Объединение жилого и нежилого помещения

Самая важная информация и ответы на вопросы в статье: "Объединение жилого и нежилого помещения". Актуальность данных для 2020 года вы можете уточнить у дежурного консультанта.

Соединение двух нежилых помещений в жилом доме для открытия магазина

Мы имеем на первом этаже жилого дома нежилое помещение (купили квартиру и оформили ее как нежилое помщение). Над нами на втором этаже продается квартира. Можем ли мы купить эту квартиру и оформить как нежилое помещение, а затем при помощи лестницы изнутри увеличить наш магазин? Как это юридически правильно сделать?

Указанный вопрос регламентирован нормами Жилищного кодекса РФ. Статья 22 ЖК РФ допускает перевод жилого помещения в нежилое, при этом должны быть соблюдены требования действующего жилищного и градостроительного законодательства.

Запрещена смена юридического статуса жилого помещения в случаях:

— когда переводимое помещение является частью жилого помещения и используется в качестве места для постоянного проживания;

— если невозможен доступ к помещению без использования помещений, которые обеспечивают доступ к жилым помещениям, и при этом невозможно оборудовать такой доступ к помещению;

— если право собственности на помещение обременено правами других граждан или юридических лиц (например, квартира в залоге, арестована и т.д.).

Согласно ч. 3 ст. 22 ЖК РФ перевести квартиру в жилом многоквартирном доме в нежилое помещение можно в случаях:

— если она находится на первом этаже дома;

— если она расположена на другом этаже, но помещения под ней являются нежилыми.

В рассматриваемом случае перевод квартиры на втором этаже в нежилое помещение возможен после оформления на нее права собственности, поскольку под квартирой уже расположено нежилое помещение — магазин. Лестницу с первого на второй этаж тоже можно оборудовать, таким образом вы обеспечите доступ на второй этаж магазина без задействования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, и все требования ЖК РФ будут соблюдены.

Для перевода помещения в нежилое нужно обратиться в МФЦ или местную администрацию с перечнем документов:

1) заявление о переводе;

2) подлинники или заверенные нотариусом копии правоустанавливающих документов на объект недвижимости;

3) технический паспорт помещения и его план с техническим описанием;

4) поэтажный план жилого дома;

5) проект перепланировки (если она требуется).

Перечень указанной документации утвержден ст. 23 ЖК РФ. Важно отметить, что если план дома, план переводимого помещения и его технический паспорт у заявителя отсутствуют, это не является преградой для перевода помещения из жилого в нежилое. Согласно ч. 2.1 ст. 23 ЖК РФ указанную документацию госорган должен запросить самостоятельно, если заявителем она не будет предоставлена.

Госорган рассматривает заявление о переводе помещения и сопутствующую документацию в течение 45 дней с момента подачи заявления и документов. Если документы подавались через МФЦ, указанный срок исчисляется с даты передачи пакета документации многофункциональным центром в госорган. По результатам рассмотрения выносится решение о переводе помещения или об отказе в таком переводе. Решение направляется заявителю в трехдневный срок с момента его принятия.

На практике заявители сталкиваются с ситуацией, когда компетентный орган запрашивает у них документы о согласовании перевода с собственниками квартир многоквартирного дома. Исходя из буквального толкования ст. 23 ЖК РФ такие требования неправомерны. В соответствии с ч. 3 указанной статьи госорган не вправе требовать от заявителя предоставления каких-либо документов, кроме перечисленных выше.

Отказать в переводе компетентный орган может по основаниям, перечисленным в ст. 24 ЖК РФ, а именно:

— предоставлен не полный пакет документации, утвержденной ст. 23 ЖК РФ;

— не выполнены предусмотренные ст. 22 ЖК РФ условия перевода помещения;

— проект перепланировки помещения нарушает требования законодательства;

— документы направлены в инстанцию, не уполномоченную на рассмотрение вопроса о переводе помещений.

