Приказ о расходе топлива на предприятии

Самая важная информация и ответы на вопросы в статье: "Приказ о расходе топлива на предприятии". Актуальность данных для 2020 года вы можете уточнить у дежурного консультанта.

Приказ о нормах расхода топлива и ГСМ

Приказ о нормах расхода топлива и ГСМ – документ, применяющийся для определения норм расхода горюче-смазочных материалов, учитывая при этом марку, модификацию автомобиля, а так же выполняемые работы конкретным транспортным средством.

Нормы, установленные для транспортных средств общего назначения:

  • базовая норма, выраженная в литрах на 100 км пробега автомобиля в снаряженном состоянии (показатель напрямую зависит от конструкции транспортного средства, его категории, агрегатов, назначения и типа автомобиля, а так же непосредственно от использующего им топлива);
  • транспортная норма, выраженная в литрах (показатель включает в себя базовую норму и напрямую зависит от нормируемой загрузки автомобиля, массы транспортируемого груза, учитывая при этом условия эксплуатации автотранспортного средства);
  • на 100 км пробега автомобиля, выполняемого транспортные работы;
  • на 100 тонно-километров грузового автомобиля, выполняемого транспортные работы, учитывая при этом автопоезд с прицепом (полуприцепом) содержащего груз или без него.

Следует иметь в виду, что при определении норм расхода топлива и ГСМ необходимо учитывать поправочные коэффициенты, размер которых зависит от климатических, дорожно-транспортных и иных эксплуатационных факторов. В качестве основания для приказа может выступать акт контрольного замера расхода ГСМ. Приказ в обязательном порядке утверждается непосредственным руководителем предприятия.

Приказ об утверждении норм расхода топлива

Нормы расходы топлива являют собой значение, дающее представление о потребности в бензине на определенный километраж для определенного вида транспорта. Используется ЮЛ, у которых есть авто. Фирма может самостоятельно устанавливать показатели расхода. Для этого издается приказ об утверждении норм расхода топлива.

Для чего нужны

Обеспечение служебных автомобилей бензином – ответственность организации. Трата горючего фиксируется проводками. Нормы нужны для достижения следующих целей:

  • Учет трат на бензин.
  • Контроль перерасхода.
  • Предупреждение неправомерного слива горючего.
  • Правомерное списание бензина.
  • Формирование отчетности.
  • Установление себестоимости перевозки.
  • Осуществление налогообложения.
  • Расчеты с работниками, пользующимися служебными авто.

Нормы расхода определяются законом. Организация может установить собственные нормы, но она должна учитывать лимиты, введенные законом. Если расход бензина превысил норму, превышение относится к внереализационным расходам.

Рекомендации Минтранса

В 2019 году организации имеют право или рассчитывать расход бензина самостоятельно, или учитывать предписания Минтранса. Еще в 2018 году появились разъяснения, по которым нормы Минтранса рекомендуются к исполнению. Но обязательными они не являются.

Расход топлива зависит от вида ТС, возраста автомобиля и условий поездки. А потому нормы нужно устанавливать для каждой модели авто. Кроме того, они варьируются в зависимости от времени года. В зимний период расход бензина будет больше.

Особенности расчета

Расход бензина фирма может определять самостоятельно. Но если нагрянет проверка Минтранса, рекомендуется сказать, что организация принимает во внимание рекомендации Минтранса, а самостоятельный расчет требуется из-за специфики работы фирмы.

Для определения нормы расходования нужно литры бензина разделить на пройденные километры. Полученный показатель требуется умножить на 100. Формула позволит понять, сколько бензина необходимо для прохождения 100 км пути. Полученный показатель нужно корректировать. Топлива нужно меньше, если дорога хорошая и поездка намечена на лето. Нормы повысятся, если водитель ездит зимой.

Когда нужны повышающие надбавки

Повышенные надбавки можно использовать при наличии этих обстоятельств:

  • Зимний период. Норма расхода повышается на 5-20%.
  • Плохие дороги с ухабами. Надбавка также составит 5-20%.
  • Городские дороги. Норма увеличится на 5-25%.

Надбавка актуальна и для старых авто. Она применяется, если пробег равен более 100 000 км, а срок использования ТС превышает 5 лет.

Об утверждении норм расхода топлива

Для упорядочивания расхода бензина, правомерного определения налога на прибыль

1. Установить с 1 сентября 2019 года эти нормы расхода топлива для ТС ООО «Везение»:

Номер Марка авто Расход бензина на 100 км
№1 Skoda Octavia Tour 1.8 T 8,5
№2 Skoda Yeti 1.8 TSI 9
№3 Volvo 440 GLT 1.8 (4L-1,721-102-5M) 8,5

2. Менеджеру транспортного отдела Орлову К.К. обеспечить трату бензина в пределах принятых норм.
3. Контроль за выполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.

