Право на преподавательскую деятельность

Самая важная информация и ответы на вопросы в статье: "Право на преподавательскую деятельность". Актуальность данных для 2020 года вы можете уточнить у дежурного консультанта.

Статья 46. Право на занятие педагогической деятельностью

Статья 46 . Право на занятие педагогической деятельностью

См. комментарии к статье 46 настоящего Федерального закона

О конституционно-правовом смысле положений части 1 статьи 46 Федерального закона см. Постановление Конституционного Суда РФ от 14 ноября 2018 г. N 41-П

[1]

1. Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

2. Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждается Правительством Российской Федерации.

>
Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации
Содержание
Закон об образовании

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Глава 5. Педагогические, руководящие и иные работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность (ст.ст. 46 — 52)

Глава 5. Педагогические, руководящие и иные работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность

См. комментарии к главе 5 настоящего Федерального закона

>
Право на занятие педагогической деятельностью
Содержание
Закон об образовании

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Статья 331. Право на занятие педагогической деятельностью

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 237-ФЗ в статью 331 настоящего Кодекса внесены изменения

Статья 331. Право на занятие педагогической деятельностью

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 331 ТК РФ

К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере образования.

К педагогической деятельности не допускаются лица:

лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи;

имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, не указанные в абзаце третьем настоящей части;

признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Лица из числа указанных в абзаце третьем части второй настоящей статьи, имевшие судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, могут быть допущены к педагогической деятельности при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к педагогической деятельности.

Что-то пошло не так

Воспользуйтесь поиском, чтобы найти нужный материал

Сделано в Санкт-Петербурге

© 1997 — 2019 PPT.RU
Полное или частичное
копирование материалов запрещено,
при согласованном копировании
ссылка на ресурс обязательна

Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях
его функционирования в рамках Политики в отношении
обработки персональных данных. Если вы не согласны,
пожалуйста, покиньте сайт.

Вы уверены, что хотите удалить используемое изображение и заменить его аватаром по умолчанию?

Кто имеет право на занятие педагогической деятельностью?

Главная > Консультации > Омбудсмен > Кто имеет право на занятие педагогической деятельностью?

Работа педагога всегда отличалась от других профессий своим особым статусом. Педагог — работник, который должен обладать множеством профессиональных и человеческих качеств. Понимание психологии ребенка, умение общаться с родителями обучающихся, педагог также должен соответствовать ожиданиям и требованиям администрации, умение использовать современные технологии обучения и т. д. Вопрос о профессиональных компетенциях педагога нередко обсуждается и родителями, и профессиональным сообществом, и руководителями образовательных учреждений. Что должен знать и уметь педагог, его права и обязанности описаны в нормативных актах. Помимо прав и обязанностей существует также целая система ограничений для тех, кто не имеет права на занятие педагогической деятельностью. Обратимся к законодательной базе, которая закрепляет за педагогами особый статус и предъявляет требования к тем, кто должен обучать детей.

  • Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 18.06.2017 г.);
  • Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» (далее — Закон);
  • Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов, служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»;
  • Приказ Министерства образования и науки от 7.04.2014 г. № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
Читайте так же:  В какие дни запрещено продавать алкоголь

Особый статус педагогического работника

Профессиональный ценз работников образования

Существующий единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов, служащих определяет должностные обязанности и те знания, которыми должны обладать работники образовательного учреждения. В данном справочнике определены требования к руководителю школы, руководителю структурного подразделения, социальному педагогу, тьютору и другим педагогическим работникам. Должностные обязанности педагога также определены в данном документе. Отметим некоторые из них.

  • Обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей,
  • Проведение учебных занятий, учитывая достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения.
  • Планирование и осуществление учебного процесса в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения.
  • Обеспечение достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов).
  • Соблюдение прав и свобод обучающихся, поддержание учебной дисциплины, режима посещения занятий, уважая человеческое достоинство.
  • Осуществление контрольно-оценочной деятельности в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся).
  • Обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса и т. д.

Высокие требования предъявляют и к знаниям педагога в образовательной сфере. Педагог должен знать:

Как определить квалификацию педагога?