Тем не менее решение об отказе в переводе помещения из нежилого в жилое муниципалитет часто мотивирует именно отсутствием согласия собственников других квартир на эту процедуру. Принимая решение об отказе, госорган ссылается на нарушение прав жильцов дома в случае смены юридического статуса помещения без их согласия.

Из положений ЖК РФ следует, что для реконструкции жилого многоквартирного дома необходимо получить разрешение собственников помещений. В соответствии с действующим законодательством согласие собственников необходимо, если в связи с реконструкцией уменьшается размер общего имущества собственников дома, а также если переустройство помещений невозможно без присоединения к ним части общего имущества.

Если в результате перевода помещения изменится размер общего имущества или потребуется реконструкция здания, стоит получить согласие собственников помещений на перевод. В других случаях при переводе помещений получать такое согласие не нужно.

Если госорган незаконно отказал в переводе жилого помещения в нежилое по причине отсутствия согласия собственников, такой отказ можно оспорить в суде.

Судебную практику по этому вопросу нельзя назвать однозначной, однако в ряде случаев собственникам удается доказать свое право на смену юридического статуса принадлежащих им помещений после отказа администрации в переводе.

В качестве примеров таких споров можно рассмотреть два судебных решения.

1. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.05.2011 № А33-10747/2010.

Предприниматель обратился в администрацию с заявлением о переводе жилого помещения в нежилое. Администрация в переводе отказала, поскольку в пакете поданной заявителем документации отсутствовало согласие собственников квартир дома о согласии с действиями по изменению объекта путем его реконструкции. По мнению госоргана, для смены статуса помещения требуется реконструкция дома. Из-за устройства отдельного входа и демонтажа внутренних несущих конструкций уменьшится размер общего имущества в многоквартирном доме, поэтому заявитель должен получить согласие собственников.

Предприниматель не согласился с решением госоргана и обратился в суд с заявлением о признании решения недействительным. Заявитель сообщил, что право собственности на его квартиру не обременено правами третьих лиц, в квартиру возможен доступ без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям. В результате перевода помещения из жилого в нежилое не потребуется реконструкции дома, следовательно, не требуется получать согласие собственников.

[2]

Суд пришел к выводу о том, что в рассматриваемом случае имеет место переустройство и перепланировка помещения, а не реконструкция капитального объекта, что подтверждается предоставленным заявителем проектной документацией. В результате перевода помещения в нежилое, проведения соответствующей перепланировки и переоборудования изменений размера общего имущества собственников дома не последует. Доказательств обратного госорган суду не представил.

Читайте так же:  Домашний суд по делам несовершеннолетних

Решение об отказе администрации о переводе помещения из жилого в нежилое признано незаконным. Обжаловать судебной решение в судах вышестоящих инстанций госоргану не удалось.

2. Решение Центрального районного суда г. Волгограда от 28.12.2015 № 2А-1296/2016.

Администрация отказала заявителю в переводе жилого помещения в нежилое помещение, в качестве одного из оснований отказа госоран указал на отсутствие согласия всех собственников помещений на реконструкцию, переустройство и перепланировку помещения.

Заявитель обратилась в суд с иском о признании незаконным решения администрации. В обоснование своих требований истец указала, что в соответствии с действующим законодательством такое согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме требуется в случае, если реконструкция, переустройство и перепланировка затрагивает границы или размер общего имущества в доме, если меняется размер долей в праве общей собственности на общее имущество. Истица указала, что она не обращалась к администрации с заявлением о переустройстве и перепланировке помещения. В связи с переводом помещения в нежилое границы, размер общего имущества, доли в праве общей собственности не изменяются.

Рассмотрев дело, суд установил, что решение об отказе было принято администрацией незаконно. В перечне документов для смены статуса помещения, установленных ч. 2 ст. 23 ЖК РФ, не содержится указания на обязательное предоставление согласия собственников помещений. Госорган не вправе требовать от заявителя представления каких-либо документов, кроме перечисленных в ч. 2 ст. 23 ЖК РФ, а отказ в переводе должен приниматься госорганом исключительно по основаниям, предусмотренным в ст. 24 ЖК РФ.

