Постановление о применении закона судебными приставами

Самая важная информация и ответы на вопросы в статье: "Постановление о применении закона судебными приставами". Актуальность данных для 2020 года вы можете уточнить у дежурного консультанта.

Статья 10. Полномочия старшего судебного пристава

1. Старший судебный пристав возглавляет структурное подразделение Федеральной службы судебных приставов или службы судебных приставов субъекта (службы судебных приставов субъектов) Российской Федерации (далее — подразделение судебных приставов).

2. Старший судебный пристав:

организует работу подразделения судебных приставов;

обеспечивает принятие мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями судебных актов, актов других органов и должностных лиц, утверждает постановления судебных приставов-исполнителей в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве»;

организует и контролирует деятельность находящихся в его подчинении судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов;

в случае принятия решения об охране здания, помещений суда в круглосуточном режиме организует такую охрану;

взаимодействует с председателями судов по вопросам обеспечения установленного порядка деятельности судов;

организует работу по обеспечению безопасности при совершении исполнительных действий, производстве предварительного расследования в форме дознания, охране здания и помещений Федеральной службы судебных приставов;

организует розыск должника, его имущества или розыск ребенка, розыск на основании судебного акта по гражданскому делу гражданина — ответчика и (или) ребенка, межгосударственный розыск лиц, осуществляемый в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

издает указания и распоряжения по вопросам организации деятельности подразделения судебных приставов;

имеет право отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение должностного лица подразделения судебных приставов;

является распорядителем денежных средств, находящихся на счете по учету средств, поступающих во временное распоряжение подразделения судебных приставов (депозитный счет подразделения судебных приставов);

осуществляет в пределах своей компетенции контроль в установленной сфере деятельности;

в случае необходимости исполняет обязанности судебного пристава-исполнителя, а в случае, если он прошел специальную подготовку, военно-врачебную экспертизу, периодическую проверку (не реже одного раза в год) на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, — судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов;

при осуществлении контроля за принудительным исполнением судебных актов, актов других органов и должностных лиц совершает отдельные исполнительные действия;

осуществляет производство по делам об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;

осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «Об исполнительном производстве», а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

3. Старший судебный пристав имеет право возложить на своих заместителей исполнение обязанностей судебного пристава-исполнителя, а в случае, если они прошли специальную подготовку, военно-врачебную экспертизу, периодическую проверку (не реже одного раза в год) на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, — судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов.

[3]

4. При исполнении обязанностей судебного пристава-исполнителя или судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов на старшего судебного пристава и его заместителей распространяются обязанности и права, предусмотренные соответственно для судебных приставов-исполнителей или судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «Об исполнительном производстве», Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

Постановление судебного пристава

Постановление представляет собой акт, в котором изложено властное волеизъявление компетентного должностного лица службы судебных приставов по вопросам исполнительного производства. Постановление, как это вытекает из ч. 2, имеет традиционную для правоприменительных актов структуру. Оно состоит из вводной части (п. 1-4). Далее следует описательномотивировочная часть (п. 5-6). Последняя — резолютивная часть (п. 7-8). В настоящее время разработаны примерные формы постановлений судебного пристава по различным вопросам исполнительного производства, которые содержатся в Приказе № 318. Постановления судебных приставов-исполнителей должны соответствовать также требованиям ч. 4 ст. 13 ФЗ № 229, т.е. быть подписаны судебными приставами-исполнителями и заверены печатью подразделения службы судебных приставов.

В ч. 3 зафиксировано апробированное на практике правило, которое разрешает приставу исправить допущенные им в постановлении описки или явные арифметические ошибки, т.е. ошибки технического характера. Описки — это допущенные в постановлении искажения, пропуски, неточное написание отдельных слов или выражений. Арифметические ошибки — это неправильное совершение арифметического действия, например при определении размера денежной суммы, подлежащей взысканию. Судебный пристав или иное должностное лицо службы судебных приставов вносит исправления либо по своей инициативе, либо по заявлению лиц, участвующих в исполнительном производстве. Исправления вносятся путем вынесения отдельного постановления о внесении изменений в ранее вынесенное постановление и не ограничено законом каким-то сроком.

Большинство постановлений судебного пристава носят организационный характер и не содержат непосредственного срочного предписания для участников исполнительного производства. Но если последнее имеется в постановлении, то согласно ч. 4 оно подлежит исполнению в срок, указанный в постановлении. Само постановление может быть обжаловано в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов или оспорено в суде. Порядок обжалования действий судебного пристава-исполнителя установлен в гл. 18.

