Недостоверные данные в егрюл что делать

Самая важная информация и ответы на вопросы в статье: "Недостоверные данные в егрюл что делать". Актуальность данных для 2020 года вы можете уточнить у дежурного консультанта.

Ошибки регистрирующего органа: как минимизировать ущерб от неверных сведений в ЕГРЮЛ

Начальник юридического отдела АО «Дорожный центр внедрения» Горьковской железной дороги

специально для ГАРАНТ.РУ

Для любой организации выписка из ЕГРЮЛ является своеобразным «лицом» компании, правдивой «визитной карточкой» и лучшим показателем собственной деловой репутации. На сегодняшний день, когда практика проверки контрагентов перед заключением договора становится все более и более распространена, именно актуальная выписка из ЕГРЮЛ во многих случаях является решающим фактором в выборе партнера.

Напомню, содержащиеся в реестре сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением некоторой информации, доступ к которой ограничен (п. 1 ст. 6 Федерального закона от 8 августа 2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Сегодня каждый человек может быстро и бесплатно получить основные сведения о той или иной компании из ЕГРЮЛ в электронном виде на портале ФНС России, выбрав один из наиболее удобных критериев поиска: наименование юридического лица, основной государственный регистрационный номер (ОГРН) или идентификационный номер налогоплательщика (ИНН).

В связи с этим актуальным для собственников бизнеса является вопрос о правильности и достоверности сведений, содержащихся в выписке из ЕГРЮЛ. Но, к сожалению, даже правильное заполнение многочисленных регистрационных бланков и форм, например, при внесении изменений в учредительные документы компании – или же, наоборот, отсутствие каких-либо изменений за последнее время – не является гарантией того, что все сведения, содержащиеся в выписке из ЕГРЮЛ, соответствуют действительности.

На практике нередки случаи, когда ФНС России по неизвестным причинам технического характера или вследствие человеческого фактора самовольно вносит исправления в ЕГРЮЛ – абсолютно безосновательно и, естественно, не давая никаких доказательств, подтверждающих реальность внесения изменений в учредительные документы. Причем иногда подобные изменения носят принципиальный характер. Приведу лишь несколько примеров, когда регистрирующий орган ошибочно:

БЛАНКИ

Заявление об исправлении недостоверных сведений в ЕГРЮЛ, внесенных по ошибке регистрирующего органа

Заявление о повторном предоставлении выписки из ЕГРЮЛ после исправления ошибки в ЕГРЮЛ

  • увеличил количество акционеров (просто за счет повторения сведений об одном из них);
  • увеличил в 100 (!) раз долю одного акционера в уставном капитале общества;
  • неправильно указал адрес (место нахождение) юридического лица.

Причем в последнем из указанных случаев получилось так, что несанкционированное изменение ЕГРЮЛ совпало с тем, что организация действительно подала заявление о смене адреса – но, правда, не на тот, который был указан регистрирующим органом в выписке, полученной по результатам внесения изменений. Последствия такой ошибки налоговой инспекции оказались более чем серьезными.

Во-первых, регистрация изменений заняла вдвое больше времени, чем должна была, так как пришлось писать заявление об исправлении ошибок, допущенных по вине регистрирующего органа. Во-вторых, налоговая инспекция, зарегистрировав юридическое лицо не по тому адресу, отправила соответствующее уведомление в территориальный орган Росстата, и организации был присвоен новый код по общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления (ОКАТО), который впоследствии также пришлось менять еще раз. В-третьих, теперь у компании два листа записи ЕГРЮЛ вместо одного. Первый – о внесении изменений в ЕГРЮЛ, второй – также о внесении изменений в ЕГРЮЛ, но «в связи с ошибками, допущенными регистрирующим органом». А это влечет дополнительные расходы каждый раз при необходимости формировать полный комплект учредительных документов, заверенных нотариусом.

Есть и еще один риск таких ошибок регистрирующего органа – контрагенты будут оценивать неверные сведения, указанные в ЕГРЮЛ, как истинные. Думаю, не стоит подробно описывать возможные последствия подобной ситуации.

Очевидно, что организации должны контролировать содержание документов, выдаваемых регистрирующим органом, а также просто периодически (оптимально – раз в квартал) проверять, какая же информация о них указана в ЕГРЮЛ. Сделать это проще всего вручную, кропотливо сверяя реальные сведения об организации с указанными на портале ФНС России. Добавлю, что требовать бумажную выписку для этих целей не стоит. Дело в том, что до 18 августа текущего года за выписку из ЕГРЮЛ «на самого себя» не нужно было уплачивать госпошлину – за исключением случаев, когда документ требовался срочно. Но теперь получение выписки на бумажном носителе и с печатью налогового органа является платным в любом случае: 200 руб. – за получение выписки в обычный срок и 400 руб. – за ее получение в срочном порядке (постановление Правительства РФ от 6 августа 2015 г.). Поэтому стало нецелесообразным проверять работу регистрирующего органа, еще и доплачивая, по сути, за выполнение чужих обязанностей.