Профессиональные качества педагога — важнейшая его характеристика, как работника. Квалификация педагога подтверждается результатами аттестации.

Аттестационная комиссия принимает решение о соответствии занимаемой должности, присвоении первой или высшей квалификационной категории. По этим данным можно судить о профессиональном уровне педагога. Первая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе:

  • стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией; стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга;
  • выявления развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности;
  • личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активного участия в работе методических объединений педагогических работников организации.

Высшая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе:

  • достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;
  • выявления и развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях;
  • личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной;
  • активного участия в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах.

По результатам аттестации аттестационная комиссия может либо отказать, либо установить высшую квалификационную категорию.

При принятии в отношении педагогического работника, имеющего первую квалификационную категорию, решения аттестационной комиссии об отказе в установлении высшей квалификационной категории, за ним сохраняется первая квалификационная категория до истечения срока ее действия.

Рассмотрим категории работников, которые не могут быть допущены к педагогической деятельности.

К педагогической деятельности не допускаются лица

  • Лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда.
  • Имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности.
  • Имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления.
  • Признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке.
  • Имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти.

Перечень лиц, не имеющих права на педагогическую деятельность является исчерпывающим. Поэтому при поступлении на работу работодатель запрашивает у работника перечень документов, необходимых для того, чтобы исключить случаи принятия на работу лица, не имеющего права обучать детей.

Особенности отстранения от работы педагогических работников

Работодатель обязан отстранить от работы педагогического работника при получении от правоохранительных органов сведений о том, что данный работник подвергается уголовному преследованию. Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) педагогического работника на весь период производства по уголовному делу до его прекращения либо до вступления в силу приговора суда.

В ходе профессиональной деятельности могут возникнуть ситуации, когда работник не может выполнять свои обязанности и директор имеет право расторгнуть трудовой договор или отстранить работника от деятельности.

  1. Повторное в течение 1 года грубое нарушение Устава школы.
  2. Применением методов воспитания, связанных с физическим и/или психическим насилием над личностью обучающегося.

В данном случае увольнение возможно только после учета результатов дисциплинарного расследования, на основании жалобы. Работник должен быть ознакомлен с письменной жалобой, которую на него подали. Работнику передается, копия жалобы. Ход дисциплинарного расследования и принятые по его результатам решения могут быть преданы гласности только с согласия работника. Исключение составляют случаи, ведущие к запрещению заниматься педагогической деятельностью, или при необходимости защите интересов обучающихся, воспитанников.

Также директор имеет право не допускать работника до работы в следующих случаях.

  • Появление на работе в состоянии алкогольного или наркотического или иного токсического опьянения.
  • Не прошедшего обязательный медицинский осмотр.
  • При выявлении в соответствии с медицинским заключением противопоказаний для выполнения работы.

В период отстранения от работы заработная плата работнику не начисляется.

Кто имеет право на занятие педагогической деятельностью

В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Читайте так же:  Контроль за исполнительным производством

Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (далее – Профессиональный стандарт) утвержден Приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (ред. от 05.08.2016).

В соответствии с пунктом 2 Приказа № 544н Профессиональный стандарт применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2017 года.

Согласно требованиям к образованию и обучению Профессионального стандарта должность учителя в общеобразовательной организации может занимать лицо, имеющее высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.

Из этого следует, что лица, имеющие, например, высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» (квалификации – «Филолог. Преподаватель русского языка и литературы», «Историк. Преподаватель истории» и т.д.) и (или) в области, соответствующей преподаваемому предмету (специальности – «Русский язык и литература», «История» и т.д.), отвечают квалификационным требованиям, предъявляемым соответственно к учителям русского языка и литературы, учителям истории и обществознания и т.д.

Если же у учителя нет соответствующего преподаваемому предмету образования, то необходимо получить дополнительное профессиональное образование.

В соответствии со ст. 76 ФЗ «Об образовании в РФ» дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

В части, касающейся обучения, следует отметить, что согласно ст. 196 Трудового кодекса РФ необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и получения ими дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель.

