Контролируемые сделки отчет в налоговую

Самая важная информация и ответы на вопросы в статье: "Контролируемые сделки отчет в налоговую". Актуальность данных для 2020 года вы можете уточнить у дежурного консультанта.

Уведомление о контролируемых сделках: новый бланк

Уведомление о контролируемых сделках за 2019 год нужно будет сдавать по новой форме (приказ ФНС от 26.07.2019 № ММВ-7-13/[email protected]). Она вводится с 26.11.2019 и применяется ко всем сделкам, совершенным с начала 2019 года.

Подать документ должны все организации и физлица, у которых в 2019 году есть контролируемые сделки. Причем сделать это обязаны обе стороны такой сделки. Срок сдачи — 20.05.2020.

Если эту обязанность проигнорировать или составить уведомление с ошибками, препятствующими идентификации сделки, будет штраф 5000 руб. За ошибки, не мешающие идентификации, не штрафуют (ст. 129.4 НК РФ). При самостоятельном обнаружении ошибок в поданном уведомлении нужно подать уточненку. Если исправить ошибки до обнаружения их налоговиками, штрафа не будет.

Форма уведомления, как и прежде, состоит из титульного листа и четырех разделов:

  • 1А «Сведения о контролируемой сделке (группе однородных сделок)»;
  • 1Б «Сведения о предмете сделки (группы однородных сделок)»;
  • 2 «Сведения об организации — участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок)»;
  • 3 «Сведения о физическом лице — участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок)».

В новой форме изменены штрих-коды, а также отредактированы:

  • раздел 1А «Сведения о контролируемой сделке (группе однородных сделок)»;
  • таблица «Код основания отнесения сделки к контролируемой» (приложение № 1);
  • формат представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме (приложение № 2).

Посмотреть, как теперь выглядит раздел 1А, вы можете у нас на сайте.

А это бланк в редакции до 26.11.2019.

Критерии контролируемых сделок в таблице вы найдете здесь.

Готовимся к отчету о контролируемых сделках заранее

Беседу провела Екатерина Валуева,
эксперт по финансовому законодательству

Уже год, как вступили в силу поправки в Налоговый кодекс о взаимозависимых лицах и контроле за трансфертными (внутрифирменными) ценами. И в мае этого года организации впервые отчитаются по контролируемым сделкам. Как все нововведения вызывают массу вопросов, так и новые положения Налогового кодекса не стали исключением. В течение всего прошлого года представители Минфина России на различных круглых столах, саммитах и конференциях давали пояснения налогоплательщикам. Но, несмотря на это, еще очень много вопросов осталось без ответа. О самых актуальных вопросах и проблемных ситуациях мы поговорили с Владимиром Игоревичем Голишевским, начальником отдела Управления трансфертного ценообразования и международного сотрудничества ФНС России.

Сами документы, подтверждающие цены по сделкам, в налоговую инспекцию предоставляются только по запросу

Владимир Игоревич, какими документами подтверждается сопоставимость цен и сопоставимость рентабельности?

Сопоставимость сделок или компаний, в зависимости от того, какой метод определения цен для целей налогообложения предполагает использовать налогоплательщик, подтверждается налогоплательщиком в документации в целях налогового контроля. Порядок ее составления и представления регламентирован Налоговым кодексом 1 . Принимая во внимание, что понятие документации отличается от привычного налогоплательщикам термина «подтверждающие документы», которые всегда истребуют налоговые органы в ходе проверок, ФНС России выпустила рекомендации по составлению и представлению документации 2 , которые должны помочь налогоплательщикам, особенно тем, кто будет готовить документацию самостоятельно.
Установленной формы документации нет и, в принципе, быть не может. Документация — это исследование, цель которого — обосновать соответствие или несоответствие цен в совершенных контролируемых сделках рыночному уровню. В вышеупомянутом письме определено рекомендуемое содержание документации, а именно:

  • описание основных характеристик сферы (вида) деятельности налогоплательщика (лиц), совершившего контролируемую сделку (группу однородных сделок), необходимое для понимания особенностей процесса ценообразования;
  • описание основных характеристик группы компаний, в которую входит налогоплательщик (лица), совершивший контролируемую сделку (группу однородных сделок);
  • сведения о контролируемой сделке и функциональный анализ;
  • выбор методики ценообразования для целей налогообложения и источников информации;
  • определение интервала рыночных цен или рентабельности.

Разумеется, что в документации должны приводиться ссылки (не более) на документы, подтверждающие те или иные выводы, которые ФНС России может запросить в дальнейшем.

Если налогоплательщик обнаружит ошибку до назначения проверки, то он может самостоятельно скорректировать отчетность

Если, например, организация предоставила документацию для подтверждения сопоставимости цен, применяя один способ расчета, а при проверке налоговая инспекция сочла, что нужно было применять другой метод, вправе ли организация предоставить документацию для подтверждения расчета другим способом, предложенным инспекцией?