Еще один вариант – затребовать электронную выписку в отношении «самого себя» – это бесплатно, но необходимо иметь усиленную квалифицированную электронную подпись (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 8 августа 2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», п. 27, п. 103 Регламента предоставления сведений из ЕГРЮЛ).

Что же делать в том случае, если вы все-таки обнаружили ошибку в сведениях о вашей организации? Необходимо сразу же составить официальное письмо на бланке организации за подписью руководителя, причем обязательно подробно указывая на то, какие сведения являются неправильными, какая формулировка конкретного положения содержится в реестре сейчас и какая должна быть, а также обратить внимание на тот факт, что вы заявлений на внесение изменений не делали. Желательно еще при этом указать номер строки в выписке из ЕГРЮЛ, в которой содержатся ошибочные сведения. В дополнение к письму можно приложить копию какой-нибудь предыдущей выписки из ЕГРЮЛ, в которой указаны правильные сведения об организации, и копию последней, «неправильной» выписки.

Налоговая инспекция должна исправить ошибку в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления (п. 9 разд. II Порядка ведения Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, исправления технической ошибки в записях указанных государственных реестров, предоставления содержащихся в них сведений и документов органам государственной власти, иным государственным органам, органам государственных внебюджетных фондов, органам местного самоуправления и судам).

В том случае, если вы получили «на руки» бумажный вариант выписки из ЕГРЮЛ с печатью регистрирующего органа, заплатив за это госпошлину в установленном размере, обязательно требуйте не просто исправления ошибочных сведений в реестре, но и повторной бесплатной выдачи вам бумажного варианта выписки с правильными сведениями из ЕГРЮЛ, причем в кратчайшие сроки.

В заключение остается только пожелать терпения и удачи в борьбе за правильность сведений о своей компании, содержащихся в ЕГРЮЛ, так как это тот случай, когда именно ваша бдительность может помочь избежать катастрофических последствий.

Читайте так же:  Какие льготы боевых действий афганистан

Недостоверность юридического адреса

Адреса массовой регистрации – давняя и серьезная проблема российского бизнеса, существующая уже более десятка лет. Еще в 2005 году ФНС обратила на нее внимание в письме №14-1-04/253. На сегодняшний день фирма, которой «повезло» зарегистрироваться по массовому адресу, рискует столкнуться со множеством проблем, блокирующих ее работу, адрес регистрации может быть признан недостоверным. Что делать, если это случилось, как избежать в будущем и каковы последствия недостоверности юридического адреса?

В чем проблема

Фирма узнает о сложностях с регистрационным адресом, как правило, из письма регистрирующего органа ФНС, именуемого «Уведомление о необходимости предоставления в регистрирующий орган достоверных сведений». Оно является результатом проверки фирмы налоговиками и означает, что юрлицо под подозрением как фирма-однодневка.

Такие проверки чиновники имеют право проводить на основании:

  • ФЗ-129 от 08/08/01 г. «О госрегистрации»;
  • приказа ФНС №ММВ-7-14/72 от 11/02/16 г.

Все сведения о юрлицах, отражаемые в государственных реестрах, должны быть достоверны. Для обеспечения этой достоверности ФНС проводит проверки юрлиц по определенному алгоритму.
Начинается проверка юрадреса еще в момент подачи документов на госрегистрацию фирмы, однако ФНС вправе инициировать контрольные мероприятия и относительно сведений, уже содержащихся в ЕГРЮЛ. Основанием для проверки адреса на достоверность может служить следующее:

  • массовость адреса;
  • разрушение объекта недвижимости;
  • в инспекцию о недостоверности сведений в госреестре заявило заинтересованное лицо;
  • в инспекции имеются иные сведения о недостоверности юрадреса.

Отметим, что формальных критериев «массовости» адреса федеральное законодательство не содержит, при наличии серьезных полномочий у ФНС. В 2016 году ФНС выпустило письма №ГД-4-14/14127 и ГД-4-14/14126 от 3/08/16 г., в которых рассказывается, по каким признакам определять неблагонадежные фирмы. Фирмы, зарегистрированные до 1/08/16 г. рекомендуется проверять по «адресному» признаку, если адрес присвоен более 50-ти компаниям. После этой даты требования ужесточаются: 10 компаний на одном юрадресе.

В ходе проверки достоверности адреса инспекторы имеют право:

  • изучать задокументированные сведения и получать объяснения;
  • получать справочную информацию и новые сведения;
  • осматривать недвижимость: здания, офисы;
  • привлекать компетентных лиц, экспертов.

ФНС проверяет документы, относящиеся к юрадресу, заявления заинтересованных лиц. Далее речь идет об опросе в ФНС любого компетентного лица, в том числе и руководителя компании. Такие вызовы игнорировать нецелесообразно: неявка может быть расценена как отрицательный фактор, косвенно подтверждающий подозрения контролирующего органа.