Приказ о проведении замеров расхода топлива

Работодатель контролирует расход топлива. Нужно это для предупреждения злоупотреблений и воровства со стороны сотрудников. Руководитель может устанавливать лимиты расходования топлива. Но для установления разумных норм расхода нужно сначала выполнить все необходимые замеры. Для осуществления процедуры понадобится приказ о проведении замеров расхода топлива (образец распоряжения – в конце статьи).

Документальное оформление

Первый документ, который нужно составить, – это приказ о замерах. Оформлением его занимается руководитель. Функции распоряжения:

  • Назначение сотрудников, ответственных за замеры.
  • Установление срока проведения мероприятия.
  • Предоставление дополнительных указаний.

На основании распоряжения выполняются замеры. Результаты их проведения фиксируются в акте замеров.

ВАЖНО! Мероприятие по замерам рекомендуется поручать только специалистам. Из них может формироваться комиссия. В ее состав могут входить автомобильные механики, водители, экономисты, ответственные за содержание ТС.

В каких случаях требуются замеры?

Замеры топлива имеет смысл выполнять при наличии этих обстоятельств:

  • В компанию поступил новый автомобиль. На него пока не установлена начальная или транспортная норма. В данной ситуации имеет смысл самостоятельно установить норму расхода. Для этого также можно обратиться к посредникам. Если установленной нормы для работы не хватает, выполняются замеры.
  • Владелец уже установил норму расхода, опираясь на базовые нормы и коэффициенты. Но он хочет убедиться в том, что все расчеты сделаны правильно.

Замеры нужны для установления реального расходования топлива. Полученные показатели сравниваются с утвержденными нормами расхода.

Читайте так же:  Что означает слово предвзятое отношение

Образец приказа

ООО «Стройка»
ИНН 7767777788, КПП 7718888888
Адрес: г. Москва, ул. Ломоносова, д.8

О проведении замеров топлива расхода топлива

Для создания внутреннего контроля за тратой ГСМ

1. Сформировать комиссию в составе гендиректора Батюшкина Д.О., водителя Громова Г.Н. и механика Сливко К.О. с целью осуществления замеров топлива ТС, находящегося на балансе ООО «Стройка».
2. Выполнить замеры расходования топлива с учетом интенсивности движения по главным маршрутам и стандартной загрузки ТС.
3. В срок до 22 августа 2020 года представить результаты замеров.
4. Контроль за выполнением распоряжения возложить на гендиректора Батюшкина Д.О.

Гендиректор ООО «Стройка» Батюшкин Д.О. (подпись)

С приказом ознакомлены:

Громов Г.Н. (подпись)
Сливко К.О. (подпись)

Примерная форма приказа об утверждении норм расхода топлив и смазочных материалов (подготовлено экспертами компании «Гарант»)

[ Полное наименование организации ]

Приказ
об утверждении норм расхода топлив и смазочных материалов

[ место издания приказа ]

[ дата издания приказа ]

В целях учета и контроля за фактическим расходованием топлив и смазочных материалов и в соответствии с Методическими рекомендациями «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», утв. распоряжением Минтранса РФ от 14.03.2008 г. N АМ-23-р, приказываю:

1. Утвердить следующие нормы расхода топлив:

Модель, марка, модификация автомобиля

Базовая норма л/100 км

Летняя норма с [ число, месяц ] по [ число, месяц ]

Зимняя норма с [ число, месяц ] по [ число, месяц ]

2. Утвердить следующие нормы расхода смазочных материалов:

Марка, модель автомобиля

Трансмиссионные и гидравлические масла

Специальные масла и жидкости

3. Контроль за исполнением данного приказа возложить на [ должность, Ф. И. О. ].

[ Должность руководителя ] [ личная подпись ] [ инициалы, фамилия ]

С приказом ознакомлены:

[ Должность ] [ личная подпись ] [ инициалы, фамилия ]

[ Должность ] [ личная подпись ] [ инициалы, фамилия ]

[ Должность ] [ личная подпись ] [ инициалы, фамилия ]

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Примерная форма приказа об утверждении норм расхода топлив и смазочных материалов

Разработана: Компания «Гарант», сентябрь 2010 г.

Приказ об утверждении норм расхода топлива и ГСМ

Приказ о нормах расхода топлива и ГСМ – документ, в котором отображается распоряжение руководителя предприятия относительно норм расхода топлива, а так же горюче-смазочных материалов для работы конкретных транспортных средств на предприятии.

Как правило, для транспортных средств общего назначения установлены определенные виды норм топлива. Все нормы идут с учетом определенных особенностей, таких как грузоподъемность автомобиля, его работа с грузом и без, с прицепом и без него, от массы груза, состояния транспортного средства, выполняемого им маршрута, конструкции автомобиля, его двигателя, типа и категории, а так же ряда иных факторов.