Следует заметить, что налогоплательщики вправе использовать любой метод определения цен для целей налогообложения, позволяющий обосновать соответствие цен в совершенных контролируемых сделках рыночному уровню.
Однако если организация рассчитала рыночный интервал цен или рентабельности, применяя один метод и источники информации, а в ходе проведения проверки трансфертных цен было выявлено, что этот способ не позволяет достоверно рассчитать рыночную цену, то налоговые органы вправе провести доначисления. В то же время, если в ходе аналитической работы, до назначения проверки, налогоплательщик обнаружил ошибку или пересмотрел свое видение, то у него есть возможность самостоятельно скорректировать налоговую отчетность и доплатить необходимую сумму налога.

При заполнении уведомления продавцы указывают дату, на которую доходы по контролируемой сделке были признаны в бухгалтерском учете

Что понимается под «датой совершения сделки» — дата установления цены согласно заключенному договору или дата исполнения обязательств по договору, при условии, что цена не меняется в течение всего года?

По общему правилу, под датой совершения сделки понимается дата исполнения обязательств в конкретной сделке. Поэтому для целей заполнения уведомления о контролируемых сделках в пункте 150 раздела 1Б лица, реализующие товары (работы, услуги, иные объекты гражданских прав), указывают дату, на которую доходы по контролируемой сделке были признаны в бухгалтерском учете. А приобретатели товаров (работ, услуг, иных объектов гражданских прав) в качестве даты совершения сделки ставят дату признания актива в бухгалтерском учете.
Однако при совершении сделок с непрерывными долгосрочными поставками в адрес одного и того же покупателя и при неизменности условий поставок и иных условий (пункты 030—110 и 130 раздела 1Б уведомления) допускается суммирование количества товара в поставках и заполнение одного листа раздела 1Б. В этом случае в пункте 150 в качестве даты совершения сделки указывается дата, когда изменился хотя бы один из показателей пунктов 030—110 и 130 раздела 1Б и суммирование было прекращено, либо дата окончания отчетного периода.

Читайте так же:  Как правильно заполнить 6 ндфл 2 раздел

Для расчета ценового налога по контролируемым сделкам встречные сделки суммируются

Владимир Игоревич, скажите, пожалуйста, нужно ли суммировать встречные сделки для определения ценового порога?

Да, совершенно верно. Сумму доходов по встречным сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) необходимо учитывать при определении суммового порога для целей признания сделок контролируемыми. Это следует из положений Налогового кодекса 3 . При этом суммовой порог определяется с учетом порядка признания доходов, установленных главой 25 Налогового кодекса. В случае, когда налогоплательщик является приобретателем товаров (работ, услуг, иных объектов гражданских прав), сумма доходов, возникших у контрагента, определяется налогоплательщиком самостоятельно.

В уведомлении о контролируемых сделках необходимо указывать стоимость предмета сделки в соответствии с первичными документами

Согласно порядку заполнения уведомления сумма доходов и расходов определяется исходя из данных бухгалтерского учета. При признании некоторых видов расходов данные бухгалтерского и налогового учета могут различаться (например, купля-продажа недвижимости). В каком периоде следует предоставлять в налоговую инспекцию информацию о таких видах сделок?

Коллеги, необходимо четко разделять следующее. Критерием определения, является ли сделка контролируемой или нет 4 , является сумма доходов по сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) с учетом установленного порядка признания доходов 5 .
В то же время уведомление о контролируемых сделках заполняется в соответствии с правилами бухгалтерского учета. Поэтому следует помнить, что при заполнении уведомления указывается стоимость предмета исполнения сделки, указанная в первичных документах, а в случае отсутствия стоимости в первичном документе — исходя из правил формирования доходов, расходов, стоимости активов в целях бухгалтерского учета. Соответственно при приобретении амортизируемого имущества, если об этом речь, в уведомлении указывается цена и стоимость приобретенного актива, определяемая по правилам бухгалтерского учета, т. е. на дату принятия актива на учет.

При выполнении различных видов услуг в рамках одного договора в уведомлении о контролируемых сделках необходимо указывать их как разные сделки

Рассмотрим такую ситуацию. В рамках заключенного с контрагентом договора осуществляется несколько видов услуг: переработка, транспортировка, хранение. Сделка в соответствии со статьей 105.14 Налогового кодекса признается контролируемой. Заполнять уведомление нужно в отношении каждой услуги или сделки в целом, суммируя все цены по договору услуги?

Обращаю внимание, что за год нужно подать только одно уведомление со сведениями обо всех контролируемых сделках, совершенных в течение прошедшего календарного года.
Налогоплательщик указывает в уведомлении сведения по каждой конкретной контролируемой сделке или группе однородных сделок 6 . Если уведомление направляется в отношении нескольких неоднородных сделок, как в нашем случае, то используется необходимое количество листов разделов 1А и 1Б уведомления. При этом в поле «Порядковый номер сделки» разделов 1А и 1Б предусмотрена сквозная нумерация за отчетный период.
Отмечу, что на практике к группе однородных сделок, как правило, относится одна товарная позиция, предусмотренная несколькими договорами с сопоставимыми финансовыми и коммерческими условиями. При этом контрагенты могут быть разными. Подобную группировку налогоплательщик определяет самостоятельно.