Существует ли указанный юрадрес в действительности, ФНС может узнать, сделав запрос в Росреестр. Осмотр здания инспекторы могут проводить и без участия представителей фирмы, достаточно двух понятых и их подписей в протоколе осмотра. Может вестись и видеосъемка объекта.

Привлечение экспертов и специалистов, могущих предоставить специальные сведения научно-технического характера, используется на практике редко (по тексту приказа ММВ-7-14/72 от 11/02/16 г.).

На заметку! Проверять достоверность юрадреса может сам регистрирующий орган либо иные территориальные ФНС по его поручению.

Последствия

Недостоверность юридического адреса может иметь для фирмы множественные серьезные последствия: от штрафов до ликвидации. Разберемся, какова правовая основа таких действий контролирующих органов.

Штраф и дисквалификация

За недостоверность адреса, как и остальных сведений в ЮГРЮЛ, отвечает в первую очередь директор. При первичном нарушении его ожидает штраф в размере 5-10 тыс. руб., а при повторном – дисквалификация на 1-3 года (КоАП ст. 14.25-4, 5). Такие руководители и учредители не смогут участвовать в управлении иными фирмами и быть учредителями – юрлицу в регистрации откажут (ст. 23-1-ф, абз. 4, 5 ФЗ-129). В ЕГРЮЛ вносится запись о недостоверности юрадреса, и указанный запрет действует 3 года с момента внесения.

Запись в ЕГРЮЛ и исключение из ЕГРЮЛ

Сведения о недостоверном адресе фирмы попадут в госреестр (ст. 7.1-7, з-1 ФЗ-129). Если с даты внесения прошло свыше полугода, регистрирующий орган может исключить фирму из ЕГРЮЛ даже без обращения в арбитражный суд (ст. 21.1-5 ФЗ-129).

Отказ в приеме отчетности

Налоговики могут отказать в приеме налоговых деклараций фирме, имеющей зафиксированные в ЕГРЮЛ проблемы с юрадресом, поскольку в НК РФ при их сдаче имеют значение достоверность и полнота предоставляемых сведений (ст. 80-5 НК РФ).

Ликвидация

Если нарушение закона в части достоверности юрадреса ФНС посчитает грубым либо фирма не спешит устранять допущенные просчеты, она может быть ликвидирована через суд (ст. 25-2 ФЗ-129). Об этом же говорит и ГК РФ (ст. 61-3-1).

Вопрос недостоверности юрадреса и возможной ликвидации, практическое применение закона рассматриваются в постановлении пленума ВАС №61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» п. 6 от 30/07/13 г. По мнению судей, обращение о ликвидации в связи с юрадресом может поступить при соблюдении двух условий:

  • если регистрирующий орган не может связаться с фирмой по адресу в ЕГРЮЛ;
  • после запроса регистрирующего органа достоверные сведения об адресе фирма не предоставила.

Потеря деловой репутации

Речь идет не только о признании такой фирмы рискованным деловым партнером для других участников рынка («принцип должной осмотрительности»), но и о попадании фирмы в «черный список» контролирующих органов (ФНС, следственный комитет и др.). Об этом говорится в письмах №ЕД-4-2/[email protected] ФНС от 13/07/17 г., №Д28и-1214 Минэкономразвития от 20/03/17 г. и ряде других.

Отказ в регистрации

В письме №03-12-13/75024 от 14/11/17 г. Минфина говорится о возможности отказа в регистрации фирме, чей юридический адрес недостоверен, и эти сведения подтверждены (ст. 23-1-р ФЗ-129).

Что делать

Проверить адрес на массовость позволяет онлайн-сервис ФНС на сайте службы, где сведения актуализируются раз в неделю. Регистрируя новую фирму для занятий реальным бизнесом, целесообразно сделать такой запрос. Если фирма уже зарегистрирована и налоговая прислала требование предоставить достоверные сведения, игнорировать его не стоит.

Подтвердить сведения о юрадресе необходимо, направив в ФНС заявление по ф. Р14001 с приложением:

  • договоров купли-продажи, аренды помещения;
  • платежных поручений, подтверждающих факт оплаты недвижимости или ее аренды;
  • копии выписки из ЕГРЮЛ.

Пакет документов передается в регистрирующий орган в течение 30 дней. Если срок пропущен, вносится отметка в госреестр о недостоверности. Если компания не находится на данном адресе фактически и доказать правомочность своих действий перед налоговой не удается, адрес придется менять с заключением договора аренды, купли-продажи.

Что в итоге

Недостоверность юридического адреса может быть выявлена и в момент регистрации фирмы, и в период ее работы. На основании недостоверности («массовости» или фиктивности) адреса ФНС отказывает в регистрации. Если в ходе проверки фирмы у налоговиков возникли сомнения в достоверности адреса, необходимо в течение месяца направить в ФНС заявление по ф. Р14001 с приложением документов, доказывающих реальность нахождения юрлица по этому адресу.

