Проверка условий труда на рабочем месте

Самая важная информация и ответы на вопросы в статье: "Проверка условий труда на рабочем месте". Актуальность данных для 2020 года вы можете уточнить у дежурного консультанта.

Условия труда на рабочем месте

Трудовым законодательством установлено право каждого работника на условия труда на рабочем месте, которые бы соответствовали нормам охраны труда и требованиям, определенным действующим в организации коллективным договором. Рассмотрим, что эти условия представляют собой и какие нормы их регламентируют.

Условия труда

Условия труда (назовем их ниже УТ) согласно ч. 2 ст. 209 ТК РФ представляют собой сумму факторов производственной среды и трудового процесса, влияющих на работоспособность и здоровье сотрудника.

Работодатель обязан создавать своим работникам безопасные и нормативно обоснованные УТ на каждом рабочем месте, а также предоставлять о них достоверную и полную информацию (ст. ст. 22 и 212 ТК РФ).

Рабочее место ст. 209 ТК РФ определяет как место, прямо или косвенно контролируемое работодателем, на котором:

  • сотрудник обязан присутствовать;
  • или на которое ему следует прибыть в связи с его трудовой деятельностью.

Определение УТ

Выявляются УТ по результатам их специальной оценки (далее – СОУТ), необходимость проведения которой установлена ст. 212 ТК РФ и Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ (далее – Закон N 426-ФЗ).

СОУТ состоит в проведении приглашенной работодателем независимой специализированной организацией анализа состояния УТ на заранее определенных рабочих местах для:

  • выявления на них вредных/опасных производственных факторов;
  • оценки их воздействия на сотрудника;
  • определения степени отклонения их значений от нормативных;
  • оценки эффективности использования средств индивидуальной и коллективной защиты.

В силу ст. 209 ТК РФ вредными и опасными УТ признаётся комплекс производственных факторов, воздействие которого может привести к возникновению заболевания или травмированию работника.

Результат проведения СОУТ – установление классов (или подклассов) УТ на рабочих местах (ст. 3 Закона N 426-ФЗ ).

В зависимости от степени вредности/опасности УТ делятся на четыре класса (ст. 14 Закона N 426-ФЗ ):

Безопасные и допустимые УТ

УТ первого класса считаются оптимальными и безопасными для работника; на его рабочем месте отсутствуют вредные/опасные факторы, отрицательно влияющие на здоровье.

УТ второго класса – допустимые, то есть вредные факторы присутствуют, но воздействуют на работника в пределах установленной нормы. Работник при таких УТ восстанавливается к началу следующего рабочего дня.

Вредные и опасные УТ

К третьему классу относят вредные УТ – когда уровень воздействия вредных факторов выше допустимого.

Внутри третьего класса выделяют четыре подкласса (в зависимости от нарастающего уровня воздействия):

  • вредные УТ первой степени: работник не успевает восстановиться;
  • вредные УТ второй степени: при работе в таких условиях более пятнадцати лет возможно появление профессиональных заболеваний легкой степени тяжести без потери способности к труду;
  • вредные УТ третьей степени: при работе в таких условиях вероятно приобретение профзаболевания легкой/средней тяжести с потерей профессиональной трудоспособности;
  • вредные УТ четвертой степени: могут повлечь тяжелые формы профзаболеваний с потерей общей трудоспособности работника.

Четвертый класс, самый высокий, – это опасные УТ. Работа в них угрожает жизни работника и несет большой риск возникновения острых профзаболеваний.

Установление класса (подкласса) УТ, помимо мер по охране труда, влияет на размер дополнительного тарифа страховых взносов, вносимого работодателем в Пенсионный фонд РФ: чем лучше условия труда, тем размер отчислений ниже.

Условие об УТ в трудовом договоре с работником

СОУТ, заменившая собой с 2014 года аттестацию рабочих мест, должна быть проведена поэтапно до 31 декабря 2018 г. во всех организациях и на всех рабочих местах, за исключением надомных и дистанционных.

Затем она проводится не реже чем каждые пять лет; в некоторых случаях возможна и внеплановая СОУТ (ст. 17 Закона N 426-ФЗ ).

УТ на рабочем месте согласно ст. 57 ТК РФ, а также гарантии и компенсации за работу с вредными/опасными УТ вместе с их характеристиками обязательны для внесения в трудовой договор.

Этой нормой не предусмотрены какие-либо отсрочки до проведения СОУТ.

Если на момент заключения трудового договора этих сведений нет, то недостающее вносится позже непосредственно в текст трудового договора либо добавляется как неотъемлемое приложение.

Аттестация рабочих мест

Аттестация рабочих мест

В соответствии со ст.212 Трудового кодекса Российской Федерации «Обязанности по обеспечению безопасных условий труда и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда».

Аттестация рабочих мест (АРМ) по условиям труда — труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты (далее — СИЗ) (пункт 2 приказа Минздравсоцразвития № 569 от 31.08.2007 г.).

совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника (статья 209 ТК РФ) называется условиями труда.

— Факторы производственной среды: физические, химические, биологические.

— факторы трудового процесса: тяжесть и напряженность труда, травмобезопасность.

Вредный фактор рабочей среды — фактор среды и трудового процесса, воздействие которого на работника может вызывать профессиональное заболевание или другое нарушение состояния здоровья, повреждение здоровья потомства.