Подготовка работников и обеспечение получения ими дополнительного профессионального образования осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Обучение по дополнительным профессиональным программам в целях обеспечения соответствия квалификации педагогического работника требованиям Профессионального стандарт а должно осуществляться за счет средств работодателя.

Вместе с тем, работодатель не обязан направлять абсолютно всех работников, чей уровень образования не соответствует требованиям Профессионального стандарт а, для получения профессионального или дополнительного образования.

Однако, если в результате принятия Профессионального стандарта будет установлено, что образование работника не соответствует требованиям стандарта, уволить его на этом основании работодатель не имеет права, поскольку такого основания увольнения Трудовым кодексом не предусмотрено.

Это следует из Письма Минтруда от 04.04.2016 № 14-0/10/13-2253.

В то же время из данного письма можно сделать вывод, что работнику необходимо подтвердить свою квалификацию и соответствие занимаемой должности.

Для этого работодатель может провести аттестацию работников.

При этом, необходимо учитывать, что отсутствие у педагогического работника образования по профилю работы (по направлению подготовки) само по себе не может являться основанием для признания педагогического работника не соответствующим занимаемой должности при его аттестации, если представление работодателя, на основании которого аттестационная комиссия выносит решение, содержит положительную мотивированную всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности педагогического работника по выполнению обязанностей, возложенных на него трудовым договором.

Так, в письме Министерства образования и науки РФ от 10 августа 2015 г. № 081240 «О квалификационных требованиях к педагогическим работникам организаций, реализующих программы дошкольного и общего образования» Департамент обращает внимание на то, что пункт 9 раздела «Общие положения» квалификационных характеристик должностей работников образования позволяет по рекомендации аттестационной комиссии назначать на соответствующие должности лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности.

К этой категории могут относиться, в частности, воспитатели из числа слушателей педагогических классов, которым была присвоена квалификация «Воспитатель детского сада», учителя технологии, имеющие квалификацию «Инженер-технолог» (независимо от специальности), и т.д. Критериями соответствия данных педагогических работников занимаемым ими должностям, прежде всего, являются не только квалификации, указанные в документах о профессиональном образовании, но и результаты их профессиональной деятельности, практический опыт, компетентность, а также выполнение качественно и в полном объеме возложенных на них должностных обязанностей.

Необходимо также иметь в виду, что в соответствии с пунктом 23 Порядка аттестации вынесение рекомендаций работодателю о возможности, назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации» раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» ЕКС, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме, возложенные на них должностные обязанности, относится к компетенции аттестационных комиссий организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Отметим, что если по результатам аттестации будет установлено несоответствие работника занимаемой должности (выполняемой работе) из-за недостаточной квалификации, то на основании п. 3 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ он подлежит увольнению.

При этом, перед увольнением данному работнику работодатель обязан предложить перевод на другую работу, соответствующую его квалификации.

Следует также отметить, что при аттестации педагогических работников необходимо по-прежнему руководствоваться Порядком проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утверждённым приказом Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. № 276 и являющимся ведомственным нормативным правовым актом прямого действия.

Видео (кликните для воспроизведения).

Заметим, что для подтверждения квалификации работника, не имеющего документов об образовании можно воспользоваться институтом независимой оценки квалификации работников — процедурой подтверждения соответствия квалификации положениям Профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, проведенная центром оценки квалификаций в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации».

Положения этого закона применяются с 01 января 2017 года.

Федеральный закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ предусматривает правовые и организационные основы и порядок проведения независимой оценки квалификации работника или лица, претендующего на определенную должность, в результате проведения которой будет установлено, соответствует ли работник требованиям Профессионального стандарта или квалификационным требованиям, определенным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Читайте так же:  Срок подачи апелляционной жалобы апк рф

В тоже время, статьей 11 указанного Закона определено, что в случае, если федеральным законом и иными нормативными актами РФ установлен иной порядок оценки квалификации, данное мероприятие осуществляется в порядке, установленном соответствующим федеральным законом и иными правовыми актами (например, порядок оценки квалификации педагогических работников).

