Право ребенка на бесплатное образование

Самая важная информация и ответы на вопросы в статье: "Право ребенка на бесплатное образование". Актуальность данных для 2020 года вы можете уточнить у дежурного консультанта.

Право ребенка на образование

Право ребенка на образование обеспечивается государством. При этом его возраст, социальный статус родителей и их наличие в принципе значения не имеет. Порядок реализации такого права устанавливается специальными нормативными актами. В них указано, что каждый ребенок должен получить общее образование. При этом родители могут выбирать формы обучения, учитывая мнение малыша. Участниками такого процесса являются дети, родители или лица, которые их заменяют, а также преподаватели.

Законодательные основы

Основным законодательным актом, который регулирует вопросы, связанные с обучением детей, является Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.

Он дал определения основным понятиям, таким как образование и его виды, воспитание, обучение, квалификация, образовательный стандарт, федеральные государственные требования, образовательная программа, обучающийся, образовательная деятельность и организация, педагогический работник, учебный план, практика, направленность, средства обучения и воспитания, адаптированная программа, качество процесса, конфликт интересов, присмотр и уход за детьми.

Также право на обучение закреплено и на международном уровне, в частности, Всемирной декларацией об образовании для всех и рамках действий для удовлетворения базовых образовательных потребностей.

Право на обучение

Право на обучение закреплено на законодательном уровне. Это означает, что каждый ребенок, независимо от его возраста, пола, национальности и региона проживания имеет возможность получить образование. При этом его право не может быть ограничено чем или кем-либо. То есть доступность образования гарантируется каждому желающему.

Виды образования

Законодательством определены два больших вида образования. Каждый из них человек проходит на определенном этапе своей жизни.

Первый – общее образование. Начальным этапом в данном случае является дошкольный уровень. Малыши проходят его ещё в детском саду. На указанном этапе они получают простейшие знания. При этом их уровень оценивается достаточно поверхностно. То есть от ребенка не требуется углубленных знаний в какой-либо области. Далее идет школьный уровень. Он делится на начальную, основную и полную части. Первая подразумевает окончание трех классов, вторая – девяти, третья – одиннадцати. С каждой частью объем знаний больше и требования жестче. Это обусловлено взрослением и развитием обучающегося.

Второй – профессиональное образование. В него входят среднее и высшее. Первое подразумевает получение знаний по определенной профессии. Второе – этим не ограничено. В высшем учебном заведении, помимо профессии, можно окончить ещё бакалавриат, специалитет и магистратуру, а также поднять свою квалификацию.

Способы реализации права

Способы реализации права на образование ребенка зависят от вида получаемого образования.

Дошкольное образование может начаться с возраста ребенка в два месяца, начальное – с шести с половиной лет и не позже восьми. Обязательным условием является отсутствие медицинских противопоказаний. Малыш может получать начальное образование и в более раннем возрасте. Для этого потребуется заявление родителей и решение учреждения образования. Законом определено, что правила приема в учебные заведения должны быть составлены таким образом, чтобы каждый желающий имел возможность воспользоваться беспрепятственно своим правом.

Прием в школы с углубленным изучением каких-либо предметов и ориентированные на предпрофессиональное обучение, например, спорт, искусство или культура, проводится только после оценки способностей, при условии отсутствия медицинских запретов.

На практике родители желающих должны представить документы на малыша и оформить письменное заявление. К сведениям, прилагаемым к обращению, отнесены: свидетельство о рождении, справка из медицинского учреждения, информация из образовательной организации, в которой раньше обучался ребенок.

Для получения профессионального образования потребуется аттестат, паспорт, справка о состоянии здоровья и заявление от кандидата на поступление. После этого проводится предварительное испытание знаний в форме тестирования. По результатам принимается окончательное решение.

Для зачисления желающих в среднее или высшее учебное заведение устанавливаются проходные баллы. Они зависят от количества претендентов на одно место по конкретной специальности. Для некоторых категорий существуют льготы на поступление.

Участники образовательного процесса

Участниками процесса образования являются обучающиеся, родители или заменяющие их лица, а также педагоги. Определения указанным категориям нашли свое отражение в Федеральном законе «Об образовании».

Обучающийся

По сути, обучающийся – это человек, который осваивает программу образования в учебном заведении. При этом закон не устанавливает каких-либо ограничений по полу и возрасту. Также не имеет значения вид образовательной организации.

