Какие сделки признаются контролируемыми

Самая важная информация и ответы на вопросы в статье: "Какие сделки признаются контролируемыми". Актуальность данных для 2020 года вы можете уточнить у дежурного консультанта.

Контролируемая сделка: особенности и требования

При совершении разного рода сделок между взаимозависимыми участниками возникает трансфертное ценообразование. В силу данного состояния взаимозависимости такие фирмы могут ставить цены, отличные от рыночных. То есть от цен, устанавливаемых при сделках между независимыми компаниями.

Рассмотрим, какие сделки являются контролируемыми в настоящий момент. А также их особенности, на которые необходимо обращать внимание взаимозависимым компаниям.

Международное законодательное регулирование

Налоговый контроль за трансфертными сделками происходит как на национальном, так и на международном уровне.

Среди общемировых нормативных актов, регулирующих контролируемые сделки, выделяется следующее:

  • Руководство ОЭСР (расшифровка — Организация экономического сотрудничества и развития). Оно регулирует трансфертное ценообразование в отношении многонациональных компаний и налоговых служб.
  • Декларация ОЭСР о BEPS. Документ представляет собой план мероприятий ОЭСР. Это противодействие размыванию налогооблагаемой базы, недобросовестному выводу доходов из-под налогообложения. В рамках данного плана также предполагается разработка ряда правил ТЦО (расшифровка — трансфертного ценообразования). Такие предписания позволяют повысить прозрачность различных сделок между компаниями. Это достигается сбором дополнительных данных по их деятельности. Ввод таких правил, как показывает практика, позволяет снижать и издержки бизнеса.

Национальное законодательное регулирование

Рассмотрим, как регулируются контролируемые сделки непосредственно в РФ. На уровне российского законодательства это происходит на основании положений разд. V.1 НК. Он посвящен вопросам, связанным с взаимозависимыми лицами, общими положениями по образованию цен, налогообложению, налоговому контролю подобных сделок (заключаемых взаимозависимыми лицами). Данный раздел был введен ФЗ № 227 (2011).

Цель его помещения в НК — предотвращение вывода налогооблагаемого дохода за границы РФ, исключение различных возможностей манипулирования ценами в контрактах, заключаемых взаимозависимыми налогоплательщиками (теми, кто использует различные режимы налогообложения).

Ранее контролируемые сделки в РФ регулировались ст. 20 «Взаимозависимые участники сделок» и ст. 40 «Принципы определения для целей налогообложения стоимости продукции, работ, услуг» того же Налогового кодекса.

Разновидности

Контролируемые сделки между взаимозависимыми участниками регулируются гл. 14.1 раздела V.I российского НК. Тут выделяются две основные группы данных сделок:

  • Заключенные лицами, что выступают взаимозависимыми.
  • Сделки, приравненные к заключенным между таковыми взаимозависимыми лицами.

Контролируемые сделки по НК — также и категории однородных сделок, совершенные с целью искусственного создания условий, при которых данная операция внешне перестает подходить под признаки контролируемой.

Какие новые условия действуют в этой сфере?

Обновление российского законодательства

Что касается положений по контролируемым сделкам в НК РФ, надо отметить, что законодательство в данной области изменилось в январе 2018-го. Тогда вступила в силу обновленная редакция раздела V.I кодекса. Она ввела положения о новом контролируемом субъекте в сфере трансфертного ценообразования. Им стали международные фирмы и корпорации.

Рассмотрим более подробно важные положения обновленного российского налогового законодательства.

Основополагающие критерии

Рассмотрим критерии контролируемых сделок, являющиеся актуальными в настоящее время:

Для сделок, перечисленных в пп. 3-6, установлена пороговая величина прибыли, при превышении которой сделки будут признаны контролируемыми. Она составляет 60 млн рублей в один календарный год.

Полный перечень критериев

Какие сделки — контролируемые? С полным перечнем критериев данного типа сделок можно ознакомиться в ст. 105.14 НК.

Как вы могли заметить, это внутренние сделки и контракты. Что же касается внешнеэкономического сотрудничества, сделок, заключаемых с нерезидентами РФ, разного рода иностранными фирмами и предприятиями, то они все являются контролируемыми. Без какой-либо зависимости от суммы прибыли по данным сделкам за год.

