Нормы принципы в конституции рф примеры

Самая важная информация и ответы на вопросы в статье: "Нормы принципы в конституции рф примеры". Актуальность данных для 2020 года вы можете уточнить у дежурного консультанта.

Нормы-принципы (Право)

Нормы-принципы — нормы права, которые содержат руководящие начала, принципы, которые выступают критериями правомерности участников регулируемых отношений и определяют содержание правового регулирования.

Разъяснение

Норма права — это закрепленное в нормативном акте общеобязательное правило поведения, исполнение которого обеспечивается силой государства.

Нормы-принципы — это нормы права, которые содержат руководящие начала, принципы, которые выступают критериями правомерности участников регулируемых отношений и определяют содержание правового регулирования.

Нормы принципы, по сути являются разновидностью Декларативных норм.

Например, нормы-принципы сформулированы в статье 3 «Основные начала законодательства о налогах и сборах» Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ):

1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

3. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

5. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Налоговым кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные Налоговым кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено Налоговым кодексом.

6. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

7. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).

Значимость норм-принципов не раз подчеркивали высшие судебные инстанции:

«Наличие в законе общих оценочных понятий само по себе не свидетельствует об их неопределенности: поскольку нормы законодательства о налогах и сборах различны по характеру и значению, пределы детализации таких его норм, как абстрактно сформулированные нормы-принципы, определяются законодателем с учетом необходимости их эффективного применения к неограниченному числу конкретных правовых ситуаций. » (Определение Конституционного Суда РФ от 01.10.2009 N 1270-О-О, Определение Конституционного Суда РФ от 16.12.2008 N 1072-О-О, Определение Конституционного Суда РФ от 04.06.2007 N 366-О-П, Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2003 года N 441-О и 442-О).

Дополнительно

Декларативные нормы — содержат правовые принципы, цели и задачи;

Норма права — это закрепленное в нормативном акте общеобязательное правило поведения, исполнение которого обеспечивается силой государства

Тема 2. Конституционное развитие России. Конституция РФ 1993г.

3. Основные принципы Конституции России

Под принципами конституции в юридической науке понимаются основополагающие идеи и положения, определяющие наиболее существенные черты, качественные свойства Конституции как Основного Закона государства.

Основные принципы Конституции Российской Федерации 1993 года.

1. Демократизм и полновластие народа. Сущность этого принципа состоит в том, что ст. 3 Конституции РФ устанавливает принадлежность народу всей полноты власти в государстве. “Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации, подчеркивается в этой статье, является ее многонациональный народ”.

Конституция закрепляет также основные формы реализации народом своего суверенитета:

1. Президент РФ, Федеральное Собрание избираются путем всеобщих выборов.

2. Наиболее важные вопросы выносятся на референдум, примером чему является принятие Конституции 1993 г.

3. Конституция ввела систему местного самоуправления, которое осуществляется гражданами через выборные и другие органы самоуправления (ст. 130).

2. Законность. Провозглашение Российской Федерации правовым государством предполагает закрепление в Конституции РФ принципа законности, суть которого состоит в строгом соблюдении требований законодательства. Этот принцип нашел свое отражение в ст. 15 Конституции РФ, устанавливающей высшую юридическую силу и прямое действие Конституции на всей территории Российской Федерации. В пункте 2 статьи 15 закрепляется также, что органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Принцип законности нашел свое закрепление и в нормах главы 7 Конституции РФ, устанавливающей систему органов власти, принципы их организации и деятельности.

3. Равноправие и полноправие граждан, гарантированность прав и свобод. Этот принцип состоит в признании человека, его прав и свобод высшей ценностью. Статья 19 Конституции РФ устанавливает: “Все равны перед законом и судом”. И далее подчеркивается, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Рассматривая содержание принципа равноправия граждан, следует подчеркнуть, что речь идет о юридическом равенстве, предоставлении каждому равных юридических возможностей пользоваться правами и свободами. Фактическое равенство невозможно, в силу целого ряда причин объективного и субъективного порядка.

4. Гуманизм. В конституционном признании человека высшей ценностью отражен принцип гуманизма, что означает заботу о человеке, о всемерном развитии его духовных и физических качеств, материальных условиях жизни.

[2]

5. Государственное единство. Для федеративного многонационального государства решающее значение имеет проведение в Конституции принципа государственного единства. Этот принцип нашел свое закрепление в Преамбуле и ст. 4 Конституции РФ, где установлено, что суверенитет Российской Федерации и верховенство Конституции России распространяются на всю ее территорию.

Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. О принципе государственного единства свидетельствуют положения:

ст. 8 — единство экономического пространства;

ст. 67 — единство территории;

Читайте так же:  Развод по обоюдному согласию с ребенком

ст. 68 — устанавливающей русский язык в качестве единого государственного языка;

ст. 74 — закрепляющей установление на территории России таможенных границ, пошлин, сборов;

ст. 75 — устанавливающей рубль в качестве единой денежной единицы и т. д.

6. Равноправие и самоопределение народов. Этот принцип обусловлен многонациональным характером России и ее федеративным устройством. Этот принцип закреплен в:

Преамбуле Конституции РФ;

ст. 5 — устанавливающей перечень субъектов федерации и указывающей, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты равноправны;

ст. 73 — закрепляющей, что вне пределов ведения федерации и совместного ведения федерации и субъектов последние обладают всей полнотой государственной власти.

Согласно ст. 66 Конституции РФ статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию федерации и субъекта в соответствии с федеральным конституционным законом.

Данный принцип отражен также в ст. 69, которая устанавливает, что Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов.

7. Разделение властей. Этот принцип является новым в Российском конституционном законодательстве и закреплен в ст. 10 и 11 Конституции РФ. Его суть состоит в том, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

8. Идеологическое многообразие, многопартийность. В связи с коренными преобразованиями в общественной жизни Конституция РФ закрепляет в своем содержании неизвестный ранее законодательству России принцип идеологического многообразия и многопартийности. Согласно ст. 13 Конституции РФ никакая идеология в России не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. Общественные объединения равны перед законом.

Тема 1. Понятие и предмет конституционного права. Место российского конституционного права в системе права России

2. Конституционно-правовые нормы и отношения

Нормы конституционного права — это правовые нормы, которые регулируют общественные отношения, составляющие предмет конституционного права.

Для осуществления норм конституционного права характерен особый механизм реализации через конкретные нормы других отраслей права.

Нормы конституционного права имеют свои характерные особенности. В отличие от правовых норм других отраслей, которые, как правило, имеют гипотезу, диспозицию и санкцию в нормах конституционного права формулируется, как правило, лишь диспозиция и гипотеза, а санкции содержатся в актах иных правовых отраслей (уголовного, административного и т. д.).

Нормы конституционного права можно подразделить на группы, то есть классифицировать. Эта классификация может быть произведена по различным признакам, критериям. В юридической науке существуют немало таких критериев.

В зависимости от объекта правового регулирования нормы конституционного права делятся на следующие группы:

1) закрепляющие и регулирующие основы конституционного строя Российской Федерации (глава 1 Конституции Российской Федерации);

2) устанавливающие правовой статус личности, права и свободы человека и гражданина (глава 2 Конституции, законодательные акты о гражданстве Российской Федерации, о статусе иностранных граждан);

3) закрепляющие федеративное устройство (глава 3 Конституции, нормы Федеративного Договора);

4) регулирующие порядок образования и деятельности системы органов государственной власти (главы 4-8 Конституции, законодательство о выборах, о статусе депутата).

По характеру содержащихся предписаний нормы конституционного права классифицируются:

1) на управомочивающие (ст. 20, 83 Конституции);

2) обязывающие (ст. 58, 59 Конституции);

3) запрещающие (ст. 13 Конституции).

По степени определенности содержащихся предписаний различают нормы:

1) императивные (ст. 72 Конституции);

2) диспозитивные (ст. 66 Конституции).

По юридической силе (форме закрепления) эти нормы подразделяются:

1) на конституционные (обладающие высшей юридической силой);

2) содержащиеся в иных законодательных актах.

Таковы основные виды конституционно-правовых норм. В юридической литературе можно встретить и другие критерии классификации норм конституционного права и соответствующие им виды конституционно-правовых норм: общие и специальные, федеративные и субъектов федерации.

1) большинство норм конституционного права носит обобщенный характер, они излагаются на уровне принципов;

2) как правило, нормы КП не обладают трехчленной структурой. В них есть гипотеза и диспозиция или только одна диспозиция, лишь несколько статей содержат санкцию (ст. 80, ст. 97 К РФ);

3) нормы КП обладают высшей юридической силой по отношению к нормам других отраслей права, они являются нормами прямого действия, т.е. должны применяться непосредственно без подтверждения нормами специальных отраслей права;

4) нормы КП носят учредительный характер, т.е. определяют правовой статус каждого субъекта КП;

5) применять нормы КП могут только государство и муниципальные органы, граждане могут ими только пользоваться.