Опасный фактор рабочей среды — фактор среды и трудового процесса, который может быть причиной острого заболевания или внезапного резкого ухудшения здоровья, смерти. В зависимости от количественной характеристики и продолжительности действия отдельные вредные факторы рабочей среды могут стать опасными.

[2]

Основные факторы трудового процесса

К основным факторам трудового процесса, т.е. факторов постоянно присутствующих на любом рабочем месте можно отнести тяжесть и (или) напряженность труда, а также травмобезопасность. Из производственных факторов или факторов окружающей среды на рабочих местах будут присутствовать: освещенность рабочего места (рабочей поверхности) обычно в помещении и параметры микроклимата как в помещении так и на открытой территории.

Основные документы на основе которых проводится аттестация рабочих мест

1 Постановление РФ от 20.11.2008 № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодно дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда».

2 Приказ Минздравсоцразвития от 31.08.2007 года № 569 «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда».

3 Р 2.2.1766-03 Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки.

4 P 2.2.2006-05Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса.

5 Методические указания. Оценка травмобезопасности рабочих мест для целей их аттестации по условиям труда.

Остальные документы используемые для проведения измерений и оценки производственных факторов, травмобезопасности и обеспеченности СИЗ и спецодеждой: ПОТ, ГОСТ, СанПиН, СП, РД, СН, ТИ, ТОН и др.

Какие последствия несет проведенная или не проведенная АРМ?

Проведенная АРМ. Если в результате проведенной АРМ по УТ были выявлены рабочие места с вредными и опасными условиями, то работодатель должен провести мероприятия по улучшению условий труда на этих РМ. Для чего разрабатывается план мероприятий по улучшению условий труда.

Читайте так же:  Как открыть ресторан при отеле

Для работодателя проведенная аттестация рабочих мест несет несколько положительных моментов:

Не проведение аттестации рабочих мест грозит штрафами, установленными кодексом об административных правонарушений. Должностное лицо штрафуется на сумму от 1 до 5 тысяч рублей, юридическое — от 30 до 50 тыс. Здесь нужно отметить, что важна не столько сумма штрафа, сколько часть 2 статьи 5.27 того же самого кодекса, где написано, что если вы в первый раз нарушили трудовое законодательство, то вас оштрафуют, но если в течение года вас повторно поймали на том же самом, то материалы инспектор обязан отправить в суд. И уже в суде будет ставиться вопрос о дисквалификации руководителя сроком от одного до трех лет.

Организация привлекаемая с целью проведения аттестации рабочих мест по условиям труда должна иметь следующий пакет документов:

1) действующий аттестат аккредитации измерительной, испытательной или аналитической лаборатории в области аккредитации которой прописаны виды измерений и оценок на которые аккредитована лаборатория (выдается аккредитующим органом на срок не более 5 лет). Систем в которых аккредитована лаборатория может быть несколько (ГОСТ Р; ССОТ; ГСЭН; СААЛ);

2) непросроченные удостоверения, аттестаты, свидетельства о прохождении обучения и подтверждающие знания персонала лаборатории на проведение измерений факторов рабочей среды и трудового процесса в специализированных учреждениях.

Не менее важным при выборе организации для проведения аттестации рабочих мест является опыт работы по проведению аттестации рабочих мест в той сфере (отрасли) к которой принадлежит аттестуемая организация.

Дополнительно хочется отметить, что при проведении АРМ по УТ привлекаемой для этой цели специализированной организацией, количество специалистов проводящих измерение и оценку вредных и опасных производственных факторов, а также травмобезопасности и обеспеченности СИЗ не может осуществляться одним человеком. Как правило в группу входит не менее трех человек.

2. Договор с аттестующей организацией.

Нестационарные или непостоянные рабочие места

Аттестация нестационарных рабочих мест, то есть мест с территориально меняющимися рабочими зонами, где рабочей зоной считается часть рабочего места, оснащенная необходимыми средствами производства, в которой один или несколько работников выполняют сходную по характеру работу или операцию (слесари-сантехники, слесари-электрики, строительные рабочие и др.), проводится путем предварительного определения типичных технологических операций с относительно стабильным набором и величиной вредных и (или) опасных производственных факторов и последующей оценки этих операций. Время выполнения каждой операции определяется экспертным путем (на основании локальных нормативных актов) пункт 14 приказа № 569.

Непостоянное рабочее место — Место, на котором работающий находится меньшую часть (менее 50% или менее 2 ч непрерывно) своего рабочего времени.

Какие именно факторы подлежат оценке на рабочем месте и как их определить?

В соответствии с пунктом 15 Приказа № 569 при аттестации рабочих мест по условиям труда оценке подлежат все имеющиеся на рабочем месте вредные и (или) опасные производственные факторы (физические, химические и биологические факторы), тяжесть и (или) напряженность.

составляет полный перечень рабочих мест организации согласно приложению N 1 к Порядку с выделением аналогичных рабочих мест и указанием оцениваемых условий труда, исходя из характеристик технологического процесса, состава производственного оборудования, применяемых сырья и материалов, результатов ранее проводившихся измерений показателей вредных и (или) опасных производственных факторов, жалоб работников на условия труда (пункт 11, подпункт 3 Приказа Минздравсоцразвития № 569 от 31.08.2007)

Контролю подлежат все характерные для рабочего места вредные и опасные факторы, регламентируемые санитарными нормами и правилами, гигиеническими нормативами, а также тяжесть и напряженность труда. Для составления перечня факторов, подлежащих измерению и оценке, используют техническую, организационно-распорядительную документацию, сертификаты соответствия на сырье, материалы, оборудование и т.п. (Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда», Приложение 6, пункт 6.4).