Приравненные к сделкам, заключенным между взаимозависимыми

Налогообложение контролируемых сделок, соответственно, регулируется НК РФ и рядом рассмотренных нами международных нормативных актов. Мы уже разобрали критерии касаемо сотрудничества взаимозависимых лиц. Теперь представим характеристики сделок, которые считаются приравненными к нему:

  • Вся совокупность сделок, связанных с продажей товаров, реализацией работ, услуг, что были совершены при участии формальных посредников. Что это значит? В сделке участвовало множество лиц, которые не являются взаимозависимыми, но в то же время и не выполняют никаких функций, кроме организации данной реализации продукции, услуг, работ между взаимозависимыми участниками. Такие посредники не несут риски, не задействуют активы.
  • Сделки в сфере внешней реализации товаров сферы общемировой биржевой торговли. Реализуемая продукция при этом должна относиться к следующим категориям: нефть и группа товаров ее переработки, цветные и черные металлы, минеральные удобрения, драгметаллы и драгоценные камни.
  • Сделки, где одной из сторон выступает лицо, являющееся резидентом государства, выступающего, по версии российского Министерства финансов, оффшором. Полный перечень стран-оффшоров утверждается Минфином в соответствии с пп.1 п.3 ст. 284 НК.

Не являются контролируемыми

Мы определили критерии контролируемых сделок по займам, закупкам и проч. Теперь разберемся, какие сделки не входят в их число. Их полный список представлен в п.4 ст.105.14 НК. Перечислим самые характерные.

Сделки между участниками, представителями одной консолидируемой категории налогоплательщиков. Контролируемыми среди них будут только контракты, которые были заключены налогоплательщиками НДПИ, начисляемым по ставке в процентах.

Не будут подконтрольными и сделки, которые одновременно удовлетворяют следующим законодательным требованиям:

  • Участники зарегистрированы в одном и том же российском субъекте.
  • Лица-участники не имеют обособленных подразделений своих организаций в иных регионах РФ, а также за границами России.
  • Стороны сделки не уплачивают налог на доход в бюджеты иных субъектов РФ.
  • Участники не имеют расходов, которые учитываются при исчислении налога на доход.
  • Нет достаточных обстоятельств, условий для признания сделок, совершаемых данными участниками, контролируемыми в опоре на пп. 2-7 п.2 ст. 105.14 НК.

Не будут считаться контролируемым в России также и сделки, указанные в п. 1 ст. 275.2 НК, совершаемые при осуществлении деятельности, что связана с добычей углеводородного сырья на морском новом месторождении (в случае, если сделки совершаются в отношении одного и того же месторождения).

Не контролируются различные межбанковские депозиты и кредиты, открытые на срок до 7 дней включительно.

Не являются подконтрольными сделки в сфере военно-технического сотрудничества РФ с иными странами, которое проходит на основании ФЗ № 114 (1998).

Читайте так же:  Что значит работать по совместительству

Сделки по представлению гарантий, поручительств в случае, когда все участники являются российскими организациями, не относящимися к банковским, тоже не будут контролируемыми.

Сделки по предоставлению беспроцентных кредитов между взаимозависимыми сторонами также могут быть неподконтрольными. Но лишь при условии, что участники, выгодоприобретатели проживают на территории РФ или имеют постоянную регистрацию в ее пределах.

Уведомление о контролируемых сделках не направляется и в случае заключения контрактов, сумма которых не превышает установленную законодательством для трансфертных сделок.

Соответственно, сделки, которые законодательно не признаны контролируемыми, не могут выступать объектами налогового контроля. Даже в целях проверки соответствия установленных в их ходе цен рыночным.

Определение рыночной стоимости

Мы разобрались, в каких случаях уведомление о контролируемых сделках будет актуальным, а в каких — нет. Для налоговой службы такие контракты в первую очередь представляют интерес из-за установленной в их положениях цены — соответствует ли она рыночной или является заниженной, завышенной.

Что касается РФ, в нашей стране действует «мировой принцип» в отношении регулирования трансфертного ценообразования. Это так называемый «принцип вытянутой руки». Тут в целях налогообложения величина выплат, цен по сделкам с взаимозависимыми участниками (и приравненными к ним сторонами) пересчитывается по отношению к рыночным показателям так, будто эти компании, организации являются независимыми друг от друга. Таким образом, цены проверяются не по всем сделкам вообще, а лишь по контролируемым.

Но при этом универсальной методики нахождения рыночной цены нет. Что касается российского НК (ст. 105.7), он допускает использование всего 5 способов:

  1. Метод рыночных сопоставимых цен. Он является приоритетным в данном списке. Для его использования необходимо наличие на соответствующих рынках хотя бы одной-единственной сопоставимой сделки, наличие достаточной информации по ее условиям.
  2. Метод стоимости последующих реализаций. Он избирается приоритетным в случае приобретения товара у взаимозависимого участника и перепродажи данной продукции независимому лицу без ее переработки.
  3. Затратный метод. Он выступает приоритетным при оценке сделок, связанных с услугами.
  4. Метод сопоставимой рентабельности. Он применяется в случае недостаточности или полного отсутствия данных, на основании которых можно сделать обоснованный вывод о наличии необходимого уровня сопоставимости финансовых условий сравниваемых сделок. Используется при невозможности приложения метода последующей реализации. Или же затратного метода.
  5. Метод распределения доходов. Он используется в случае невозможности применения иных методик. Или же при факте наличия в собственности, пользовании участников анализируемой сделки прав на какие-либо объекты НМА.