1) нормы-цели (нормы программного характера) выражают стремление государства способствовать возникновению соответствующих отношений (ст. 2, ст. 7);

2) нормы-принципы (констатирующие нормы) содержат наиболее общие положения всего правового регулирования, требования, содержащиеся в них закреплены в общем виде, ими обязаны руководствоваться все юридические и физические лица, для применения требуется их детализация (ст. 10, ст. 6);

3) учредительные нормы (устанавливающие нормы) учреждают органы государства (ст.ст. 80-93);

4) дефинитивные нормы содержат легальные определения (ст. 10;

5) нормы-правила содержат очевидные не нуждающиеся в доказывании правила (ст. 18);

6) нормы конкретного действия содержат конкретно сформулированные правила, устанавливают четко определенные права и обязанности участников правоотношений;

7) нормы — исторические справки содержатся в преамбуле и указывают на незыблемость существующих отношений.

Общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права, являются конституционно-правовыми отношениями.

Для общественных отношений вообще и для правоотношений в частности характерно наличие как минимум двух сторон отношений, именуемых субъектами. Субъектами правоотношений могут быть как индивиды, так и организации, органы, социальные общности.

Субъектами конституционно-правовых отношений выступают:

а) народ (проведение референдумов, выборов в высшие органы федерации, органы субъектов);

б) российское федеративное государство;

в) субъекты Российской Федерации — республики, края, области, города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург), автономная область, автономные округа;

г) административно-территориальные единицы — районы, города, районы в городах, городские и муниципальные округа, префектуры, поселки, села;

д) государственные органы законодательной, исполнительной и судебной власти;

е) органы местного самоуправления;

ж) Президент Российской Федерации — глава российского государства;

з) главы субъектов Российской Федерации;

и) общественные объединения граждан — партии, общественные организации, движения, комитеты и т. д ;

к) депутаты представительных органов государственной власти;

л) комиссии и комитеты органов законодательной власти;

м) общие собрания граждан, сельские сходы;

н) избирательные комиссии;

о) граждане Российской Федерации;

п) иностранцы и лица без гражданства (прием в российское гражданство).

Конституционно-правовые отношения возникают, изменяются либо прекращаются в связи с определенными обстоятельствами, условиями, именуемыми юридическими фактами.

В зависимости от отношения к воле людей юридические факты подразделяются на события и действия. События — это явления, не зависящие от воли человека. Под действиями же понимают юридические факты, которые происходят по воле людей.

Читайте так же:  Перенос мокрой точки из кухни в комнату

В конституционном праве Российской Федерации выделятся следующие объекты конституционно-правовых отношений:

1. Государственная территория. В Конституции Российской Федерации имеется норма, согласно которой границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия (ч.3 ст.67).На основе этой нормы возникают конституционно-правовые отношения, связанные с частью государственной территории России.

2. Предметы материального мира (материальные ценности).
Нормы конституционного права устанавливают круг объектов различных форм собственности (ст.8,9,34,35 Конституции РФ) и право соответствующих субъектов пользоваться такими объектами. На основе этих норм могут возникать конституционно-правовые отношения.

3. Личные неимущественные блага (жизнь, здоровье, честь, достоинство). Некоторые нормы Конституции РФ содержат указания на данные объекты: каждый имеет право на жизнь (ч.1 ст.20); достоинство личности охраняется государством (ч.1 ст.21) и др.

4. Поведение и результаты поведения субъектов конституционных правоотношений. Например, действия депутата Государственной Думы, внесшего законопроект в данную палату парламента, являются объектом (поведения) конституционно-правовых отношений по поводу законопроекта.

Подписание Президентом РФ указа, несоответствующего Конституции РФ, составляет объект (результат поведения) конституционно-правового отношения по поводу отмены этого указа Конституционным Судом Российской Федерации.

Нормы права, их виды, структура и способы изложения

В норме права формулируется правило поведения.

«Норма»в переводе с латинского языка означает образец, точное предписание.

Норма праваэто правило поведения, которое является обязательным для всех лиц. Несоблюдение правовой нормы влечет за собой государственное принуждение.

После опубликования и обнародования правовая норма приобретает государственно-властный характер, т.е. становится обязательной для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами, государственными органами.

Правовая норма исходит от государства, им охраняется, поэтому даже если норма права носит характер предписания — все равно ей присущ элемент властности.

Правовая норма всегда носит общий характер, она служит масштабом поведения людей; не имея определенного адресата, она направлена не к конкретному лицу (как, например, при вынесении судебного решения), а к любым лицам, которые вступили, или могут вступить в отношения, регулируемые данной нормой.

Видео (кликните для воспроизведения).

Общий характер правовых норм позволяет урегулировать не каждый отдельный случай, а охватить все случаи, факты, отношения.

Нет смысла определять последствия, которые повлечет за собой факт совершения хулиганского поступка — норма права позволяет упорядочить эти отношения путем установления общего предписания.

Норма права обеспечивается силой государственного принуждения.

Виды норм права.