По договорам беспроцентного займа будет необходимо расчитывать рыночную цену займа

Каковы налоговые последствия для договоров беспроцентного займа между взаимозависимыми лицами?

Для целей, не предусмотренных Налоговым кодексом, при осуществлении финансово хозяйственной деятельности организация вправе предоставлять займы на любых условиях. Однако для целей налогообложения стоимость займа должна быть рыночной. Соответственно, если сделка подпадает под определение контролируемой, то у организации возникает обязанность по предоставлению уведомления и подготовки документации, обосновывающей рыночной уровень этой контролируемой сделки.

Организации могут быть взаимозависимыми, но сделки между ними признаются контролиру­емыми, только если превышен ценовой порог

А теперь давайте рассмотрим несколько практических ситуаций. Организация А покупает у организации Б здание. Суммарная стоимость всех сделок — 11 миллионов рублей. Учредителем обоих организаций является одно и то же физическое лицо с долей участия 100 процентов. Является ли данная сделка контролируемой? Нужно ли подавать уведомление?

Для проверки сопоставимости цен организация может использовать информацию по интервалу цен только со своими контрагентами

Организация А покупает у взаимозависимой организации Б товар. В свою очередь организация Б продает аналогичный товар другим не взаимозависимым контрагентам. Может ли организация А запросить у организации Б информацию об интервале цен с другими контрагентами и использовать его для проверки сопоставимости цен?

Для проверки соответствия цен в совершенных контролируемых сделках рыночному уровню налогоплательщики вправе, в целях применения методов определения цен для целей налогообложения, использовать так называемые внутренние сопоставимые сделки, т. е. сделки с независимыми контрагентами, а также общедоступную информацию, в частности, биржевые котировки, данные информационно-ценовых агентств и др., с учетом требования обеспечения сопоставимости анализируемой и сопоставляемой сделок. Сделки организации Б с независимыми контрагентами не являются сделками непосредственно организации А и, следовательно, не могут быть внутренними сопоставимыми сделками. С высокой долей вероятности можно быть уверенным, что сделки организации Б также не являются общедоступными для других пользователей в силу коммерческой тайны. Таким образом, организация А не может использовать информацию об интервале цен организации Б с независимыми контрагентами.

К условиям сопоста­вимости сделки могут относиться предмет поставки, объем сделки, сроки исполнения обязательств

Предприятие А является взаимозависимым с предприятием Б. Предприятие А реализует однородный товар как взаимозависимым, так и не взаимозависимым организациям. Цены реализации товара предприятию Б ниже цен реализации прочим организациям. В каком размере допустима разница в ценах, при которой нет необходимости по перерасчету базы по налогу на прибыль?

Владимир Игоревич, и последняя ситуация. Организация продает товар индивидуальному предпринимателю, который приходится сыном учредителя организации. Являются ли сделки контролируемыми, а лица взаимозависимыми?

Да, организация и индивидуальный предприниматель будут считаться взаимозависимыми лицами, поскольку доля отца будет являться долей сына 12 . Далее, физическое лицо и организация будут признаваться взаимозависимыми 13 , так как сын прямо участвует в этой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов. Сделки же будут признаваться контролируемыми, если за 2012 год сумма по ним превысит 3 миллиарда рублей. Если, конечно, мы имеем в виду внутрироссийские сделки.

Читайте так же:  Какой период берется для расчета пенсии

Сноски:
1 ст. 105.15 НК РФ
2 письмо ФНС России от 30.08.2012 № ОА-4-13/[email protected]
3 п. 9 ст. 105.14 НК РФ
4 п. 9 ст. 105.14 НК РФ
5 гл. 25 НК РФ
6 п. 4 ст. 105.16 НК РФ
7 подп. 3 п. 2 ст. 105.1 НК РФ
8 подп. 5 п. 2 ст. 105.1 НК РФ
9 подп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ, п. 3 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 227-ФЗ
10 п. 9 ст. 105.14 НК РФ
11 подп. 2—6 ст. 105.9 НК РФ
12 п. 3 ст. 105.1 НК РФ
13 подп. 2 п. 2 ст. 105.1 НК РФ

Уведомление о контролируемых сделках — образец заполнения

Структура данных в уведомлении о контролируемых сделках в форме ФНС и в «1С»

В соответствии с п. 2 ст. 105.16 НК РФ субъекты контролируемых сделок (или приравненных к таковым) должны направлять в ФНС уведомление, отражающее информацию по данным сделкам, до 20 мая года, следующего за отчетным.

Какие сделки признаются контролируемыми, узнайте из публикации.

ВНИМАНИЕ! В 2019 году за 2018-й уведомление подается на новом бланке. Скачать его можно здесь.