Основания для выбора метода

Мы продолжаем разбирать заполнение контролируемых сделок. Важным является законодательно верно избрать тот или иной метод для анализа устанавливаемых цен в пределах таких сделок.

Тут аналитики опираются на следующее:

  • Суть данной сделки. То есть определяются функции ее участников, изучаются используемые активы и риски, которые принимаются каждой из сторон. При анализе специалист, в частности, опирается на ст. 105.5, 105.6 НК.
  • Сопоставление условий рассматриваемой сделки между взаимозависимыми участниками с условиями аналогичной сделки, но уже между независимыми участниками.

Для проведения анализа Налоговый кодекс допускает использование лишь общедоступных источников данных, открытых сведений о налогоплательщиках. Это дает последним определенное преимущество при подготовке обоснования цен контракта.

Если был выявлен факт неуплаты/неполной уплаты налога в результате применения взаимозависимыми участниками нерыночных цен, наступает ответственность в форме денежного штрафа. Это 40 % от суммы неуплаченного налогового взноса. Но не менее 30 тыс. рублей (по статье 129.3 НК).

Уведомление

Если налогоплательщик понимает, что планируемая им сделка по определенным критериям может быть отнесена к контролируемым, он обязан подать соответствующее уведомление. Его состав регулируется п. 3 ст. 105.16 НК. В уведомлении обязательно должно быть четыре блока данных:

  1. Календарный год, к которому будет относиться данное налоговое уведомление.
  2. Предмет данной сделки.
  3. Сведения о сторонах сделки.
  4. Сумма доходов/расходов по данному контракту.

Срок подачи таких уведомлений истекает в мае года, следующего сразу же за отчетным. Документ можно предоставить как в электронном, так и в бумажном виде. Форма такового уведомления не произвольная. Она утверждена специальным документом — Приказом ФНС № ММВ-7-13/[email protected] (2012).

Документ подается в отделение ФНС по месту нахождения налогоплательщика. Что касается крупнейших налогоплательщиков РФ, они подают сведения по месту учета.

Как за непредоставление такого уведомления, так и за указание в нем данных, не соответствующих действительности, налогоплательщик привлекается к ответственности в форме денежного штрафа в 5000 рублей (по ст. 129.4 НК).

Мы разобрали главные критерии сделок, которые в РФ считаются контролируемыми НК. В основном это контракты между взаимозависимыми участниками и лицами, к ним приравненными. Они обязательно должны направить в ФНС соответствующее уведомление, если планируемая ими сделка подходит под определение контролируемой.

Какие сделки признаются контролируемыми

Дата публикации 06.02.2018

Последствия совершения контролируемых сделок

Признание сделки контролируемой влечет обязанность налогоплательщика уведомить налоговые органы. Уведомление готовится и подается в налоговый орган по месту нахождения (жительства) налогоплательщика не позднее 20 мая года, следующего за годом совершения контролируемых сделок (ст. 105.16 НК РФ).

В уведомлении указываются следующие сведения:

  1. календарный год, за который представляются сведения;
  2. предметы сделок;
  3. сведения об участниках сделок;
  4. сумма полученных доходов (расходов) по сделкам с выделением сумм по сделкам, цены которых подлежат регулированию.

Кроме того, ст. 105.15 НК РФ предоставляет ФНС России право истребовать у налогоплательщиков документацию о конкретной контролируемой сделке (группе контролируемых сделок), если иное не предусмотрено п. 7 ст. 105.15 НК РФ. Такая информация может быть истребована не ранее 1 июня года, следующего за годом совершения контролируемых сделок. И налогоплательщик в течение 30 рабочих дней с момента получения требования должен представить:

  1. сведения о своей деятельности, связанной с совершенной сделкой;
  2. перечень лиц, с которыми совершена сделка и их функции по этой сделке;
  3. сведения о методах, используемых при определении цен в целях налогообложения;
  4. сведения о деятельности международной группы компаний с учетом требований пп. 3 п. 1, п. 7 ст. 105.15 НК РФ.

Отметим, что информацию может запросить только проверяющий орган и только в ходе проверки (письмо Минфина России от 19.02.2013 № 03-01-18/4414).

Читайте так же:  Судебный пристав исполнитель по розыску

Однако ФНС России не может истребовать документацию о контролируемых сделках:

  1. если цены в сделках применяются в соответствии с предписанием антимонопольных органов;
  2. при совершении сделок с лицами, с которыми налогоплательщик не является взаимозависимым;
  3. по сделкам с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами, которые обращаются на организованном рынке ценных бумаг;
  4. по сделкам, в отношении которых заключено соглашение о ценообразовании.