Читайте так же:  Юрист по вопросам материнского капитала

Признание адреса недостоверным для фирмы может иметь негативные последствия, вплоть до ликвидации. Даже если фирма не ликвидирована, сведения о недостоверности ее адреса ФНС вносит в госреестр. Вести бизнес с такой отметкой в реестре весьма затруднительно.

Недостоверные данные в егрюл что делать

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Федеральной налоговой службы от 2 апреля 2019 г. № ГД-18-14/[email protected] Об обеспечении возможности оперативного получения заинтересованными лицами содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о принятии регистрирующим органом решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, а также сведений об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ

Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение, поступившее письмом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 25 февраля 2019 г. N 73/1-381-2019, в части вопросов, относящихся к своей компетенции, сообщает следующее.

В силу пункта 1 статьи 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из Единого государственного реестра юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ) в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц, юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо).

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ) юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее — недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном указанным Федеральным законом.

При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 указанной статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ (далее — решение о предстоящем исключении).

Регистрирующим органом не принимается решение о предстоящем исключении при наличии сведений о возбуждении производства по делу о банкротстве юридического лица, а также проводимых в отношении юридического лица процедурах, применяемых в деле о банкротстве.

Предусмотренный указанной статьей порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ применяется также в случаях: а) невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников); б) наличия в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи (пункт 5 статьи 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ).

Вместе с тем следует учитывать, что исключение юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа осуществляется с учетом предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ гарантий, направленных на защиту кредиторов и иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются таким исключением.

В силу упомянутых норм права решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ (далее — заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления. Заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. Эти заявления могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 вышеуказанного Федерального закона. В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается.

Согласно пункту 1 приказа ФНС России от 16 июня 2006 г. N САЭ-3-09/[email protected] «Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации» сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ и предназначенные для публикации, а также иные сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, публикуются в журнале «Вестник государственной регистрации».

При этом в целях обеспечения возможности оперативного получения заинтересованными лицами содержащихся в ЕГРЮЛ сведений, в том числе сведений о принятии регистрирующим органом решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, а также сведений об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, ФНС России в системе межведомственного электронного взаимодействия размещен вид сведений, позволяющий получать вышеуказанную информацию. Возможность получения содержащихся в ЕГРЮЛ сведений обеспечена также посредством использования электронных сервисов, размещенных на сайте ФНС России.

Таким образом, заинтересованные лица могут отслеживать информацию, касающуюся исключения недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ, в журнале «Вестник государственной регистрации», а также посредством обращения к сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, и направлять возражения относительно предстоящего исключения.

Какого-либо иного взаимодействия по вопросам, связанным с наличием у юридического лица признаков недействующего юридического лица, законодательство о государственной регистрации не предусматривает.

Действительный государственный
советник Российской Федерации
2 класса
Д.Ю. Григоренко

Обзор документа

— как принимается решение о предстоящем исключении организации из ЕГРЮЛ;

[3]

— в каких случаях эта процедура не совершается;

— как публикуются решение и сведения о порядке и сроках направления заявлений организацией, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением из ЕГРЮЛ;

— где можно отслеживать информацию, касающуюся исключения недействующих юрлиц из ЕГРЮЛ.

Видео (кликните для воспроизведения).

Заинтересованные лица вправе направлять возражения относительно предстоящего исключения.

Сведения в ЕГРЮЛ станут достовернее

С 01.01.2016 Федеральный закон от 30.03.2015 № 67-ФЗ вносит ряд изменений, которые направлены на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ. Так, у налоговиков появится право проверять данные в реестре, будет больше оснований для отказа в госрегистрации, а процедура смены места нахождения организации станет сложнее.

Читайте так же:  Франшиза баскин роббинс

Сменить место нахождения станет сложнее

В ЕГРЮЛ указывается адрес юрлица, а в уставе — его место нахождения с точностью до муниципального образования (п. 2, 3 ст. 54 ГК РФ). При этом внутри одного города могут существовать различные муниципальные образования, например районы (ч. 1 ст. 2 ФЗ от 06.10.03 № 131-ФЗ, п. 2 ст. 54 ГК РФ).

С 2016 года смена места нахождения организации будет проходить в несколько этапов. Сначала организация должна обратиться в налоговую инспекцию по «старому» адресу и представить решение о смене места нахождения (в течение трех дней после его принятия) и заявление о внесении в ЕГРЮЛ соответствующих изменений.

После внесения этих сведений в ЕГРЮЛ и появления записи в реестре налоговики пересылают регистрационное дело в инспекцию по новому месту нахождения юрлица. И только через 20 дней после появления этой записи можно обратиться в инспекцию по новому адресу и представить заявление на госрегистрацию изменений в учредительных документах и ЕГРЮЛ (п. 5 письма ФНС России от 27.03.15 № СА-4-14/[email protected]), а также документы, подтверждающие право пользования объектом недвижимости (свидетельство о праве собственности, договор аренды или др.).