Утвержденное ФНС уведомление о контролируемых сделках состоит из следующих основных элементов:

  • 2 листов, в которых отражаются сведения о налогоплательщике;
  • разделов 1А и 1Б, отражающих сведения о контролируемых сделках налогоплательщика;
  • разделов 2 и 3, отражающих сведения о контрагентах, с которыми налогоплательщик вступал в правоотношения.

Современные бухгалтерские программы, такие как 1С, позволяют заполнить форму уведомления о контролируемых сделках посредством ввода указанных выше типов данных в специальные формы программного интерфейса. После внесения пользователем всех данных ПО автоматически переносит их в поля, соответствующие разделам 1А, 1Б, 2 и 3 и формирует документ, идентичный разработанной ФНС форме. Его можно распечатать, подписать и отправить в налоговую.

Рассматриваемое уведомление можно представить в ФНС и в электронном виде, но для этого у плательщика должна иметься квалифицированная электронная подпись (или КЭП) а также соответствующее ПО для отправки файла с КЭП через интернет.

Вне зависимости от способа формирования уведомления о контролируемых сделках (прямой ввод данных в форму или через 1С), сложности у налогоплательщиков вызывает заполнение разделов 1А, 1Б, 2 и 3 соответствующего документа. Сложности связаны прежде всего с определением конкретного перечня фактов, отражаемых в уведомлении.

Рассмотрим, какие именно сведения должны указываться в документе.

Указываем сведения о контролируемых сделках в разделах 1А и 2Б: нюансы

В разделе 1А указываются сведения по каждой заключенной налогоплательщиком контролируемой сделке в отчетный период (или же совокупности однотипных сделок), а также информация о финансовых условиях соответствующих сделок. Заполнять нужно столько листов раздела 1А, сколько было заключено сделок (или совокупностей однотипных правоотношений).

Для большей части информации применяются элементы кодирования. Коды для заполнения разделов уведомления следует искать в приложении №1 к порядку заполнения уведомления, утв. приказом ФНС от 07.05.2018 № ММВ-7-13/[email protected]

В разделе 1Б фиксируются сведения о предмете каждой из контролируемых сделок, отраженных в разделе 1А. То есть — информация о тех товарах, услугах или работах, которые были поставлены или получены налогоплательщиком. Здесь указываются, в частности:

[2]

  • наименования товаров, работ и сервисов;
  • даты и номера контрактов на их поставку;
  • места подписания договоров (отправки товара);
  • количество поставленных товаров, работ и сервисов и их контрактная цена без НДС и иных начислений;
  • общая сумма контракта;
  • дата исполнения обязательств по сделке (определяемая исходя из принятого в бухучете фирмы механизма признания доходов).

Общее количество заполненных листов раздела 1Б должно быть равным количеству сделок, отраженных в разделе 1А (или групп однотипных сделок).

Когда беспроцентный заем считается контролируемой сделкой, узнайте из статьи.

Заполняем разделы 2 и 3: на что обратить внимание

Если налогоплательщик заключил сделку с контрагентом в статусе юрлица, то для этой сделки он должен заполнить раздел 2 уведомления. Если контракт подписан с контрагентом в статусе физлица, заполняться должен раздел 3 уведомления. Структура разделов 2 и 3 практически идентична.

В графе 015 раздела 2 или 3 должна быть зафиксирована та же цифра, что указана в графе 050 раздела 1Б. Это порядковый номер контрагента. Налогоплательщик определяет его самостоятельно, например, исходя из очередности заключения договоров.

Аналогично в графе 010 раздела 2 или 3 фиксируется та же цифра, которая указана в графе 010 раздела 1А. Она соответствует порядковому номеру сделки и также определяется налогоплательщиком самостоятельно.

В общем случае количество листов раздела 2 или 3 соответствует количеству листов разделов 1А и 1Б. На практике количество контролируемых сделок и контрагентов у фирмы может быть очень большим, поэтому указание в документе каждой отдельной сделки может быть процессом исключительно трудоемким.

Но у налогоплательщиков есть возможность отражать в уведомлении однотипные сделки — и это существенное подспорье для них с точки зрения экономии времени. Однако на то, чтобы объединить сделки в одну группу, у фирмы должны быть веские основания.

Изучим основные критерии отнесения сделок, фиксируемых в уведомлении, к однотипным.

Однотипные сделки: каковы их критерии?

В идеале в ФНС требуется предоставлять уведомления о контролируемых сделках, отражающие все хозяйственные операции максимально подробно (письмо ФНС РФ от 30.08.2012 № ОА-4-13/14433). Но на практике данное пожелание налоговиков, очевидно, труднореализуемо: количество уникальных хозяйственных операций, приходящихся на одно юрлицо, особенно если это крупный бизнес, может исчисляться десятками тысяч.

Поэтому фирмам имеет смысл пользоваться возможностью объединять однотипные сделки в группы, исходя из их схожести по типу товаров, а также сопоставимости по финансовым условиям (п. 5 ст. 105.7 НК РФ). Но критерии отнесения сделок к однотипным, приведенные в НК РФ, довольно поверхностны, и их интерпретация в версии налогоплательщика может не совпасть с подходом ФНС (формирующимся на уровне служебных инструкций и понимания сущности сделок конкретным инспектором).