ФЗ от 18.07.2011 № 225 внесены дополнения в ст. 14, согласно которым допускается отмена или изменение решения пристава или иного должностного лица службы судебных приставов. Это сделано в целях повышения оперативности разрешения конфликтных ситуаций в процессе исполнительного производства. Основание для изменения или отмены — противоречие указанного решения законодательству РФ. Субъектом права изменения или отмены является вышестоящее должностное лицо (начальник отдела — старший судебный пристав, руководитель территориального органа ФССП — главный судебный пристав субъекта РФ, директор ФССП — главный судебный пристав РФ). Процедура предполагает: 1) подачу жалобы, заявления участника исполнительного производства, 2) ее проверку и 3) вынесение соответствующего постановления (см.: приказ № 318 (например, приложение № 44, 45, 47, 49, 50, 51)). Данная новелла вытекает из признанного практикой права судебного пристава принять мотивированное постановление об отмене или изменении своего ранее принятого необоснованного постановления (см. Информационное письмо Президиума ВАС от 21.06.2004 № 77, п. 8).

Читайте так же:  Незаконная торговля табачными изделиями

Остается невыясненным вопрос о придании постановлениям судебного пристава силы актов государственного органа. В настоящее время отсутствует единая судебная практика по данному вопросу. Позиция ФССП состоит в признании постановления пристава актом государственного органа (см. письмо ФССП от 08.03.2009 № 12/02-3299-АП). Следует иметь в виду, что в некоторых случаях рассматриваемое обстоятельство играет большую роль (см. комментарий к ст. 75).

Статья 11. Обязанности и права судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов

1. Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов обязан:

обеспечивать в суде, а при выполнении отдельных процессуальных действий вне здания, помещений суда безопасность судей, присяжных заседателей и иных участников судебного процесса;

обеспечивать по поручению судьи безопасность доставки уголовного дела и вещественных доказательств к месту проведения судебного заседания;

поддерживать общественный порядок в здании, помещениях суда;

выполнять распоряжения председателя суда, председательствующего в судебном заседании судьи по обеспечению общественного порядка в здании, помещениях суда;

осуществлять охрану здания, помещений суда;

в случае принятия решения об охране здания, помещений суда в круглосуточном режиме осуществлять такую охрану;

осуществлять охрану зданий, помещений Федеральной службы судебных приставов;

на основании постановления суда (судьи) или дознавателя службы судебных приставов осуществлять привод лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда (судьи) или дознавателя службы судебных приставов;

на основании постановления судебного пристава-исполнителя, утвержденного старшим судебным приставом, осуществлять привод лиц, уклоняющихся от явки по вызову судебного пристава-исполнителя;

по поручению старшего судебного пристава обеспечивать безопасность судебных приставов-исполнителей, иных должностных лиц Федеральной службы судебных приставов при исполнении служебных обязанностей;

[1]

при исполнении служебных обязанностей предупреждать и пресекать преступления и правонарушения, а в случае необходимости передавать правонарушителей в органы внутренних дел;

при выявлении признаков преступления составить сообщение об этом и направить его начальнику органа дознания (старшему судебному приставу) для принятия решения в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством;

на основании постановления судьи о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства и помещении указанного лица в специальное учреждение, предусмотренное Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», обеспечивать препровождение иностранных граждан или лиц без гражданства в указанные специальные учреждения;

на основании постановления судебного пристава-исполнителя препровождать иностранного гражданина или лицо без гражданства, которым назначено административное наказание в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации;

взаимодействовать с сотрудниками органов внутренних дел, военнослужащими военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, воинских частей (подразделений) и иными лицами, осуществляющими конвоирование и (или) охрану лиц, содержащихся под стражей, по вопросам охраны и безопасности конвоируемых лиц;

проходить специальную подготовку, военно-врачебную экспертизу, а также периодическую проверку (не реже одного раза в год) на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия;

оказывать органам внутренних дел содействие в розыске и задержании лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда;

по поручению старшего судебного пристава или его заместителя оказывать содействие судебному приставу-исполнителю при осуществлении исполнительного производства и розыска, а также дознавателю службы судебных приставов при осуществлении дознания.

2. Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов имеет право:

при осуществлении привода лица, уклоняющегося от явки по вызову суда (судьи), дознавателя службы судебных приставов или судебного пристава-исполнителя, входить на территории, в помещения в целях задержания и принудительного доставления лица, уклоняющегося от явки по вызову, при наличии достаточных оснований полагать, что на этой территории, в этом помещении может находиться указанное лицо;

при осуществлении привода лица, уклоняющегося от явки по вызову суда (судьи), входить в жилые помещения в случае, указанном в постановлении суда (судьи);

в целях обеспечения безопасности при совершении исполнительных действий входить на территории, в помещения совместно с судебным приставом-исполнителем в случаях и порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «Об исполнительном производстве»;

проверять документы, удостоверяющие личность, у лиц, находящихся в зданиях, помещениях судов, зданиях и помещениях Федеральной службы судебных приставов, а также при осуществлении привода лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда (судьи), дознавателя службы судебных приставов или судебного пристава-исполнителя;

в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, осуществлять личный досмотр лиц, находящихся в зданиях, помещениях судов, зданиях и помещениях Федеральной службы судебных приставов, а также досмотр находящихся при них вещей при наличии оснований полагать, что указанные лица имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества и иные представляющие угрозу для безопасности окружающих предметы, вещества и средства;

не допускать в здание, помещения суда, здания и помещения Федеральной службы судебных приставов лиц, имеющих при себе оружие, боеприпасы (за исключением лиц, осуществляющих конвоирование и (или) охрану лиц, содержащихся под стражей), взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества и иные представляющие угрозу для безопасности окружающих предметы, вещества и средства, в случае необходимости задерживать указанных лиц и передавать их в органы внутренних дел;

осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;

при исполнении служебных обязанностей обращаться за содействием к сотрудникам органов внутренних дел, органов миграционного учета, органов федеральной службы безопасности, органов, уполномоченных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, иных органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также к военнослужащим и сотрудникам войск национальной гвардии Российской Федерации;

применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.

Принят закон о совершенствовании службы судебных приставов

Государственная Дума на пленарном заседании в четверг, 19 сентября, приняла в третьем, окончательном чтении Закон «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации». Закон должен вступить в силу с 1 января 2020 года.

[2]

Ранее ФССП была отнесена к системе федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрено прохождение только федеральной государственной гражданской службы. Вместе с тем на должностных лиц службы судебных приставов возложены полномочия, свойственные правоохранительным органам. Это, в частности, обеспечение установленного порядка деятельности судов; осуществление привода лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда; розыск должника, его имущества или розыск ребенка; предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений; обеспечение принудительного выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства.

Потому новым законом предусматривается отнесение службы в Федеральной службе судебных приставов к государственной службе нового вида – государственная служба в органах принудительного исполнения.

Также законом предусматривается возможность присвоения специальных званий. Отдельная глава посвящена должностям в органах принудительного исполнения. Должности классифицированы по группам, сформулированы общие квалификационные требования, определены права и обязанности ограничения и запреты. Так, речь идет в том числе о запрете иметь двойное гражданство и применении к сотрудникам ФССП строгих требований антикоррупционного законодательства.

Читайте так же:  Какие документы нужны для завещания дома

«Предложенные в законе меры помогут повысить профессиональные требования к людям, которые несут службу в органах принудительного исполнения, и предоставить им необходимый для качественного выполнения служебных задач правовой инструментарий, а также обеспечить соблюдение прав граждан, которые являются участниками исполнительного производства», — пояснил необходимость принятия закона Председатель профильного Комитета по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев

Что такое постановление и для чего оно нужно судебному приставу исполнителю

Органом, приводящим в исполнение решения судов по гражданским делам, является служба судебных приставов. Напрямую работу осуществляют судебные приставы — исполнители, проводя исполнительные действия, хотя подобные полномочия есть и у начальников отделов, а также руководителей управлений и их заместителей. А для документирования действий используются постановление судебного пристава исполнителя.

Для чего нужны постановления судебных приставов исполнителей

При исполнении требований документов приставы принимают решения, фиксируются эти решения постановлениями. Данное правило закреплено законодательно и призвано:

  1. Упорядочить работу пристава и зафиксировать ее объем (бланки постановлений формируются в программе и требуют внесения незначительной конкретизации, например, при обращении взыскания на деньги, находящиеся у должника в кредитной организации, нужно в ручном режиме указать ее адрес и номер счета).
  2. Служить доказательством при возникновении спора о полноте действий исполнителя и соблюдении при этом законности.
  3. Облегчать контроль при оценке эффективности действий пристава при проверке, осуществляемой начальником отдела и специалистом управления.

