Ребенок не усваивает программу 2 класса

Самая важная информация и ответы на вопросы в статье: "Ребенок не усваивает программу 2 класса". Актуальность данных для 2020 года вы можете уточнить у дежурного консультанта.

Ребенок не усваивает программу 2 класса

Хорошо учиться и легко осваивать школьную программу – это очень хорошая способность. Конечно, ребенку с такими навыками намного легче готовиться к выпускным экзаменам, а потом и учиться в вузе. Поэтому родители постоянно задаются вопросом: как помочь ребенку учиться, при этом не лишая его самостоятельности в обучении?

У некоторых детей процесс обучения в общеобразовательной школе вызывает большие затруднения, которые связаны с разными причинами. Родители должны своевременно помочь ребенку справиться с трудностями в обучении. Конечно, дети и сами могут справиться со своими проблемами в учебе, однако без помощи этот процесс может затянуться, и время, проведенное в статусе отстающего ученика, может сделать его неуверенным и скованным.

Правильное и разумное отношение в семье и школе к проблемам ребенка, знание причин, снижающих его успеваемость, и своевременная помощь могут помочь облегчить его адаптацию в школьном коллективе, повысить успеваемость и пробудить уверенность в своих силах. Но, к сожалению, не все родители и педагоги знают, в чем причина школьной неуспеваемости детей и как помочь им преодолеть трудности в усвоении доступной их пониманию программы.

Любого неуспевающего ученика можно заинтересовать учебой и настроить на хорошие результаты. Главное, чтобы родители сумели вовремя выяснить, почему ребенок плохо учится. Только так можно понять, какие меры можно предпринять для повышения его успеваемости.

Причины плохой успеваемости

Недостаточная осведомленность, то есть малый запас сведений об окружающем ребенка мире, его явлениях, людях и их взаимоотношениях. Ребенок, познавая мир, приобретает определенные знания, умения, навыки и способности. Недостаток таких знаний и умений приводит к тому, что даже тот ребенок, который обладает хорошо развитыми вниманием, памятью и работоспособностью, не сможет хорошо учиться.

Астеническое состояние. Это состояние повышенной утомляемости, истощаемости, утраты способности к длительному физическому и умственному напряжению. Астенические состояния возникают у ребенка вследствие длительной болезни. Так, часто болеющему ребенку приходится пропускать занятия, и он начинает отставать по всем предметам школьной программы. Также после болезни появляются трудности с адаптацией в школе. Часто к последнему уроку (к концу учебной недели) продуктивность ребенка резко падает. Но после восстановления от болезни он легко возвращается к привычному ритму учебы.

Психотравмирующие ситуации. Под психотравмирующей ситуацией понимают те особенности жизни и взаимоотношения людей, окружающих ребенка, которые приводят к появлению у него переживаний и отрицательных эмоций. Болезненная реакция на эту ситуацию может снизить работоспособность ребенка, а переживания отвлекают его от обучения.

Наиболее частые психотравмирующие ситуации:

Отсутствие у ребенка склонности к изучению предмета. Ребенку со склонностью к гуманитарным предметам обычно плохо дается математика, физика, химия, информатика и другие точные науки. Однако если ребенок делает успехи в литературе, географии, истории и русском языке, постоянные неудачи в изучении других предметов могут подавить его интерес к учебе в целом, что в результате негативно повлияет на успеваемость в школе.

Отсутствие самодисциплины. Если ребенок плохо учится в школе, причиной тому также может служить отсутствие навыков самодисциплины. Ему трудно заниматься, когда вокруг столько соблазнов: хорошая погода на улице, интересный фильм или новая серия любимого сериала, друзья по переписке и компьютерные игры.

Отсутствие режима. Когда у ребенка нет четкого режима дня после школы, сложно ожидать от него каких-то хороших результатов. Он будет постоянно отвлекаться, так как не умеет правильно планировать свое время, и в итоге домашние занятия ребенок будет выполнять быстро, в самый последний момент, не вникая в суть изучаемого материала.