По этим причинам к обучающимся можно отнести:

  1. Воспитанников. Таковыми являются дети, посещающие дошкольные учреждения. При этом они могут и проживать в нем.
  2. Учащихся средних школ, гимназий и лицеев.
  3. Студентов и курсантов.
  4. Осваивающих программы бакалавриата, специалитета или магистратуры.
  5. Аспирантов. Ими являются обучающиеся по программе подготовки научно-педагогических кадров.
  6. Адъюнктов. К ним отнесены те, кто проходит военную и приравненную к ней службу, в том числе в органах внутренних дел в адъюнктуре.
  7. Ординаторов. Таковыми являются выпускники высших медицинских учебных заведений, которые продолжают последипломное обучение.
  8. Ассистентов стажеров.
  9. Слушателей. Ими являются зачисленные на подготовительные отделения высших учебных заведений.
  10. Экстернов. Это лица, проходящие промежуточную и итоговую аттестацию.

Студентам предоставляется зачетная книжка и билет. Остальным обучающимся могут выдаваться справки. Например, в отношении школьников такие документы оформляются для бесплатного проезда в общественном транспорте.

Читайте так же:  Размер должностного оклада определяется

К родителям отнесены, прежде всего, кровные родственники, которые являются таковыми по факту появления малыша на свет. Подтверждением в данном случае выступает свидетельство о рождение, которое выдается органом записей актов гражданского состояния.

В качестве родителей выступают и лица, заменяющие таковых. Это могут быть усыновители. То есть люди, которые на которых возложены обязанности по воспитанию малыша в официальном порядке. В качестве подтверждения будет выступать решение суда.

Ещё одними к одним из участников образовательного процесса отнесены педагоги. Таким работником является физическое лицо, которое заключило договор о трудовых отношениях с учреждением образования, включено в его штат и исполняет определенный круг обязанностей в части касающейся образовательной деятельности и воспитания подрастающего поколения.

Право такого характера можно обрести только при соблюдении ряда условий. Прежде всего, кандидат в педагоги должен иметь среднее специальное или высшее образование, которое соответствует требованиям квалификации. Далее такой факт должен быть подтвержден документально. То есть у претендента на руках должен быть диплом установленного образца. В завершении кандидат не должен иметь каких-либо ограничений. Сюда относятся не только запреты, обусловленные состоянием здоровья. Нередки случаи, когда к человеку за совершение правонарушения применяют меру воздействия в виде запрещения заниматься определенной деятельностью. Если это затронуло сферу образования, претендент на должность педагога назначен не будет.

Статья 43 Конституции России

Текст Ст. 43 Конституции РФ в действующей редакции на 2019 год:

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Комментарий к Ст. 43 Конституции Российской Федерации

1. Согласно комментируемой норме каждый имеет право на образование. Под словом «каждый» подразумевается любой человек, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.

Под образованием подразумевается процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие сохранения и развития материальной и духовной культуры*(211). Согласно преамбуле Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании», образование представляет собой целенаправленный процесс обучения и воспитания.

В современном мире право на образование рассматривается как одно из фундаментальных естественных основных прав человека. Такое понимание права на образование закреплено Всеобщей декларацией прав человека, Конвенцией о борьбе с дискриминацией в области образования, Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, Конвенцией о правах ребенка, Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод. ЮНЕСКО рекомендует рассматривать право на образование как элемент права на жизнь, права на развитие, права на непрерывное образование, которое должно реализовываться в течение всей жизни человека.

Всеобщая Декларация прав человека (ст. 26) закрепила обязательность, общедоступность, бесплатность начального образования, обозначив цель образования в мировом масштабе: «Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между народами, расовыми и религиозными группами»*(212).

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах также утверждает право каждого человека на образование: обязательность и бесплатность для всех начального образования, открытость и доступность среднего образования в его различных формах (включая профессионально-техническое образование), высшего образования (на основе способностей каждого) с постепенным введением его получения на бесплатной основе.

Образование в России осуществляется в соответствии с Законом РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании», Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 11-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденной приказом Минобразования России от 11 февраля 2002 г. N 393, иными законодательными актами, а также указанными выше нормами международного права.