Документы начала и завершения

Первым значимым решением, принимаемым приставом, становится решение о принятии исполнительного документа (перечень определен законом) к исполнению. При положительном решении производство возбуждается и начинают осуществляться исполнительные действия.

Что такое постановление ФССП-рассказывается в этом видео:

Видео (кликните для воспроизведения).

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов с долгами, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам +7 (499) 450-27-46 . Это быстро и бесплатно !

По завершении работы исполнительное производство оканчивается по различным основаниям (не всегда в связи с исполнением) вынесением об этом постановления. При возникновении причин, делающих исполнение невозможным (смерть должника по алиментам) или выраженным желанием сторон (заключение мирового соглашения), исполнение прекращается.

Требования к содержанию постановления

Установленные требования одинаковы для всех постановлений судебных приставов. В них должны отражаться:

  • Место нахождения структурного подразделения, его название.
  • Дата утверждения (вынесение и утверждение происходят в один день).
  • Сведения о должностном лице, его вынесшем (с указанием его должности).
  • Порядковый номер производства (присваивается в программном комплексе автоматически при возбуждении, в дальнейшем также проставляется при вынесении всех документов данного дела).
  • Вопрос, для решения которого принимается документ.
  • Ссылка на действующее законодательство.
  • Непосредственно само принятое решение по результатам рассмотрения двух вышестоящих пунктов.
  • Порядок обжалования.

Новшеством, которое не получило пока широкого распространения, является наличие электронного документа. Вопрос разработки требований к такому постановлению законодатель доверил ФССП.

Виды постановлений

Условно, все постановления можно разделить на исполнительные и процессуальные, а также принимаемые приставом самостоятельно и требующие утверждения его начальником. Все исполнительные документы нуждаются в утверждении, среди процессуальных документов утверждения требуют только более значимые.

Исполнительные документы

Судебный пристав не только исполняет, но и создает исполнительные документы, они возлагают на должника дополнительные финансовые обязанности. Это постановления:

  1. О взыскании сбора исполнителям (сумма зависит от размера задолженности, но существует установленный независимо от суммы минимум: для физических лиц — одна тысяча рублей).
  2. О возмещении расходов при осуществлении исполнительных действий (такими расходами являются, например, оплата работы привлеченного специалиста по оценке арестованного имущества).

Процессуальные постановления

К ним относятся решения, принимаемые при исполнении. Самыми широко распространенными являются:

  • О списании денег со счета должника.
  • Об удержании части заработной платы. Существует ограничение, удерживать можно не более половины дохода (исключением является взыскание алиментов, возмещение вреда здоровью).
  • О наложении ареста. Приложением к нему является акт с описанием имущества.
  • О запрете регистрационных действий недвижимого имущества (не допускает его продажу).
  • О запрете снятия с учета автотранспорта.
  • О розыске имущества.
  • Об ограничении выезда за пределы РФ (мера, действующая определенный срок, но может продлятся, действовать будет до оплаты задолженности).
  • Об ограничении права управления транспортом.

Наличие ошибок

Процесс информатизации в ФССП достиг значительного уровня и продолжает развиваться, бланки постановлений формируются в программном комплексе и уже содержат основные положения.

Как можно обжаловать постановление судебного пристава исполнителя-смотрите в этом видео:

Наличие ошибок, во многом, объясняется большим объемом работы, в течение дня пристав выносит сотни документов, при этом многие ошибки носят чисто технический характер. Учитывая это, законодателем в нормы закона, регулирующего исполнительное производство, включено положение о возможности пристава самостоятельно устранить выявленные ошибки и описки.

Отмена постановления

В законодательстве отсутствует запрет на отмену своего постановления самим же приставом, чем он пользуется при обжаловании, показывая самостоятельное устранение ошибок.

Читайте так же:  Компенсация за просрочку сдачи квартиры

Устранить допущенные приставом ошибки призвана норма закона, предоставляющая вышестоящим должностным лицам право отмены постановлений судебного пристава или его изменения при осуществлении контроля.

При отмене постановления судом на пристава возлагается обязанность устранить допущенные нарушения, а реакция руководства выражается в привлечении к дисциплинарной ответственности.

По окончании исполнительное производство со всеми вынесенными документами сдается в архив. Срок хранения зависит от исполнительного документа, находящегося в материалах. Самый продолжительный период — пять лет.

Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 июля 2009 г. № 59 «О некоторых вопросах практики применения ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае возбуждения дела о банкротстве».

Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 июля 2009 г. N 59
«О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случае возбуждения дела о банкротстве»

В связи с возникающими в судебной практике вопросами и в целях обеспечения единообразных подходов к их разрешению Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на основании статьи 13 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» постановляет дать арбитражным судам (далее — суды) следующие разъяснения.

4. Согласно абзацу четвертому пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве и части 1 статьи 96 Закона об исполнительном производстве приостанавливается исполнение исполнительных документов, исполнительное производство по которым возбуждено на дату вынесения определения о введении наблюдения.
Как следует из указанных норм, а также абзаца второго пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве, при поступлении в службу судебных приставов исполнительного документа после введения процедуры наблюдения судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства на основании абзаца четвертого пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве применительно к пункту 8 части 1 статьи 31 Закона об исполнительном производстве.
По смыслу названных положений, если впоследствии производство по делу о банкротстве будет прекращено (кроме случаев заключения мирового соглашения), пропущенный срок предъявления исполнительного документа к исполнению подлежит восстановлению судом, принявшим соответствующий судебный акт, в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 23 Закона об исполнительном производстве.

5. При рассмотрении жалоб на постановления и действия (бездействие) судебных приставов-исполнителей судам следует учитывать, что в том случае, если требования по исполнительным документам, в отношении которых исполнительное производство приостановлено на основании абзаца четвертого пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве и части 1 статьи 96 Закона об исполнительном производстве в связи с введением процедуры наблюдения, объединены в сводное исполнительное производство с исполнительными документами, в отношении которых исполнительное производство не приостанавливается, законными являются действия судебного пристава-исполнителя в рамках сводного исполнительного производства по приостановлению исполнения исполнительных документов по соответствующим требованиям.

6. Приостановление исполнения исполнительного документа с даты вынесения судом определения о введении наблюдения влечет приостановление исполнительного производства в силу прямого указания закона (абзац четвертый пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве, пункт 5 части 1 статьи 40 и часть 1 статьи 96 Закона об исполнительном производстве). Основанием для приостановления исполнения исполнительных документов судебным приставом-исполнителем является определение суда о введении наблюдения. Вынесение самостоятельного судебного акта по данному вопросу не требуется.
В случае осуществления судебным приставом-исполнителем исполнительных действий в рамках исполнительного производства, которое считается приостановленным в силу абзаца четвертого пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве, его действия признаются судом незаконными вне рамок дела о банкротстве.

9. С момента, после которого в соответствии с Законом о банкротстве аресты и иные ограничения распоряжения имуществом должника признаются снятыми, запись об аресте в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним подлежит погашению. Любое заинтересованное лицо вправе обжаловать выразившееся в непогашении указанной записи бездействие органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

10. Арбитражный управляющий как лицо, участвующее в деле о банкротстве, согласно пункту 1 статьи 46 Закона о банкротстве вправе обратиться в суд с ходатайством о принятии мер по обеспечению требований кредиторов и интересов должника в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее — АПК РФ) в виде ареста имущества должника, запрещения проведения торгов по реализации такого имущества и т.д. Вместе с тем указанные обеспечительные меры не подлежат применению, если соответствующее имущество должника арестовано по требованиям, исполнительное производство по которым не приостанавливается.
Кроме того, в силу пункта 2 статьи 46 и абзаца пятого пункта 1 статьи 66 Закона о банкротстве суд вправе по ходатайству временного управляющего принимать дополнительные меры по обеспечению сохранности имущества должника, в том числе в виде запрета совершать без согласия временного управляющего сделки, не предусмотренные пунктом 2 статьи 64 Закона о банкротстве, или принимать решения, не предусмотренные пунктами 3 или 3.1 данной статьи. Ходатайство о принятии указанных мер рассматривается судом по правилам статьи 60 Закона о банкротстве в срок не позднее следующего дня после дня его поступления в суд применительно к части 1 статьи 93 АПК РФ.

15. Судам необходимо иметь в виду, что передача исполнительных документов конкурсному управляющему в соответствии с частью 5 статьи 96 Закона об исполнительном производстве не освобождает конкурсных кредиторов и уполномоченные органы, чьи требования подтверждаются исполнительными документами, от предъявления названных требований в суд, рассматривающий дело о банкротстве, на основании пункта 1 статьи 142 Закона о банкротстве. Поскольку конкурсный управляющий обязан действовать и в интересах кредиторов (пункт 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве), он обязан незамедлительно уведомить лиц, являющихся взыскателями, о получении им соответствующих исполнительных документов и о необходимости заявления кредиторами требований в рамках дела о банкротстве. Срок на предъявление требований такими лицами в деле о банкротстве начинает исчисляться не ранее даты направления им указанного уведомления конкурсным управляющим.
В том случае, если взыскатели не обращаются с заявлениями о включении их требований в реестр требований кредиторов, конкурсный управляющий по их заявлениям передает им исполнительные документы.