Педагогическая запущенность. Она также может быть одной из причин того, почему ребенок плохо учится. Очень часто подобная ситуация наблюдается и там, где родители либо совершенно не интересуются воспитанием, либо полностью посвящают себя построению карьеры и материальному благополучию. В любом случае, семейный воспитательный процесс в таких семьях отсутствует.

Нехватка внимания со стороны родителей. Часто ребенок находится в состояниях, которые непременно требуют поддержки взрослых. Поэтому родителям следует задуматься: может, плохая успеваемость – это протест против недостаточного внимания со стороны родителей и большого количества запретов?

Особенности школьной программы. Школьная программа для ребенка может оказаться как слишком простой, так и чересчур сложной. И в первом, и во втором случае ребенку становится скучно. И если на уроках отсутствует индивидуальный подход к каждому школьнику, то очень часто они начинают получать плохие оценки.

Рекомендации родителям

Тренируйте память ребенка. Играйте с ребенком в интеллектуальные игры. Можно поиграть в игры на запоминание названий городов, цветов, животных. Например, вначале ребенок называет известные ему названия животных, затем взрослый называет новые, а ребенок повторяет за ним. Заниматься следует ежедневно по 15–20 мин. Далее следует перейти к запоминанию отвлеченных понятий: названий улиц, городов, рек и т. п.

Откажитесь от нотаций. Нельзя постоянно осыпать ребенка упреками. Даже если он допустил существенный промах, не стоит постоянно напоминать ему об ошибке. Отказ от нотаций позволяет добиться большего эффекта, нежели постоянное поучение.

Увлекайте ребенка процессом получения знаний. Тогда он будет учиться не ради хороших оценок и похвалы, а для совершенствования своей личности. Не всем легко дается изучение физики, английского языка или каких-либо других предметов. Однако стоит помнить о том, что любой предмет можно сделать интересным, если подключить фантазию. Прививайте ребенку любовь к чтению и обсуждайте с ним прочитанное, рассказывайте ему что-то новое и интересное, чтобы вызвать в нем стремление получать знания самостоятельно.

Сформируйте у ребенка ситуации успеха. Обязательно найдите какое-нибудь занятие, чтобы ребенок смог реализовать себя. Это должно быть что-то, что ему нравится и в чем он показывает хорошие результаты, будь то спорт или творчество. Хвалите его за достижения и концентрируйте его внимание на них. Так он сможет чувствовать себя уверенно, а уверенность постепенно распространится на другие сферы его жизни, в том числе и на учебу.

Оказывайте поддержку. Старайтесь показывать ребенку, что ваше отношение к нему не меняется независимо от оценок, которые он получает в школе. Когда у него что-то не получается, поддержите и заверьте, что он обязательно справится. Если действовать наоборот, демонстрируя радость, только когда ребенок получил хорошую оценку, он будет бояться неудач, а постоянная тревожность серьезно помешает нормальной учебе. Не будет лишним, если вы сами разберетесь со школьным материалом и поможете ребенку освоить или запомнить его. Помните: родительская помощь должна ограничиваться объяснениями или подсказками, если ребенок чего-то не понимает. Но она не должна быть постоянной. Можно помогать ребенку с выполнением особенно сложной работы, однако следует стремиться к тому, чтобы со временем он научился справляться с уроками самостоятельно.

Используйте «таблицы-напоминалки». Таблицы можно переписать из учебника или справочника, найти в интернете и распечатать или сделать собственные вместе с ребенком. Затем разместите их на стене над рабочим местом. Такая возможность в нужный момент подсмотреть на таблицу-подсказку, со временем поможет быстрее запоминать материал.

Читайте так же:  Во сколько лет меняют российский паспорт

Обратите внимание на нагрузку ребенка. Возможно, она чересчур велика для него. Внимательно изучите график занятий своего ребенка, поймите, насколько он загружен. Может, у него слишком много дополнительных занятий и кружков? Стоит ли уменьшить количество дополнительных занятий? Прежде, чем решиться на тот или иной шаг, следует обратить внимание на то, как ребенок занимается в этих кружках. Приносит ли ему их посещение удовольствие? Какие результаты он проявляет?