Вместе с тем важно отметить, что в настоящее время рассматривается законопроект Минстроя России № 542922-7о внесении изменений в ЖК РФ. Проектом предлагается установить новые правила для перевода помещений из жилых в нежилые. Если изменения примут, при переводе собственники будут обязаны запрашивать письменные согласия на процедуру от всех собственников примыкающих объектов (к ним относятся помещения, которые имеют с переводимым объектом общую стену или расположены прямо над ним или под ним). В настоящее время проект находится на рассмотрении в Госдуме.

Объединение жилого и нежилого помещения

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 27 января 2017 г. № 2146-АГ/08 О квалификации работ по демонтажу стен между квартирами, частей стен между лоджиями и комнатами, частей несущих конструкций при организации отдельного входа в помещение, осуществляемое в многоквартирных домах, в качестве перепланировки помещения или реконструкции объекта капитального строительства

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрело в рамках своей компетенции письмо Минэкономразвития России от 15 декабря 2016 г. № Д23и-6099 о квалификации работ по демонтажу стен между квартирами, частей стен между лоджиями и комнатами, частей несущих (ограждающих) конструкций при организации отдельного входа в помещение, осуществляемое в многоквартирных домах, в качестве перепланировки помещения или реконструкции объекта капитального строительства, сообщает следующее.

Понятия «перепланировка» и “переустройство)” и связанные с ними работы отнесены к сфере регулирования жилищного законодательства и не применяются по отношению к нежилым помещениям, в отношении которых могут проводиться реконструкция и капитальный ремонт. При этом определения понятий «реконструкция» и «капитальный ремонт» имеют более широкий смысл, нежели понятия «перепланировка» и «переустройство» и включают в себя специальные работы, указанные в Градостроительном кодексе Российской Федерации (далее — Кодекс).

В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 1 Кодекса реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) — изменение параметров объекта капитального строительства, ею частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

В соответствии со статьей 25 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

В соответствии с постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» (далее — Правила) перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.

Правила указывают, что переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются. Перепланировка квартир (комнат), ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры, не допускается.

При этом следует отметить, что Правила применяются в часта, не противоречащей Кодексу и ЖК РФ.

Таким образом, если строительные работы, выполняемые на объекте капитального строительства, влекут за собой изменения, перечисленные в пункте 14 части 1 статьи 1 Кодекса, то такие работы относятся к работам по реконструкции объекта капитального строительства.

Читайте так же:  Какие документы нужны для вывоза мусора

В соответствии с Приказом Горкомархитектуры от 23 ноября 1988 г. № 312 (далее — Приказ) при реконструкции зданий (объектов) исходя из сложившихся градостроительных условий и действующих норм проектирования помимо работ, выполняемых при капитальном ремонте, могут осуществляться: изменение планировки помещений, возведение надстроек, встроек, пристроек, а при наличии необходимых обоснований — их частичная разборка, повышение уровня инженерного оборудования, включая реконструкцию наружных сетей (кроме магистральных), улучшение архитектурной выразительности зданий (объектов), а также благоустройство прилегающих территорий.

При реконструкции объектов коммунального и социально-культурного назначения может предусматриваться расширение существующих и строительство новых зданий и сооружений подсобного и обслуживающего назначения, а также строительство зданий и сооружений основного назначения, входящих в комплекс объекта, взамен ликвидируемых.

Таким образом, если в результате перепланировки нежилого помещения проектно-сметной документацией предусмотрено изменение параметров объекта капитального строительства, то такие виды работ относятся к реконструкции объекта капитального строительства.

На основании изложенного, по мнению Минстроя России, работы, проводимые в многоквартирных жилых домах, по демонтажу стен между квартирами, демонтажу частей стен между лоджиями и комнатами, демонтажу частей несущих (ограждающих) конструкций при организации отдельного входа в помещение следует относить к перепланировке жилых помещений.

Согласно части 1 статьи 22 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований Жилищного кодекса Российской Федерации и законодательства о градостроительной деятельности.