Для учета эксплуатационных, климатических, дорожно-транспортных, а так же иных факторов применяются поправочные коэффициенты. Они устанавливаются в виде повышения или же снижения исходного значения нормы расхода ГСМ и топлива, выраженного в процентах.

Но следует иметь в виду, что при транспортировке транспортного средства в пригородной зоне, в использовании поправочных коэффициентов нет необходимости.

Именно в приказе об утверждении норм расхода топлива и ГСМ, который подписывается руководителем предприятия и указывается конкретное значение поправочного коэффициента. В дальнейшем данные о нормах расхода применяются в программе учета ГСМ, это позволит увеличить скорость расчета и избежать ошибок.

Приказ об утверждении норм расхода топлива и горюче-смазочных материалов

_______________________________________ (наименование организации)

Приказ N ____

Об утверждении норм расхода топлива

и горюче-смазочных материалов

С целью упорядочивания расхода горюче-смазочных материалов и подтверждения обоснованности включения в состав затрат по налогу на прибыль стоимости израсходованных топлива и горюче-смазочных материалов (далее — ГСМ), руководствуясь Распоряжением Минтранса РФ от 14.03.2008 N АМ-23-р «О введении в действие Методических рекомендаций «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте»,

Приказ о нормах расхода топлива и ГСМ

При определении норм расхода топлива различают базовое значение расхода топлива и расчетное нормативное значение, учитывающее выполняемую транспортную работу и условия эксплуатации автомобиля. Базовое значение расхода топлива определяется для каждой модели, марки или модификации автомобиля.

Для автомобилей общего назначения установлены следующие виды норм:

  • базовая норма в литрах на 100 км пробега автотранспортного средства в снаряженном состоянии (зависит от конструкции автомобиля, его агрегатов, категории, типа и назначения автомобиля, от вида используемого топлива, учитывает снаряженное состояние автомобиля, типизированный маршрут и режим движения в эксплуатации);
  • транспортная норма в литрах (включает базовую норму и зависит от грузоподъемности или нормируемой загрузки, или от конкретной массы перевозимого груза, с учетом условий эксплуатации автотранспортного средства):
  • на 100 км пробега транспортной работы;
  • на 100 тонно-километров транспортной работы грузового автомобиля учитывает дополнительный к базовой норме расход топлива при движении автомобиля с грузом, автопоезда с прицепом или полуприцепом без груза и с грузом.

Учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов производится с помощью поправочных коэффициентов, устанавливаемых в виде процентов повышения или снижения исходного значения нормы расхода топлива.

Следует обратить внимание, что в том случае, когда автотранспортные средства эксплуатируются в пригородной зоне вне границы города, поправочные коэффициенты не применяются.

При необходимости применения одновременно нескольких надбавок норма расхода топлива устанавливается с учетом суммы или разности этих надбавок.

Также конкретное значение поправочного коэффициента устанавливается приказом или распоряжением руководителя организации или местной администрацией. Последующий учет ГСМ осуществляется в программе для расчета расхода топлива, используемой организацией или ручным учетом.

[2]

Приказ на списание топлива

Для того чтобы списать ГСМ требуется подтвердить характер использования этих запасов.

Основанием для списания израсходованных ГСМ является путевой лист. При этом объемы перевозок грузовыми автомобилями не учитываются, если эти объемы не подтверждаются товаротранспортными накладными.

Читайте так же:  Сколько дней дают на похороны родителей

Списание ГСМ, использованных на профилактические и ремонтные работы, происходит на основании лимитно-заборных карточек, расходных накладных, актов во исполнение работ.

Расходы ГСМ определяются на основании утвержденных норм. Виды норм расходов ГСМ:

  • базовая линейная норма на 100 км пробега;
  • норма для исполнения транспортных работ на 100 т/км;
  • норма на одну тонну дополнительной массы (в случае использования прицепа);
  • норма на поездку с грузом (эта норма связана с маневровкой автомобиля и выполнением операций погрузки-разгрузки);
  • норма на 100 км пробега при выполнении специальных работ;
  • норма на работу специального оборудования, установленного на автомобилях (рассчитанная на один час или одну операцию);
  • норма на работу автономного обогревательного устройства (рассчитанная на один час).

Нормами предусмотрены также различные надбавки и поправочные коэффициенты, позволяющие учитывать обстоятельства, в которых выполняются работы (например, климатические условия). Применение поправочных коэффициентов и переход на летние или зимние нормы начинается по приказу руководителя предприятия.

В случае выявления сверхурочных расходов ГСМ, составляется ведомость таких расходов и подается руководителю предприятия для принятия решения о возмещении стоимости перерасходованных ГСМ. Как правило, сверхурочные расходы горючего рассматриваются как недостача, подлежащая возмещению за счет виновных лиц. При бригадном методе работы, по согласию рабочих допускается введение солидарной ответственности за недостачу.