Современная система права складывается из огромного количества правовых норм, так как в обществе действуют многочисленные общественные отношения, в которых и зарождаются нормы права, в конечном счете, отражая все многообразие жизненных ситуаций.

Классифицировать нормы права можно по различным основаниям.

На основе социального назначения и роли в правовой системе нормы права подразделяются на две большие группы:

Исходные(учредительные, отправные) нормы и

Нормы – правила поведения.

Исходные(учредительные, отправные) нормы характеризуются наиболее высокой формой абстрагирования, а их главный признак – наиболее общий характер и особая роль в механизме правового регулирования.

[1]

Исходные нормы не являются правилами поведения субъектов права в конкретной ситуации, а содержат определенные положения, обеспечивающие

— действие норм-правил поведения, а также

— законодательную и правоприменительную деятельность.

Например, на основе норм-принципов могут разрешаться правовые коллизии и пробелы в действующем законодательстве или нормы-принципы могут предопределять законодательное развитие и совершенствование той или иной отрасли права.

Основное отличие норм-правил поведения от исходных норм состоит в том, что нормы-правила поведениянепосредственно направлены на регулирование общественных отношений, поведение людей, а

воздействие исходных норм на общественные отношения носит опосредованный характер.

Исходные нормы многообразны по своему содержанию, функциональному и целевому предназначению, поэтому их можно классифицировать на следующие виды:

Нормы-начала

– отражают отправные моменты правового регламентирования

правового положения человека в государстве,

пределов действия государства,

закрепляют основы конституционного строя. Наибольшее количество норм-начал содержится в Конституции Российской Федерации.

Нормы-принципы

– содержат руководящие идеи, в сжатой форме характеризуют содержание права, его сущность и социальное назначение.

Нормы-принципы в действующем законодательстве могут иметь различные формы выражения.

Так, принцип может быть закреплен в специальной статье нормативно-правового акта (ст. 3-7 УК РФ), а сами статьи так и называются «принцип законности», «принцип справедливости», «принцип гуманизма» и т.д.

Тот или иной принцип можно выводить из совокупностей статей, т.е. когда содержание одного принципа излагается в нескольких статьях нормативного акта.

И, наконец, тот или иной принцип может следовать (вытекать) из смысла всего нормативно-правового акта.

Нормы-цели

— это определяющие предполагаемую модель какого-либо состояния или процесса правовые установления, которые стремятся достичь субъекты правотворческой, правореализаторской деятельности и общество в целом.

В таких нормах могут закрепляться цели, стоящие перед обществом, государством, государственными органами.

В них определяются цели отрасли права или отдельного правового института. Например, в ст.43 УК РФ закреплены цели института наказания.

Нормы-задачи

— это правовые установления, определяющие перечень тех условий, проблем, которые необходимо разрешить при помощи правового регулирования общественных отношений.

В законодательстве часто устанавливаются задачи всего нормативно-правового акта или задачи государственных органов.

Нормы-дефиниции

, или дефинитивные нормы, охватывают своим понятием легальное (законодательное) определение правовых категорий и понятий, имеющих наиболее принципиальное значение. Такова, например, норма, определяющая понятие наказания (ч.1 ст.43 УК РФ).

В зависимости от объема регулирования общественных отношений нормы классифицируются на общие и специальные.

Общие нормы регулируют род общественных отношений, а специальные нормы регулируют вид общественных отношений, существующий в рамках родового отношения.

Объем правового регулирования предопределяет отраслевое или межотраслевое значение общих норм.

Так, в первом случае общие нормы распространяют свое действие на все институты той или иной отрасли права, а во втором – имеют значение для нескольких отраслей права. Так, закрепленное в ст.51 Конституции РФ право не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников имеет значение для уголовно-процессуального и гражданско-процессуального права, а также распространяет свое действие на процессуальную сферу в налоговых и административных отношениях.

Специальные нормы

регулируют вид родовых отношений, но уже с учетом их специфики. Например, в Трудовом кодексе указываются общие основания для прекращения трудового договора (увольнения), а в отдельной главе, посвященной труду педагогических работников, содержатся специальные основания для увольнения работников образовательной сферы.

Другим основанием классификации норм права является предмет правового регулирования.

В зависимости от предмета правового регулирования (по отраслевой принадлежности) они делятся – на конституционные, административные, уголовные, гражданские, экологические, семейные и т.д.

Читайте так же:  Расход топлива по норме в путевом листе

В рамках этой же классификации различают нормы материального и нормы процессуального права. Различие между ними в том, что материальные нормы отвечают на вопрос «что регулируют нормы права?», а процессуальные – на вопрос «как регулируют?».

Метод правового регулирования позволяет классифицировать нормы права на следующие виды: императивные, диспозитивные, поощрительные, рекомендательные.