Тем не менее с 01 июля 2019 г. все принятые ранее специальные порядки проведения независимой оценки квалификации персонала утратят силу и работодатели, работники будут руководствоваться Законом № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации».

Что касается квалификационной категории педагогических работников, то Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. N 276, является действующим, следовательно, действующими являются положения об аттестации в целях установления квалификационной категории, которая проводится на добровольных началах.

Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории проводится по их желанию, которое педагогический работник выражает посредством подачи заявления в аттестационную комиссию ( пункты 27-30 Порядка аттестации).

О тсутствие у педагогических работников высшего образования либо несоответствие их среднего профессионального образования или высшего образования направлению подготовки, предусмотренному квалификационными характеристиками по должностям работников образования, само по себе не является основанием для отказа в прохождении ими аттестации в целях установления высшей квалификационной категории, а тем более в приеме от них заявления о прохождении аттестации. Не может быть по этим же причинам отказано в установлении высшей квалификационной категории, если профессиональная деятельность педагогического работника соответствует результатам работы, предусмотренным пунктом 37 Порядка аттестации.

При этом в соответствии с пунктом 38 Порядка аттестации оценка профессиональной деятельности педагогических работников в целях установления квалификационной категории на основе результатов их работы, предусмотренных пунктом 37 Порядка аттестации, осуществляется при условии, что их деятельность связана с соответствующими направлениями работы.

Могу ли я заниматься преподавательской деятельностью?

Добрый день! Прошу растолковать следующий вопрос: более 10 лет назад имел судимость по ст.290 ч.2 УК РФ (2г. 6 мес. условно) и запрет на педагогическую деятельность в течении 3 лет. В настоящее время имею ли я право работать преподавателем в учебном заведении училище, техникум и т.д.)

Здравствуйте. Судимость, полагаю, погашена. Поэтому, имеете право работать.

К педагогической деятельности не допускаются лица:

лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;

[3]

имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Лицензирование образовательной деятельности в 2019: необходимые документы и действия

С 2013 года коммерческие организации и ИП получили право оказывать услуги в сфере образования наравне с некоммерческими организациями. Услуги в области образования лицензируются. Ранее мы расмотрели полный перечень лицензируемых видов деятельности 2019 года , в этой статье расскажем, как получить лицензию на образовательную .

Кому нужна лицензия

Для начала выясним, когда лицензия на образовательную деятельность не требуется. В постановлении Правительства РФ от 28 октября 2013 г. N 966, утвердившего положение о лицензировании образовательной деятельности, указана только одна такая возможность. Лицензия не нужна, если услуги оказывает лично индивидуальный предприниматель. Это услуги репетиторов, частных учителей, студий, кружков и т.д., где занятия ведет сам предприниматель, имеющий соответствующее образование и стаж работы.

Обращаем внимание индивидуальных предпринимателей – если вы нанимаете других педагогических работников, то лицензия на образовательную деятельность ИП необходима. При этом работников другого профиля, которые не предоставляют непосредственно образовательные услуги, нанимать можно без лицензии.

В предыдущей редакции положение о лицензировании образовательной деятельности допускало еще одну возможность работать без лицензии – если по итогам обучения не проводилась итоговая аттестация и не выдавался документ об образовании. Проводить без лицензии тренинги, семинары, лекции, о прохождении которых не выдаются подтверждающие документы, можно и теперь, но такая деятельность не называется образовательной, а культурной или досуговой.

Перечень услуг, для которых нужна лицензия, включает в себя такие виды образования: дошкольное, общее, среднее профессиональное, высшее, дополнительное общеобразовательное, дополнительное профессиональное и образование религиозного персонала религиозных организаций.

Получение лицензии на образовательную деятельность – сложный и длительный процесс. Только рассмотрение документов и принятие решения о выдачи лицензии или об отказе в выдаче занимает 60 дней. А до этого надо подготовить ещё ряд разрешений других государственных органов и разработать собственные образовательные программы. И всё же, бизнес в сфере образования можно назвать доходным, поэтому если вы хотите заниматься этим направлением, то надо один раз пройти процедуру лицензирования.