За экономию ГСМ водителям могут выплачиваться премии. Такое премирование предусматривается специально разработанным на предприятии положением. Выплаты премий за экономию ГСМ происходят на основании приказа руководителя предприятия.

В бухгалтерском учете эти виды премий зачисляются на соответствующий счет расходов по элементу «Расходы на оплату труда». Общий размер выделенных на такое премирование расходов не должен превышать размер экономии ГСМ. Количественные показатели списания топлива удобней рассчитывать в программе.

Приказ о расходе топлива на предприятии

Нормы расходы топлива являют собой значение, дающее представление о потребности в бензине на определенный километраж для определенного вида транспорта. Используется ЮЛ, у которых есть авто. Фирма может самостоятельно устанавливать показатели расхода. Для этого издается приказ об утверждении норм расхода топлива.

Для чего нужны

Видео (кликните для воспроизведения).

Обеспечение служебных автомобилей бензином – ответственность организации. Трата горючего фиксируется проводками. Нормы нужны для достижения следующих целей:

  • Учет трат на бензин.
  • Контроль перерасхода.
  • Предупреждение неправомерного слива горючего.
  • Правомерное списание бензина.
  • Формирование отчетности.
  • Установление себестоимости перевозки.
  • Осуществление налогообложения.
  • Расчеты с работниками, пользующимися служебными авто.

Нормы расхода определяются законом. Организация может установить собственные нормы, но она должна учитывать лимиты, введенные законом. Если расход бензина превысил норму, превышение относится к внереализационным расходам.

Рекомендации Минтранса

В 2019 году организации имеют право или рассчитывать расход бензина самостоятельно, или учитывать предписания Минтранса. Еще в 2018 году появились разъяснения, по которым нормы Минтранса рекомендуются к исполнению. Но обязательными они не являются.

Расход топлива зависит от вида ТС, возраста автомобиля и условий поездки. А потому нормы нужно устанавливать для каждой модели авто. Кроме того, они варьируются в зависимости от времени года. В зимний период расход бензина будет больше.

Особенности расчета

Расход бензина фирма может определять самостоятельно. Но если нагрянет проверка Минтранса, рекомендуется сказать, что организация принимает во внимание рекомендации Минтранса, а самостоятельный расчет требуется из-за специфики работы фирмы.

Для определения нормы расходования нужно литры бензина разделить на пройденные километры. Полученный показатель требуется умножить на 100. Формула позволит понять, сколько бензина необходимо для прохождения 100 км пути. Полученный показатель нужно корректировать. Топлива нужно меньше, если дорога хорошая и поездка намечена на лето. Нормы повысятся, если водитель ездит зимой.

Когда нужны повышающие надбавки

Повышенные надбавки можно использовать при наличии этих обстоятельств:

  • Зимний период. Норма расхода повышается на 5-20%.
  • Плохие дороги с ухабами. Надбавка также составит 5-20%.
  • Городские дороги. Норма увеличится на 5-25%.

Надбавка актуальна и для старых авто. Она применяется, если пробег равен более 100 000 км, а срок использования ТС превышает 5 лет.

Об утверждении норм расхода топлива

Для упорядочивания расхода бензина, правомерного определения налога на прибыль

1. Установить с 1 сентября 2019 года эти нормы расхода топлива для ТС ООО «Везение»:

Номер Марка авто Расход бензина на 100 км
№1 Skoda Octavia Tour 1.8 T 8,5
№2 Skoda Yeti 1.8 TSI 9
№3 Volvo 440 GLT 1.8 (4L-1,721-102-5M) 8,5

[1]

2. Менеджеру транспортного отдела Орлову К.К. обеспечить трату бензина в пределах принятых норм.
3. Контроль за выполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.

You are here

При определении норм расхода топлива различают базовое значение расхода топлива и расчетное нормативное значение, учитывающее выполняемую транспортную работу и условия эксплуатации автомобиля. Базовое значение расхода топлива определяется для каждой модели, марки или модификации автомобиля.

Для автомобилей общего назначения установлены следующие виды норм:

  • базовая норма в литрах на 100 км пробега автотранспортного средства в снаряженном состоянии (зависит от конструкции автомобиля, его агрегатов, категории, типа и назначения автомобиля, от вида используемого топлива, учитывает снаряженное состояние автомобиля, типизированный маршрут и режим движения в эксплуатации);
  • транспортная норма в литрах (включает базовую норму и зависит от грузоподъемности или нормируемой загрузки, или от конкретной массы перевозимого груза, с учетом условий эксплуатации автотранспортного средства):
  • на 100 км пробега транспортной работы;
  • на 100 тонно-километров транспортной работы грузового автомобиля учитывает дополнительный к базовой норме расход топлива при движении автомобиля с грузом, автопоезда с прицепом или полуприцепом без груза и с грузом.

Учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов производится с помощью поправочных коэффициентов, устанавливаемых в виде процентов повышения или снижения исходного значения нормы расхода топлива.

Следует обратить внимание, что в том случае, когда автотранспортные средства эксплуатируются в пригородной зоне вне границы города, поправочные коэффициенты не применяются.

Читайте так же:  Сведения о квартире по адресу росреестр

При необходимости применения одновременно нескольких надбавок норма расхода топлива устанавливается с учетом суммы или разности этих надбавок.

Также конкретное значение поправочного коэффициента устанавливается приказом или распоряжением руководителя организации или местной администрацией. Последующий учет ГСМ осуществляется в программе для расчета расхода топлива, используемой организацией или ручным учетом.

Приказ о нормах расхода топлива и ГСМ – документ, в котором отображается распоряжение руководителя предприятия относительно норм расхода топлива, а так же горюче-смазочных материалов для работы конкретных транспортных средств на предприятии.

Как правило, для транспортных средств общего назначения установлены определенные виды норм топлива. Все нормы идут с учетом определенных особенностей, таких как грузоподъемность автомобиля, его работа с грузом и без, с прицепом и без него, от массы груза, состояния транспортного средства, выполняемого им маршрута, конструкции автомобиля, его двигателя, типа и категории, а так же ряда иных факторов.

Для учета эксплуатационных, климатических, дорожно-транспортных, а так же иных факторов применяются поправочные коэффициенты. Они устанавливаются в виде повышения или же снижения исходного значения нормы расхода ГСМ и топлива, выраженного в процентах.

Но следует иметь в виду, что при транспортировке транспортного средства в пригородной зоне, в использовании поправочных коэффициентов нет необходимости.

Именно в приказе об утверждении норм расхода топлива и ГСМ, который подписывается руководителем предприятия и указывается конкретное значение поправочного коэффициента. В дальнейшем данные о нормах расхода применяются в программе учета ГСМ, это позволит увеличить скорость расчета и избежать ошибок.

Как определить нормы расхода ГСМ, если они не утверждены Минтрансом для данного транспортного средства

Как в организации (общая система налогообложения) в целях исчисления налога на прибыль правильно определить нормы расхода топлива на транспорт и спецтранспорт (используется на территории аэропорта), нормы расхода топлива которых не определены Методическими рекомендациями, введенными в действие распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Порядок определения норм расхода топлива и оформления его результатов силами самой организации действующими нормативными документами не установлен.

Организация вправе самостоятельно разработать и утвердить временные нормы расхода топлива на основании результатов испытаний, контрольных замеров, проведенных комиссией и зафиксированных в акте контрольного замера расхода топлива. При этом во избежание споров с налоговыми органами целесообразно обратиться в специализированную организацию для разработки норм расхода топлива для транспорта и спецтранспорта.

При самостоятельном определении нормы расхода топлива исходя из результатов контрольных замеров и информации, указанной в документах производителя соответствующей техники, необходимо учитывать некоторые обстоятельства, изложенные ниже.

Обоснование позиции:

Пунктом 3 Методических рекомендаций, введенных в действие распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р (Методические рекомендации) определено, что нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены, в частности, для расчетов по налогообложению предприятий. Однако главой 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ не предусмотрено нормирование расходов на приобретение топлива для служебного транспорта и другой техники, а также не установлены правила определения обоснованности таких расходов.

[3]

В Методических рекомендациях, которые были разосланы ФНС России письмом от 15.04.2008 N СК-6-5/281 «для руководства в работе» нижестоящим налоговым органам, указано следующее:

«. для моделей, марок и модификаций автомобильной техники, поступающей в автопарк страны, на которую Минтрансом России не утверждены нормы расхода топлив (отсутствующие в данном документе), по решению юридического лица, осуществляющего эксплуатацию автотранспортных средств, в отношении данных автотранспортных средств могут вводиться базовые нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в установленном порядке научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике» (п. 6 Методических рекомендаций)*(1).

В письмах Минфина России от 11.07.2012 N 03-03-06/4/71, от 10.06.2011 N 03-03-06/4/67, от 22.06.2010 N 03-03-06/4/61 отмечалось, что в соответствии с п. 6 Методических рекомендаций руководители организаций могут вводить в действие своим приказом нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в установленном порядке научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике. До принятия приказа организации, утверждающего нормы, разработанные в установленном порядке, налогоплательщик может руководствоваться соответствующей технической документацией и (или) информацией, предоставляемой изготовителем автомобиля.