Особо следует отметить важность и перспективность осуществляемого с 1 января 2006 г. приоритетного национального проекта «Образование», первоочередная задача которого — дать отечественной системе образования стимул к движению вперед.

Система российского образования представляет собой совокупность:

образовательных программ и государственных образовательных стандартов;

реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм;

органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

В России устанавливаются следующие уровни образования (образовательные цензы):

а) основное общее образование;

б) среднее (полное) общее образование;

в) начальное профессиональное образование;

г) среднее профессиональное образование;

д) высшее профессиональное образование;

е) послевузовское профессиональное образование.

[2]

Право на образование в России, исходя из видов образовательных программ и типов образовательных учреждений, может рассматриваться как ряд прав, включающих в себя права на:

Читайте так же:  Как сделать первые записи в трудовой книжке

начальное общее образование;

основное общее образование;

среднее (полное) общее образование;

начальное профессиональное образование;

среднее профессиональное образование;

высшее профессиональное образование;

послевузовское профессиональное образование;

Федеральный закон «Об образовании» подтверждает основные конституционные права и свободы обучающихся, реализующиеся в сфере образования:

право на уважение человеческого достоинства;

на свободу совести;

на свободу информации;

на свободное выражение собственных мнений и убеждений;

на свободное посещение мероприятий не предусмотренных учебным планом;

право на получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов;

право на охрану здоровья.

Согласно п. 2.1 Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., Правительство РФ осуществит меры реализации гарантий права граждан на образование, создавая правовые и экономические условия для:

бесплатности полного среднего образования в пределах государственного образовательного стандарта и бесплатного образования других уровней в пределах, установленных законодательством РФ;

равного доступа всех граждан России к образованию разных уровней вне зависимости от места жительства и уровня доходов семьи;

получения образования в соответствии с установленными государственными образовательными стандартами, гарантирующими необходимое для общества качество образования.

Государство гарантирует гражданам доступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования. Конституция РФ включает в данный перечень также дошкольное и среднее профессиональное образование. В то же время Федеральный закон «Об образовании» (ч. 3 ст. 5) не гарантирует бесплатности дошкольного образования, а бесплатность среднего профессионального образования гарантируется на конкурсной основе. Согласно ст. 18 этого Закона, государство гарантирует финансовую и материальную поддержку в воспитании детей раннего детского возраста, обеспечивает доступность образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения для всех слоев населения. При этом отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон*(213).

Затраты на обучение граждан в платных негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования, возмещаются гражданину государством в размерах, определяемых государственными нормативами затрат на обучение граждан в государственном или в муниципальном образовательном учреждении соответствующего типа и вида. В той части, в которой текущее законодательство не обеспечивает конституционные права граждан, оно нуждается в совершенствовании, а конституционные нормы имеют прямое действие.

В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной помощи, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым оказывается данная помощь, ее формы, размеры и источники устанавливаются федеральным законом. Государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов; оказывает содействие в получении образования гражданам, проявившим выдающиеся способности, в том числе, посредством предоставления им специальных государственных стипендий.

Основа государственных гарантий получения гражданами России образования — его государственное или муниципальное финансирование. Государство гарантирует ежегодное выделение финансовых средств на нужды образования в размере не менее 10% национального дохода. Размеры и нормативы финансирования образовательных учреждений ежеквартально подлежат индексации в соответствии с темпами инфляции.

4. Согласно комментируемой норме обязанность получения детьми обязательного основного общего образования лежит на родителях или лицах, их заменяющих.

Основное общее образование — это вторая ступень общего образования. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования направлен на приведение содержания образования в соответствие с возрастными особенностями подросткового периода, когда ребенок устремлен к практической деятельности, познанию мира, самопознанию и самоопределению. Стандарт ориентирован не только на знаниевый, но, в первую очередь, на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка. Специфика педагогических целей основной школы в большей степени связана с личным развитием детей, чем с их учебными успехами.

Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования устанавливает перечень обязательных для изучения учебных предметов: русский язык, литература, иностранный язык, математика, информатика и информационные технологии, история, обществоведение (включая экономику и право), география, природоведение, физика, химия, биология, искусство (изобразительное и музыкальное искусство), технология, физическая культура.