В заявлении должен быть указан адрес, относящийся к новому месту нахождения, то есть нельзя будет переехать, например, из Москвы в Екатеринбург и оставить московский почтовый адрес. При этом налоговики будут вправе приостановить регистрацию изменений для проверки их на достоверность.

Если вовремя не опровергнуть результаты проверки, в ЕГРЮЛ появится запись о недостоверности сведений. Руководителей могут признать подставными, а контрагенты могут отказаться от сотрудничества.

Проверка на достоверность

С 2016 года любые сведения, включаемые или уже включенные в ЕГРЮЛ, могут быть проверены ИФНС. Во-первых, если у инспекторов возникли обоснованные сомнения в их достоверности. Во-вторых, по заявлению заинтересованных физлиц о недостоверности предстоящих изменений или уже содержащихся в ЕГРЮЛ сведений, например, информации о давно вышедших участниках организации.

Приостановление регистрации изменений

При реорганизации, ликвидации или изменении учредительных документов налоговики смогут приостановить госрегистрацию не более чем на месяц, чтобы проверить «подозрительную» информацию. Если «подозрения» подтвердятся, то в госрегистрации этих сведений откажут. Для регистрации новых организаций процедура приостановления применяться не будет. Их сначала зарегистрируют, внесут в реестр и только потом смогут проверить (п. 1 письма ФНС России от 27.03.15 № СА-4-14/[email protected]).

«Черная метка» при сомнении в достоверности

Если по результатам проверки будут выявлены недостоверные сведения, уже содержащиеся в ЕГРЮЛ, компании будет направлено уведомление. В ответ на него в течение 30 дней нужно будет сообщить достоверные данные либо представить документы, опровергающие неблагоприятные результаты проверки. Иначе в ЕГРЮЛ будет внесена запись о недостоверности содержащихся в нем сведений. Теперь для этого не требуется ни заявлений организации, ни вынесения судебных решений (см. 67-ФЗ и п. 2 письма ФНС России от 27.03.15 № СА-4-14/[email protected]).

Запись о недостоверности может быть внесена в сведения об адресе, месте нахождения, руководителе и (или) учредителе юрлица и другие данные, перечисленные в пп. «в», «д», «л» п. 1 ст. 5 ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ. Руководителей или учредителей организаций с «черной меткой» могут признать подставными лицами и впоследствии отказать им в регистрации нового юрлица. А от сотрудничества с компанией, у которой есть такая «метка», могут отказаться добросовестные контрагенты. Поэтому важно оперативно реагировать на уведомления налоговиков.

Проверка достоверности данных пока детально не регламентирована. Но уже сейчас можно предположить, что при проверке указанного в ЕГРЮЛ адреса налоговики смогут получить объяснения от владельца помещения, запросить справку о количестве арендаторов и даже осмотреть объект недвижимости.

Кроме того, усилена административная ответственность за представление заведомо ложных сведений для внесения в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, также за повторное непредставление или представление недостоверных сведений. Подробнее читайте тут.

Отказ в регистрации

С 2016 года у налоговиков появятся дополнительные основания для отказа в госрегистрации. Такая неприятность ожидает юрлицо, учредитель или директор которого неблагоприятно зарекомендовал себя на поприще управления. Соответствующими подпунктами Закон № 67-ФЗ дополняет п. 1 ст. 23 Закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ.

В частности, в течение трех лет не сможет выступать руководителем или участником (учредителем) юрилица тот, кто связан с компаниями:

  • исключенными из ЕГРЮЛ как недействующие юрлица с задолженностью перед бюджетом (также при ее списании по причине наличия у организации признаков недействующей);
  • по которым в ЕГРЮЛ содержится запись о недостоверности;
  • по которым не исполнено решение суда о принудительной ликвидации.

Кроме того, основанием для отказа в госрегистрации станет несоблюдение установленного законодательством РФ порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юрлица, а также других обязательных требований 129-ФЗ (см. п. 3 письма ФНС России от 27.03.2015 № СА-4-14/[email protected]).

Также Законом 67-ФЗ уточнена процедура ликвидации юридического лица. Подробнее читайте тут.

К подставным теперь относятся лица, персональные данные которых были использованы для регистрации юрлица без их ведома, а также те, кто оформлен как орган управления юрлица в отсутствие цели реального управления.

Особое внимание к «подставным» лицам

Законом № 67-ФЗ внесены изменения в ст. 173.1 и 173.2 УК РФ, в которых теперь установлено понятие подставного лица. К ним относятся:

  • Лица, являющиеся учредителями или органами управления организации, данные о которых были внесены в ЕГРЮЛ путем введения в их заблуждение либо без их ведома. Например, при потере документов и регистрации юрлица по утерянному паспорту.
  • Лица, являющиеся органами управления организации, у которых отсутствует цель управления юрлицом, например, фиктивные директора и т д.