Императивные нормы – это разновидность правовых норм, содержащих властное предписание, не оставляющее свободы для усмотрения субъектом варианта поведения.

В императивных нормах в категоричной форме указывается единственный возможный вариант поведения, отступление от которого влечет применение мер государственного принуждения. Например, «кража запрещена», «уклонение от уплаты налогов запрещено» или «врач обязан оказать помощь больному» и т.п.

Большинство норм конституционного, финансового, административного, уголовного, уголовно-исполнительного и некоторых других отраслей права являются императивными.

Диспозитивные нормы – это разновидность правовых норм, оставляющие субъектам возможность усмотрения в выборе варианта поведения.

Диспозитивные нормы предоставляют субъектам возможность самим договорится о своих взаимных правах и обязанностях. Например, стороны по договору аренды вправе установить периодичность выплаты платежей, оговорить порядок ремонта, арендуемого помещения и т.д.

Диспозитивные нормы широко представлены в гражданском, семейном и трудовом праве.

Поощрительные нормы – это разновидность правовых норм, содержащих модель заслуженного поведения, обеспечиваемую поощрительными мерами, сформулированными в санкции такой нормы.

В санкции поощрительной нормы фиксируются благоприятные последствия (меры вознаграждения или сокращения объема обязанностей).

Широко поощрительные нормы представлены в трудовом, административном и уголовно-исполнительном праве. Более того, принципом уголовно-исполнительного права выступает рациональное применение мер поощрения (ст. 8 УИК РФ).

Рекомендательные нормы – устанавливают варианты наиболее приемлемого для государства и общества поведения. Они в «мягкой» форме указывают на желательное развитие общественных отношений.

В зависимости от характера предписываемых правил поведения нормы права могут быть обязывающими, запрещающими и управомочивающими.

Обязывающие нормы (нормы, определяющие меру должного поведения), то есть обязывающие лицо совершить определенные положительные действия. Например, из положений ст.124 УК РФ следует, что врач или иное лицо обязаны оказать помощь больному.

Запрещающие нормы (нормы-запреты),которые устанавливают, что делать нельзя. Все лица должны воздерживаться от запрещенных действий. Например, служащим налоговых органов запрещено разглашать сведения, составляющие налоговую тайну.

Управомочивающие нормы (нормы-разрешения),нормы, определяющие меру возможного поведения. При их изложении обычно употребляются выражения «имеет право», «вправе», «может», «полномочия» или же эти слова подразумеваются.

Разновидностью управомощивающих можно назвать компетенционные нормы, которые устанавливают компетенцию различных государственных органов и служащих.

Деление норм права на обязывающие, запрещающие и управомочивающие носит весьма условный характер. Между обязанностями и запретами существует тесная логико-генетическая взаимосвязь. Так, обязанность совершать определенное действие эквивалентна запрету не бездействовать при указанных в норме условиях, а любому правомочию всегда сопутствует правовая обязанность.

Нормы права можно классифицировать и по иным основаниям: времени действия и юридической силе.

По времени действия они могут быть постоянными и нормами временного действия

В зависимости от юридической силы они подразделяются на федеральные и региональные нормы права.

В качестве особой разновидности можно выделить нормы, содержащиеся в нормативных актах органов местного самоуправления.

Федеральные и региональные нормы, в свою очередь, можно подразделить на содержащиеся в законах и подзаконных актах.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Примеры каждого вида конституционно правовых норм

По способу воздействия на субъекты права различаются: управомочивающие (дозволяющие), обязывающие и запрещающие нормы. Управомочивающие (дозволяющие) нормы – это все нормы, закрепляющие предметы ведения и полномочия РФ и ее субъектов, компетенцию государственных органов и должностных лиц (Президента, Совета Федерации, Государственной Думы и др.), права и свободы человека и гражданина.

Обязывающие нормы возлагают на субъекты обязанности совершать определенные действия, предусмотренные этими нормами, «избирать тот вариант поведения, который соответствует их требованиям». Как справедливо отмечается в юридической литературе, «к этой группе относятся нормы, закрепляющие конституционные обязанности граждан, а также все нормы, в которых исключается иной вариант действия, чем тот, который предусмотрен в норме права».

Примером обязывающих конституционных норм, адресованных физическим и юридическим лицам, являются закрепленные в ст. ст. 57-59 Конституции РФ обязанности каждого: «платить законно установленные налоги и сборы»; «сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к природным богатствам»; долг и обязанность гражданина защищать Отечество. Среди обязывающих конституционных норм, адресованных государственным органам и должностным лицам, можно, в частности, назвать: обязанность Президента РФ в течение семи дней подписать и обеспечить опубликование ранее отклоненного им федерального закона, если при повторном рассмотрении этого закона возражения Президента были отклонены Парламентом и Государственная Дума и Совет Федерации вновь одобрили закон в ранее принятой ими редакции (ч. 3 ст. 107 Конституции РФ 1993 г.).