Следовательно, организация имеет право до утверждения норм, разработанных специализированной организацией, самостоятельно разработать и утвердить временные нормы расхода топлива. Минфин России в письме от 13.12.2013 N 02-10-010/55111 (адресованном госучреждению) указал, что Методические рекомендации имеют рекомендательный характер (что следует из самого их названия), и несоблюдение установленного в них порядка (а значит, в том числе, установленного в п. 6 Методических рекомендаций в части разработки норм по индивидуальным заявкам в установленном порядке научными организациями), не влечет применения мер административной ответственности и бюджетных мер принуждения, предписаний об устранении нарушений бюджетного законодательства. В письме Минфина России от 27.01.2014 N 03-03-06/1/2875 разъясняется, что налогоплательщики вправе, но не обязаны использовать Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», утвержденные распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р, при определении обоснованности произведенных затрат на ГСМ.

Аналогичный вывод содержится в судебной практике (смотрите, например, постановление ФАС Центрального округа от 04.04.2008 N А09-3658/07-29 (ВАС РФ не нашел оснований для пересмотра этого решения (определение ВАС РФ от 14.08.2008 N 9586/08), АС Северо-Кавказского округа от 25.09.2015 N Ф08-5527/15 по делу N А53-24671/2014)*(2).

О том, что экономическая обоснованность произведенных затрат на приобретение ГСМ может быть подтверждена нормами расхода ГСМ, которые установлены организацией самостоятельно, свидетельствует, например, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 15.12.2010 N А53-3254/2010. В нем говорится, что документальным подтверждением выступает акт, утвержденный приказом руководителя организации, который отражает данные контрольного замера по конкретной единице автомобильной техники.

Таким образом, организация может самостоятельно разработать нормы расхода топлива исходя из результатов контрольных замеров. При этом порядок самостоятельного определения норм расхода топлива и оформления его результатов действующими нормативными документами не установлен.

Результаты замеров не должны существенно отличаться от информации, указанной в документах производителя соответствующей техники. В постановлении ФАС Дальневосточного округа от 07.07.2010 N Ф03-4439/2010 по делу N А04-2074/2009 организации было вменено нарушение, заключающееся в неправомерном составлении расчета, определяющего списание ГСМ, обосновывающего расход топлива, не соответствующий действующей технической документации.

Читайте так же:  Временное проживание в нежилом помещении

В этой связи также отметим, что Распоряжением Министерства транспорта РФ от 20.09.2018 N ИА-159-р в п. 7 Методических рекомендаций были внесены изменения: базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля определяется не только по таблицам, приведенным Минтрансом в пп.пп. 7.1, 7.1.1, 7.2, 7.2.1 Методических рекомендаций, но и на основе данных завода-изготовителя. Они могут быть получены по результатам испытаний WLTP 1 или испытаний по Правилу ООН N 1012. Если применяются данные завода-изготовителя, полученные по результатам испытаний по Правилу ООН N 101, их нужно скорректировать на поправочный коэффициент. Здесь же, после Таблицы 7, даны ссылки на эти документы.

Очевидно, что в целях утверждения временных норм расхода топлива организация будет создавать комиссию для проведения соответствующих испытаний, производить контрольные замеры для выявления реального расхода топлива на 100 км, сопоставлять полученные данные с данными технической документации, а также информации, полученной от изготовителя.

Результаты испытаний, контрольных замеров, проведенных комиссией, при которых выявляется реальный расход топлива на 100 км (а не на 1 км (смотрите также постановление ФАС Дальневосточного округа от 07.07.2010 N Ф03-4439/2010 по делу N А04-2074/2009)), оформляются в акте контрольного замера расхода топлива для конкретной марки (модели) автомобиля, форма которого не установлена. Вами может быть использована Примерная форма приказа об утверждении норм расхода топлив и смазочных материалов (подготовлено экспертами компании «Гарант»).

Затем на основании указанного акта руководитель организации в приказе об учетной политике будет утверждать нормы списания топлива для конкретной марки (модели) транспортного средства.

Как уже было отмечено, основанием для издания такого приказа и подтверждением экономической обоснованности применения данных норм могут служить:

техническая документация завода-изготовителя*(3);

результаты испытаний, контрольных замеров, проведенных комиссией, при которых выявляется реальный расход топлива на 100 км, за один час непрерывной работы и т. п.

При разработке норм расхода топлива учитываются:

конструктивные особенности автомобиля (марка двигателя; рабочий объем двигателя, его мощность и тип, количество передач), его техническое состояние;

режим эксплуатации автомобиля;

дорожно-транспортные, климатические и иные факторы.

Кроме того, могут быть предусмотрены поправочные коэффициенты (например при эксплуатации в зимнее время, в городских условиях).

При установлении поправочных повышающих коэффициентов следует придерживаться норм, которые приведены в п. 5 Методических рекомендаций (постановление ФАС Дальневосточного округа от 07.07.2010 N Ф03-4439/2010 по делу N А04-2074/2009).