[3]

Применение результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с Порядком, используются в целях:

1) контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты;

2) оценки профессионального риска как вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанной с исполнением им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законодательством случаях, контроля и управления профессиональным риском, которые предполагают проведение анализа и оценки состояния здоровья работника в причинно-следственной связи с условиями труда, информирование о риске субъектов трудового права, контроль динамики показателей риска, а также проведение мероприятий по снижению вероятности повреждения здоровья работников;

3) предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;

4) предоставления работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, бесплатной сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, а также смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами;

5) подготовки статистической отчетности об условиях труда;

6) последующего подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

7) подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников, а также внеочередных медицинских осмотров (обследований);

8) расчета скидок и надбавок к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

9) решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, о диагнозе профессионального заболевания;

10) обоснования принимаемых в установленном порядке решений о применении административного наказания в виде административного приостановления деятельности организаций, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственного оборудования, участков;

11) рассмотрения вопроса о приостановлении эксплуатации зданий или сооружений, машин и оборудования, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг вследствие непосредственной угрозы жизни или здоровью работников;

12) рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников и расследованием произошедших с ними несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

13) принятия мер по надлежащему санитарно-бытовому и профилактическому обеспечению работников организации;

14) обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников;

15) включения в трудовой договор характеристики условий труда и компенсаций работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях труда;

16) обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

17) создания банка данных существующих условий труда на уровне организации, муниципального образования, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и на федеральном уровне;

18) проведения мероприятий по осуществлению федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

19) применения предусмотренных законодательством мер ответственности к лицам, виновным в нарушениях законодательства об охране труда.

Читайте так же:  Куда можно пойти работать после полиции

После проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (пунк 46 Приказа Минздравсоцразвития № 569 от 31.08.2007) работодатель направляет: перечень рабочих мест (приложение N 1), ведомости рабочих мест подразделений организации и результатов их аттестации по условиям труда (приложение N 6) и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда (приложение N 7), включая информацию согласно приложению N 10 к настоящему Порядку, в Государственную инспекцию труда в городе Москве по адресу: 115582, г.Москва, ул. Домодедовская, д. 24, корп. 3, центральный бокс, 7 этаж, каб. № 9

Порядок оценки условий труда на рабочем месте (нюансы)

Условия труда на рабочем месте важны как с точки зрения соблюдения фирмой определенных законом обязанностей, так и потребности в улучшении ее показателей. Об оценке условий труда на рабочем месте и оформлении ее результатов расскажем в нашей статье.

Что представляет собой оценка условий труда на рабочем месте

Сущность оценки условий труда на рабочем месте как правовой категории может быть изучена в контексте термина «специальная оценка условий труда», закрепленного в федеральном законодательстве. Под ним подразумевается совокупность мероприятий, нацеленных на:

  • обнаружение наличия на рабочих местах вредных, а также опасных факторов;
  • изучение уровня воздействия соответствующих факторов на людей, работающих в организации.

По итогам спецоценки для каждого рабочего места определяются условия труда согласно одному из 4 классов вредности (либо опасности): оптимальные, допустимые, вредные или опасные.

Спецоценку необходимо проводить всем фирмам, имеющим наемных сотрудников, если только те не осуществляют свои функции удаленно.

Каким законом регулируется оценка условий труда на рабочем месте

Главный НПА, регулирующий механизм реализации оценки условий труда на рабочем месте, — ФЗ «О спецоценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ. В нем определена сущность процедуры, порядок ее проведения и применения полученных результатов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Закон № 426-ФЗ корреспондирует с приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н, в котором установлены:

  • методика реализации оценки условий труда на рабочих местах;
  • критерии классификации факторов, способных воздействовать на сотрудников;
  • форма отчета об оценке, а также инструкция по работе с данным отчетом.

Для чего нужно улучшение условий труда на рабочем месте

Спецоценка условий труда на рабочем месте — процедура, итоги которой могут по-разному повлиять на работу предприятия, а также на то, как оно будет развиваться и совершенствовать свою кадровую политику. Так, в случае обнаружения вредных рабочих мест фирма может приобрести ряд обязательств, установленных законом, таких как:

  • предоставление работникам различных социальных преференций, предусмотренных законодательством РФ;
  • уплата в ПФР и ФСС повышенных взносов.

Вместе с тем оценка условий труда на рабочем месте может привести к выявлению в собственной инфраструктуре и менеджменте объективных недоработок в части обеспечения безопасности работы сотрудников, устранение которых значительно повысит производительность труда, и, как следствие, положительно скажется на бизнесе в целом.

Этапы проведения спецоценки условий труда

Даже если компания-работодатель по каким-либо причинам не готова к проведению спецоценки условий труда в контексте потребностей бизнеса, эту задачу придется решать в силу закона. Основные ее этапы таковы:

  1. Обращение в специализированную фирму, которая имеет компетенцию по проведению спецоценки рабочих мест.
  2. Идентификация данной фирмой факторов производства, установление классов опасности (вредности) для имеющихся в инфраструктуре компании-заказчика рабочих мест.
  3. Составление отчета о спецоценке.