Согласно части 1 статьи 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся:

1) жилой дом, часть жилого дома;

2) квартира, часть квартиры;

В соответствии с частью 1 статьи 17 ЖК РФ жилое помещение предназначено для проживания граждан.

Таким образом, исходя из буквального толкования ЖК РФ «переводом помещения из жилого фонда в нежилой» является изменение функциональной принадлежности помещения, его основной характеристики — предназначения.

В соответствии со статьей 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее — орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.

Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе — заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:

— заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

— правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

— подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;

— технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;

— согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);

— заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры

Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 указанной статьи документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя. В случае представления заявителем документов, указанных в части 2 настоящей статьи, через многофункциональный центр срок принятия решения о согласовании или об отказе в согласовании исчисляется со дня передачи многофункциональным центром таких документов в орган, осуществляющий согласование.

Следует отметить, что в соответствии с частью 2 статьи 52 Кодекса виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Перечень указанных видов работ утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 624.

Реконструкция объекта капитального строительства, в том числе нежилого помещения, осуществляется на основании норм Кодекса. Так, часть 1 статьи 51 Кодекса обязывает застройщика получить разрешения на строительство, и в соответствии с частью 2 статьи 55 Кодекса ввести объект в эксплуатацию на основании разрешения федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, выдавшего разрешение на строительство.

Дополнительно сообщается, что разъяснения о порядке подготовки технических планов помещений, документов, необходимых для постановки на государственный кадастровый учет изменений помещений в результате перепланировки, реконструкции даны в письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 14 апреля 2015 г. № Д23и-1578.

Директор
Департамента градостроительной
деятельности и архитектуры
А.В. Гришин

Обзор документа

Минстрой России считает, что работы, проводимые в многоквартирных жилых домах, по демонтажу стен между квартирами, демонтажу частей стен между лоджиями и комнатами, демонтажу частей несущих (ограждающих) конструкций при организации отдельного входа в помещение следует относить к перепланировке жилых помещений.

Видео (кликните для воспроизведения).

Отмечено, что переводом помещения из жилого фонда в нежилой является изменение функциональной принадлежности объекта, его предназначения.

Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения. Разъяснена процедура такого согласования.

Также указано, что виды работ по возведению, реконструкции, капремонту объектов капстроительства, которые оказывают влияние на безопасность, должны выполняться только ИП или юрлицами, имеющими свидетельства о допуске к таким видам работ.

Читайте так же:  Когда аннулируются штрафы гибдд с камер

Реконструкция объекта, в т. ч. нежилого помещения, возможна на основании норм ГрК РФ. Так, застройщик обязан получить разрешение на строительство и ввести объект в эксплуатацию на основании разрешения уполномоченного органа.

Объединение жилого и нежилого помещения

В определении Верховного суда Российской Федерации от 12.01.2017 № 56-КГ 16-40 отражена позиция о недопустимости объединения нежилого помещения с жилым помещением без перевода нежилого помещений в жилое или жилого помещения в нежилое в силу следующих моментов.

Переводу жилого помещения в нежилое помещение сопутствует необходимое переустройство и (или) перепланировка переводимого помещения для обеспечения испрашиваемого использования такого помещения.

В силу действующего законодательства не допускаются переоборудование и перепланировка, ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем, оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств.

В связи с указанным, в случае невозможности перепланировки и переоборудования по указанным причинам перевод нежилого помещения в жилое помещение и наоборот не выполним. Следовательно, и объединение нежилого помещения с жилым не допустимо.

Как включить в общее имущество дома нежилое помещение, расположенное на 1 этаже многоквартирного дома?

Для того чтобы нежилое помещение можно было включить в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, оно должно отвечать признакам, перечисленным в ст. 290 Гражданского кодекса РФ и 36 Жилищного кодекса РФ.

В соответствии сп. 1 ст. 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

В соответствии с ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).

На основании пп. «а» п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).

Если нежилое помещение обладает перечисленными признаками, то оно включается в состав общего имущества, а собственники помещений в многоквартирном доме владеют им на праве общей долевой собственности.