Необходимо отметить следующее. Если налогоплательщик подает уточненное уведомление до того, как узнал, что налоговый орган обнаружил в первоначальном уведомлении недостоверные сведения о контролируемых сделках, то он освобождается от ответственности по ст. 129.4 НК РФ (п. 2 ст. 105.16 НК РФ). Иными словами, ответственность не наступает, если уточненное уведомление представлено налогоплательщиком до получения справки по результатам проверки.

Обращаем ваше внимание, что положения ст. 105.15 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.11.2017 № 340-ФЗ) применяются в отношении финансовых годов, начинающихся в 2017 году. Указанные положения применяются к контролируемым сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с гл. 25 НК РФ с 1 января 2018 года, вне зависимости от даты заключения договора (ч. 2, 3 ст. 2 Федерального закона от 27.11.2017 № 340-ФЗ).

Какие сделки признаются контролируемыми

Сделкой в целях применения положений о контролируемых сделках признается каждая отдельная операция (транзакция), направленная на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Например, отдельные сделки – это отгрузка товаров, выполнение работ, оказание услуг, совершение операций с иным объектом гражданских прав. Договор необязательно признается сделкой и может содержать в себе несколько сделок (см. письмо ФНС России от 30.08.2012 № ОА-4-13/[email protected]).

Сделки, которые признаются контролируемыми

Контролируемыми признаются следующие сделки (п. 1 ст. 105.14 НК РФ):

1. Сделки между взаимозависимыми лицами, если местом регистрации (местом жительства) всех сторон признается РФ.

Эти сделки признаются контролируемыми при условии, что:

[2]

Минфин России разъясняет, что такой плательщик может применять специальные налоговые режимы или быть участником «Сколково» (см. письмо от 20.05.2013 № 03-01-18/17735). При этом, если от уплаты налога на прибыль освобождены все стороны сделки, то она не признается контролируемой по этому основанию (письмо Минфина России от 09.08.2013 № 03-01-18/32298).

[1]

В письме от 01.06.2015 № 03-01-18/31603 финансовое ведомство дополнительно отметило, что сделки с индивидуальными предпринимателями, применяющими УСН, по данному основанию не признаются контролируемыми. Ведь налог на прибыль с них не взимается, поэтому освобождение от его уплаты предусмотрено только для организаций на УСН (п. 2 ст. 346.11 НК РФ).

Помимо этого, по основаниям, указанным в п. 3 и п. 4, не относится к разряду контролируемых сделка, одной из сторон (сторонами) которой выступает сельхозтоваропрозводитель, не перешедший на уплату ЕСХН. Ведь такой налогоплательщик не применяет спецрежим, не освобожден от обязанности платить налог на прибыль, а нулевую ставку налога на прибыль применяет в соответствии с п. 1.3 ст. 284 НК РФ (а не согласно п. 5.1 ст. 284 НК РФ). На это указал Минфин России в письме от 09.04.2015 № 03-01-18/20042.

2. Сделки между взаимозависимыми лицами, если местом регистрации (местом жительства) хотя бы одной стороны не признается РФ и сумма доходов по таким сделкам за календарный год превышает 60 миллионов рублей. Условие о размере дохода введено для сделок, доходы и (или) расходы по которым признаются при исчислении налога на прибыль с 01.01.2019 (п. 11 ст. 1 и п. 6 ст. 4 Закона № 302-ФЗ). Раньше суммовой порог не был установлен.

Сделки, заключенные с российским представительством взаимозависимой иностранной организации (в том числе зарегистрированной в офшоре), также признаются контролируемыми (см. письма Минфина России от 23.04.2013 № 03-01-18/14181, от 17.01.2013 № 03-01-18/1-8, от 03.12.2012 № 03-01-18/9-183, от 16.11.2012 № 03-01-18/9-172).

При расчете суммы доходов по сделкам, совершенным за календарный год, следует суммировать доходы, полученные сторонами по этим сделкам за период года, в течение которого они являлись взаимозависимыми (п. 9 ст. 105.14 НК РФ, письмо Минфина России от 12.11.2014 № 03-01-18/57222). При этом если у налогоплательщика отсутствует информация о сумме дохода другого участника сделки, по мнению Минфина России, может быть использована расчетная величина суммы дохода этого участника сделки. Указанная величина определяется по правилам гл. 25 НК РФ с применением метода начисления (письма Минфина России от 17.04.2014 № 03-01-18/17551, от 17.04.2014 № 03-01-РЗ/17521).