Изучим каждый из этапов подробнее.

Куда обращаться для проведения спецоценки

Перечень критериев, которым должны удовлетворять фирмы, осуществляющие исследование условий труда, определен в гл. 3 закона № 426-ФЗ. На практике такую компанию легче всего найти через реестр аккредитованных Минтрудом организаций, оказывающих услуги в области охраны труда. Доступен он на сайте данного ведомства.

Классы (подклассы) условий труда на рабочих местах

Фирма, исследовавшая рабочие места организации-заказчика, классифицирует их в рамках 4 классов условий труда, выделяя:

  • оптимальные — 1-й класс (когда влияния нежелательных факторов производства на работника нет или же оно не превышает нормативы, считающиеся безопасными);
  • допустимые — 2-й класс (когда воздействие факторов есть, но человек восстанавливается во время обычного отдыха по окончании работы);
  • вредные — 3-й класс (когда факторы действуют настолько активно, что человек может выдержать их только при длительном отдыхе, их желательно избегать);
  • опасные — 4-й класс (когда работать под воздействием выявленных факторов недопустимо).

В рамках 3-го класса вредных условий труда законом определены также 4 подкласса условий. Они различаются по уровню интенсивности воздействия факторов.

Отчетность по оценке (карты, протоколы)

По завершении работы компания, отвечающая за спецоценку условий труда, формирует отчет, основными элементами которого являются:

  • раздел с перечнем рабочих мест фирмы, в отношении которых осуществлялась идентификация вредных факторов;
  • карты спецоценки, в которых отражаются данные о классах условий труда, а также подклассах, если таковые установлены;
  • протоколы, в которых отражаются сведения о замерах факторов производства;
  • протоколы, в которых фиксируется оценка эффективности применяемых фирмой инструментов индивидуальной защиты сотрудников.

Указанный отчет используется для:

  • доведения итогов оценки до сотрудников (п. 4 ч. 2 ст. 4 закона № 426-ФЗ);
  • публикации итогов на сайте компании-работодателя (ст. 15 закона № 426-ФЗ);
  • передачи итоговых сведений в ФСС (подп. 18 п. 2 ст. 17 ФЗ «Об обязательном социальном страховании…» от 24.07.98 № 125-ФЗ).

Должны ли включаться условия труда на рабочем месте в трудовой договор

Кроме проведения отчетных процедур работодатель по факту проведения спецоценки рабочих мест должен внести сведения о ней в трудовые договоры, заключенные с сотрудниками, — таковы требования ст. 57 ТК РФ. Это можно сделать посредством подписания дополнительных соглашений к уже действующим контрактам.

Можно ли провести анализ условий труда по собственной инициативе

Никто не запрещает руководству фирмы наряду с официальной оценкой условий труда на рабочем месте проводить аналогичные мероприятия, в ходе которых характеристики рабочих мест могут быть рассмотрены с точки зрения влияния на фактические потребности бизнеса.

В данном случае справедливо говорить о другой интерпретации понятия «оценка условий труда на рабочем месте» — как правовой категории на уровне локальных, внутрикорпоративных норм, отражающей не столько обязанности фирмы, предусмотренные законом, сколько ее потребности в анализе условий с целью повышения эффективности, конкурентоспособности своего производства.

Условия труда на рабочем месте могут быть оценены по требованию законодательства или в силу внутрикорпоративных потребностей фирмы. Оба типа мероприятий могут быть в одинаковой степени позитивными с точки зрения повышения производительности труда и эффективности производства.

Узнать больше о спецоценке условий труда вы можете из статей:

Аттестация рабочих мест

Для чего нужна аттестация рабочих мест? Аттестация рабочих мест по условиям труда – это оценка условий труда на рабочих местах, которая проводится для выявления вредных или опасных производственных факторов и приведения условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Установленные классы (подклассы) условий труда влияют не только на размер допвзносов в ПФР, но и на объем гарантий и компенсаций, который предоставляется работникам в соответствии с ТК РФ.

С 01.01.2014 понятие «аттестация рабочих мест» заменено термином «специальная оценка условий труда» или «спецоценка условий труда». И если раньше вопросы аттестации рабочих мест регламентировались Приказом Минздравсоцразвития от 26.04.2011 № 342н, то теперь спецоценка проводится в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

[1]

Но учитывая, что аттестация рабочих мест и их спецоценка по сути одно и то же, то несмотря на замену в ТК РФ термина «аттестация» на термин «спецоценка», данные понятия часто до сих пор используются как равнозначные. Как синонимичные понятия «спецоценка» и «аттестация» будут использоваться и в нашей консультации.

Читайте так же:  В каких случаях муж платит алименты жене

Аттестация рабочих мест обязательна или нет?

ТК РФ предусматривает, что работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о спецоценке (ч. 2 ст. 212 ТК РФ). Поэтому проведение спецоценки обязательно в отношении рабочих мест всех работников, кроме (ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ ):

  • надомников;
  • дистанционных работников;
  • работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями-физлицами, которые не являются ИП.

Абсолютно все работодатели обязаны провести спецоценку до 31.12.2018 (ч. 4 ст. 8, ч. 6 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ ).