Мотивируйте. Объясните, почему так важно получить в жизни хорошее образование, что может дать умение усваивать нужную информацию. Если у ребенка не будет мотивации к выполнению того или иного задания, возьмется ли он за него? Нет! Поэтому вы должны заинтересовать его.

Контролируйте умеренно. Не стоит слишком контролировать своего ребенка. Ведь постоянное и очень активное внимание к процессу обучения нередко приводит к нежеланию учиться. Ребенку начинает казаться, что для его родителей важны лишь хорошие оценки, а все прочие сферы его жизни, его чувства и переживания просто не интересны родителям. Подобные мысли и приводят к потере желания учиться.

Приучайте к ответственности. Детей уже с первых лет посещения школы необходимо приучать к ответственности за совершенные поступки. Вполне возможно, что подобное отношение к себе сохранится у ребенка надолго. Родители должны учить детей пониманию того, что в жизни многое зависит от стремлений, желаний и совершенных поступков. Также необходимо разъяснять ребенку, что процесс обучения является своеобразным трудом, и весьма непростым.

Организуйте место для занятий. Правильная организация места для занятий – это одно из самых необходимых условий для успешного обучения. Индивидуальные границы должны быть у каждого человека. Только так ребенок будет чувствовать себя комфортно и свободно. Вот увидите, он станет более дисциплинированным, если будет знать, что дома имеется есть его личный уголок для выполнения заданий.

Гордитесь своим ребенком в любом случае, а не только тогда, когда он получает хорошие оценки или побеждает на школьных олимпиадах. Просто не мешайте ему раскрывать внутренний мир и быть самим собой. Помните, что не всегда школьные предметы даются легко. Чтобы постоянно не задаваться вопросом о том, как заставить ребенка учиться в школе, лучше больше хвалите его, но помните, делать это необходимо только обоснованно, так как похвала из лести только навредит ребенку. Такой подход поможет сформировать у него адекватную самооценку и достичь в будущем больших побед.

Помогите расставить приоритеты. Проблема в обучении многих детей заключается в том, что у них отсутствует навык четкого распределения нагрузки. Придя после школы домой, они сразу садятся за компьютер. Не все умеют вовремя отвлечься и переключиться на выполнение домашних заданий. Некоторые учащиеся приходят в класс с невыполненными уроками. Именно так и падает успеваемость, а ребенок теряет интерес к учебе. Поэтому помогите ребенку расставить приоритеты. Объясните ему, почему вначале необходимо выполнять самые сложные задания. Пусть в сутках найдется время и общению с друзьями, походам в кино, а не только бесконечному просиживанию за учебниками. Когда день будет расписан по часам, он сам удивится тому, что станет больше успевать, а оценки тем временем станут значительно лучше.

Сохраняйте позитивный настрой. В любом случае важно сохранять бодрость духа и оптимизм. Ребенок должен усвоить, что неразрешимых проблем не существует. На собственном примере продемонстрируйте, что любые сложности можно преодолеть, если браться за их решение с улыбкой. Позитивный настрой способствует повышению концентрации внимания и вдумчивому изучению учебного материала, а это непременно благоприятно скажется на успеваемости в школе.

Почему ребенок плохо учится и не усваивает школьную программу

Почему ребенок плохо учится и не усваивает школьную программу

Ребенок, который еще в начальных классах плохо усваивает школьную программу, рискует все годы учебы в школе ходить с клеймом двоечника и хулигана. Но успеваемость детей зависит не столько от их умственных способностей и общего уровня развития, сколько от других факторов. Если родители смогут вовремя заметить, что ребенок перестал усваивать школьную программу, и примут нужные меры, неприятного авторитета двоечника удастся избежать.

Все первоклассники изначально интересуются учебой и настроены выполнять все, что предлагает учитель. Но уже спустя несколько месяцев школы в классе четко определяются будущие отличники и двоечники. Здесь много зависит от личности первого учители: если педагог не способен установить доверительные отношения с каждым из учеников, рано или поздно успеваемость у некоторых из них будет падать.