3. Сделки, которые приравниваются к сделкам между взаимозависимыми лицами:

3.1. Сделки, совершенные с участием цепочки посредников, которые не выполняют дополнительных функций и не принимают на себя дополнительных обязательств, сумма доходов по которым за календарный год превышает 60 млн рублей. Суммовой порог введен для сделок, расходы и доходы по которым учитываются при расчете налога на прибыль с 01.01.2019 (п. 11 ст. 1 и п. 6 ст. 4 Закона № 302-ФЗ). Напомним, что ранее он не был установлен.

3.2. Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли (т.е. экспорт и импорт товаров, а также перемещение между двумя частями РФ, если они не связаны сухопутной территорией), если сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за календарный год, превышает 60 млн рублей.

Такие сделки являются контролируемыми, если их предметом являются:

  1. нефть и нефтепродукты;
  2. черные и цветные металлы;
  3. минеральные удобрения;
  4. драгоценные металлы и драгоценные камни.

Коды этих товаров утверждены приказом Минпромторга России от 28.04.2018 № 1714.

Сделки в области внешней торговли товарами, которые не поименованы в указанном Перечне, контролируемыми по этому основанию не признаются. Однако они могут быть признаны таковыми по иным основаниям (письма Минфина России от 10.02.2014 № 03-01-18/5229, от 26.08.2013 № 03-01-18/34998, от 17.07.2013 № 03-01-18/28096, от 09.07.2013 № 03-01-18/26633, № 03-01-18/26632, № 03-01-18/26631).

3.3. Сделки, одной из сторон которых является резидент офшорной зоны, указанной в Перечне, утв. приказом Минфина России от 13.11.2007 № 108н, если сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за календарный год, превышает 60 млн рублей.

Читайте так же:  Парковка для грузовых автомобилей нормы

Если стороной такой сделки выступает не сама организации, а ее представительство в РФ, то такие сделки также являются контролируемыми при соблюдении суммового критерия (см. письмо Минфина России от от 30.08.2013 № 03-01-18/35774, от 17.01.2013 № 03-01-18/1-4, от 29.12.2012 № 03-01-18/10-202).

Сделки, которые не признаются контролируемыми

Не признаются контролируемыми, несмотря на соответствие формальным признакам, следующие сделки (п. 4 ст. 105.14 НК РФ):

1) совершенные между участниками консолидированной группы налогоплательщиков (за исключением сделок, предметом которых является полезное ископаемое, облагаемое по процентной ставке, а также сделок, доходы (расходы) по которым учитываются при определении налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья);

Видео (кликните для воспроизведения).

2) межбанковские кредиты (депозиты) со сроком до семи календарных дней (включительно);

3) в области военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами в соответствии с Федеральным законом от 19.07.1998 № 114-ФЗ, доходы и (или) расходы по которым признаются для целей налогообложения прибыли с 01.01.2012;

4) сделки между налогоплательщиками, указанными в п. 1 ст. 275.2 НК РФ, совершаемые ими при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении, в отношении одного и того же месторождения;

5) предоставление поручительств (гарантий), если все стороны такой сделки являются российскими организациями, не являющимися банками. Данное правило действует с 1 января 2017 г. (п. 22 ст. 1, п. 3 ст. 13 Федерального закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ);

6) предоставление беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является Россия. Данное правило действует с 1 января 2017 г. (п. 22 ст. 1, п. 3 ст. 13 Федерального закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ);

7) все участники сделок зарегистрированы в одном субъекте РФ, не имеют обособленных подразделений в других субъектах РФ и за границей, не платят налог на прибыль в бюджеты других субъектов РФ и не имеют убытков (в том числе прошлых периодов). При этом все участники должны быть плательщиками налога на прибыль по общим ставкам и не платить НДПИ;

По мнению финансового ведомства, под убытками в данном случае понимаются не только переносимые на будущее убытки прошлых периодов, но и убытки, приравненные к внереализационным расходам (см. письма Минфина России от 09.04.2015 № 03-01-18/20042, от 19.03.2013 № 03-03-06/1/8504, № 03-01-18/8506, от 27.02.2013 № 03-01-18/5769).

К таким убыткам, в частности, относятся (п. 2 ст. 265 НК РФ):

[3]

  • потери от простоев по внутрипроизводственным причинам;
  • не компенсируемые виновниками потери от простоев по внешним причинам;
  • расходы в виде недостачи при отсутствии виновных лиц, а также потери от хищений, виновники которых не установлены;
  • потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и иных ЧС;
  • убытки при уступке права требования (ст. 279 НК РФ).

При этом Минфин России разъясняет следующее. Если налогоплательщик ведет раздельный учет доходов и расходов по операциям с особым порядком определения налоговой базы и прибыль и убытки по этим операциям учитываются в соответствующем порядке, то такие убытки не учитываются при решении вопроса о признании сделки неконтролируемой.