Читайте так же:  Вопрос о совместной собственности в браке

Какие же критерии следует рассматривать как объективные?

Минфин РФ в письме от 16.08.2013 № 03-01-18/33520 рекомендует объединять сделки, если они схожи по показателям рентабельности, определяемым в соответствии с нормами ст. 105.8 НК РФ. К примеру, продажа овощей и фруктов имеет примерно одинаковую рентабельность вне зависимости от конкретной разновидности реализуемой продукции.

Ведомство разрешает не указывать в уведомлении о группе сделок:

  • цены за единицу товара или услуги,
  • количество поставленных товаров и услуг,
  • место заключения сделки или отправки товара.

Но в форме, как отмечает Минфин, должны фиксироваться наименования групп однотипных сделок, величина полученного за счет них дохода, а также метод ценообразования.

Отметим, что структура формы уведомления не позволяет группировать сделки по поставкам однотипных или вовсе одинаковых товаров, закрепленные разными договорами с одним и тем же поставщиком. Дело в том, что в графах 060 и 065 раздела 1Б в любом случае указывается дата и номер конкретного договора.

Таким образом, с учетом позиции Минфина однотипные сделки можно группировать, если они:

  • отражают поставки товаров с одинаковой рентабельностью;
  • поставлены по одному договору.

Где можно скачать образец уведомления о контролируемых сделках

Скачать образец формы уведомления о контролируемых сделках вы можете на нашем портале. В нем отражена специфика отражения данных о субъектах соответствующих правоотношений в статусе юридических лиц. Образец доступен по ссылке ниже.

Все фирмы, являющиеся субъектами контролируемых сделок, до 20 мая года, следующего за отчетным, должны направлять в ФНС уведомления о контролируемых сделках. В данном источнике отражаются данные о соответствующих сделках, а также информация о контрагентах участвовавшей в них фирмы.

Критерии контролируемых сделок — таблица на 2019 год

Каковы основные критерии контролируемых сделок в 2019 году

Контролируемые сделки подлежат проверке ФНС на предмет наличия или отсутствия намерений участников соответствующих сделок уклониться от налогов (уменьшить их) посредством необоснованных манипуляций с ценами на товары и услуги, являющиеся предметом заключения соглашений. Так, уменьшив цену в контракте, плательщик может снизить налоговую базу, а увеличив — повысить базу для исчисления вычетов по НДС и завышения расходов. Данные действия — противозаконны.

Контролируемыми в общем случае считаются сделки между взаимозависимыми лицами и сделки, приравненные к таковым (п. 1 ст. 105.14 НК РФ). При этом к зависимым в целях определения контролируемости сделок относятся фирмы, соответствующие критериям, указанным в ст. 105.1 НК РФ, а для целей признания сделок между ними контролируемыми ст. 105.14 НК РФ установлены определенные критерии. Спектр данных критериев весьма широкий. Далее в специальных разделах статьи мы рассмотрим их сущность подробнее.

Приравниваться к контролируемым могут сделки, в которых участвуют «ненужные» посредники, сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли и некоторые другие. Кроме того, суд может признать сделку контролируемой по заявлению ФНС (п. 10 ст. 105.14 НК РФ).

Субъектами контролируемых сделок в различных сочетаниях могут быть взаимозависимые или приравненные к таковым:

  • налоговые резиденты и нерезиденты РФ;
  • российские фирмы;
  • иностранные фирмы.

Стоит отметить, что субъектами контроля со стороны ФНС (на предмет тех же нарушений, о которых мы сказали в начале статьи) могут быть, теоретически, не только взаимозависимые, но и любые другие лица, давшие повод налоговикам обратить на себя внимание, — например, осуществив необоснованное занижение или завышение цен в контрактах (письмо ФНС от 02.11.2012 № ЕД-4-3/18615). Однако суды относятся к проверкам ФНС лиц, не являющихся зависимыми, не слишком лояльно (решение ВС РФ от 01.02.2016 № АКПИ15-1383).

Контролируемые сделки — 2019: критерии в табличной форме

Наши специалисты разработали для вас специальную таблицу, в которой подробно раскрыты основания для отнесения тех или иных категорий участников правоотношений в бизнесе (налоговых резидентов РФ, нерезидентов РФ, взаимозависимых, приравненных к зависимым лиц) к субъектам контролируемых сделок. В данной адаптированной для контролируемых сделок таблице — критерии 2019 года, которые владелец бизнеса может использовать для оценки своих контрактов на предмет проявления к ним дополнительного интереса со стороны ФНС.

Видео (кликните для воспроизведения).

Какая сделка может рассматриваться на предмет контролируемости?