Преступлением считается не только образование (создание, реорганизация) юрлица через подставных лиц, но и любое последующее внесение в ЕГРЮЛ сведений о них. Кроме того, представление и приобретение документов для регистрации юрлица через подставное лицо будет считаться преступлением в любом случае. Напомним, ранее это было преступлением только в том случае, если лицо осознавало, какие противозаконные финансовые операции, сделки с денежными средствами или иным имуществом будут впоследствии совершены с использованием такого юрлица.

Со «Светофором» проверять контрагентов легко. Сервис автоматически проверит данные из 16 официальных источников и сформирует отчет. Вам останется только изучить найденные по компании факты

Нотариусам — больше полномочий

Закон № 67-ФЗ вносит изменения в «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» от 11.02.1993 № 4462-1. Так, с 01.07.2015 при внесении изменений в ЕГРЮЛ нотариус обязан использовать государственные информационные ресурсы для получения достоверной информации о личности заявителя. Однако большая часть изменений вступает в силу с 01.01.2016:

  • Все сделки, связанные с изменением уставного капитала, должны будут обязательно заверяться нотариусом. В том числе сделки о переходе, продаже либо залоге доли или ее части в ООО третьему лицу, решения общего собрания участников ООО об увеличении уставного капитала и состав участников, присутствовавших на собрании. Поэтому необходимо приглашать нотариусов на такие собрания. Заявителем по этим сделкам будет являться именно нотариус, только он сможет отправлять запрос в регистрирующий орган о внесении соответствующих изменений в ЕГРЮЛ.
  • Нотариусы получат право по просьбе налогоплательщика представлять документы на госрегистрацию предприятий в регистрирующий орган в электронном виде с обязательным заверением своей электронной подписью. Через нотариуса также можно будет получить документы, подтверждающие внесение записи в соответствующий государственный реестр или отказ в госрегистрации.
  • Налоговые органы смогут запрашивать у нотариусов сведения по госрегистрации юрлиц и ИП. Планируется, что такая мера сведет к минимуму фальсификацию нотариальных действий в сфере госрегистрации.
Читайте так же:  Отпуск по уходу за ребенком сколько лет

Также следует отметить, что добавлена возможность видеофиксации совершения нотариального действия.

Ольга Ульянова,
эксперт по вопросам бухгалтерского, налогового и управленческого учета, финансовый директор и совладелец консалтинговой компании «ЭКВИТИ ОМ» («сервис-паровоз»). Имеет два высших образования — экономическое и юридическое. Стаж работы в холдинговых структурах, крупных международных компаниях на руководящих позициях (главный бухгалтер, финансовый директор, заместитель генерального директора по бухгалтерскому учету и аудиту, аудитор).

Недостоверные данные в егрюл что делать

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

В ЕГРЮЛ внесены сведения о недостоверности данных юридического лица (адрес юридического лица). Информация о недостоверности адреса юридического лица была получена из электронной выписки ЕГРЮЛ с сайта ФНС России, от налогового органа никаких писем и уведомлений не получалось, никакие изменения по заявлению юридического лица не регистрировались в ФНС России. 1. Какие необходимо совершить действия юридическому лицу в данной ситуации? 2. Какие последствия могут наступить для юридического лица в связи с внесением данной записи в ЕГРЮЛ? Предусмотрена ли административная ответственность за непредоставление ФНС России достоверных данных об адресе юридического лица? 3. Каков порядок исключения из ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений о юридическом лице?

Специальная процедура (уведомление о недостоверности и представление дополнительных сведений и документов) предусмотрена лишь для ряда сведений о юридическом лице (пп. «в», «д», «л» п. 1 ст. 5, п. 6 ст. 11 Закона о госрегистрации, п. 18 Приложения N 1 к Приказу N ММВ-7-14/72), в том числе сведений об адресе юридического лица. При наличии предусмотренных законодательством о государственной регистрации оснований регистрирующий орган проводит проверку достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ независимо от даты их включения (письмо ФНС России от 06.03.2017 N ГД-4-14/[email protected]). Если выявлена недостоверность уже внесенных в ЕГРЮЛ сведений, то регистрирующий орган вносит туда же запись о недостоверности сведений о юридическом лице (абз. второй п. 6 ст. 11 Закона о госрегистрации, п. 18 Приложения N 1 к Приказу N ММВ-7-14/72, смотрите также письмо ФНС России от 02.09.2016 N ЕД-3-14/[email protected]).