8) сделки по уступке налогоплательщиком-банком прав (требований) в случае, если такая уступка осуществляется в рамках реализации мероприятий, предусмотренных планом участия Банка России в мерах по предупреждению банкротства банка, или в случае, если уступка прав (требований) происходит в соответствии с порядком, определенным ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 29.07.2018 № 263-ФЗ.

Налогоплательщики самостоятельно определяют, является ли заключенная сделка контролируемой.

Также по заявлению ФНС России контролируемой сделку может признать суд (п. 10 ст. 105.14 НК РФ).

Контролируемые сделки

Что это такое?

2017 год – это пятый год, когда предприниматели доказывают, что цены были рыночными в сделках, заключенных со своими дочерними предприятиями.

Контролируемые сделки – это операции, которые совершаются между зависимыми друг от друга лицами, например участниками одного холдинга при наличии любого критерия, изложенного в ст.105.14 НК РФ. Законом предусмотрено вести учет и контроль таких сделок и представлять информацию в налоговый орган по месту учета. Несоблюдение требований законодательства влечет наложение штрафных санкций. Контролируются данные сделки с целью недопущения занижения цен, налогооблагаемой базы, и соответственно налогов.

Критерии контролируемых сделок

Типы сделок и суммы доходов по сделкам, совершенным с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за соответствующий календарный год, при превышении которых указанные сделки признаются контролируемыми, перечислены в статье 105.14 НК РФ. Сумма доходов по сделкам за календарный год определяется путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год.

Итак, сделки между российскими взаимозависимыми лицами признаются контролируемыми, при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

  1. Сумма сделок между лицами за календарный год больше 1 млрд. руб.;
  2. Одна из сторон сделки является плательщиком НДПИ и предметом сделки является добытое полезное ископаемое;
  3. Хотя бы одна из сторон сделки применяет ЕСХН или ЕНВД, а вторая не применяет;
  4. Хотя бы одна из сторон сделки применяет ставку 0% по налогу на прибыль, а другая не освобождена от уплаты данного налога в соответствии с пунктом 5.1 статьи 284 НК РФ;
  5. Хотя бы одна из сторон сделки является участником льготного налогообложения по налогу на прибыль, а вторая нет
  6. Если одна из сторон сделки является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 Кодекса, и учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 275.2 Кодекса, а вторая сторона не является таковым налогоплательщиком
    или является, но не учитывает доходы (расходы) по такой сделке в соответствии с указанной статьей.
  7. хотя бы одна из сторон сделки является участником регионального инвестиционного проекта, применяющим пониженную ставку налога на прибыль в бюджет субъекта, или ставку 0 % в федеральный бюджет.

Наиболее привлекательны для налоговых органов являются сделки, которые имеют много посредников, а также сделки с нерезидентами РФ. Попасть под пристальное внимание налоговой службы могут как российские, так и иностранные компании.

Читайте так же:  Штрафы гибдд пересечение сплошной линии

К сделкам между взаимозависимыми лицами приравниваются следующие сделки:

  1. Совокупность сделок по реализации товаров (работ, услуг) между значительным количеством посредников, не являющихся взаимозависимыми, но не выполняющие при этом никакие дополнительные функции, не несущие риски в своей деятельности, не применяющие никакие активы, одним словом формальные посредники.
  2. Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли;
  3. Сделки, одной из сторон которых является лицо, которое является резидентом государства, включенные в перечень государств и территорий, утверждаемых МинФином РФ в соответствии с пп.1 п.3 ст.284 НК РФ.

Сделки между взаимозависимыми лицами и приравненные к ним сделки, не признаваемые контролируемыми

Все исключения неконтролируемых сделок между взаимозависимыми лицами указаны в п.4 ст.105.14 НК РФ.

  1. Если сделка осуществляется между участниками одной и той же консолидируемой группы налогоплательщиков, за исключением сделок по НДПИ;
  2. Сторонами которых являются лица, удовлетворяющие -одновременно следующим требованиям:
    — данные лица зарегистрированы в одном субъекте РФ;
    — данные лица, не имеют ОП на территории других субъектов РФ, и за пределами России;
    — данные лица не уплачивают налог на прибыль в бюджеты других субъектов РФ;
    — данные лица не имеют никаких убытков принимаемых при исчислении налога на прибыль;
    — отсутствуют обстоятельства для признания совершаемых данными лицами сделок контролируемыми в соответствии с пп. 2-7 п.2 статьи 105.14 НК РФ;
  3. Сделки между налогоплательщиками, указанными в пункте 1 статьи 275.2 Кодекса, совершаемые ими при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, в отношении одного и того же месторождения;
  4. Межбанковские кредиты (депозиты) со сроком до семи календарных дней (включительно);
  5. В области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 1998 года N 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами».

Внутрироссийские сделки с взаимозависимыми лицами

Данные сделки между взаимозависимыми лицами описаны в п.2 ст.105.14 НК РФ. Для них предусмотрены пороговые значения сумм доходов по сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами), при превышении которых за соответствующий календарный год сделки между этими лицами признаются контролируемыми.