Часть 2 ст. 63 СК РФ, по сути, повторяет смысл комментируемой конституционной нормы, однако делает это более категорично и однозначно: если в ч. 4 ст. 43 Конституции РФ указывается на то, что «родители обеспечивают получение детьми основного общего образования», то, согласно ч. 2 ст. 63 СК РФ, «родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования».

В силу ч. 1 ст. 18 Федерального закона «Об образовании» родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.

5. Государственно-политические и социально-экономические преобразования конца 1980-х — начала 1990-х гг. оказали существенное влияние на российское образование, позволив реализовать академическую автономию высших учебных заведений, обеспечить многообразие образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, развитие многонациональной российской школы и негосударственного сектора образования. Эти процессы получили свое отражение и закрепление в законах «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Читайте так же:  Капремонт для пенсионеров старше 80 лет

Россия провозглашает область образования приоритетной. Одним из главных принципов, на которых основывается государственная политика Российской Федерации в области образования, является принцип единства федерального образовательного пространства.

Образование в России осуществляется в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права. Реализацию государственной политики и управление российским образованием на федеральном уровне осуществляет Министерство образования и науки РФ, опирающееся в своей деятельности на российское законодательство и Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации.

Задача законодательства в области образования — обеспечение и защита этого права, определение стратегии и основных направлений развития образования, его целей и задач, разграничение компетенции в области образования между органами государственной власти и органами управления образованием различных уровней. В законах, законодательных актах и федеральных программах закреплены гарантии государства для всех граждан России на общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а на конкурсной основе — бесплатность и других ступеней образования.

Требования к содержанию и качеству образования всех ступеней устанавливаются государственными образовательными стандартами.

Государственный образовательный стандарт (ГОС) — социальная норма образования и образованности, разрабатываемая и вводимая в соответствии с Конституцией РФ, которая включает в себя два компонента: федеральный и национально-региональный.

С развитием информационных технологий все большее развитие получает такая современная форма, как дистанционное обучение (ДО). Изменения и дополнения, внесенные в законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», принятые Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 11-ФЗ, предусматривают получение образования с помощью дистанционных технологий в полном объеме. Это означает, что, в отличие от ранее имевшейся возможности освоения лишь отдельных образовательных программ, теперь обучающийся может получить полноценное высшее образование, находясь на расстоянии от педагогов вуза. При этом обязательная итоговая аттестация выпускников осуществляется традиционными методами.

Рубрика “Права детей”

Категория: Права детей

Законодательство России охраняет права и свободы граждан страны. Особое внимание семейное законодательство уделяет несовершеннолетним детишкам, так как будущее поколение — это будущее государства.

Главная особенность — это наделение ребенка правами от рождения и по мере взросления, постепенно увеличивая степень ответственности перед законом.

Наличие Конвенции о правах ребенка, принятой в 1989 году ООН, обязывает помимо местных норм и правил, касающихся детишек, соблюдать и положения международного соглашения.

Законодательство страны не может противоречить установленному закону на международном уровне.

Право ребенка на жилье

Вопрос о действия с недвижимым имуществом всё чаще возникает у семей, которые имеют несовершеннолетних детей….

Как осуществляется защита прав и интересов детей в РФ

В цивилизованном государстве гражданам предоставляются права, защищаемые законодательством. Зачастую малолетние граждане, по различным причинам, не…

Регистрация рождения ребенка. Основные принципы

Ответственный шаг в любой семье это рождение ребёнка. При появлении малыша на свет у родителей…

Какие права у ребенка в детском саду

У каждого маленького гражданина, включая дошкольников, есть права и государственные гарантии. Бывает так, что права…

Какие права у ребенка инвалида в РФ

Видео (кликните для воспроизведения).

Детство является самым светлым и ярким периодом жизни практически каждого человека. Но, порою случается так,…

Какие права у детей на имущество родителей

Мало кто задумывается о том, что у несовершеннолетних детей, есть юридические права и обязанности, обозначенные…

Ответственность за нарушение прав ребенка

Ребенок является полноценным членом общества, как и взрослые люди. Поэтому права они имеют наравне с…

В чем заключается право ребенка на образование

Каждый ребенок с рождения обладает широким кругом прав наравне со взрослыми, которые ему предоставляет государства,…

Какие права имеют дети при разводе родителей

Большинство браков в Российской Федерации, заканчиваются разводом и судебными разбирательствами. Особенно ярко, это заметно в…

Права и защита детей сирот

Проблема юридического обеспечения прав детей оставшихся без попечения родителей возникла не сегодня. Она относится к…

Ребенком признается человек, возраст которого составляет менее 18 лет.