Если до 01.01.2014 работодатель проводил аттестацию рабочих мест по старым правилам, он может не проводить спецоценку условий труда в отношении таких рабочих мест в течение 5 лет со дня завершения последней аттестации (ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ ). Это правило не касается случаев, когда у работодателя возникает обязанность провести внеплановую спецоценку (например, при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, при получении предписания государственного инспектора труда или при замене производственного оборудования, которое может повлиять на уровень воздействия вредных или опасных факторов) (ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ ).

Подробнее о порядке оценки условий труда и аттестации рабочих мест мы рассказывали в отдельном материале.

Аттестация рабочих мест: на сколько лет действительна?

В общем случае спецоценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем 1 раз в 5 лет. Такой срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении спецоценки (ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ ). Таким образом, срок действия аттестации (спецоценки) рабочих мест по общему правилу составляет 5 лет.

Штраф за отсутствие аттестации рабочих мест 2018

Нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда или ее непроведение влечет (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ ):

  • предупреждение или штраф на должностных лиц от 5 000 до 10 000 рублей;
  • штраф на работодателя-ИП от 5 000 до 10 000 рублей;
  • штраф на работодателя-организацию от 60 000 рублей до 80 000 рублей.

Как проводится специальная оценка условий труда (нюансы)?

Спецоценка условий труда — мероприятие, обязательное для всех российских фирм-работодателей в силу требований ТК РФ. Проводится она в целях определения уровня вредных факторов в офисе или на производстве. В чем наиболее примечательные нюансы спецоценки, расскажем в нашей статье.

Спецоценка условий труда: ее сущность

Специальная оценка условий труда регламентируется положениями ст. 212 ТК РФ, которые появились в кодексе после издания закона «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

Порядок ее проведения содержит приказ Минтруда от 24.01.2014 № 33н. А Порядок контроля за спецоценкой условий труда утвержден приказом Минтруда от 21.04.2017 № 377н.

Прежде всего, данное мероприятие предполагает выявление вредных либо опасных для здоровья людей, работающих в офисах и на производствах, факторов. Посредством спецоценки условий труда также определяется степень воздействия обнаруженных факторов на сотрудника, а также то, насколько соответствующие показатели отклоняются от тех или иных норм. Кроме того, анализируется уровень эффективности применяемых средств индивидуальной (либо коллективной) защиты наемных сотрудников.

По итогам спецоценки условий труда для каждого инспектированного рабочего места устанавливается один из 4 классов условий труда (опасные, вредные, допустимые, оптимальные), а также их подкласс.

Как соотносятся специальная оценка условий труда и аттестация рабочих мест

Спецоценка условий труда по закону № 426-ФЗ заменила собой аттестацию рабочих мест сотрудников. По содержанию оба мероприятия в целом схожи. Но вот правовые последствия аттестации и спецоценки условий труда несколько различаются.

Так, по факту проведения первой процедуры и выявления вредных условий на тех или иных рабочих местах сотрудники фирмы получают право:

  • на уменьшение длительности рабочей недели (она не должна превышать 36 часов);
  • минимум 7 дней, добавляемых к отпуску;
  • повышение оклада по должности минимум на 4%.

В свою очередь, итоги спецоценки условий труда предопределяют появление у работника права на все указанные льготы, только если условия на его рабочем месте были оценены как соответствующие подклассам вредности от 3,3 и выше.

Кроме того, итоги спецоценки условий труда определенным образом влияют на величину дополнительных отчислений работодателя в ПФР, установленных п. 3 ст. 428 НК РФ.

Если, например, то или иное рабочее место оценено как соответствующее классу опасных условий труда, то компания-работодатель, которая провела спецоценку условий труда, обязана будет уплачивать в ПФР взнос в размере 8% от зарплаты сотрудника, занятого на соответствующем рабочем месте, если как вредный — то от 2 до 7%. Но если класс рабочего места по факту спецоценки условий труда определен как допустимый или оптимальный, размер данного взноса будет равен 0.

В свою очередь, нормы отчислений в ПФР при аттестации определяются по иным принципам. Они, во-первых, фиксированные, а во-вторых, как правило, меняются законодателем ежегодно (чуть позже мы рассмотрим специфику данной схемы подробнее).

Вместе с тем схожесть аттестации и спецоценки условий труда обуславливает некоторую преемственность данных процедур.

Аттестация и спецоценка: аспекты преемственности

Так, если фирма до вступления в силу закона № 426-ФЗ провела аттестацию рабочих мест, то в течение 5 лет с момента ее завершения она вправе не инициировать спецоценку условий труда (п. 4 ст. 27 закона № 426-ФЗ). Исключение из этого правила установлено для тех случаев, когда требуется проведение внеплановой специальной оценки условий труда согласно критериям п. 1 ст. 17 закона № 426-ФЗ.

Еще 1 аспект преемственности аттестации и спецоценки рабочих мест по условиям труда заключается в том, что тарифы в ПФР, установленные ст. 428 НК РФ, частично применяются также фирмами, которые провели аттестацию. Так, если по факту аттестации условия труда на рабочих местах были оценены как вредные или опасные, взносы в ПФР по ним будут соответствовать тем, которые определены для вредных или опасных условий, фиксируемых при спецоценке условий труда.