В качестве примера диспозитивной нормы как нормы, допускающей регулирование отношений по соглашению сторон и устанавливающей правило лишь на случай отсутствия соглашения, называют, в частности, ст. 6 ФЗ от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». В ней устанавливается, что «федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу». Другой пример обязанности, обращенной к государственному органу (должностному лицу) – формула ст. 106 Конституции РФ, где сказано, что обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по шести видам вопросов — федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, статуса и защиты государственной границы, войны и мира и др.

Применительно к государству, его органам и должностным лицам обязывающий характер имеют не только нормы, формулирующие собственно обязанности этой категории субъектов конституционного права. Помимо этого, и нормы о полномочиях органов и должностных лиц публичной власти, хотя они и сформулированы как меры возможного поведения (действий), являются не только управомочивающими, но одновременно и обязывающими нормами. Такая квалификация обусловлена публично-правовым характером статуса государства и государственных образований, как и государственных органов и должностных лиц. Для последних полномочия, составляющие их компетенцию, не являются личной привилегией, а имеют публично-правовой характер. Реализация указанных конституционных полномочий – это не только права, но и обязанность государства, государственных образований, государственных органов и должностных лиц. Ответственность указанных субъектов наступает не только за неисполнение обязанностей, но и за неиспользование (ненадлежащее осуществление) своих полномочий.

Читайте так же:  Проверить заявку на ипотеку газпромбанк

Запрещающие нормы – это нормы, предусматривающие запреты на совершение определенных действий. В форме запретов фиксируются, например, ряд принципов конституционного строя, гарантии прав и свобод человека и гражданина в РФ. Так, согласно Конституции РФ 1993 г., «никто не может присваивать власть в РФ» (п. 4 ст. 3); «гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права изменить его» (п. 3 ст. 6); «никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию» (п. 2 ст. 21); в РФ «никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (п. 1 ст. 14); «запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни» (п. 5 ст. 13 Конституции РФ 1993 г.).

По критерию характера взаимоотношений субъектов правоотношения конституционно-правовые нормы могут быть классифицированы на императивные и диспозитивные.

Императивные нормы регулируют отношения между субъектами, где стороны находятся в неравноправном положении (отношения власти-подчинения). Диспозитивные же нормы допускают регулирование отношений по соглашению сторон, между тем как нормативное правило действует лишь при отсутствии такого соглашения.

Под императивными нормами понимаются те, в которых правила поведения сформулированы повелительно, однозначно, безальтернативно. Под диспозитивными же подразумевают нормы, которые содержат возможность выбора того или иного варианта поведения.

По времени их действия нормы конституционного права делятся на три вида:

а) действующие в течение неопределенного времени (их большинство);

б) действующие лишь в определенные периоды времени (так, нормы, регулирующие режим военного либо чрезвычайного положения. Последние, в частности, предусмотрены Конституционным законом РФ от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении» и действуют лишь в периоды введения, соответственно, военного либо чрезвычайного положения).

в) нормы конституционного права, исчерпываемые во времени своего действия. Например, целый ряд подобных норм зафиксирован в разделе II «Заключительные и переходные положения Конституции РФ».

К исчерпавшим себя по времени действия относятся и нормы конституционного права, содержащиеся в нормативных актах, которые принимаются как временные правовые акты – на период, пока будет подготовлен и принят постоянно действующий нормативный акт, пока будет осуществлено основное правовое регулирование. О временном характере подобного рода актов указывается в их тексте. Так, в РФ довольно долго действовали три акта о государственных символах (атрибутах): Положение о государственном гербе (от 30 ноября 1993 г.); Положение о государственном флаге РФ (от 11 декабря 1993 г.) и Положение о Государственном гимне (от 11 декабря 1993 г.) – утвержденные Указом Президента РФ, где говорилось, что названные Положения действуют до вступления в силу соответствующих законов. 25 декабря 2002 г. приняты три федеральных конституционных закона «О государственном флаге РФ», «О государственном гербе РФ», «О государственном гимне РФ», в связи с чем действие указанных выше Положений исчерпано.

По территориальным масштабам их действия можно выделить такие разновидности норм конституционного права: а) общефедеральные; б) действующие на территории отдельного субъекта РФ (республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа); в) локальные (действующие в масштабе отдельно взятого муниципального образования).

В зависимости от такого критерия, как их «поведенческий потенциал», конституционно-правовые нормы бывают двух видов: нормы общего характера и конкретные, поведенческие нормы.