Некоторые права дарованы ребенку уже при рождении и не могут быть отобраны или нивелированы кем-либо.

Конституция России закрепляет за собой способность иметь права от рождения, которые являются наивысшей ценностью и охраняются государством.

Понятие правового статуса ребенка означает способность иметь права и осуществлять обязанности, нести ответственность за свои поступки от рождения до совершеннолетия.

Статус может меняться в зависимости от возраста малыша, на основании дарованных ему полномочий в процессе взросления и приобретения дееспособности.

Самостоятельно осуществлять свои права человек способен по достижении полной дееспособности, которая наступает в полном объеме с момента совершеннолетия, либо в других случаях, предусмотренных законом.

[1]

Например, заключение брака в возрасте от 16 лет, занятие предпринимательской деятельностью, работает полный рабочий день по трудовому договору с согласия родителей.

Права ребенка с рождения – естественные

Основным полномочием младенца, наделенным от рождения, является право жить и воспитываться в семье, если это возможно.

А также знать своих биологических родителей и иметь возможность контактировать с ними беспрепятственно и воспитываться в их семье, если поведение родителей не угрожает жизни и здоровья малыша и не нарушает его полномочий.

Читайте так же:  Контроль за исполнительным производством

Ребенок может рассчитывать на обеспечение его интересов и нуждаемости в уходе, надлежащее воспитание родителями, уважение его достоинства и чести.

Если же воспитание в семье невозможно, ответственность за его осуществление берут на себя органы опеки и попечительства над несовершеннолетними детишками.

Существует множество форм устройства детей-сирот и отказников в интересах несовершеннолетних детишек.

Общение с родителями для ребенка – одна из важнейших ценностей, которая обеспечивается на законодательном уровне.

[3]

Так, никто не вправе нивелировать право общаться с родственниками, если на это нет ограничений на основании судебного решения.

Права несовершеннолетних согласно Конституции РФ

В Конституции Российской Федерации закреплены основные полномочия малыша, дарованные ему от рождения. Маленький ребенок имеет право на:

  • жизнь;
  • самовыражение и развитие личностных качеств;
    присвоение имени, фамилии и отчества, выбранных родителями при государственной регистрации рождения малыша;
  • гражданство России при рождении, даже если родители ребенка приезжие;
  • знание своих биологических родителей, жить и воспитываться в их семье;
  • развитие способностей и уважение человеческого достоинства;
  • защиту своих интересов родителями, опекунами, органами опеки и попечительства, правоохранительными органами, прокурором или судом;
  • пользование, принятие во владение, наследование имущества родителей и других родственников;
  • пользование наиболее усовершенствованными государственными услугами медицинского здравоохранения, лекарственных средств, оказание медицинской помощи бесплатно;
  • отдых и досуг (лагеря, санаторно-курортные учреждения и тп.), участие в культурных мероприятиях и проявление творческих амбиций;
  • защиту от экономической эксплуатации;
  • защиту от насилия и причинение время здоровью (принуждение к занятию проституцией, приему наркотических или психотропных средств, рабство, похищение, контрабанда).

По мере взросления ребенок способен нести ответственность за свои действия, строить логические цепочки и находить причинно-следственные связи своих поступков.

Поэтому, государство наделяет несовершеннолетних различными обязательствами, соответствующими способностям ребенка.

Ранжируются в законодательстве о правах детишек полномочия и обязательства несовершеннолетних в зависимости от количества полных лет:

С момента шестнадцатилетия до совершеннолетия сохраняются все вышеперечисленные полномочия. По достижению возраста 18 лет, совершеннолетний гражданин приобретает полную дееспособность, которая позволяет осуществлять все права и обязанности, закрепленные кодексами государства.

Реализовать свои правовые полномочия гражданин имеет возможность только в том случае, если одновременно он берет на себя определенную ответственность и обязательства перед другими участниками правоотношений.

Главная идея законодательной инициативы – охрана законом личных прав и соблюдение исполнение обязанностей, обеспечивающих данные права.