2. Внесение записи о недостоверности сведений о юридическом лице в ЕГРЮЛ вызывает ряд неблагоприятных последствий как для самой организации, к которой относится запись, так и для связанных с этой организацией лиц. ФНС вправе отказать в государственной регистрации связанных с включением в ЕГРЮЛ сведений об участнике (учредителе) организации или о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени организации, если:

— данное лицо имеет право без доверенности действовать от имени такой организации, в отношении которой уже содержится запись о недостоверности сведений, предусмотренных подпунктами «в» или «л» п. 1 ст. 5 Закона о госрегистрации. Указанная запись о недостоверности не влечет отказа в указанной государственной регистрации, если ей более трех лет (на момент подачи документов в ФНС) либо она была внесена по заявлению о недостоверности, то есть в порядке п. 5 ст. 11 Закона о госрегистрации без проверки (абзац четвёртый пп. «ф» п. 1 ст. 23 Закона о госрегистрации);

— данное лицо владеет 50% и более голосов от общего количества голосов в таком ООО, о котором в ЕГРЮЛ уже содержится запись о недостоверности сведений, предусмотренных подпунктами «в» или «л» п. 1 ст. 5 Закона о госрегистрации. Указанная запись о недостоверности не влечет отказа в указанной государственной регистрации, если ей более трех лет (на момент подачи документов в ФНС) (абз. пятый пп. «ф» п. 1 ст. 23 Закона о госрегистрации).

С 01.09.2017 при наличии в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи у регистрирующего органа будет право исключить юридическое лицо из ЕГРЮЛ в порядке ст. 21.1 Закона о госрегистрации. Соответствующие изменения вносятся Федеральным законом от 28.12.2016 N 488-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Особенности исключения из ЕГРЮЛ из-за недостоверности сведений

Налоговые органы в 2019 году довольно активно принялись избавляться в ЕГРЮЛ от организаций, по которым у инспекции имеются данные о недостоверных сведениях. Это право возникло у инспекций в сентябре 2017 года, но новый способ портить бизнесменам нервы чиновники полноценно освоили только сейчас. Правда, перед исключением налоговики должны проверить? действительно организация что-то нарушила или нет.

[1]

На чем основывается проверка

В законе о регистрации (129-ФЗ), конечно, указаны основания проведения, но более подробно прочесть о них можно в приложении к Приказу ФНС России №ММВ-7-14/[email protected] от 11.02.2016.

В частности, проверка проводится, если:

Довольно обширный вышел список. Но не спешите паниковать, не всегда у ФНС есть основание инициировать мероприятия по проверке.

Например, в инспекцию поступило заявление от частного лица о недостоверности каких-то сведений, но направлено оно с нарушением формы или не подкреплено подтверждающими документами. Тогда в течение 10-ти рабочих дней заявителю придет уведомление об отказе в проверке, ввиду отсутствия оснований.

Внушает оптимизм. Надеемся, что недобросовестные «заинтересованные лица» не смогут испортить компании репутацию.

Кто такие заинтересованные лица?

К ним относятся, конечно, руководитель и участники (учредители) юридического лица. Хотя кажется странным, что директор захочет как-то препятствовать нормальной работе организации или участники начнут делать то же самое, такие ситуации возникают нередко.

Читайте так же:  Возврат процентов по кредиту в налоговой

Допустим, наемный директор выполняет функции главного бухгалтера и ведет дела организации. В какой-то момент он понимает, что работа не клеится, компания идет ко дну, а участники не хотят прислушаться к голосу разума (ведь в первую очередь задавать вопросы будут именно руководителю, а не им) и как-то выходить из ситуации.

Приняв волевое решение, директор пишет заявление на увольнение. Но вот загвоздка – внести изменения в ЕГРЮЛ и назначить новое руководящее лицо должны участники на собрании. Им же, как выше говорилось, до такой суеты и дела нет. Как поступить директору, которого начинают засыпать звонками и, возможно, письмами о несданной отчетности, да еще и штрафы за это пытаются всучить?

Правильно: направить заявление по форме Р34001 от заинтересованного лица и сообщить, что сведения о директоре недостоверны. В качестве подтверждения прикладываются, например, копии трудовой книжки, приказа об увольнении и акта передачи рабочей документации (если есть).

Обратите внимание! На нашем сайте есть бланк заявления Р34001 и образец его заполнения.

[2]

Надо заметить, что закон теоретически не ограничивает круг заинтересованных лиц. Главное, чтобы было, о чем сообщить, и имелось документальное подтверждение. Например, отправить заявление может кредитор, который не нашел вас по юридическому адресу и опасается нарушения своих прав.

Правда, в конце бланка формы Р34001, там, где подпись заявителя, указано «настоящее заявление не направлено на причинение вреда другим лицам, а также иное недобросовестное осуществление гражданских прав». Т.е. законодатели предупреждают желающих испортить компании карму, что так делать нельзя и даже напоминают об ответственности перед законом.

Как проходит проверка: методы и сроки

В зависимости от того, что именно приходится проверять, регистрирующие органы вправе:

Обратите внимание! Отсчет месячного срока начинается по истечении семи рабочих дней со дня получения налоговым органом заявления.