Более 1 млрд. руб.
Сумма доходов по сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год.

Более 100 млн. руб.
Сумма доходов по сделкам, одной из сторон которых является лицо, применяющее один из специальных налоговых режимов в виде ЕСХН или ЕНВД.

Более 60 млн. руб.
Сумма доходов по сделкам между взаимозависимыми лицами, перечисленным в пп.2,4,5, п.2 ст. 105.14 НК РФ (с плательщиками НДПИ; с организациями, освобожденными от уплаты налога на прибыль или применяющими нулевую ставку по этому налогу; с резидентами особых экономических зон

Внешнеэкономические сделки

Контролируемыми признаются внешнеэкономические сделки между взаимозависимыми лицами независимо от суммы доходов по таким сделкам за соответствующий календарный год. Внешнеэкономические сделки – это сделки, где одной из сторон является иностранная организация.

Под налоговый контроль подпадают также внешнеэкономические сделки, указанные в пп.2,3 п.1 ст.105.14 НК РФ. Это сделки с конкретной номенклатурой товаров: с нефтью и продуктами ее переработки, черными и цветными металлами, минеральными удобрениями, драгметаллами и драгоценными камнями. А также сделки с офшорными компаниями.

Уведомление о контролируемых сделках

Если налогоплательщик подпадает под критерии совершения контролируемых сделок, то ему нужно об этом сообщить в налоговый орган. Для этого подается Уведомление о контролируемых сделках, совершенных например в 2016 году в срок до 20 мая 2017 года. Уведомление можно подать либо на бумажном носителе, либо в электронном виде в налоговый орган по месту учета. Форма Уведомления утверждена приказом ФНС России от 27.07.2012 № ММВ-7-13/[email protected]

Если налоговый орган установит факт недостоверных сведений в Уведомлении, то неминуемо привлечение к административ-ной ответственности.
За непредставление Уведомления или за недостоверные сведения в нем, налогоплательщик привлекается к налоговой ответственности в соответствии со ст.129.4 НК РФ в размере 5000 руб.

Уведомление состоит из титульного листа и 4- разделов:

Если уведомление подается в отношении сделок с юрлицами, то заполняется раздел 2, в отношении сделок с физлицами, ИП, нотариусами и т.п. – раздел 3.
Приказом ФНС РФ от 27.07.2012 № ММВ-7-13/[email protected], утвержден порядок заполнения формы Уведомления о контролируемых сделках. Для качественного заполнения Уведомления можно воспользоваться услугами специалистов в этой области.

Изменения по контролируемым сделкам в 2017 году

С 1 января 2017 года увеличен перечень сделок, которые не признаются контролируемыми. Данное изменение введено ФЗ от 30.11.2016 №401-ФЗ.

Теперь не будут признаваться контролируемыми сделки:

  1. По предоставлению поручительств (гарантий) в случае, если все стороны такой сделки являются российскими организациями, не являющимися банками;
  2. По предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является Российская Федерация.

Это, значит, что участники данных сделок с 1 января 2017 года не должны уведомлять об их совершении налоговые органы и ФНС России не сможет контролировать цены, примененные в указанных сделках, для целей налогообложения.

Коды контролируемых сделок

В разделе 1А Уведомления указываются сведения по каждой контролируемой сделке в отчетный период или по совокупности однотипных сделок, кроме того указывается информация о финансовых условиях данных сделок. Заполнять нужно столько листов раздела 1А, сколько было заключено сделок (или совокупности однотипных сделок). При заполнении Уведомления применяются различные коды, которые приведены в приказе ФНС от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524 @.

Так в пунктах 121 – 124 и в пунктах 131 – 135 в каждом поле Уведомления указывается соответствующая цифра по коду основания отнесения сделки к контролируемой согласно статье 10514 НК РФ в соответствии с приложением № 1

Код основания отнесения сделки к контролируемой

Как и когда проводится налоговая проверка контролируемых сделок

В соответствии со ст. 105.17 НК РФ правильность применения цен для целей налогообложения контролируют сотрудники ФНС в ходе так называемых специальных проверок.

Читайте так же:  Поменять ву по окончании срока действия

Специальные проверки могут проводиться на основании:

  1. уведомлений о контролируемых сделках, направленные организациями и ФЛ в налоговые инспекции;
  2. извещений налоговых инспекций, проводящих выездные и камеральные проверки, налоговый мониторинг;
  3. при выявлении контролируемых сделок в ходе проводимых ФНС РФ повторных выездных налоговых проверок.

Если организация совершает контролируемые сделки, то у нее может быть проведена специальная проверка представителями ФНС РФ.