Периодичность и порядок пересмотра временных норм расхода топлива не установлены, следовательно, организация вправе определить их самостоятельно.

Полагаем, что порядок и периодичность пересмотра временных норм расхода топлива следует закрепить в учетной политике для целей налогообложения (смотрите, например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 01.12.2008 N Ф04-7500/2008(16942-А27-37).

Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:

— Энциклопедия решений. Учет горюче-смазочных материалов;

— Энциклопедия решений. Учет расходов на содержание служебного транспорта;

— Энциклопедия решений. Учет списания топлива и смазочных материалов (для госсектора);

— Вопрос: Автомобиль «Volkswagen» относится к зарубежным автобусам 2008 года выпуска. Заводом-изготовителем определена базовая норма расхода топлива автомобиля «Volkswagen» по городу — 10,4 литра на 100 км. На основании Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р, базовый расход топлива указанного автомобиля определяется как 8,8 литров на 100 км. Летняя норма расхода топлива — 11 литров на 100 км. В зимний период расход топлива увеличивается на 10%. Как происходит увеличение расхода топлива в зимний период — от базовой нормы (8,8 литров на 100 км) или от летней нормы (11 литров на 100 км)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2016 г.);

— Вопрос: Распоряжением Минтранса РФ от 14.03.2008 N АМ-23-р утверждены Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте. В нем четко по маркам автомобилей указаны нормы расхода топлива, однако отсутствует информация по автомобилю Hyundai Creta. Какими нормами руководствоваться организации в данной ситуации? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2018 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Графкин Олег

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена

7 февраля 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

*(1) В общем случае организации во избежание споров с налоговыми органами могут применять нормы, которые установлены Методическими рекомендациями, а в случае отсутствия норм для моделей, марок и модификаций автомобильной техники, на которую Минтрансом России не утверждены нормы расхода, использовать нормы, разработанные специализированной организацией, утвержденные приказом руководителя.

Для этого ей следует обратиться в специализированную организацию, например в Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ — www.nami.ru) или Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта (НИИАТ — www.niiat.ru) (при наличии финансовых возможностей).

*(2) Судебные органы в большинстве своих решений также исходят из того, что НК РФ не содержит положений, ограничивающих принятие к учету для целей налогообложения расходов по ГСМ, расходов на содержание служебного транспорта какими-либо нормами (постановления ФАС Уральского округа от 12.10.2010 N Ф09-8425/10-С3, ФАС Московского округа от 28.09.2007 N КА-А41/9866-07, ФАС Северо-Западного округа от 01.06.2005 N А05-26242/04-10). Иными словами, налоговым законодательством расходы на ГСМ прямо не отнесены к нормируемым, поэтому организация может учесть расходы на ГСМ в размере фактических затрат. Однако это не исключает необходимости представлять доказательства того, что произведённые расходы являются экономически обоснованными, в частности, в случае, когда ГСМ были использованы сверх норм, установленных налогоплательщиком самостоятельно (определение ВАС РФ от 09.07.2012 N ВАС-8327/12).

*(3) Нормы расхода топлива могут приводиться отдельными заводами-изготовителями в технической документации (например, в сервисной книжке) на конкретную марку транспортного средства (его модификацию) для условий эксплуатации в городском цикле, по загородным дорогам, в зимнее время и т.д. В то же время достаточно часто производители указывают в технической документации результаты замеров расхода топлива, полученные в условиях, существенно отличающихся от реальных условий эксплуатации. Следовательно, установленные нормы вовсе необязательно должны соответствовать заводским, однако любые отклонения (как в большую, так и в меньшую сторону) следует должным образом обосновать в документах, оформляемых соответствующей комиссией. При этом повышенный расход топлива не должен быть связан с какими-либо неисправностями транспортного средства.

Читайте так же:  Национальный паспорт гражданина украины

Приказ, который легко обоснует расходы компании на бензин

Почему этот документ важен: У налоговиков точно не будет претензий к расходам на ГСМ, которые компания списывает по новым нормам Минтранса. В чем часто ошибаются: Не детализируют данные об автомобиле и забывают сделать оговорку, для всех машин действуют минтрансовские нормы или нет.

Сейчас всем компаниям, у которых есть автотранспорт, надо решить, обновлять ли свои нормы списания ГСМ. И если да, то издать соответствующий приказ. Его образец представлен ниже. Необходимость в этом возникла потому, что Минтранс России обновил свои нормы из распоряжения от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р, которое давно уже не отвечало реалиям авторынка. В нем не было норм для многих популярных сейчас иномарок, например Chevrolet Aveo, Scoda Octavia, Ford Focus.

Важная деталь В приказе можно дать ссылку на обновленное распоряжение Минтранса. Это будет дополнительным обоснованием для пересмотра нормативов в середине года.