Для дачи пояснений могут вызвать абсолютно любое частное лицо. Если вследствие уважительных обстоятельств оно не может явиться в инспекцию (болезнь, инвалидность и т.п.), то опрос проведут по месту жительства.

Ждите, выезжаем

Итак, проверяющие могут провести осмотр недвижимости. Разберемся, по каким правилам он проходит.

  • Это тот случай, когда регистрирующий орган может делегировать полномочия территориальному отделению ФНС (тому, на чьей территории находится проверяемый объект).
  • Обязательное требование — присутствие двух понятых или ведение видеозаписи.
  • В протокол, составленный в результате проверки, вносятся данные о проведенной экспертизе или привлечении специалиста, если это часть проведенных мероприятий.

Интерес налоговиков часто вызывают так называемые места массовой регистрации. Речь не о торговых или бизнес-центрах, где массовость разумно объясняется. Скорее, сложно поверить, что бывшее здание заводского гаража на окраине города внезапно вместило в себя три десятка рабочих офисов на площади 100 кв. м. или в 15-метровом кабинете расположилась с комфортом пятерка оптовых компаний.

Кстати! Адреса настоящих офисных центров тоже могут попасть в «черный список», но исключать из ЕГРЮЛ по причине регистрации в нем не станут. Максимум проверяющие заявятся, чтобы убедиться в наличии реального помещения или запросят договор аренды с планом. К тому же в каждом территориальном органе ФНС разный показатель массовости.

Какие последствия ждут организацию, если юридический адрес недостоверен?

Произошло страшное – по указанному в ЕГРЮЛ адресу организации выехала проверка из налоговой инспекции, а вас там не оказалось. Проверяющие составили протокол и вернулись восвояси, а вы ни сном, ни духом о происходящем не знаете.

Если почтовое сообщение с адресом налажено, то вы скоро получите уведомление от налоговой службы о необходимости предоставить достоверную информацию. Если в ЕГРЮЛ внесены данные об электронной почте, то письмо придет и на e-mail. Оно направляется также участникам и руководителю организации. У вас будет 30 дней на оперативное решение проблемы.

Обратите внимание! Отсчет срока ведется не со дня вручения письма, а со дня отправки.

Представим, что срок прошел, а достоверность не была подтверждена, что произойдет?

Как видите, последствия неприятные. Стоит упомянуть, что при наличии определенных доказательств как на участников, так и на руководителя возлагается субсидиарная ответственность перед кредиторами общества.

Как исправить недостоверность данных в адресе?

Чтобы не доходить до столь мрачного финала, достаточно сделать так, чтобы данные оказались достоверными. Это возможно совершить двумя способами:

  1. Представить документы и другие доказательства. Если проблема чисто техническая (адрес не совпал с классификатором КЛАДР, номер офиса в уставе не совпал с номером помещения по документам регистрации), достаточно внести исправления и подать верные данные. Если ФНС кажется, что адрес — фикция, то придется попотеть, собирая доказательства, которыми станут: договор аренды, копии планов, схем и выписки из Росреестра и БТИ, а также свидетельские показания, фото и видео съемка. В общем, все, что может подтвердить реальность места регистрации.
  2. Просто сменить адрес. Банально, но иногда это лучший выход, да и более быстрый. Только проверьте, не относится ли новый юридический адрес к массовому или сомнительному с точки зрения налоговиков.

Кстати! Для проверки воспользуйтесь сервисом «Прозрачный бизнес». Можно также посмотреть, какие компании зарегистрированы в том же месте, как долго, были у них проблем с недостоверными данными или нет. Отзывы в интернете на деловых площадках города или обычный звонок в ФНС тоже никто не отменял.

Можно ли ликвидировать компанию с помощью недостоверности данных?

Некоторые предприниматели именно так и закрывают надоевший бизнес. Правда есть нюансы. Для начала – налоговая служба не обязана, а только вправе ликвидировать компанию, имеющую в реестре недостоверные сведения. Это значит, что фирма может годами благополучно находиться в подвешенном состоянии.

Видео (кликните для воспроизведения).

Выше уже перечислялись неблагоприятные последствия ликвидации. Если вас не пугают проблемы с субсидиарной ответственностью, невозможность в течение трех лет открыть новое дело или стать руководителем, то можете попробовать поиграть в кошки-мышки с ФНС.

Источники


  1. Теория государства и права. — М.: АСТ, Сова, 2010. — 160 c.

  2. Экзамен на звание адвоката. Учебно-практическое пособие. В 2 томах (комплект). — М.: Юрайт, 2014. — 184 c.

  3. Профессиональная этика и служебный этикет. Учебник. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2014. — 560 c.
  4. Харин, Г. М. Краткий курс судебной медицины / Г.М. Харин. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. — 304 c.
  5. Грудцына, Л. Жилищное право России. Учебник; М.: Эксмо, 2011. — 656 c.
Недостоверные данные в егрюл что делать
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here