Однако если по итогам аттестации условия на рабочих местах были классифицированы как допустимые или оптимальные, фирме, если она затем не проведет спецоценку, придется уплачивать в ПФР взнос по нормам пп. 1 и 2 ст. 428 НК РФ. Как раз тем, которые, как мы отметили выше, фиксированные и ежегодно меняются государством. Сегодня они могут составлять 6 или 9% — в зависимости от вида выполняемых сотрудниками работ, перечисленных в ст. 30 закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

О том, какие условия труда расцениваются как вредные, читайте в статье «Что относится к вредным условиям труда (нюансы)?».

Для каких фирм спецоценка рабочих мест обязательна

В общем случае спецоценка рабочих мест обязательна для всех юрлиц и ИП, имеющих наемных сотрудников, работающих на территории предприятия, то есть не удаленно и не на дому (п. 3 ст. 3 закона № 426-ФЗ). Фирме необходимо сделать спецоценку условий труда в 2017 году в кратчайшие сроки (в частности, сразу после регистрации юрлица или ИП в ФНС и найма первого сотрудника), если она еще не провела аттестацию, результаты которой сохраняют силу в течение 5 лет.

Читайте так же:  Как уволить человека по статье за прогул

ВАЖНО! Если спецоценка условий труда не будет своевременно проведена, на фирму может быть наложен штраф согласно п. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Вместе с тем если в компании отсутствуют рабочие места, включенные в списки, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, а также признанные вредными в силу текущих НПА или по факту аттестации, спецоценка условий труда фирмой может быть отложена, так как крайний срок ее проведения в данном случае — 31 декабря 2018 года.

Нужна ли СОУТ на временных рабочих местах, узнайте здесь.

Кто непосредственно проводит спецоценку рабочих мест по условиям труда

Инициатором юридических действий при проведении спецоценки условий труда должна быть фирма, имеющая наемных сотрудников. Она же должна финансировать расходы на осуществление данного мероприятия.

Однако по закону о спецоценке условий труда проводит ее сторонняя организация, имеющая необходимые компетенции. Чаще всего это аккредитованная Министерством труда структура, предоставляющая услуги в сфере охраны труда для частных фирм. Специальная оценка условий труда, таким образом, фактически является внешним, аутсорсинговым сервисом, заказываемым компанией-работодателем.

О процедуре спецоценки подробнее читайте в материале «Порядок оценки условий труда на рабочем месте (нюансы)».

Специальная оценка условий труда на аналогичных рабочих местах

Вынужденная нанимать стороннюю фирму компания-работодатель в ходе осуществления спецоценки условий труда может нести существенные расходы. В общем случае необходимо провести исследование на предмет вредных и опасных факторов всех рабочих мест в фирме. Но есть 1 способ сократить их количество — классифицировать соответствующие места как аналогичные. Тогда и расходов у компании-заказчика будет ощутимо меньше.

Аналогичными следует считать рабочие места, которые:

  • располагаются в одном и том же или отдельных, но единообразных помещениях;
  • оснащены однотипной климатической инфраструктурой;
  • задействуются работниками, решающими одни и те же производственные задачи, занимающими одну и ту же должность, имеющими одинаковую профессию, работающими в одно и то же время.

Экономия в данном случае получается за счет того, что спецоценка условий труда по закону № 426 ФЗ допускается для 20% аналогичных рабочих мест от их общего количества. При этом оцениваемых мест должно быть не менее 2 (п. 1 ст. 16 закона № 426-ФЗ).

Что делать с результатами спецоценки

После того как спецоценка условий труда проведена специализированной фирмой, оформляется отчет на основе формы, утвержденной приказом Минтруда от 24.01.2014 № 33н. Его должны подписать сотрудники проверяющей организации, а также представители компании, заказавшей проведение специальной оценки условий труда.

Сводная информация по отчету, в котором фиксируются результаты спецоценки условий труда, должна быть размещена на сайте компании-работодателя (п. 6 ст. 15 закона № 426-ФЗ). Также фирма должна письменно ознакомить сотрудников с итогами специальной оценки условий труда в течение 30 дней с момента ее проведения (п. 5 ст. 15 закона № 426-ФЗ).

Если согласно отчету о проведении спецоценки на рабочих местах не выявлены вредные или опасные производственные факторы или если с 01.05.2016 условия труда на рабочих местах признаны оптимальными или допустимыми, необходимо оформить декларацию по спецоценке условий труда (ч. 1 ст. 11 закона № 426-ФЗ, ч. 1 ст. 3 ФЗ от 01.05.2016 № 136-ФЗ).

Часто возникает вопрос: кто сдает декларацию по спецоценке условий труда работодатель или специализированная фирма, которая проводила спецоценку? Для ответа нужно опять обратиться к ч. 1 ст. 11 закона № 426-ФЗ. Согласно этой норме составление декларации и ее подача в Государственную инспекцию по труду является обязанностью работодателя. Минтруд России в п. 5 приказа от 07.02.2014 № 80н указывает на срок подачи декларации работодателем — не позднее 30 рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда на рабочих местах.

Что изменено в законе о спецоценке с 2016 года

С 1 мая 2016 года в закон № 426-ФЗ были внесены изменения, которые коснулись:

  • компаний, основной деятельностью которых является спецоценка условий труда в 2016 году;
  • работодателей.