Лицензия выдаётся бессрочно, и если вы не будете её переоформлять, то обращаться к чиновникам по этому вопросу уже не придётся.

Лицензионные требования

Положение о лицензировании устанавливает в 2019 году следующие требования к соискателям:

  • собственное или арендованное здание (помещение), соответствующее заявленным образовательным программам;
  • санитарно-эпидемиологическое заключение на это помещение;
  • материально-техническое обеспечение образовательной деятельности в соответствии с требованиями федеральных стандартов ;
  • соблюдение условий охраны здоровья обучающихся;
  • собственные разработанные образовательные программы ;
  • печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы по этим программам;
  • штатные или привлеченные по гражданско-правовому договору педагогические работники, имеющие профессиональное образование и стаж работы.
Читайте так же:  Проверка медицинской лицензии по номеру

Полный перечень требований, в зависимости от типа образования, смотрите в тексте Постановления .

В нормативных актах, регулирующих лицензирование образовательной деятельности, не совсем чётко рассмотрен вопрос об организационно-правовой форме лицензиата. В законе об образовании № 273-ФЗ даётся следующее понятие образовательной организации: «некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности». Понятие «организация, осуществляющая обучение» означает юридическое лицо, которое ведёт эту деятельность в качестве дополнительной.

Далее приводится ещё одно толкование: «организации, осуществляющие образовательную деятельность», под которыми понимают:

  • образовательные организации;
  • организации, осуществляющие обучение;
  • индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность.

Лицензия на право ведения образовательной деятельности может быть получена независимо от правовой формы и коммерческой направленности лицензиата. При этом ООО получить лицензию на образовательную деятельность может, если это направление бизнеса будет дополнительным, а не основным.

Документы для получения лицензии

Соискатель лицензии должен документально подтвердить, что им созданы все необходимые условия для оказания услуг в сфере образования. Для этого соберите такой пакет документов:

  • заявление о предоставлении лицензии;
  • документ, подтверждающий право пользования помещением (копия свидетельства о праве собственности, договора аренды или субаренды);
  • копия устава ООО или копия свидетельства о регистрации ИП;
  • копия листа записи ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
  • копия свидетельства о налоговом учете ООО или ИП;
  • копии заключений СЭС и Госпожнадзора о соответствии помещения необходимым требованиям;
  • справка об условиях для функционирования электронной информационно-образовательной среды;
  • справка о печатных и электронных ресурсах;
  • справка о педагогических работниках;
  • справка об утверждении образовательных программ;
  • справка об условиях для получения образования обучающимися с ОВЗ;
  • справка о материально-техническом обеспечении;
  • подтверждение оплаты госпошлины на сумму 7500 рублей;
  • опись документов.

Формы справок доступны на сайте Минобразования.

Порядок получения лицензии

Лицензирование образовательной деятельности осуществляют Рособрнадзор и региональные исполнительные органы. В Рособрандзор надо обращаться, если планируется открытие:

  • высшего учебного заведения;
  • организации федерального значения;
  • российской организации, расположенной за пределами РФ;
  • иностранной организации на территории России.

Записаться на приём в Рособрандзор можно онлайн на официальном сайте.

В остальных случаях обращайтесь в региональные государственные органы, имеющие право выдавать лицензии. Контакты этих учреждений опубликованы на сайте Рособрандзора, чтобы найти их, выберите свой регион на интерактивной карте.

Порядок получения образовательный лицензии состоит из следующих шагов:

  1. Изучите СНиП и СанПин для вашего направления обучения.
  2. Подготовьте помещение и оборудуйте его согласно требованиям и стандартам.
  3. Получите на помещение заключение СЭС и пожарной инспекции.
  4. Разработайте и утвердите образовательные программы.
  5. Убедитесь, что педагоги вашей организации имеют необходимые документы об образовании, квалификации, стаже работы.
  6. Приобретите мебель, оборудование, технику, учебную литературу, методические пособия для проведения занятий.
  7. Оплатите госпошлину на выдачу лицензии.
  8. Подайте документы в лицензирующий орган.

