и отдаленных регионах можно рассчитывать на 23–30 тысяч рублей. Доход профессора иногда достигает 30–45 тысяч рублей. Также работник вуза получает надбавки за стаж работы и, если достаточно финансирования, премии.

Время от времени могут быть единовременные доплаты за исследовательскую деятельность, обучение контрактников или гранты, но это не меняет ситуацию в корне. Многие педагоги, чтобы свести концы с концами, берут дополнительную ставку или занимаются административной работой, что увеличивает и без того немалую нагрузку. Также можно подзаработать репетиторством, кураторством или организацией научных мероприятий.

Среди бесспорных плюсов работы преподавателя вуза – летний оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней.

Как построить карьеру

Перспективы продвижения по карьерной лестнице у преподавателя вуза есть, но они тесно связаны с его профессиональным ростом. Так, доцент может стать заведующим кафедрой, а профессор – деканом факультета, проректором или даже ректором университета. На этих должностях можно получать доход от 100 до 300 тысяч рублей. Но чтобы реально претендовать на них, одного таланта и способностей мало, нужны еще связи.

Читайте так же:  Распространение ложной информации в сми

Перспективы профессии

Преподавателем в вузе быть престижно, а интеллектуальная среда стимулирует к постоянному саморазвитию. Однако материальная сторона вопроса отпугивает от работы в системе высшего образования многих талантливых людей.

Преподаватель — профессия коммуникабельных интеллектуалов

Профессия преподаватель — одна из самых востребованных и важных в нашем обществе. Она напрямую связана со сферой образования и относится к типу производственных отношений «человек-человек». Преподаватель, учитель и воспитатель как старший, средний и младший брат: первый работает со студентами (вуз, колледж, лицей), второй — со школьниками и гимназистами, третий — с дошкольниками, но все они передают знания и воспитывают подрастающее поколение.

Возникновение профессии связано с открытием в Европе ХІІ-го века первых университетов. Знаменитый Кембридж (фото) был основан в 1209 году

Преподаватель — сотрудник вуза, занимающийся научной деятельностью и передающий полученные научные знания студентам. Уровень высшего учебного заведения подразумевает, что преподаватель — это как минимум эксперт, а лучше светило в своей области знаний, ведь от него зависит качество подготовки будущих специалистов.

Претендуют на эту работу люди с полным высшим образованием по специальности. Научная степень (магистр, кандидат, доктор) определяет специфику деятельности преподавателя: читать лекции могут кандидаты и доктора наук или старшие преподаватели (отсутствие степени компенсируется многолетним опытом). Практические занятия доверяют преподавателям без степени.

Большим авторитетом пользуются «защищённые» преподаватели (которые написали кандидатскую или докторскую диссертацию — соответственно, имеют вес в научной среде)

Для успешной работы в вузе будущему преподавателю необходимо хорошенько освоить методики научного исследования и преподавания дисциплины, постоянно совершенствовать и даже создавать авторские технологии преподавания. Хороший преподаватель умеет адаптировать результаты исследований под учебный материал, доступно и занимательно его преподносить аудитории. Не все видные учёные обладают педагогическими способностями и даром красноречия. А без этого найти контакт с аудиторией не получится. Чтобы всегда «оставаться в форме», он должен заниматься активной научной деятельностью: участие в конференциях, публикация статей, издание научных трудов, мониторинг опубликованных работ в его области.

Знание иностранных языков, безусловно, расширяет профессиональные горизонты преподавателя.

Успешный преподаватель умеет не только добывать новые знания, но и презентовать их общественности на высоком уровне

Работа со студентами включает в себя как аудиторные занятия, так и консультирование по написанию курсовых, дипломных работ и магистерских диссертаций — роль научного руководителя. Многие преподаватели являются ещё и куратором студенческой группы — наставником коллектива.

Выполнение непосредственных профессиональных обязанностей отнимает много сил и времени. Наличие профессиональных качеств, конечно же, важно. Так эрудиция, хорошая память и внимание, логическое и творческое мышление, аналитический склад ума, ответственность, усидчивость помогут преуспеть в науке. Знание психологии, коммуникабельность, стрессоустойчивость, толерантность (если дело касается работы с иностранными студентами) помогут найти общий язык с аудиторией. Хоть преподавание и считается исключительно умственным трудом, физическое здоровье тоже должно быть крепким, чтобы мозг справлялся с большими нагрузками.

Предназначение преподавателя — нести науку в массы. Если это твоё, дерзай: выбирай близкую тебе сферу, поступай в вуз — и вперёд по карьерной лестнице от подмастерья в мастера.