Так, среди существенных изменений можно выделить:

  • обязанность работодателя обратиться в специализированную компанию по проведению оценки опасных и вредных для здоровья производственных факторов при наличии обращения своих работников;
  • декларация по спецоценке условий труда с 2016 года предоставляется не только в случаях, когда условия труда были признаны безопасными/безвредными, но и в случае установления допустимых/оптимальных условий.

О том, что ТК РФ относит к правам и обязанностям работодателя в части спецоценки, читайте в статье «Ст. 22 ТК РФ: вопросы и ответы».

Специальная оценка условий труда — мероприятие, которое должны проводить все российские компании-работодатели. Если ранее фирма уже занималась аттестацией рабочих мест, то спецоценку условий труда можно на законных основаниях перенести на 5 лет. Если в компании нет вредных рабочих мест, а также позиций, указанных в перечне, утвержденном постановлением № 781, и корреспондирующих с ним НПА, специальную оценку условий труда можно отложить до 31.12.2018.

Для проведения специальной оценки условий труда фирма-работодатель должна обратиться в специализированную организацию, аккредитованную Министерством труда. Экономии на оплате ее услуг может способствовать наличие у заказчика специальной оценки условий труда значимого количества альтернативных рабочих мест, из которых можно оценивать только 20%, но как минимум 2 рабочих места.

Специальная оценка условий труда

Специальная оценка условий труда – это комплекс мероприятий для обнаружения потенциально вредных или опасных факторов производственной среды и трудового процесса, а также оценки уровня их воздействия на работников. Спецоценка заменила ранее действовавшую аттестацию рабочих мест.

Обеспечение безопасных условий труда работника – это одна из основных обязанностей работодателя по трудовому договору, и предусмотрена она статьей 212 ТК РФ. От того, к какой категории будут отнесены рабочие места по результатам специальной оценки, зависят тарифы страховых взносов за работников. Чем выше риск профессиональных заболеваний или травматизма на производстве, тем большую сумму должен будет платить работодатель.

Дополнительно, по результатам спецоценки:

  • работники обеспечиваются, при необходимости, спецодеждой и средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • обеспечивается бесплатное лечебно-профилактическое питание работников;
  • проводятся предварительные и периодические медосмотры;
  • вводятся дополнительные гарантии и компенсации для работников, занятых в опасных и вредных условиях труда.

Законодательство, регулирующее специальную оценку условий труда

Кроме статьи 212 ТК РФ, в которой указана обязанность работодателей проводить спецоценку, действует федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Сама методика проведения оценки утверждена приказом Минтруда от 24 января 2014 года № 33н.

Предусмотрено и множество дополнительных нормативно-правовых актов:

  • межотраслевые и отраслевые правила по охране труда;
  • государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы;
  • стандарты безопасности труда;
  • типовые инструкции по охране труда по отдельным видам деятельности (например, электриков, газоэлектросварщиков, фрезеровщиков и др.)

Ответственность за не проведение или нарушение условий спецоценки может быть административной по ст. 5.27.1 КоАП РФ (штраф для ИП от 5 до 10 тыс. рублей, для организаций от 60 до 80 тыс. рублей) и уголовной по ст. 143 УК РФ (если это повлекло за собой нанесение тяжкого вреда здоровью или смерть работника).

Читайте так же:  В случае принятия положительного решения

Какие рабочие места надо оценивать?

Специальную оценку условий труда не нужно проводить только в отношении надомников и дистанционных работников, все остальные рабочие места должны быть оценены на предмет их безопасности и соответствию норм охраны труда. По сравнению с аттестацией рабочих мест, которая действовала до 1 января 2014 года, спецоценка – это более глобальное и масштабное явление, и затрагивает всех работодателей, независимо от организационно-правовой формы и количества работников.

Оценивать надо и условия труда работников, которые имеют разъездной характер работы (водители, курьеры, торговые представители, агенты и др.) или не имеют фиксированного рабочего места (охранники). Придется убедиться в безопасности условий труда даже для директора, чье рабочее место находится по домашнему адресу, если ООО зарегистрировано по этому адресу. А вот индивидуальный предприниматель в отношении самого себя спецоценку проводить не должен.

Обратите внимание: если ваши работники оказывают услуги в рамках гражданско-правового договора, то специальная оценка условий труда их рабочих мест не проводится, т.к. по сути, они являются не работниками, а лишь исполнителями. Трудовое законодательство на них не распространяется.

Стоимость оценки специализированной организацией одного рабочего места начинается от 1500 рублей, поэтому, чем больше рабочих мест создано, тем дороже это обойдется работодателю. Правда, есть возможность сэкономить на услугах оценщиков, если несколько рабочих мест будут признаны аналогичными.

Это означает, что:

  • рабочие места расположены в однотипных производственных помещениях;
  • помещения оборудованы одинаковыми системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления, освещения;
  • работники работают по одной профессии, должности, специальности;
  • трудовые функции, режим рабочего времени, технологический процесс однотипны;
  • в работе используется одинаковое оборудование, инструменты, сырье и материалы;
  • работники обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

Для таких рабочих мест достаточно оценить только 20% от их количества, но не менее двух.