Документы принимаются по описи, если в них обнаружены недостатки, то они возвращаются соискателю на доработку (сроком до 30 дней). После этого начинается этап проверки достоверности поданных сведений, причем, не только документальной, но и с выездом на место. В течение 60 дней с даты регистрации заявления чиновники выдают разрешение или отказ в получении лицензии.

Отказ должен быть мотивированным и возможен по двум основаниям: недостоверность сведений или отсутствие условий для процесса обучения. Госпошлина в случае отказа не возвращается.

Что будет, если работать без лицензии

За предоставление услуг образования без лицензии предусмотрена административная, налоговая и уголовная ответственность. Суммы штрафов могут достигать 500 тысяч рублей, а срок лишения свободы – до пяти лет. Конечно, такое суровое наказание применяется крайне редко, когда работа без лицензии причинила крупный ущерб или был получен доход в крупном размере.

Кроме этого, оказание услуг без лицензии снижает конкурентность образовательной организации:

  • нет льгот при участии в аукционе на право аренды муниципальной недвижимости;
  • не признаётся документ о получении образования или повышения квалификации;
  • обучающиеся в нелицензированной организации не могут получить налоговый вычет по затратам на обучение;
  • серьёзные рекламные источники не принимают объявлений таких организаций.

Советуем посмотреть интересное видео, в котором рассмотрен порядок лицензирования образовательной деятельности.

Осуществление образовательной деятельности индивидуальным предпринимателем

Главная > Консультации > Правовое обеспечение > Осуществление образовательной деятельности индивидуальным предпринимателем

Законодательство Российской Федерации не запрещает гражданам заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью, в том числе и предоставлением образовательных услуг. В данной публикации рассмотрим вопросы образовательной деятельности, которая осуществляется индивидуальным предпринимателем непосредственно (т. е. лично) без привлечения иных педагогических работников.

Необходимо знать, что образовательная деятельность на территории Российской Федерации подлежит лицензированию и аккредитации (программы дошкольного образования аккредитации не подлежат). Исключение составляет образовательная деятельность, которая осуществляется индивидуальным предпринимателем непосредственно (т. е. лично). На данное исключение указывает ч.5 ст.32 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» — при осуществлении индивидуальным предпринимателем образовательной деятельности с привлечением педагогических работников им также предоставляется информация о лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Таким образом, если Вы решили заняться индивидуальной предпринимательской деятельностью по оказанию образовательных услуг, которые будете оказывать лично (непосредственно), то Вам достаточно зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. В данном случае лицензии на ведение образовательной деятельности не требуется.

Теперь рассмотрим образовательные программы, по которым могут быть оказаны образовательные услуги индивидуальным предпринимателем. Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» (ч.3 ст.32) указывает, что «индивидуальные предприниматели осуществляют образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения». Обратите внимание, что реализация дополнительных профессиональных программ реализация дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации, программ профессиональной переподготовки) индивидуальными предпринимателями запрещена. Об этом также отдельно указано в письме Министерства образования и науки РФ от 09.10.2013 г. № 06–735 «О дополнительном профессиональном образовании». Таким образом, исчерпывающий список образовательных программ, по которым индивидуальным предпринимателем могут оказываться образовательные услуги:

Читайте так же:  Обработка электронного больничного листа

— начального общего образования;

— основного общего образования;

— среднего общего образования;

— дополнительные общеобразовательные программы (дополнительные общеразвивающие программы и дополнительные предпрофессиональные программы);

— программы профессионального обучения (программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих).

В ч.3 ст. 32 комментируемого закона сказано, что «физические лица, которые в соответствии с трудовым законодательством не допускаются к педагогической деятельности или отстраняются от работы, не вправе осуществлять образовательную деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей».