Критерии отнесения сделки к контролируемой

Источники права, в совокупности устанавливающие порядок отнесения сделок к контролируемым

Взаимозависимые лица, являющиеся резидентами РФ

Любые сделки между такими лицами, если сумма доходов по ним за год превысит 1 млрд руб. и выполняется одно из указанных в следующей графе условий

  • стороны сделки применяют разные ставки по налогу на прибыль организаций (за исключением ставок, предусмотренных пп. 2-4 ст. 284 НК РФ) к прибыли от деятельности, в рамках которой заключена соответствующая сделка

подп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

  • хотя бы один из ее участников платит НДПИ по процентным ставкам и объект сделки — добытое полезное ископаемое

подп. 2 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

  • хотя бы одна из ее сторон — плательщик ЕСХН или ЕНВД, а в числе других лиц, являющихся сторонами сделки, есть один хозсубъект, не являющийся плательщиком ЕСХН или ЕНВД

подп. 3 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

  • одна из сторон освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль

подп. 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

  • одна из ее сторон — фирма, осуществляющая добычу углеводородов на новых месторождениях в открытом море, и исчисляет налоги в соответствии со ст. 275.2 НК РФ

подп. 6 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

[1]

п. 3 ст. 105.14 НК РФ;

  • хотя бы одна сторона сделки является исследовательским корпоративным центром по проекту «Сколково» или участником проекта по закону «Об инновационных научно-технологических центрах» от 29.07.2017 № 216-ФЗ, применяющими освобождение по НДС

подп. 8 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

  • хотя бы одна из сторон применяет инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль

подп. 9 п. 2 ст. 105.14 НК РФ

Читайте так же:  Счета некоммерческих организаций в банке

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

  • хотя бы одна из сторон сделки является плательщиком налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, учитывающим при расчете налоговой базы по нему доходы (расходы) по такой сделке

подп. 10 п. 2 ст. 105.14 НК РФ

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

Любые лица в сделках, приравненных к сделкам между взаимозависимыми лицами

Сделки при участии посредников

Сделки признаются контролируемыми, если:

  • посредники, связывающие ее участников, не занимаются никакой деятельностью, кроме установления связи между участниками сделки, а также не несут рисков, связанных с выполнением обязательств по контракту;
  • годовой оброт по таким слелкам превышает 60 млн руб.

П. 1 ст. 105.14 НК РФ;

подп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ

Сделки с товарами мировой биржевой торговли

Сделки признаются контролируемыми, если:

  • ее участники осуществляют куплю-продажу таких товаров, как:
    • нефть и нефтепродукты;
    • сталь и иные черные металлы;
    • алюминий и иные цветные металлы;
    • минеральные удобрения;
    • золото и иные драгметаллы;
    • алмазы и другие драгоценные камни;
  • обороты по ним превышают 60 млн руб. в год

П. 3 ст. 105.14 НК РФ;подп. 2 п. 1 ст. 105.14 НК РФ;

п. 5 ст. 105.14 НК РФ;

п. 7 ст. 105.14 НК РФ;

письма Минфина РФ от 19.02.2019 № 03-12-11/1/10545, от 19.03.2018 № 03-12-11/1/16985, от 03.10.2012 № 03-01-18/7-135, от 04.09.2015 № 03-01-11/51070

Сделки между лицами, одно из которых зарегистрировано или ведет деятельность в стране из списка, утвержденного приказом Минфина РФ от 13.11.2007 № 108н

Сделки признаются контролируемыми, если обороты по ним превышают 60 млн. руб. в год

п. 3 ст. 105.14 НК РФ;

подп. 3 п. 1 ст. 105.14 НК РФ;

п. 7 ст. 105.14 НК РФ

Любые лица, взаимозависимые (приравненные к взаимозависимым) с лицом, не являющимся налоговым резидентом РФ

Любые сделки между лицами, которые признаются взаимозависимыми в порядке ст. 105.1 НК РФ либо приравненными к взаимозависимым в порядке п. 1 ст. 105.14 НК РФ

Сделки признаются контролируемыми, если обороты по ним превышают 60 млн. руб. в год

П. 1 ст. 105.14 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ;

письма Минфина РФ от 03.10.2012 № 03-01-18/7-135, от 04.09.2015 № 03-01-11/51070

Письмо ФНС от 17.08.2017 № ЗН-4-17/[email protected]

Не признаются контролируемыми сделки, указанные в п. 4 ст. 105.14 НК РФ, в частности:

  • между участниками одной консолидированной группы налогоплательщиков;

Исключение — сделки с добытыми полезными ископаемыми, облагаемыми по ставке в процентах, а также сделки, доходы (расходы) по которым учитываются при расчете налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородов.

  • между лицами, которые одновременно:
  • зарегистрированы в одном субъекте РФ;
  • не имеют ОП в других субъектах РФ, за пределами РФ;
  • не платят налог на прибыль в бюджеты других субъектов РФ;
  • отсутствуют условия для признания сделок контролируемыми по критериям, установленным подп. 2-6 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;
  • не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие периоды);
  • по предоставлению поручительств (гарантий), если все стороны — небанковские российские организации;
  • по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами — резидентами РФ и др.