Читайте так же:  Пособие для беременных вставших на учет

17. Судам необходимо учитывать, что исходя из определения понятия обязательного платежа, содержащегося в статье 2 Закона о банкротстве, исполнительский сбор относится к обязательным платежам. Требования по уплате оставшейся не удержанной из выручки от продажи имущества должника суммы исполнительского сбора представляет в деле о банкротстве уполномоченный орган, которым является Федеральная налоговая служба. В силу того, что исполнительский сбор по своей природе носит характер штрафной санкции, такие требования удовлетворяются в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 137 Закона о банкротстве.

Председатель
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации

Секретарь Пленума
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации

4.8. Постановление судебного пристава-исполнителя

Возможны случаи, когда постановление судебного пристава- исполнителя может стать основанием для возбуждения самостоятельного исполнительного производства. В этой ситуации рассматриваемое постановление приобретает силу исполнительного документа, так как имеет целью осуществление имущественного взыскания за пределами уже возбужденного исполнительного производства.

В соответствии с Законом об исполнительном производстве к таким постановлениям могут быть, например, отнесены:

  • – постановление о взыскании исполнительского сбора (ст. 112);
  • – постановление о взыскании расходов по совершению исполнительных действий (ст. 116).

Действующее законодательство устанавливает определенные требования к содержанию постановления судебного пристава-исполнителя. Более того, представляется важным обратить внимание на то, что общие требования, предъявляемые к исполнительным документам, на постановления судебного пристава-исполнителя не распространяются. Такой вывод следует из буквального толкования ч. 1 ст. 13 Закона об исполнительном производстве. Здесь необходимо руководствоваться специальной нормой ч. 2 ст. 14 названного Закона, в соответствии с которой в постановлении судебного пристава-исполнителя должны быть указаны:

  • – наименование подразделения судебных приставов и его адрес;
  • – дата вынесения постановления;
  • – должность, фамилия и инициалы лица, вынесшего постановление;
  • – наименование и номер исполнительного производства, по которому выносится постановление;
  • – вопрос, по которому выносится постановление;
  • – основания принимаемого решения со ссылкой на федеральные законы и иные нормативные правовые акты;
  • – решение, принятое по рассматриваемому вопросу;
  • – порядок обжалования постановления.

При этом возникает вопрос: распространяются ли данные требования на все постановления судебного пристава-исполнителя или же только на те из них, которые являются исполнительными документами? С одной стороны, вводящая подобные требования ст. 14 Закона об исполнительном производстве находится в гл. 2 «Исполнительные документы», однако с другой – ст. 14 сформулирована таким образом, что сферой своего применения имеет постановление судебного пристава- исполнителя как таковое. Представляется вполне обоснованным рассмотрение ст. 14 Закона об исполнительном производстве в качестве общей правовой нормы, распространяющей свое действие на все случаи вынесения судебным приставом- исполнителем постановления.

4.9. Исполнительная надпись нотариуса

Институт исполнительной надписи нотариуса обеспечивает защиту прав кредитора-взыскателя путем оформления в упрощенном порядке взыскания долга с недобросовестных должников без их вызова в нотариальную контору, но в то же время обеспечивает достаточным образом и интересы должника, так как исполнительная надпись совершается только на подлинных документах, бесспорно подтверждающих задолженность и не вызывающих каких-либо сомнений с точки зрения их достоверности.

Данный институт имеет длительную историю и относится к так называемым несудебным формам защиты интересов кредиторов по формально удостоверенным обязательствам.

Исполнительная надпись представляет собой распоряжение нотариуса о взыскании с должника причитающейся взыскателю определенной суммы денег или истребовании движимого имущества [1] .

Вплоть до последнего времени среди ученых-юристов не было единства во взглядах относительно сущности исполнительной надписи и придания ей качеств исполнительного документа. Согласно мнению одной группы исследователей, исполнительная надпись представляет собой распоряжение нотариуса о принудительном взыскании с должника какой-либо суммы денег или истребовании имущества [2] . Другие же, напротив, либо просто не относят исполнительную надпись нотариуса к числу исполнительных документов [3] , либо рассматривают ее как противоречащую Конституции РФ [4] .