В части 2 статьи 331 Трудового кодекса РФ такие лица указаны:

— лица, лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии со вступившим в законную силу приговором суда;

— лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, не указанные в абз. 3 ч. 2 ст. 331 ТК РФ;

— лица, признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

— лица, имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Возникает закономерный вопрос — как устанавливается факт наличия судимости при регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя? Для установления факта судимости или уголовного преследования с документами, представляемыми физическим для государственной регистрации индивидуального предпринимателя, прилагается справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданная физическому лицу, регистрируемому в качестве индивидуального предпринимателя. Указанный документ представляется по межведомственному запросу регистрирующего органа федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. № 1092 «О порядке представления в регистрирующий орган иными государственными органами сведений в электронной форме, необходимых для осуществления государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также для ведения единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Какую информацию должен предоставить индивидуальный предприниматель до начала оказания платных образовательных услуг их заказчику? Ответ на этот вопрос указан непосредственно в ч.4 ст.32 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», где отмечено, что «индивидуальный предприниматель до начала оказания платных образовательных услуг предоставляет обучающемуся, родителям (законным представителям) несовершеннолетнего обучающегося информацию о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, об уровне своего профессионального образования, общем стаже педагогической работы и о стаже занятия индивидуальной педагогической деятельностью и в случае привлечения им для осуществления образовательной деятельности педагогических работников информацию об их уровне профессионального образования и общем стаже педагогической работы».

Оказываемые платные образовательные услуги должны быть оформлены надлежащим образом, т. е. между индивидуальным предпринимателем и заказчиком услуг заключается договор. Обязательность заключения договора зафиксирована не только в законе «Об образовании в Российской Федерации», но и в Постановлении Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг». При этом заказчиком может быть физическое и (или) юридическое лицо, имеющее намерение заказать либо заказывающее платные образовательные услуги для себя или иных лиц на основании договора. Подробно вопрос оказания платных образовательных услуг был рассмотрен в публикации от 01.03.2016 г. (указана вся нормативная база, требования к содержанию договора и прочее).

Если физическое лицо оказывает образовательные услуги, но не зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, то данное физическое лицо может быть привлечено как к административной, так и к уголовной ответственности. При этом к административной ответственности физическое лицо может быть привлечено на основании Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (статья 14.1), в которой указано, что осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 2000 рублей. Привлечь к уголовной ответственности можно на основании Уголовного кодекса Российской Федерации (статья 171), согласно которой осуществление предпринимательской деятельности без регистрации, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам (крупным размером, крупным ущербом признаются стоимость, ущерб в сумме, превышающей 1500000 руб.), организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, наказывается:

— штрафом в размере до 30000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет;

— обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов;

— арестом на срок до шести месяцев.

Очень часто возникают вопросы, которые связаны и исчислением педагогического стажа. Индивидуальный предприниматель, который оказывает образовательные услуги, юридически не признается педагогическим работником, т. к. данная норма (исчисление педагогического стажа) распространяется только на образовательные организации и организации, которые занимаются образовательной деятельностью (в этом случае организации имеют лицензию на ведение образовательной деятельности). Индивидуальные предприниматели осуществляющие образовательную деятельность, также лишены права на выдачу документов об образовании — диплома, свидетельства государственного образца. Документ об образовании выдаётся исключительно организацией, получившей лицензию в установленном законом порядке.
Видео (кликните для воспроизведения).

В публикации изначально не предусматривалось рассмотрение вопросов, связанных с особенностями предоставления платных образовательных услуг индивидуальными предпринимателями с привлечением педагогических работников.

Источники


  1. Котов, Д. П. Вопросы судебной этики / Д.П. Котов. — М.: Знание, 2014. — 127 c.

  2. Рассказов, Л. П. Теория государства и права / Л.П. Рассказов. — М.: РИОР, 2009. — 464 c.

  3. Филиппова Е. С. Жилищное право России; Юркомпани — Москва, 2009. — 328 c.
  4. Губина, И.Ю. Латинский словарь юридических терминов и выражений / ред. В.А. Минасова, И.Ю. Губина. — М.: Ростов н/Д: Феникс, 2017. — 320 c.
  5. ред. Корельский, В.М.; Перевалов, В.Д. Теория государства и права; М.: Норма; Издание 2-е, испр. и доп., 2012. — 616 c.
Право на преподавательскую деятельность
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here