Причиной того, что ребенок не понимает школьную программу, могут быть и неврологические заболевания. Некоторые дети гиперактивны, им сложно долго сидеть на одном месте и концентрироваться на определенном занятии. Кроме того, плохая успеваемость может быть следствием тяжелых родов, родовых травм или инфекций, перенесенных в первые месяцы жизни.

На способность ребенка усваивать школьную программу напрямую влияет и режим питания. Утром школьник обязательно должен завтракать, а в качестве перекуса в школу ему лучше давать не булочки, а более полезные продукты: натуральные соки, свежие фрукты или бутерброды с натуральными мясными продуктами.

Если вы заметили, что ваш ребенок начал плохо усваивать школьную программу, обязательно проверьте его слух и зрения. Ведь когда малыш плохо видит или слышит учителя, он постепенно теряет интерес к учебе. Такое же действие могут оказывать нарушения обмена веществ: сахарный диабет, болезни надпочечников и щитовидной железы. Также родителям следует обеспечить ребенка хорошим рабочим местом и условиями для учебы дома, а сами родители должны принимать непосредственное участие в подготовке домашнего задания, превращая его в увлекательную игру.

Математика во 2-м классе: почему ребенок скатился на тройки?

Математика во втором классе, как правило, идёт по двум программам: никуда не торопящаяся «Школа России» и быстро бегущая «Перспектива». Если в одной программе таблицу умножения начинают учить к весне, то во второй таблицу умножения полностью ребенок должен знать уже к декабрю.

В ноябре родители второклассников имеют возможность оценить успехи ребенка в математике. Одни дети за урок решают три варианта контрольной, а другие вместо решения пользуются проверенным методом «ткнуть пальцем в небо». Не ясно, почему такая разница? Ведь в первом классе и у тех и у других «всё было хорошо».

Вот и выходит, что ко второй четверти второго класса одни родители печали не знают, а другие начинают понимать, что что-то не так, поглядывать по сторонам и искать репетитора.

Как дома не строятся со второго этажа, так и понимание математики не строится со второго класса. Во втором классе программа опирается на знания первого класса. У одних детей эти знания крепкие, у других — шаткие. К моменту, когда дети начинают учить таблицу умножения, оказывается, что она имеет фундамент сложения. Таблица умножения во втором классе является лакмусовой бумажкой, которая указывает пробелы в понимании ребенка.

Как правило, оказывается, что ребенок а) не понимает, что числа связаны с количествами и б) не умеет (не научен считать) без ошибок.

Повторяю (уже об этом писала): Никакой доблести в том, чтобы посчитать быстро с ошибкой нет. Так может ЛЮБОЙ из землян. ЛЮБОЙ. БЫСТРО С ОШИБКОЙ. В математике за это снимается балл.

Читайте так же:  Первая группа крови универсальный донор

Дети, которые начинают проседать по математике во втором классе, не видят в этом никакого ужаса: подумаешь, сплошные абстракции, подумаешь, с ошибкой. Ну какая, в самом деле, разница: 3 х 7 = 22 или 21? Можно даже проверить (если заставят пересчитать): 3 х 6 = 18 и потом + 3 = 22. Всё ясно: 3 х 7 = 22.

1. На детей во втором классе сыплется много (часто — очень много) домашнего задания, которое они не приучены выполнять.

2. Математика, индикатор интеллектуального уровня, запущена. За первый учебный год:

а) сформирована привычка: решать с ошибками, «и так сойдет»

Цитата: «Сколько будет 2 х 3? Надо взять 2 раза 3 раза. Будет 5».

б) приоритет математики: низкий.

Цитата: «Мой любимый предмет — окружающий мир. Потому что никаких упражнений делать не надо».

3. Ребенок, кроме школы, загружен кружками (в т.ч. содержащими физическую нагрузку). «Добрые» учителя начальных классов иногда приказывают родителям бросить спорт и сосредоточиться на учебе.

1. Делают с ребенком школьные домашние задания (или НЕ могут уже делать с ребенком домашние задания — сил никаких нет)

2. Ищут репетитора, способного зажечь ребенка интересом к учебе.