Дискуссионность во многом объяснялась отсутствием четкой позиции законодателя по данному вопросу. В частности, прежняя редакция ст. 12 Закона об исполнительном производстве прямо не называла исполнительную надпись нотариуса исполнительным документом.

Как отмечалось выше, Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 306-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка обращения взыскания на заложенное имущество» ч. 1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве была дополнена п. 9, который отнес теперь к числу исполнительных документов и исполнительную надпись нотариуса при наличии соглашения о внесудебном порядке обращения взыскания на заложенное имущество, заключенного в виде отдельного договора или включенного в договор о залоге.


Согласно ст. 93 Основ законодательства РФ о нотариате взыскание по исполнительной надписи производится в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации для исполнения судебных решений.

Для взыскания денежных сумм или истребования имущества от должника нотариус совершает исполнительные надписи на документах, устанавливающих задолженность. Перечень документов, по которым взыскание задолженности производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей, устанавливается Правительством РФ. В настоящее время для этих целей применяется Перечень документов, по которым взыскание задолженности производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей органов, совершающих нотариальные действия, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 11 марта 1976 г. № 171, в соответствии с которым к таким документам, в частности, относятся нотариально удостоверенные сделки, связанные с получением денег или осуществлением возврата или передачи имущества. Причем для получения исполнительной надписи представляется подлинный экземпляр нотариально удостоверенной сделки, предъявленные к платежу чеки, неоплата которых удостоверена государственным нотариусом, плательщиком или расчетным учреждением путем соответствующих надписей на чеках, а также ряд других документов.

Стоит отметить, что вышеуказанный Перечень на сегодня в значительной степени устарел и нуждается в существенной переработке.

Законодательством о нотариате определены условия совершения исполнительной надписи. Так, исполнительная надпись совершается:

  • – если представленные документы подтверждают бесспорность задолженности или иной ответственности должника перед взыскателем;
  • – если со дня возникновения права на иск прошло не более трех лет, а в отношениях между предприятиями, учреждениями и организациями – не более одного года.

В том случае если законодательством установлен иной срок по требованиям, по которым выдается исполнительная надпись, она выдается в пределах этого срока.

Читайте так же:  Реклама на доме согласование с жильцами

Применительно к исполнительной надписи, совершаемой нотариусом на договоре залога или закладной, законодательно установлен следующий порядок действий. Нотариус обязан известить залогодателя о предстоящем совершении исполнительной надписи путем направления ему соответствующего уведомления и предоставить 7-дневный срок с даты получения им указанного уведомления для заявления своих возражений.

Если в указанный срок возражения от залогодателя не поступят, то по общему правилу требование залогодержателя считается бесспорным.

При наличии возражений нотариус оценивает доводы на предмет наличия признака бесспорности относительно требований залогодержателя и, соответственно, отказывает в совершении или совершает исполнительную надпись. В последнем случае залогодателю направляется нотариально заверенная копия документа, на котором она совершена.

Исполнительная надпись в соответствии со ст. 92 Основ законодательства РФ о нотариате должна содержать: фамилию и инициалы, должность нотариуса, совершающего исполнительную надпись; наименование и адрес взыскателя; наименование и адрес должника; обозначение срока, за который производится взыскание; обозначение суммы, подлежащей взысканию, или предметов, подлежащих истребованию, в том числе пени, процентов, если таковые причитаются; обозначение суммы государственной пошлины или тарифа, уплаченных взыскателем или подлежащих взысканию с должника; дату (год, месяц, число) совершения исполнительной надписи; номер, под которым исполнительная надпись зарегистрирована в реестре; подпись нотариуса, совершившего исполнительную надпись, а также печать нотариуса.

Для исполнительной надписи об обращении взыскания на заложенное имущество также необходимо указание собственно на заложенное имущество, на которое обращается взыскание, и начальную продажную цену такого имущества.

Затрагивая вопросы, связанные с совершением исполнительной надписи нотариуса на документах, устанавливающих задолженность, обратим внимание на возникающие при этом в рамках принудительного исполнения сложности. Как справедливо отмечается в литературе, учиненные на документах исполнительные надписи нотариуса вплоть до последнего времени фактически не принимались судебными приставами-исполнителями для исполнения [5] . С нашей точки зрения, подобный подход нуждается в скорейшей корректировке.