Право ребенка на бесплатное образование

8(495)912-63-37
[email protected]

Я живу в России: права ребёнка

Правовое воспитание предполагает формирование у обучающихся качеств, значимых для общества, государства. Обучающиеся начальной школы должны иметь первоначальные представления о правах, свободах и обязанностях человека.

Материал может быть использован при проведении классного часа (тематического/их занятия/ий) для обучающихся 3–4-х классов.

Автор: Камагина Ольга Евгеньевна

Рекомендации по работе с презентацией тематического занятия (классного часа) «Я живу в России: права ребёнка»
для обучающихся 3–4-х классов

Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]
Презентация [PDF] [PPTX]
Задания для обучающихся (рабочий лист) [PDF] [DOCX]

Цель: формирование первоначальных представлений о правах ребёнка, закрепленных в Конвенции о правах ребёнка.

Задачи:

  • воспитание гражданских качеств у обучающихся;
  • развитие умения аргументированно высказывать свою точку зрения;
  • формирование правовой культуры.

Методический материал носит рекомендательный характер; учитель, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать задания, их количество, менять этапы урока.

Рабочий лист (задание № 1).

Заполните анкету. Если затрудняетесь с ответом, переходите к следующему вопросу.

1. Кого можно считать ребенком?
2. Есть ли права у ребенка?
3. Какие международные документы определяют права детей, гарантируют их соблюдение?
4. Когда и почему были приняты эти документы?

*Наверное, на многие вопросы у вас пока нет ответа, но задача нашего урока – эти ответы найти.

Предположите, о чём пойдёт речь на занятии.

Вопрос: Что, по-вашему, означает слово «право»? Что означает слово «бесправие»?

Рассмотрите изображения на слайде. Какая тема их объединяет?

Рабочий лист (задание № 2).

Прочитайте стихотворение Сергея Михалкова, посвященное детям, чье детство пришлось на годы Великой Отечественной войны. Ответьте на вопросы.

2.1. Почему автор называет героя не ребёнком, а «десятилетним человеком», а его глаза «недетскими»?
2.2 Какие права ребёнка были нарушены войной? Выберите (подчеркните) эти слова из предложенного списка.

Слова для справок: соблюдение интересов ребёнка, право на защиту и заботу, право на жизнь, право на здоровое развитие ребёнка, право на неприкосновенность жилища, право на образование, право на воспитание в семье.

Война принесла много горя и страданий. Для того чтобы в будущем войны были невозможны, сразу после окончания Второй мировой войны в 1945 году была создана Организация Объединённых наций. Одной из главных проблем, которыми занимается ООН, является вопрос соблюдения прав человека. В принятой ООН в 1948 году Всеобщей декларации прав человека отмечается, что дети должны быть объектом особой заботы и помощи.

Одним из первых актов Генеральной Ассамблеи было образование Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), который в настоящее время является главным механизмом международной помощи детям.

В 1959 году ООН приняла Декларацию прав ребёнка. Основной её тезис состоял в том, что человечество обязано давать ребёнку лучшее, что оно имеет. Декларация призывала родителей, организации и правительства государств признать права и свободы ребёнка и стремиться к их соблюдению.

Читайте так же:  Правовое регулирование службы в полиции

20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея Организации Объединённых Наций (главный орган ООН) единогласно приняла Конвенцию о правах ребёнка. Государства, которые подписали Конвенцию, гарантируют соблюдение прав ребёнка.

Рабочий лист (задание № 3).

3.1. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные слова.

Слова «декларация» и «конвенция» происходят от латинских слов: declaratia – провозглашение; conventio – договор, соглашение. ___________________ не имеет обязательной силы, это рекомендация, в которой провозглашаются основные принципы, программные положения. ___________________ – соглашение, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).

Слова: Конвенция, Декларация.

3.2. Рассмотрите изображения на слайде. Перед вами эмблемы Организации Объединенных Наций и Детского фонда при ООН (ЮНИСЕФ). Найдите общие элементы эмблем. Что они означают?

*Земной шар – единство наций. Оливковые ветви символизируют мир.

Основной закон нашего государства – Конституция Российской Федерации. Главой нашего государства является Президент, который в соответствии с нашей Конституцией является гарантом соблюдения прав и свобод человека.