3. Хотят, чтобы ребенок понимал математику.

1. Приучен ли ребенок дисциплинированно выполнять ежедневную работу по вами разработанному плану?

Во втором классе школа ставит задачу — преодолеть тройку по математике и выйти (хотя бы) на четверки. Уже не до веселья, не до лент Мёбиуса, не до вау-эффектов. В этот момент приходит осознание, что математика — это сложный интеллектуальный, порой нудный, навык решения классов задач. И как не катаясь на велосипеде, не научишься на велосипеде ездить, так, не решая задачи, не научишься их решать (считать без ошибок и пр.)

2. Есть ли у вас решимость разбирать математическую программу, начиная с начала первого класса (достаточно ее расширяя; преодолевая инерцию мышления и сопротивление ребенка, который считает, что у него и так всё хорошо)?

По факту весь первый класс ребенок по математике не только пропустил (9 учебных месяцев), но и сформировал у себя много привычек, которые теперь нужно исправлять. Переделка привычек занимает больше времени, чем их постановка.

3. Есть ли у ребенка школьный друг, родители которого хотели бы «подтянуть» математику, или ребенку придется заниматься в одиночестве?

Парадокс: с одной стороны идеально подбирать для ребенка рабочий коллектив детей — нет мотивации лучше. С другой стороны, без навыка дисциплинированного выполнения работы, проработанного у каждого ребенка, эффект будет минимальным.

4. Есть ли у ребенка (в принципе) время для отдыха?

Дети перегружены, имеют проблемы с концентрацией внимания, не умеют быстро переходить от физических упражнений к решению математических задач, быстро устают и пр. Есть ли у них в расписании место для вне учебной деятельности?

5. Какое время (сколько минут/часов в неделю) ребенок может посвятить дополнительным занятиям математикой (какое время он может оторвать от своего отдыха, школьных занятий, кружков, и пр.)?

Ответив (хотя бы) на эти вопросы, вы начнете немного понимать в размытой проблеме второклассных математических «троек» и сможете написать стратегию развития своего ребенка.

Что делать если ребенок не успевает во 2 классе?

В таком возрасте нет никакой необходимости обращаться к репетиторам. С темами второго класса может справиться любой родитель. Главное, уделять ребенку внимание, обязательно подготавливать домашние задания вместе. Так Вы поймете, какие темы даются сложнее и делайте на них упор, объясняйте и отрабатывайте материал на примерах. И еще, из своей практики учебы с ребенком, рекомендую заниматься на каникулах, особенно на летних. Навыки, приобретенные за учебный год, часто подзабываются ребятами после долгого отдыха. Я приобретаю специальные пособия по нашей программе и занимаемся буквально минут по 30-50 в день. И ребенок не особо напрягается и знания в голове держатся.

Что нам делать — идти на комиссию или не соглашаться?

2007-2019 «Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU».
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, [email protected]
Домен: http://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено, регулярно отслеживается и преследуется по закону.

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

сервис вебинаров

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Плохо учится — это лечится?

Помогите ребенку лучше усваивать школьную программу.

Успеваемость в школе зависит от степени развития нервной системы у ребенка: у одних она созревает к возрасту, а у других — несколько позже. Это может стать причиной отставания от учебной программы.

Редко у кого из детей развитие протекает гладко, без кризисов и сложностей. Рост организма происходит неравномерно, и нервная система не всегда успевает под это подстраиваться. К примеру, объем головного мозга увеличился, а нервные мостики между его отделами еще только формируются. Поэтому первое время ребенку может быть не просто связывать увиденное, услышанное и давать этому названия, правильно выговаривая слова и буквы.

Развитие нервной системы может происходить скачками или волнообразно. К примеру, ребенок до возраста отстает в развитии и знает всего несколько слов, в то время как его сверстники уже свободно лопочут. Потом он резко увеличивает словарный запас, начиная говорить, «подтягивается» в своем развитии, и после этого снова «застревает» на обретенном уровне.