Публикации

Евгения Ефименко, автор портала Право.Ru

Некоторые практикующие юристы, накопив знания и опыт, мечтают учить студентов и уверены, что имеют к этому способности. Если вы среди них, ваш энтузиазм может пригодиться. Что необходимо от специалиста, который совмещает основную работу с преподаванием, как получить место, сколько времени потребуется и как подготовиться к своему первому занятию, рассказали юристы, которые работают в МГУ, МГЮА, НИУ ВШЭ и американском колледже.

Как начать преподавать (и нужно ли)

Осознание потребности в преподавании – чертовски субъективный процесс, говорит доцент, администратор Школы мастеров юридического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова Александр Молотников. По его словам, важно не просто иметь опыт и знания, а уметь их обобщать, чтобы реально чему-то научить. Молотников советует начать с письменного анализа проблем, с которыми пришлось столкнуться юристу. Это поможет не только систематизировать свои мысли, но и оценить их со стороны.

Университетам не хватает «молодой крови», уверен партнер Saveliev, Batanov & Partners, доцент факультета права НИУ ВШЭ Сергей Савельев. «Наши вузы зачастую похожи на собесы, которые держат в штате неэффективных преподавателей, в них процветает кумовство». Стоило бы обратить внимание на молодых и пассионарных преподавателей, которые при хорошей подготовке могут провести семинар эффективнее, чем рядовой преподаватель, говорит Савельев.

Самый короткий и проверенный путь, чтобы начать – это прийти на ту кафедру, где вы защищали диплом или кандидатскую, пусть даже не в прошлом году. Завкафедрой обычно помнят своих «выпускников», объясняет партнер «ФБК-Право» доцент кафедры конституционного права зарубежных стран МГЮА Александр Ермоленко. Здесь, как и везде, важны знакомства, важно налаживать контакт с теми, кто выбирает преподавателей, объясняет он. «Если вы придете на кафедру с улицы и скажете: «Я тридцать лет практиковал гражданское право и хочу его преподавать», на вас посмотрят с недоумением и ответят: «А с чего вы решили, что вообще можете преподавать?», – рассказывает Ермоленко. А в alma mater вас как минимум выслушают и дадут хорошие советы насчет содержания курса, добавляет Молотников. По его сведениям, около половины тех, кто ведет практические курсы в Школе мастеров юрфака МГУ – это его выпускники.

Основные временные затраты приходятся не на сами занятия, а на подготовку. По словам Молотникова, на один час мастер-класса нужно потратить минимум два часа подготовительной работы. Ермоленко утверждает, что все относительно: «Ты можешь готовить курс один месяц, а потом читать его три года. Одни изменения в законодательстве можно посмотреть перед занятием, из-за других приходится переписывать весь курс».

Нельзя приходить неподготовленным. Возможно, одно занятие может делиться профессиональными инсайдами и юридическими байками, но если и дальше не будет конкретики, студенты уйдут. Останутся не самые взыскательные: какой смысл по второму разу слушать лекции на тему «Я и другие великие юристы России».

Доцент администратор Школы мастеров юридического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова Александр Молотников.

Савельев убежден, что мотивированному студенту надо предлагать нечто большее, чем традиционные лекции, ведь в эпоху интернета уникального контента крайне мало, а в открытом доступе в сети много хорошей литературы. Интересны могут быть такие форматы, как проекты, муткорты, игровые процессы, тренинги. Савельев советует приносить на занятия раздаточный материал – лучшие образцы документов фирмы (меморандумы, процессуальные документы, бумаги по сделкам). Их можно увязать с теорией, разобрать на семинарах, а потом предложить студентам подготовить что-то аналогичное, говорит юрист. По его словам, можно составить и сложные задачи, которые имеют десятки разных решений в зависимости от тех или иных теоретических концепций, как делает Константин Ильич Скловский на семинарах «Вышки» или РШЧП. Даже теорию можно подать увлекательно, например, через диалоги Сократа, говорит Савельев.

Читайте так же:  Как перевести деньги из европы в россию

Молотников советует практикам использовать общепринятую терминологию, а не профессиональный сленг («генеральный директор», а не «гена», и т. д.). Для студентов надо быть не богом с юридического Олимпа, а старшим товарищем, которому не страшно задать вопрос и посоветоваться после окончания занятия, говорит Молотников.

Ермоленко призывает не забывать, что преподавание не может быть приложением к основной деятельности, это отдельный вид работы, которому надо учиться.