а) Нормы общего характера регулируют поведение социальных субъектов косвенным образом: не устанавливают конкретных моделей, вариантов поведения, а закрепляют лишь основные ориентиры, важнейшие параметры поведения (его цели, границы, перспективы, способы, условия и т.д.). Таким образом рассматриваемые нормы оказывают косвенное влияние на поведение, но конкретных правил поведения не устанавливают. К общим конституционным нормам относятся нормы-цели, нормы-принципы, нормы программного характера, нормы-декларации и др. Значительное их число содержится в преамбуле и главе I «Основы конституционного строя» Конституции РФ 1993 г.

б) Конкретные, поведенческие нормы – это содержащиеся в Конституции РФ и иных источниках конституционного права конституционно-правовые нормы: о сферах ведения и полномочиях Федерации и ее субъектов, нормы о компетенции конституционно учрежденных государственных органов и должностных лиц; нормы о конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина.

Литература:

1. Государственное право Российской Федерации / Под ред. О.Е. Кутафина. С. 249; Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. С. 256

2. Конституционное право Российской Федерации. М., 1998; Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России. М., 1994;

3. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 1998.

4. Лучин В.О. Конституционные нормы и правоотношения. М., 1997.

5. Г.Т. Чернобель, «Журнал российского права», N 1, январь 2010 г.

6. САФИНА С.Б. Основы правового статуса личности в конституциях республик в составе Российской Федерации14//Власть.2013 №5

Дата добавления: 2017-01-13 ; Просмотров: 8540 ; Нарушение авторских прав? ;

[3]

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Нормы принципы в конституции рф примеры

Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ , дипломов , контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут. Логин :. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat. Описание план :.

Результат поиска

Виды конституционно-правовых норм

Батычко Конституционное право России Конспект лекций. Рассматривая понятие конституционно-правовых норм, надо прежде всего отметить, что им свойственны и общие признаки, присущие всем правовым нормам, безотносительно к их отраслевой принадлежности, и особенности, выделяющие их в самостоятельную часть системы права. Следует оговорить, что понятие «конституционно-правовые нормы» охватывает не только нормы конституций, но и всех нормативных правовых актов, имеющих своим назначением регулирование общественных отношений, относящихся к предмету отрасли конституционного права. Специфические черты конституционно-правовых норм, обусловленные их отраслевой принадлежностью, в конечном счете определяются предметом самой отрасли права. Основополагающие, наиболее значимые нормы содержатся в особом акте, обладающем высшей юридической силой во всей системе права, — в Конституции РФ;.

По юридической силе в зависимости от того, в каких нормативных актах они закреплены и какое место они занимают в иерархии нормативных актов :. Исходные нормы конституционного права чаще содержатся в Конституции и регулируют отправные, основополагающие общественные отношения. К этому виду правовых норм относятся нормы-начала, или базовые нормы, закрепляющие основы гражданского общества и государственного строя, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, служащие исходным началом для других отраслей права. Исходной нормой можно, например, считать норму, закрепленную в ч.

Читайте так же:  Санитарно гигиенические нормы и правила

Примеры управомочивающих норм в конституции рф

Однако в отличие от своих социалистических предшественниц, ныне действующая Конституция, не является монолитом, выделенным из остального правового массива. Таким образом, система конституционного права России имеет сегодня четко выраженную иерархическую структуру. В то же время говорить о том, что эта система уже в достаточной мере осмыслена в научной литературе и получила общепринятое объяснение в теории и законодательной практике, пока не приходится. Размещение данных норм в первой главе или разделе Конституции объясняется не прихотью законодателя, а объективно обусловлено. Предмет конституционного права не образует монолита, а состоит из общественных отношений, образующих три уровня правового регулирования:. Нормы института основ конституционного строя, будучи важнейшей составной частью Конституции, наряду с общими для всех конституционных норм признаками, обладают собственной спецификой.

Нормы, закрепляющих основы конституционного строя РФ

Под нормами конституционного права понимаются правила поведения, содержащиеся в актах — источниках конституционного права и регулирующие входящие в его предмет общественные отношения. Обладая общими, присущими всем без исключения правовым нормам, признаками, нормы конституционного права имеют в то же время и свои специфические особенности. В числе таковых выделяются следующие. Во-первых, обладание нормами конституционного права по отношению к нормам других отраслей права несомненным приоритетом. Последний обусловливается наличием высшей юридической силы правовых актов, содержание которых составляют конституционные нормы, по отношению ко всем другим правовым актам.

Методы КП — совокупность правовых средств приёмов и способов воздействия на общественные отношения, составляющие предмет КП:. Основная направленность заключается в предоставлении участникам отношений наибольшей свободы действий для взаимного согласования своих будущих отношений. Сочетание общего регулирования правовой статус человека и детального регулирования властеотношения высшего уровня.