Сразу спешим успокоить родителей — это не патология, и ничего страшного в задержке психического развития (ЗПР) нет. Ребенок это наверстает — рано или поздно. К годам у большинства детей выравнивается развитие, и ребенок догоняет сверстников. Вот только родителям хотелось бы, чтобы развитие ребенка нормализовалось как можно раньше — желательно с младших классов. Ведь чем раньше ребенок обретет способность хорошо учиться, тем легче ему будет готовиться к старшим классам, а потом и к учебе в высшем учебном заведении.

На каких детей стоит обратить пристальное внимание, чтобы не пропустить возможную задержку в развитии?

Видео (кликните для воспроизведения).

Начинать развитие нужно с дошкольного возраста. Мама занимается с ребенком: разучивает с ним стишки, показывает картинки, водит по музеям. Если, несмотря на все усилия, ребенок оказывается неспособным запомнить стишок или пересказать содержание только что прочитанной мамой сказки, стоит задуматься о возможных трудностях с дальнейшим обучением.

Читайте так же:  Жилищно строительный кооператив является

Ребенок может с желанием пойти в школу, выполнять после занятий домашнее задание, но все его усилия окажутся недостаточными — он будет осознавать, что другие дети учатся лучше него. Это сильный демотивирующий фактор. В каждом классе найдется такой ученик — как правило, нормальный и отзывчивый ребенок, который старается изо всех сил и плачет после уроков, ощущая несправедливость, — он же старался, а его знания оценили на «тройку», да и то из жалости.

Таким детям нужно помочь, и вашей родительской любви будет недостаточно (хотя это тоже прекрасное лекарство на все случаи жизни). Когда вы выращиваете цветы, вы понимаете, что для роста им требуется вода, солнечный цвет и специальная подпитка в виде органических соединений. Так и нервной системе ребенка требуется подпитка, улучшающая функционирование нейронов — клеток мозга. И таким питательным элементом может стать препарат Тенотен детский.

Тенотен детский запускает естественный механизм развития. Улучшается питание нервных клеток, ускоряется рост нервных волокон, соединяющих разные участки мозга. Это улучшает память и внимание, что приводит к улучшению успеваемости. При этом Тенотен детский не вызывает зависимости — после его отмены ребенок не вернется в прежнее состояние. Если вспомнить пример про цветы, то они не превратятся в семена, если перестать их подпитывать.

Многие родители боятся лекарственных препаратов. И это правильно — лучше проявить чрезмерную бдительность в этом непростом вопросе. Детский организм чувствителен к различным химическим воздействиям. Но Тенотен детский можно внести в список исключений: его не надо бояться, потому что препарат не оказывает токсического воздействия на мозг, он только мобилизует естественные процессы, происходящие в головном мозге.

Конечно, и без вашей помощи ребенок рано или поздно догонит в своем развитии сверстников. Вот только нужно ли пускать все на самотек, лишая ребенка возможности получать необходимые знания и удовольствие от познания новго? Годы, проведенные ребенком в статусе отстающего ученика, могут сделать его неуверенным в своих силах. А с этим уже сложнее работать.

Что делать, если ребенок плохо учится.

Статья запланирована исключительно исходя из личного опыта работы с детьми и их родителями и является сугубо авторским мнением.

Для каждой мамы поступление ребенка в школу является весьма трепетным моментом. Как он/она будет учиться? Вести себя на уроках и переменах? Какие оценки будет получать? Не придется ли краснеть на родительских собраниях?

Как правило, подготовка к школе и первый класс проходят весьма позитивно. Еще звучат отголоски гордости за белые банты, костюм с иголочки и замечательный ранец, не так много задают, да и что с тем, если крючки не очень выходят, это же первый класс — научится, вместо оценок солнышки или утята, тучки прочие детские игрушки.

Каникулы, полный отрыв, и вот он второй класс. Начинаются реальные оценки, усиливаются требования, увеличивается объем заданного. А чадо тут забыл, там пропустил, здесь прослушал, буквы не в ту сторону, смотрит в книгу, видит нечто. Родительсике нервы начинают окончательно расшатываться и сдавать.