Рассмотрев то, какие установлены критерии для контролируемых сделок в 2019 году, изучим такой аспект взаимоотношений налогоплательщиков и ФНС, как отчетность по соответствующим контрактам.

Какая отчетность установлена для контролируемых сделок («1С» и унифицированные формы)

В соответствии с п. 2. ст. 105.16 НК РФ участники контролируемых контрактов должны направлять в налоговую службу отчетный документ — уведомление. Срок его отправки по итогу года — 20 мая года, который следует за отчетным. В 2019 году этот документ составляется по форме, которая утверждена приказом ФНС от 07.05.2018 № ММВ-7-13/[email protected] Скачать ее можно на нашем сайте по ссылке.

Данный формуляр включает:

  • титульный лист, на котором отражается информация о налогоплательщике — ИП или юрлице;
  • разделы 1А и 1Б, в которых фиксируются сведения о каждой из контролируемых сделок (групп сделок);
  • разделы 2 и 3, в которых фиксируются данные о контрагентах налогоплательщика по контролируемым контрактам (группам контрактов).

Заполнять уведомление можно как вручную, так и с помощью популярных бухгалтерских программ, таких как 1С. Отправить его в ФНС можно на бумаге или в электронном виде по ТКС.

Законодательство РФ определяет широкий круг потенциальных субъектов контролируемых сделок. Ими могут быть как российские, так и зарубежные фирмы, работающие в РФ. В большинстве случаев они будут взаимозависимыми с партнерами по сделкам или будут иметь статус приравненных к взаимозависимым с ними. До 20 мая года, следующего за отчетным, налогоплательщики должны отчитываться перед ФНС по контролируемым сделкам.

Контролируемые сделки

Контролируемым сделкам посвящена целая глава Налогового кодекса — глава 14.4. Данная глава включает три статьи, которые дают представление о контролируемых сделках, описывают их критерии, порядок подготовки документации и уведомления для ФНС. Ниже расскажем о нюансах контролируемых сделок в России.

Таблица. Критерии контролируемых сделок 2017

На признание сделки контролируемой влияет несколько факторов. В том числе доход по сделке, налоговый режим компании, вид деятельности, характер отношений между участниками сделок. Для вашего удобства мы собрали основные критерии в таблицу.

Характер контролируемой сделки

Признаки, указывающие на контролируемую сделку

Сумма сделки для признания ее контролируемой

Таблица. Критерии контролируемых сделок 2018

Критерии в 2018 году остались прежними. Ознакомиться с ними вы сможете в таблице, которая представлена выше.

[3]

По контролируемым сделкам, которые пройдут в 2018 году, отчитаться в налоговый орган нужно будет в 2019 году.

Порядок заполнения уведомления о контролируемых сделках

Уведомление о контролируемых сделках включает: традиционный титульный лист и три раздела, при этом первый раздел включает два подраздела с буквенным обозначением А и Б.

В подразделах 1А и 1Б нужно отразить информацию о сделке и ее предмете. Разделы 2 и 3 расскажут об участниках сделки.

Подраздел 1А заполняется отдельно на каждую прошедшую сделку или совокупность однотипных сделок. Часть данного раздела очень похожа на анкету, в которой нужно выбрать верное утверждение и поставить нужный код. Коды указаны прямо в уведомлении.

Читайте так же:  Прием выполненных работ в строительстве

Подраздел 1Б является дополнением и расшифровкой информации из подраздела 1А. Здесь отчитывающееся лицо указывает наименование товаров/работ, реквизиты договоров, страну происхождения и стоимость предмета сделки и т.п.

Количество листов подраздела 1Б должно совпадать с количеством сделок, отмеченных в подразделе 1А. То есть если налогоплательщик составил четыре листа подраздела 1Б, то в подразделе 1А нужно отразить четыре сделки.

Разделы 2 и 3 содержат регистрационные данные о лицах, с которыми заключены сделки. Отличие лишь в том, что в разделе 2 указывают участников — юридических лиц, а в разделе 3 участников — физических лиц.

Полная инструкция по заполнению уведомления находится в Приказе ФНС от 27.07.2012 № ММВ-7-13/[email protected]

Уведомление о контролируемых сделках за 2017 год

По контролируемым сделкам, которые были в 2017 году, следует сдать уведомление в ФНС до 20.05.2018. Так как срок отчетности выпадает на воскресенье, налогоплательщик вправе направить документ до 21.05.2018 включительно.

Как признать сделку контролируемой в 2018 году

  1. Найти контрагентов, сумма сделок с которыми превысила минимального лимита по доходам за 2017 год.
  2. Исключить из выбранных контрагентов тех, кто не могут быть признаны взаимозависимыми.
  3. Убедитесь в условиях налогообложения контрагента.
  4. Добавить к списку контрагентов по сделкам без лимитов.
  5. Предоставить уведомление о контролируемых сделках.