Комиссия для проведения спецоценки рабочих мест

Организовать специальную оценку условий труда, так же как и нести финансовые затраты на нее должен работодатель. Саму спецоценку проводят независимые организации, имеющие аккредитацию, но перед тем, как пригласить оценщиков, работодатель должен создать собственную комиссию. Число членов комиссии должно быть нечетным, а в ее состав включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, и выборной профсоюзной организации или другого представительного органа работников (если они созданы).

Комиссия составляет список рабочих мест, подлежащих оценке; утверждает график ее проведения; проводит подготовку рабочих мест к проведению спецоценки (проверяет работу оборудования и инструментов, систем отопления, кондиционирования, вентиляции и освещения).

Не очень понятно — как создавать комиссию индивидуальным предпринимателям, имеющим одного-двух работников, или в случае с ООО, в котором директор является единственным учредителем и работником. Пока еще нет широкой практики проведения спецоценки для таких малочисленных структур, но в конце 2014 года были поданы законодательные инициативы об отмене ее обязательности для малого бизнеса. Инициативы эти не прошли, но сам факт их появления говорит о том, что закон о специальной оценке до конца не проработан и будет вызывать сложности при его исполнении на практике.

Кто проводит специальную оценку условий труда?

Проводят спецоценку по договору с работодателем независимые организации, имеющие в штате не менее пяти сертифицированных экспертов (при этом как минимум один эксперт должен иметь специализированное высшее медицинское образование) и аккредитованную испытательную лабораторию.

Министерство труда ведет государственные реестры экспертов и организаций , имеющих право проводить оценку условий труда, поэтому обращаться надо только к тем оценщикам, чьи контакты есть на официальном сайте Минтруда.

За нарушение порядка специальной оценки условий труда достаточно серьезную административную ответственность несут не только работодатели, но и оценщики (по ст. 14.54 КоАП РФ):

  • должностные лица — от 20 до 30 тыс. рублей, при повторном нарушении от 40 до 50 тыс. рублей;
  • на организации — от 70 до 100 тыс. рублей, при повторном нарушении от 100 до 200 тыс. рублей.

Как проходит специальная оценка условий труда?

Эксперты независимой организации, проводящие спецоценку, определяют наличие на рабочем месте потенциально вредных или опасных производственных факторов:

  • физических (шум, электромагнитные поля, ультразвук, излучение, вибрация, температура, освещенность);
  • биологических (бактерии, споры микроорганизмы);
  • химических (вещества в воздухе рабочей зоны и оседающие на коже работников);
  • сенсорная (нервная) напряженность трудового процесса;
  • функциональная физическая нагрузка на организм и др.

Если такие факторы выявлены, то измеряются их фактические значения, по результатам чего устанавливаются классы условий труда (оптимальный, допустимый, вредный и опасный) и их подклассы. Размер дополнительных страховых взносов в ПФР составит от 0% для оптимального класса и до 8% — для опасного.

По результатам проведенной спецоценки эксперты готовят отчет, который должна утвердить комиссия работодателя. С отчетом нужно в 30-дневный срок ознакомить под роспись работников, а если у работодателя есть официальный сайт, то нужно еще и опубликовать его на сайте для свободного ознакомления. Экспертная организация передает отчет в инспекцию труда. Если по результатам спецоценки не было выявлено вредных или опасных производственных факторов, то такие рабочие места признаются безопасными, и по ним работодатель тоже в 30-дневный срок подает декларацию соответствия условий труда нормативным требованиям (независимо от того отчета, который сдают эксперты).

Декларация сдается по форме и в порядке, утвержденном приказом Минтруда от 7 февраля 2014 года № 80н. Действительна она пять лет, но если в течение этого срока на рабочем месте, признанном безопасным, произошел несчастный случай или у работника было выявлено профзаболевание, то надо будет провести внеплановую спецоценку.

Когда проводить специальную оценку условий труда

Результаты спецоценки, как и ранее проводившейся аттестации рабочих мест, действительны пять лет. Если работодатель уже проводил аттестацию рабочих мест до конца 2013 года, то пока не закончен срок ее действия, можно не проводить спецоценку этих мест. При этом по новым рабочим местам, дополнительно к аттестованным, это нужно будет сделать в течение полугода.

Видео (кликните для воспроизведения).

Если работодатель не проводил аттестацию рабочих мест, то спецоценку можно провести поэтапно, главное, завершить ее не позднее 31 декабря 2018 года (ст. 27 (6) закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ). Правда, так долго тянуть с ее проведением можно только для тех рабочих мест, которые не являются «вредными» (не включены в списки № 1 и № 2 с досрочным назначением пенсии и не предполагают гарантии и компенсации за работу с вредными и опасными условиями).

Источники


  1. Правоведение. — М.: Норма, Инфра-М, 2013. — 432 c.

  2. Подведомственность и подсудность дел судам и арбитражным судам. Судебная практика. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2017. — 144 c.

  3. Шнитенков, А. В. Глава 23 УК РФ. Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях. Постатейный комментарий. Судебная практика: моногр. / А.В. Шнитенков. — М.: Юстицинформ, 2018. — 917 c.
  4. Правоведение. — М.: Норма, Инфра-М, 2013. — 432 c.
  5. Павлов, Н. Е. Долг свидетеля / Н.Е. Павлов. — М.: Советская Россия, 2016. — 144 c.
Проверка условий труда на рабочем месте
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here