Право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в доме в силу закона, вне зависимости от его регистрации в ЕГРП.

Определить правовой статус нежилого помещения можно, если знать, когда была приватизирована первая квартира в многоквартирном доме.

С момента начала реализации гражданами права на приватизацию жилья в соответствии с Законом РСФСР от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» многоквартирный дом, в котором была приватизирована хотя бы одна квартира, утрачивал статус объекта, находящегося исключительно в муниципальной собственности.

Если по состоянию на дату приватизации первой квартиры в многоквартирном доме нежилое помещение было сформировано для самостоятельного использования, что может подтверждаться отдельным кадастровым номером, то право общей долевой собственности на это помещение не возникло.

При наличии оснований для признания права общей долевой собственности на нежилое помещение можно обратиться с исковым заявлением в суд.

Исковое заявление о признании права общей долевой собственности за собственниками помещений в многоквартирном доме подается товариществом собственников жилья (при его наличии) в арбитражный суд. Если ТСЖ организовано не было, то собственники помещений вправе обратиться в суд с коллективным иском.

Ответчиком в данном случае будет являться орган местного самоуправления, а в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — уполномоченные государственные органы этих городов.

Требование о признании права в данном случае будет сводиться к подтверждению права собственности, возникшего до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Объединение жилого и нежилого помещения

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Здание полностью находится в собственности нескольких собственников. Управление зданием — в ведении потребительского кооператива.
Предполагается, что в течение года в здании останется три собственника.
Возможно ли сохранение потребительского кооператива как формы управления обслуживанием здания?
Есть ли ограничение по количеству собственников для деятельности кооператива для нежилых помещений?
Если нет, то какая форма приемлема?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Возложение функций по управлению нежилым зданием на потребительский кооператив, созданный собственниками помещений в этом здании, закону не противоречит.
Количество членов потребительского кооператива закон не ограничивает, членами такого кооператива могут быть граждане, в том числе имеющие статус индивидуальных предпринимателей, и юридические лица.
Вопрос о том, поручить ли управление нежилым зданием потребительскому кооперативу, создать для этих целей товарищество собственников недвижимости, заключить договор с управляющей организацией, избрать иной допускаемый законом способ управления, собственники помещений в здании вправе решить по своему усмотрению исходя из соображений целесообразности.

Читайте так же:  В какой срок можно вступить в наследство

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

7 февраля 2019 г.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Объединение жилого и нежилого помещения

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 10 октября 2012 г. N ВАС-13123/12 «Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации» (ключевые темы: нежилые помещения — перепланировка — непродовольственные товары — переустройство — регистрирующий орган)

Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 10 октября 2012 г. N ВАС-13123/12
«Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации»

Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Медведевой А.М., судей Борисовой Е.Е. и Куликовой В.Б. рассмотрела в судебном заседании заявление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Воронежской области от 16.11.2011 по делу N А14-7954/2011, постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 25.06.2012 по тому же делу

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2012

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Среди цветов — Воронеж» (г. Воронеж, далее — общество) о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (г. Воронеж, далее — регистрирующий орган) в государственной регистрации прекращения права собственности на нежилое встроенное помещение III в литере А площадью 143,6 кв.м и нежилое встроенное помещение IIIа в литере А площадью 94,2 кв.м, а также в государственной регистрации права собственности на нежилое встроенное помещение III в литере А площадью 239,7 кв.м, расположенных по адресу: г. Воронеж, ул. Южно-Моравская, д. 8, и обязании зарегистрировать право собственности на указанное нежилое помещение.

решением Арбитражного суда Воронежской области от 16.11.2011, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2011 и постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 25.06.2012, заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с указанными судебными актами, регистрирующий орган подал заявление о пересмотре их в порядке надзора.

В соответствии с частью 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определение о передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра оспариваемого судебного акта в порядке надзора может быть вынесено лишь при наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Рассмотрев доводы заявителя и материалы надзорного производства, коллегиальный состав судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не находит оснований, определенных указанной статьей Кодекса , для пересмотра оспариваемых судебных актов в порядке надзора в связи со следующим.