Важная деталь Компания не обязана руководствоваться новыми нормами Минтранса. Но если списывать расходы на топливо по ним, это точно исключит споры с налоговиками.

Сейчас нормы для всех моделей дополнены распоряжением от 14 мая 2014 г. № НА-50-р. Взять их на вооружение — право, а не обязанность организации. Можно и дальше списывать бензин по собственным нормативам. Риск здесь невелик, ведь Минфин признал, что Налоговый кодекс РФ вообще не требует нормировать расходы на горючее (письмо от 27 января 2014 г. № 03-03-06/1/2875). Но учитывать расходы по нормам Минтранса безопаснее, ведь к ним у инспекторов точно не будет претензий.

С какой даты применять новые нормы

В приказе о новых нормах надо сказать, с какого числа компания их применяет ( 1 ). В новом распоряжении Минтранса нет даты начала его действия. Специалисты Минфина России предлагают ориентироваться на день, когда документ появился на официальном сайте Минтранса (см. комментарий ниже). Поэтому в приказе о приведении норм списания ГСМ в соответствие с новой редакцией распоряжения № АМ-23-р датой издания может быть 15 мая или любое более позднее число. А до этой даты будут действовать старые нормы компании. Причем будет проще, если новые нормы начать применять с 1-го числа месяца, например с 1 июля. Тогда не понадобится считать расходы за переходный месяц по двум разным нормам.

Свои нормы можно комбинировать с минтрансовскими

— Налоговый кодекс РФ напрямую не обязывает компанию нормировать расходы на ГСМ. Но при расчете налога на прибыль можно учесть только обоснованные, то есть экономически оправданные затраты. По этой причине списывать стоимость бензина по своим нормам безопаснее только в отношении автомобилей, для которых нет норм в распоряжении Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р (в ред. распоряжения Минтранса России от 14 мая 2014 г. № НА-50-р). При этом не запрещается использовать комбинированный метод признания расходов на ГСМ, когда по одним машинам компания применяет нормы Минтранса, а по другим — собственные лимиты. Последние должны основываться на реальных цифрах, будь то данные производителя или самостоятельно произведенные замеры.

Обязательные реквизиты приказа

В приказе надо детально расписать информацию об автомобиле, для которого компания устанавливает новую норму ( 2 ). Напишите марку машины, ее модификацию, государственный регистрационный знак. Тогда меньше риска запутаться и завысить расходы в налоговом учете.

В приказе можно сказать, что директор издает его, руководствуясь обновленным распоряжением Минтранса ( 3 ). Для проверяющих это будет обоснованием того, почему организация решила именно сейчас пересмотреть свои нормативы.

Чиновники разрешают компаниям для одних автомобилей устанавливать минтрансовские нормативы, а для других — свои (см. комментарий ниже). Тогда в приказе надо провести четкие границы между теми и другими, чтобы на проверке не возникло путаницы с тем, какие нормы правильные ( 4 ).

Еще по этой теме Весь перечень документов, которые нужны для списания ГСМ, а также образец акта на списание вы можете найти в статье «Документы, с которыми вы можете без риска списывать бензин», опубликованной в журнале «Главбух» № 22, 2013.

Расход топлива в весенне-летний и осенне-зимний периоды разный. Поэтому надо установить в приказе летние и зимние нормы. Как вариант, можно закрепить зимнюю надбавку в процентах, за счет которой на зимний период будет увеличиваться норма расходования топлива. Размеры надбавок для разных регионов есть в старом распоряжении Минтранса ( 5 ).

Видео (кликните для воспроизведения).

В приказе можно установить, кто из работников будет отвечать в компании за соблюдением новых норм ( 6 ). Это может быть, к примеру, руководитель АХО или начальник транспортного отдела. С новым приказом надо ознакомить этого сотрудника, а также работника бухгалтерии, который отвечает в компании за учет расходов на ГСМ ( 7 ).

Источники


  1. Левенфельд, Л. Гипнотизм. Руководство к изучению гипноза и внушения (особенно в медицине и юриспруденции) / Л. Левенфельд. — М.: Типография «Саратовского Дневника», 2016. — 438 c.

  2. ред. Яблоков, Н.П. Криминалистика: Практикум; М.: Юристъ, 2011. — 575 c.

  3. ред. Шубин, В.В. Сборник постановлений Пленума Верховного Суда РСФСР (1961-1983 гг.); М.: Юридическая литература, 2012. — 432 c.
  4. Шавалеев, Михаил О неотвратимости юридической ответственности в России / Михаил Шавалеев. — М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2017. — 180 c.
  5. Карсетская, Е. В. Проверка трудовой инспекции. Практические рекомендации для работадателя / Е.В. Карсетская. — М.: АйСи Групп, 2016. — 168 c.
Приказ о расходе топлива на предприятии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here