Если по результатам проверки были выявлены факты отклонения цены, примененной в сделке, от рыночной цены, которые привели к занижению суммы налога, в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной проверке должностные лица, проводившие проверку, должны составить Акт проверки, подписать налогоплательщиком и вручить. Далее порядок реализации материалов проверки тот же, что и при проведении выездных налоговых проверок. Возражение налогоплательщика, рассмотрение материалов, принятие решения по результатам проверки.

Контролируемые сделки

Контролируемым сделкам посвящена целая глава Налогового кодекса — глава 14.4. Данная глава включает три статьи, которые дают представление о контролируемых сделках, описывают их критерии, порядок подготовки документации и уведомления для ФНС. Ниже расскажем о нюансах контролируемых сделок в России.

Таблица. Критерии контролируемых сделок 2017

На признание сделки контролируемой влияет несколько факторов. В том числе доход по сделке, налоговый режим компании, вид деятельности, характер отношений между участниками сделок. Для вашего удобства мы собрали основные критерии в таблицу.

Характер контролируемой сделки

Признаки, указывающие на контролируемую сделку

Сумма сделки для признания ее контролируемой

Таблица. Критерии контролируемых сделок 2018

Критерии в 2018 году остались прежними. Ознакомиться с ними вы сможете в таблице, которая представлена выше.

По контролируемым сделкам, которые пройдут в 2018 году, отчитаться в налоговый орган нужно будет в 2019 году.

Порядок заполнения уведомления о контролируемых сделках

Уведомление о контролируемых сделках включает: традиционный титульный лист и три раздела, при этом первый раздел включает два подраздела с буквенным обозначением А и Б.

В подразделах 1А и 1Б нужно отразить информацию о сделке и ее предмете. Разделы 2 и 3 расскажут об участниках сделки.

Подраздел 1А заполняется отдельно на каждую прошедшую сделку или совокупность однотипных сделок. Часть данного раздела очень похожа на анкету, в которой нужно выбрать верное утверждение и поставить нужный код. Коды указаны прямо в уведомлении.

Подраздел 1Б является дополнением и расшифровкой информации из подраздела 1А. Здесь отчитывающееся лицо указывает наименование товаров/работ, реквизиты договоров, страну происхождения и стоимость предмета сделки и т.п.

Количество листов подраздела 1Б должно совпадать с количеством сделок, отмеченных в подразделе 1А. То есть если налогоплательщик составил четыре листа подраздела 1Б, то в подразделе 1А нужно отразить четыре сделки.

Разделы 2 и 3 содержат регистрационные данные о лицах, с которыми заключены сделки. Отличие лишь в том, что в разделе 2 указывают участников — юридических лиц, а в разделе 3 участников — физических лиц.

Полная инструкция по заполнению уведомления находится в Приказе ФНС от 27.07.2012 № ММВ-7-13/[email protected]

Уведомление о контролируемых сделках за 2017 год

По контролируемым сделкам, которые были в 2017 году, следует сдать уведомление в ФНС до 20.05.2018. Так как срок отчетности выпадает на воскресенье, налогоплательщик вправе направить документ до 21.05.2018 включительно.

Какие сделки признаются контролируемыми

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Какие сделки признаются контролируемыми?

Некоторые сделки признаются контролируемыми, если сумма доходов по ним в календарном году превышает значение соответствующего критерия.

Указанная сумма определяется путем сложения доходов по сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) с учетом установленного порядка их признания.

По мнению Минфина, в общем случае факт превышения суммового критерия устанавливается по каждой совокупности сделок, совершаемых с каждым взаимозависимым лицом.

Однако иногда могут учитываться сделки с несколькими лицами.

Например, это сделки, в которых участвуют более 2 лиц.

Это также ситуации, когда суд по заявлению налогового органа признает сделку контролируемой. Речь идет о случаях, в которых сделка является частью группы однородных сделок, совершенных для создания условий, при которых она не отвечала бы признакам контролируемой.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Видео (кликните для воспроизведения).

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Источники


  1. Решетников, В.И. Экологическое право. Курс лекций; М.: Щит-М, 2011. — 331 c.

  2. Зайков, Д.Е.; Звягинцев, М.Г. 100 распространенных вопросов по оформлению земли; Издательский дом Ра’, 2011. — 192 c.

  3. CD-ROM. Теория государства и права. Учебник для вузов. — Москва: Высшая школа, 2014. — 991 c.
  4. Горбункова И. М. Особенности правоохранительной деятельности российского нотариата в сфере наследственных правоотношений; Городец — Москва, 2010. — 144 c.
  5. Гамзатов, М.Г. Английские юридические пословицы, поговорки, фразеологизмы и их русские соответствия / М.Г. Гамзатов. — М.: СПб: Филологический факультет СПбГУ, 2004. — 142 c.
Какие сделки признаются контролируемыми
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here