С 2013 года нужно было подать первое уведомление о контролируемых сделках. Контролируемые сделки в РФ подробно указаны в статье 105.14 НК РФ. Ежегодно организации предоставляют отчетность по контролируемым сделкам в налоговую инспекцию, в 2018 году предоставляется уведомление до 20 мая. Ниже рассмотрены особенности признания сделки контролируемой.

Пять этапов признания сделки контролируемой в 2018 году

Для того чтобы определить считаются ли совершенные сделки за год контролируемыми и нужно ли подавать уведомление о контролируемых сделках для налогового контроля можно выделить пять этапов:

  1. Найти контрагентов, сумма сделок с которыми превысила минимального лимита по доходам за 2017 год

В РФ по отношению к общему объему доходов за 2017 год сделка признается контролируемой в следующих вариантах:

  • больше 60 млн. рублей, если одна из сторон плательщик УСН;
  • больше 100 млн. рублей, если одна из сторон плательщик ЕСХН или ЕНВД;
  • превышение 1 млрд. рублей в остальных неуказанных случаях.
  • внешнеэкономические сделки приравниваются к контролируемым независимо от общего дохода и применяемой системы налогообложения.

Внешнеэкономические сделки приравниваются к контролируемым независимо от дохода и применяемой системы налогообложения.

Но, например, заключив договор аренды с нерезидентом, нужно ли подавать в налоговую инспекцию уведомление о контролируемых сделках? Должен ли импортер подавать уведомление о контролируемых сделках? Несмотря на размер доходов и на то, что сделки считаются внешнеэкономическим, в первую очередь партнеры должны быть взаимозависимыми.

  1. Исключить из выбранных контрагентов тех, кто не могут быть признаны взаимозависимыми

Законодательством определен круг лиц, кто должен подавать уведомление о контролируемых сделках. В статье 105.1 НК РФ перечислены взаимозависимые лица в сделке:

  1. Учредитель с долей больше 25% и дочерняя компания.
  2. Две организации с общим учредителем с долями больше 25 %.
  3. Организация и физическое лицо с долей больше 50%.
  4. Организация и физическое лицо, совместно с родственниками наделенное правом выбирать от 50% совета директоров.
  5. Две организации, где советы директоров составляют близких родственников более чем на 50%.
  6. Организация и ее руководитель.
  7. Две организации с общим руководителем.
  8. Руководитель и работник организации.
  9. Близкие члены семьи.
  1. Убедитесь в условиях налогообложения контрагента

Определив круг взаимозависимых лиц по сделке, следует проверить особенности налогового учета контрагента:

  • неуплата налога на прибыль (например, из-за нахождения на УСН);
  • оплата налога на прибыль по льготным тарифам;
  • применение пониженной ставки по налогу на прибыль, определяемой регионом.

Если ваша организация выполняет хотя бы одно из требований, то до 20 мая надо подать уведомление о контролируемых сделках при превышении общего дохода 60 млн. рублей. Если же организацией перечисляется налог на прибыль по общей ставке, то проверяются партнеры. Для этого контрагенту направляется письменный запрос о том должен ли он подавать уведомление о контролируемых сделках в налоговую. Для избегания споров лучше сделать копию запроса, которая будет подтверждением неуплаты.

  1. Добавить к списку контрагентов по сделкам без лимитов

К операциям, по которым не применяется минимальный лимит контролируемых сделок в 2018 году – 60 млн. рублей, относятся внешняя торговля нефтью, черными и цветными металлами, драгоценными металлами и камнями, минеральными удобрениями.

  1. Предоставить уведомление о контролируемых сделках

Составив точный список контрагентов, следует проверить и убедиться в признании сделок с ними контролируемыми. После чего предоставить документацию по контролируемым сделкам по образцу, установленному ФНС, до 20 мая 2018 года.

В возможных ситуациях, не нужно подавать уведомление о контролируемых сделках если их не было в 2017 году. Или если не было перечислений по контролируемой сделке можно не подавать уведомление, например, когда сделка на этапе заключения договора. А в случаях, когда в 2017 году не было сделок с указанными условиями, но были в предыдущих годах, организации не обязаны подавать уведомление о контролируемых сделках в 2018 году.

Видео (кликните для воспроизведения).

Штраф за неподачу уведомления о контролируемых сделках либо за указание неверной информации составляет 5000 рублей.

Источники


  1. Домашняя юридическая энциклопедия. Семья / ред. И.М. Кузнецова. — М.: Олимп, 1999. — 608 c.

  2. Неосновательное обогащение. Судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2014. — 375 c.

  3. Гамзатов, М.Г. Английские юридические пословицы, поговорки, фразеологизмы и их русские соответствия; СПб: Филологический факультет СПбГУ, 2011. — 142 c.
  4. Грудцына, Л.Ю. Наследственное право: справочник для населения в вопросах и ответах; Ростов н/Д: Феникс, 2012. — 224 c.
  5. Малько, А.В. Теория государства и права. Гриф УМО МО РФ / А.В. Малько. — М.: Норма, 2015. — 203 c.
Контролируемые сделки отчет в налоговую
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here