Отметим, что еще в 2001 г. Конституционный Суд РФ выразил свою позицию по данному вопросу. Так, в Определении от 6 июля 2001 г. № 150-0 Суд указал, что взыскание по исполнительной надписи нотариуса в соответствии со ст. 93 Основ законодательства РФ о нотариате производится в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации для исполнения судебных решений, и это согласуется с подп. 8 п. 1 ст. 7 Закона об исполнительном производстве 1997 г. (п. 8 ч. 1 ст. 12 нового Закона об исполнительном производстве), предусматривающим, что исполнительными документами являются также постановления иных органов в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Обязательным условием совершения нотариусом исполнительной надписи, как отмечалось выше, является бесспорность требования взыскателя к должнику. В связи с этим Конституционный Суд РФ подчеркнул, что при оспаривании должником задолженности или иной ответственности перед взыскателем нотариус, по смыслу ч. 1 и 3 ст. 16, ч. 4 и 5 ст. 41 и ч. 1 ст. 48 Основ законодательства РФ о нотариате, не вправе совершать исполнительную надпись и должен разъяснить взыскателю его право обратиться за разрешением спора в суд. В случае же несоблюдения нотариусом установленного законом порядка и совершения исполнительной надписи при наличии спора с заявлением в суд в соответствии с ч. 2 ст. 49 указанных Основ может обратиться должник.

Из норм законодательства об исполнительном производстве следует, что право на обращение в суд за разрешением спора сохраняется за субъектами спорных отношений и при передаче исполнительной надписи нотариуса для исполнения. В этом случае инициатива обращения может исходить как от должника в связи с принятием судебным приставом-исполнителем мер по исполнению, так и от взыскателя – в связи с отказом судебного пристава-исполнителя в совершении исполнительных действий.

Кроме того, 5 марта 2009 г. ФССП России и Федеральной нотариальной палатой было принято совместное письмо № 12/01-2702-АП / 296/05-22-2 «О порядке исполнения исполнительной надписи нотариуса», в котором сформулирована их совместная позиция, согласно которой исполнительная надпись нотариуса является исполнительным документом, подлежащим принудительному исполнению в порядке, предусмотренном Законом об исполнительном производстве.

Видео (кликните для воспроизведения).

Хотя названное письмо и не имеет нормативного значения, тем не менее хотелось бы, чтобы оно оказало позитивное влияние на правоприменительную практику.

  • [1] См.: Постатейный комментарий к Основам законодательства Российской Федерации о нотариате / под ред. В. Н. Аргунова. М., 1996. С. 74.
  • [2] См.: Шерстюк В. М. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об исполнительном производстве» / под ред. В. М. Шерстюка. М., 2008. С. 98–99; Борисова Е. А. Виды нотариальных действий и компетенция нотариусов // Гражданский процесс: учебник / под ред. М. К. Тре- ушникова. М., 2003. С. 688; Вайнштейн Г. Исполнительная надпись нотариуса – документ для принудительного исполнения // Российская юстиция. 2002. № 5. С. 27.
  • [3] См.: Ярков В. В. Исполнительные документы // Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об исполнительном производстве» от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ / отв. ред. Н. А. Винниченко; науч. ред. А. Ф. Смирнов. М., 2008. С. 48–53.
  • [4] См.: Валеев Д. X. Исполнительные документы как основания принудительного исполнения // Арбитражный и гражданский процесс. 2000. № 2. С. 53–56.
  • [5] См.: Валеев Д. X. Исполнительное производство / под ред. Я. Ф. Фархтдинова. СПб., 2004. С. 102; Деготь Е. А., Деготь Б. Е. Исполнительный процесс. С. 79.

Источники


  1. Мацкевич, И.М. Организация научной деятельности и выполнение научных работ по юриспруденции. Научно-практическое пособие / И.М. Мацкевич. — М.: Проспект, 2017. — 915 c.

  2. Экзамен на звание адвоката. Учебно-практическое пособие. В 2 томах (комплект); Юрайт — М., 2014. — 885 c.

  3. Астахов, Павел Жилье. Юридическая помощь с вершины адвокатского профессионализма / Павел Астахов. — М.: Эксмо, 2016. — 320 c.
  4. Данилов, Е.П. Жилищные споры: Комментарий законодательства. Адвокатская и судебная практика. Образцы исковых заявлений и жалоб. Справочные материалы / Е.П. Данилов. — М.: Право и Закон, 2016. — 352 c.
  5. Соколова Э. Д. Правовое регулирование финансовой деятельности государства и муниципальных образований; Юриспруденция — Москва, 2009. — 264 c.
Постановление о применении закона судебными приставами
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here