Что такое принять экзамен? Вы думаете: «Посижу, помучаю студентов – звучит заманчиво». Но там все всерьез. Когда студенты начинают заламывать руки и биться головой об стол – уже не так весело. Если у вас группа из 30 человек, вы будете сидеть на одном месте пять часов. А на следующий день – еще пять часов, если у вас сессия. И так далее, пока все группы не примете. Вы к этому готовы?

Партнер «ФБК-Право», доцент кафедры конституционного права зарубежных стран МГЮА Александр Ермоленко

В преподавании есть, конечно, свои плюсы, признает Ермоленко: некоторые студенты помнят вас и благодарны спустя многие годы. Но нельзя забывать, что это тяжелый труд с медленной отдачей, подчеркивает он. Хороший преподаватель отличается от плохого тем, что умеет «приземлить» предмет, даже если это философия, отмечает Ермоленко: «Нужно показать студентам, что знания применимы, и рассказать, зачем они им нужны».

Как подготовиться к первому занятию

Как подготовиться к первому занятию со студентами, рассказала редактор Лиза Нидхэм, которая принимает участие в преподавании предмета «Навыки юридического письма» в юридическом колледже Митчелла Хэмлайна. «Pravo.ru» перевело часть ее статьи на Lawyerist.com.

Быть привлеченным преподавателем может быть полезно – если уж не финансово, то в профессиональном плане. Это особенно мудрый выбор, если вы уже посвятили несколько лет юридической практике и набрались знаний из реального мира, которыми готовы поделиться со студентами. Поскольку вы уже посередине карьерной лестницы, они будут воспринимать вас серьезно – заслуживаете вы того или нет.

Преподаватель в юридическом колледже Митчелла Хэмлайна Лиза Нидхэм

Чтобы добиться успеха, вам понадобится больше, чем просто знания.

Готовиться чересчур тщательно – неизлечимое заболевание и ключ к успеху

В начале работы вы будете собирать слишком много материала к каждому занятию. Тут есть один-единственный минус. Ваши дети, домашние животные, коллеги и клиенты могут злиться на то, что вы слишком много времени пишете лекции. Мое правило – готовить примерно в два раза больше, чем я предполагаю осветить. Так я уверена, что мне хватит материала, если вопросов не возникнет или я буду говорить слишком быстро (а я всегда говорю быстро, потому что я юрист).

Опирайтесь на практический опыт

[2]

Преподавателей привлекают со стороны, чтобы они делились своим опытом. Не бойтесь на него опираться, даже если вы далеки от звезд юриспруденции. Студентам интересна ежедневная жизнь юристов. Одна из ваших задач – рассказать им, что интересного и важного в вашей работе, чтобы они смогли почувствовать вовлеченность и энтузиазм в своей.

Ваши регалии хороши, но…

Некоторые преподаватели вспоминают о своих успехах в обучении и стажировках – так они дают ученикам понять, что достаточно квалифицированы, чтобы читать лекции. Но это может напрягать студентов. Рассказы о том, как блестяще вы сдали определенный экзамен, их от вас отделяют, потому что они могут быть не уверены, что сами его сдадут. Лучше говорить о своих достижениях точно и скромно. Иными словами, не бойтесь признать, что сами чего-то не знаете.

Не бойтесь признать, что не все знаете

Видео (кликните для воспроизведения).

Юрист не хочет быть тем, кто неправильно что-то понял или вообще не знает ответа. Но на каком-то этапе своей учительской карьеры – скорее всего, начальном – вы столкнетесь с ужасным чувством, будто тонете, когда не сможете ответить на вопрос из зала. Не блефуйте ни при каких условиях. Кто-то в группе неизбежно посмотрит правильный ответ и расскажет другим, а вы будете выглядеть как шут и хвастун. Лучше признать, что вы этого не знаете.

Источники


  1. Лившиц, Р.З.; Чубайс, Б.М. Трудовой договор; М.: Наука, 2011. — 174 c.

  2. ред. Качанов, А.Я.; Забарин, С.Н. Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по гражданским делам; М.: СПАРК; Издание 2-е, перераб. и доп., 2011. — 389 c.

  3. Косаренко Н. Н. Валютное право. Курс лекций; Wolters Kluwer — Москва, 2010. — 144 c.
  4. Бархатова, Е.Ю. Международное публичное право в вопросах и ответах; Кнорус, 2011. — 232 c.
  5. Грудцына, Л. Ю. Адвокатское право / Л.Ю. Грудцына. — М.: Деловой двор, 2014. — 320 c.
Что нужно чтобы преподавать в институте
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here