Лекция 1: «Конституционное право в системе российского права»

По юридической силе в зависимости от того, в каких нормативных актах они закреплены и какое место они занимают в иерархии нормативных актов :. К этому виду правовых норм относятся нормы-начала, или базовые нормы, закрепляющие основы гражданского общества и государственного строя, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, служащие исходным началом для других отраслей права. Так, в РФ довольно долго действовали три акта о государственных символах атрибутах : Положение о государственном гербе от 30 ноября г. По территориальным масштабам их действия можно выделить такие разновидности норм конституционного права: а общефедеральные; б действующие на территории отдельного субъекта РФ республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа ; в локальные действующие в масштабе отдельно взятого муниципального образования.

ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО ПО ТЕМЕ: 5. Law Review. Предмет конституционного права

Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм. Рассматривая понятие конституционно-правовых норм, надо прежде всего отметить, что им свойственны и общие признаки, присущие всем правовым нормам, безотносительно к их отраслевой принадлежности, и особенности, выделяющие их в самостоятельную часть системы права. Специфические черты конституционно-правовых норм, обусловленные их отраслевой принадлежностью, в конечном счете определяются предметом самой отрасли права. Основополагающие, наиболее значимые нормы содержатся в особом акте, обладающем высшей юридической силой во всей системе права, — в Конституции РФ;. Это нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-задачи.

Нормы дефиниции: понятие и принципы

Ключевые слова: классификация, виды, конституционно-правовых, норм. Вопрос о классификации конституционно-правовых норм имеет очень большое значение. Их принято классифицировать по следующим основаниям:. Одни нормы связаны с основами конституционного строя , другие — с основами правового статуса человека и гражданина , третьи — с федеративным устройством , четвертые — с органами государства, органами местного самоуправления. Внутри этих крупных группировок норм в свою очередь выделяются взаимосвязанные комплексы норм, регулирующих относительно близкие сферы общественных отношений, что отражается в структуре конституционно-правовых институтов. И здесь важно установить все эти взаимосвязи, определить место данных конституционно-правовых норм в системе других норм, регулирующих данную сферу общественных отношений.

Равноправие, или правовое равенство, означает фор- мальное равенство или формально равную свободу, членов общества. В общем и целом принцип равноправия раскрыва- ется в ст. Принцип правового равенства, имманентный верховенс- тву прав и свобод человека и гражданина как высшей цен- ности конституционного строя Российской Федерации, прослеживается в содержании многих статей Конституции; терминологически это выражено в формулировках «равные обязанности» ч. Равноправие — это не только предос- тавление равных прав и свобод, но и равенство обязан- ностей. Из содержания ч.

В конституциях и других актах конституционного права порой встречаются такие положения, которые определяют экономические, социальные и политические цели, задачи общества и государства. Это особенно относится к социалистическим и иным идеологизированным конституциям. Большая часть норм конституционного права относится к регулятивным. Они непосредственно направлены на регулирование общественных отношений.

ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Как быстро выучить Конституцию РФ? / Как запомнить Конституцию?

Под нормами конституционного права понимаются правила поведения, содержащиеся в актах — источниках конституционного права и регулирующие входящие в его предмет общественные отношения. Обладая общими, присущими всем без исключения правовым нормам, признаками, нормы конституционного права имеют в то же время и свои специфические особенности. В числе таковых выделяются следующие.

Видео (кликните для воспроизведения).

К первым относит Перевал Алакель Северный 1А : Огибая скальный прижим у озера, тропа поднимается сначала по травянистому склону, затем Экологические группы птиц Астраханской области : Птицы приспособлены к различным условиям обитания, на чем и основана их экологическая классификация Конституционно-правовые нормы — это общеобязательные, абстрактные, формально-определенные в конституционно-правовых актах правила, установленные и охраняемые государством и направленные на регулирование общественных отношений, составляющих предмет конституционного права, путем установления прав и обязанностей их участников.

Источники


  1. Иванов, И.И. Методические рекомендации по обращению в Европейский Суд по правам человека; новая юстиция, 2013. — 288 c.

  2. Мельник, В. В. Искусство речи в суде присяжных. Учебно-практическое пособие / В.В. Мельник, И.Л. Трунов. — М.: Юрайт, 2015. — 672 c.

  3. Липинский, Д. А. Общая теория юридической ответственности / Д.А. Липинский, Р.Л. Хачатуров. — М.: Юридический центр Пресс, 2017. — 950 c.
  4. CD-ROM. Юридические науки. Диск 2. Шпаргалки для студентов. — Москва: РГГУ, 2013. — 418 c.
  5. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 1. — Москва: Высшая школа, 2001. — 528 c.
Нормы принципы в конституции рф примеры
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here