У Президента России есть официальный сайт, на котором размещается самая важная информация о жизни нашего государства. На этом сайте есть раздел, адресованный школьникам.

Зайдите на сайт Президента Российской Федерации, используя ссылку.

Внизу главной страницы найдите раздел «Информационные ресурсы». Как называется ресурс для школьников? Почему?

*Вы – граждане России.

Зайдите в раздел, адресованный вам.

*Рекомендуем выбрать ускоренную версию, т. к. она не требует дополнительных установок.

Познакомимся с проводниками по сайту. Назовите их.

Вопросы: Как вы думаете, почему им даны такие имена? Кого они вам напоминают? Случайно ли это? Назовите любимые разделы сайта для каждого проводника.

Вспомните тему нашего занятия. Кто поможет нам путешествовать по разделам сайта?

*Аленушка Попович, её любимый раздел «Россия».

Перейдем на страницу «Россия».

Перейдём в раздел «Конституция», используя подсказки на слайде (стрелки).

1. Нажав на изображение проводника, попадаем на страницу «Что нового?» В верхней строке выбираем «Россия», переходим в этот раздел.

2. Далее выбираем слева значок, нажимаем на него, в появившемся перечне выбираем «Конституция», далее «Права и свободы граждан». Справа выбираем «Зачем нужны права детей?»

Попробуйте ответить на этот вопрос.

Используя подсказки на слайде, переходим в раздел «Зачем нужны права детей?»

Рабочий лист (задание № 4).

Прочитайте определения слов «правоспособность» и «дееспособность» и ответьте на вопросы.

4.1. С какого возраста человек обладает правоспособностью?
4.2. Когда наступает дееспособность?

Примите участие в игре «Права детей».

Используя подсказки на слайде, переходим на страницу «Права детенышей». На этой странице помещен официальный текст Конвенции о правах ребёнка и Перевод конвенции на детский язык.

Рабочий лист (задание № 5).

Ответьте на вопросы, выполните задания.

5.1. Зачем на сайте Президента был сделан перевод Конвенции о правах ребенка на детский язык?

5.2. Что означают эти слова:«Взрослые разных стай: все, кто летает, бегает, ходит, прыгает, ползает и плавает, чувствуя, как сильно они любят своих детёнышей, договорились не обижать детенышей и решили…»?

5.3 Нажмите на первую стрелку и прочитайте первые шесть статей Конвенции. Кратко запишите их содержание по образцу.

Вопрос. Как твы понимаете слова «Нет прав без обязанностей»? Какие обязанности есть у ребёнка?

Наша страна присоединилась к Конвенции о правах ребенка в 1990 году. Сегодня при Президенте России работает Уполномоченный по правам ребёнка, есть Уполномоченный по правам ребёнка и в Москве.


Посмотрите на слайд. На нём представлены сайты тех, кто защищает интересы детей, где размещается полезная информация о телефонах доверия и даются адреса помощи.

Вопрос. Как вы думаете, когда (при каких обстоятельствах) ребёнок может воспользоваться этой информацией?

Пользуясь изображениями на слайде, назовите международные праздники, посвящённые защите детей, соблюдению их прав.

Рабочий лист (задание № 6).

6.1. Заполните анкету, используя знания, полученные на сегодняшнем занятии.

1. Кого можно считать ребенком?
2. Есть ли права у ребенка?
3. Какие международные документы определяют права детей, гарантируют их соблюдение?
4. Когда и почему были приняты эти документы?

Видео (кликните для воспроизведения).

6.2. Нарисуйте открытку, посвященную Дню защиты детей.

Источники


  1. Практика адвокатской деятельности. Практическое пособие. В 2 томах (комплект); Юрайт — М., 2015. — 792 c.

  2. Наследственные споры. Судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2018. — 816 c.

  3. Бредихин, А. Л. Правоведение. Учебное пособие / А.Л. Бредихин. — М.: Феникс, 2015. — 256 c.
  4. Теория государства и права / ред. К.А. Мокичев. — М.: Юридическая литература, 2005. — 520 c.
  5. Левенфельд, Л. Гипнотизм. Руководство к изучению гипноза и внушения (особенно в медицине и юриспруденции) / Л. Левенфельд. — М.: Типография «Саратовского Дневника», 2016. — 438 c.
Право ребенка на бесплатное образование
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here