Как установлено судом, по договорам купли-продажи от 29.07.2004 и от 05.10.2007 общество приобрело в собственность нежилое встроенное помещение III в литере А площадью 143,6 кв.м и нежилое встроенное помещение IIIа в литере А площадью 94,2 кв.м, расположенные по адресу: г. Воронеж, ул. Южно-Моравская, д. 8. Право собственности общества на данное имущество зарегистрировано.

Общим собранием учредителей общества (протокол от 01.02.2011 N 1) принято решение об объединении указанных объектов недвижимости в одно нежилое помещение — магазин непродовольственных товаров.

Предварительно, 19.08.2010, обществом получено положительное экспертное заключение по проектной документации перепланировки нежилых помещений под магазин непродовольственных товаров (товаров и изделий для сада и огорода) по названному выше адресу, утвержденное ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области».

Департамент общественной безопасности управления по охране окружающей среды администрации городского округа город Воронеж в свою очередь 10.09.2010 выдал заключение о соответствии проекта перепланировки нежилых помещений под магазин непродовольственных товаров (товаров и изделий для сада и огорода) природоохранным требованиям.

Администрация городского округа город Воронеж на основании указанных выше заключений согласовала обществу перепланировку (реконструкцию) нежилых встроенных помещений под магазин непродовольственных товаров без образования входных групп и изменения существующего фасада здания (заключение от 16.11.2010 N 153).

Согласно данному заключению проект реконструкции не нарушает прочности и устойчивости несущих и ограждающих конструкций жилого здания. Этот проект выполнен с учетом технологических требований к магазину непродовольственных товаров (цветы). Вход в помещение предусмотрен через две существующие входные группы, расположенные со стороны улицы Южно-Моравская. Прилегающая территория спланирована и благоустроена.

В результате объединения нежилого встроенного помещения III в литере А площадью 143,6 кв.м и нежилого встроенного помещения IIIа в литере А площадью 94,2 кв.м, расположенных по адресу: г. Воронеж, ул. Южно-Моравская, д. 8, внутренней перепланировки, уточнения размеров и перерасчета площадей образовалось встроенное помещение III в литере А общей площадью 239,7 кв.м, что отражено в кадастровым паспорте помещения от 27.01.2011, выданном ФГУП «Ростехинвентаризация — Федеральное БТИ».

Читайте так же:  Можно ли снять деньги с вклада пополняй

Общество 02.03.2011 обратилось в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права собственности на нежилое встроенное помещение III в литере А общей площадью 239,7 кв.м, образованное в процессе объединения двух смежных нежилых встроенных помещений, принадлежащих ему на праве собственности.

Сообщением от 29.06.2011 N 01/2/2011-280, 281, 282 регистрирующий орган отказал обществу в регистрации права собственности на вышеупомянутое нежилое встроенное помещение на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о государственной регистрации), так как обществом не представлены документы, необходимые для государственной регистрации, а именно: акт приемочной комиссии, выданный компетентным органом и подтверждающий объединение двух существовавших помещений в одно помещение.

Общество, считая данный отказ незаконным, оспорило его в арбитражном суде.

Статья 20 Закона о государственной регистрации содержит перечень оснований для отказа в государственной регистрации прав.

В частности, в государственной регистрации прав может быть отказано, если не представлены документы, необходимые в соответствии с названным законом для государственной регистрации прав ( абзац 10 пункта 1 статьи 20 ).

Поскольку нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации не урегулирован вопрос о процедуре реконструкции (объединении) нежилых помещений, находящихся в многоквартирном доме, суд руководствовался нормами жилищного законодательства при разрешении данного спора.

В соответствии с частью 1 статьи 40 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — Жилищный кодекс ) собственник помещения в многоквартирном доме при приобретении в собственность помещения, смежного с принадлежащим ему на праве собственности помещением в многоквартирном доме, вправе объединить эти помещения в одно помещение в порядке, установленном главой 4 названного кодекса. Границы между смежными помещениями могут быть изменены без согласия собственников других помещений в случае, если подобное изменение не влечет за собой изменение границ других помещений, границ и размера общего имущества в многоквартирном доме или изменение долей в праве общей собственности на общее имущество в этом доме.

[3]

Суд указал, что законодатель в указанной норме не разделил такие понятия как жилое помещение и нежилое, указав общее понятие — «помещение в многоквартирном доме».

В силу части 1 статьи 26 Жилищного кодекса переустройство и (или) перепланировка помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее — орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.

Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения ( часть 5 статьи 26 Жилищного кодекса).

Этот документ (согласование) является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки помещения ( часть 6 статьи 26 Жилищного кодекса).

[1]

Статьей 28 Жилищного кодекса определено, что завершение переустройства и (или) перепланировки помещения подтверждается актом приемочной комиссии, который должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в орган или организацию, осуществляющие государственный учет объектов недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Суд указал, что заключение администрации городского округа город Воронеж от 16.11.2010 N 153 является решением по согласованию проведения реконструкции (объединении) нежилых помещений, расположенных по адресу: г. Воронеж, ул. Южно-Моравская, 8, принадлежащих заявителю на праве собственности.

Проанализировав представленные на регистрацию документы с учетом приведенных выше норм, суд пришел к выводу об отсутствии у общества обязанности по предоставлению в регистрирующий орган акта приемочной комиссии, поскольку статьей 28 Жилищного кодекса установлена обязанность именно органа местного самоуправления, осуществляющего согласование переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, направить акт приемочной комиссии в орган, осуществляющий учет объектов недвижимого имущества.

Суд указал, что отсутствие данного акта в пакете документов, представленных обществом в регистрирующий орган, не может являться основанием для отказа в государственной регистрации права, поскольку право заявителя на государственную регистрацию не может быть поставлена в зависимость от действий (бездействий) органов, на которые возложена обязанность по направлению в орган, осуществляющий учет объектов недвижимого имущества, соответствующего акта.

Суд установил, что в результате объединения встроенного помещения III и IIIа, внутренней перепланировки, уточнения размеров и пересчета площадей образовалось нежилое помещение общей площадью 239,7 кв.м, что подтверждается кадастровым паспортом помещения от 27.01.2011 N 2883. Объединение нежилых помещений не повлекло за собой изменение границ и размера общего имущества в многоквартирном доме или изменение долей в праве общей собственности на общее имущество в этом доме. Представленный кадастровый паспорт по форме соответствует форме, утвержденной Приказом Минюста от 18.02.2008 N 32.

На основании изложенного суд сделал вывод о том, что на государственную регистрацию права заявителем были представлены все необходимые документы, подтверждающие выполнение работ, в результате которых был образован спорный объект, и у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации права собственности на нежилое встроенное помещение III в литере А общей площадью 239,7 кв.м, образованное в процессе объединения двух смежных нежилых встроенных помещений, принадлежащих обществу на праве собственности.

Руководствуясь статьями 299 , 301 , 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Видео (кликните для воспроизведения).

в передаче дела N А14-7954/2011 Арбитражного суда Воронежской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Воронежской области от 16.11.2011, постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 25.06.2012 отказать.

Источники


  1. Практика адвокатской деятельности. Практическое пособие. В 2 томах (комплект); Юрайт — М., 2015. — 792 c.

  2. Чашин, А. Н. Лишение водительских прав. Как автовладельцу выиграть судебный процесс / А.Н. Чашин. — М.: Дело и сервис, 2017. — 969 c.

  3. Хропанюк, В. Н. Теория государства и права / В.Н. Хропанюк. — М.: Интерстиль, 1999. — 384 c.
  4. Римское частное право. Учебник. — М.: Зерцало, 2015. — 560 c.
  5. Национал-экстремизм и судебная власть в современной России. — М.: ОФ Антифашист, 2014. — 121 c.
Объединение жилого и нежилого помещения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here