А юному ученику абсолютно невдомек, что мама целый день на работе, потом хлопоты по дому, не дай Бог, другие дети, муж в конце-то концов. Ученик или скучает, или разглядывает оооочень увлекательные обои, играет с ручками, бесконечно их роняет и поднимает и вообще не пытается даже вникнуть в уроки. Конечно, куда уж там, то попить, то пописить, то устал. И случается порой так, что уроки начинаются сразу после школы и просто не заканчиваются, так, что еще на утро остается.

ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ. КАК ОСТАТЬСЯ ЛЮБЯЩЕЙ МАМОЙ И ВОСПИТАННЫМ ЧЕЛОВЕКОМ.

  1. Как бы банально это не звучало, налить себе чаю/кофе и посмотреть в окно, подышать и вспомнить, что вообще-то все слава Богу пока живы — здоровы и есть еще шанс таковыми и остаться. Если ребенок плохо справляется с школьной программой, на это есть веские причины. КАКИЕ? Самое частое — ребенок по функциональным или органическим причинам НЕ МОЖЕТ ЭТОГО СДЕЛАТЬ. Или не может так, как хотелось бы его родителям.
    К условно функциональным причинам я бы отнесла относительную незрелость головного мозга и регуляторных механизмов, что может выражаться
  • в дефиците внимания с возможным вторичным снижением памяти;
  • невозможности саморегуляции и планирования деятельности: что, за чем, где?
  • эмоциональной неустойчивости, плаксивости или возбудимости (ох, как это может раздражать, обижать или вызывать иные бурные негативные переживания у родителей);
  • истощаемости, коротком временном интервале продуктивной деятельности;
  • гиперподвижности, невозможности усидеть на месте;
  • недосформированности познавательного мотива к обучению, в принципе мотивации к обучению.

Органические причины — это ригидные, мало подверженные изменениям морфологические (на уровне органов и систем) изменения, которые являются преимущественно медицинской областью, часто это может быть связано уже с имеющимися диагнозами, такими как РОПГМ, интеллектуальная недостаточность, о которой родители, кстати могут и не знать.

2. Поэтому вторым пунктом может быть консультация у специалиста. Полезным в этом случае в зависимости от ситуации может оказаться психолог, невролог, психотерапевт, психиатр, логопед, нейропсихолог.

Психолог( психотерапевт) может провести психодиагностическое обследование, определить особенности познавательных процессов и личностные характеристики или состояния, влияющие на процесс усвоения школьного материала и поведения ребенка в школе.

Невролог — это врач, который может диагностировать СДВГ( синдром дефицита внимания и гиперактивности), резидуальную энцефалопатию и пр. И назначить лечение ноотропными ( питающими головной мозг препаратами).

Психиатр — врач, диагностирующий и лечащий задержки психического развития, интеллекткальную недостаточность, расстройство школьных навыков или эмоциональное расстройство, которое мешает ребенку усваивать школьную поограмму.

Логопед — сможет выявить ОНР ( общее недоразвитие речи), признаки дислексии, дисграфии, фонетико- фонематическое недоразвие и другие речевые нарушения и предложить варианты коррекции.

Нейропсихолог— проведет нейропсихологическую диагностику, выявит ведущий нейропсихологический синдром и разработает индивидуальную программу коррекции.

Семейный психотерапевт — сориентирует, почему в вашей семье возник такой симптом, как школьная неуспешность ребенка и какие изменения в семье могут повлиять на эту ситуацию.

Много специалистов, скажите вы, к кому же идти? Мне кажется, начинать с психолога — грамотный и осведомленный специалист сделает свою работу и направит к коллегам, если увидит в этом необходимость.

А дальше будет методичная ежедневная работа, направленная на решение выявленных проблем, с ощущением, что не ребенок лентяй или вы никудышная мать, а что есть конкретные трудности и конкретные шаги по их преодолению. И всем станет легче.

Половина школьников до конца не усваивает материал по математике

Около половины учеников до конца не усваивают школьную программу по математике. К такому выводу пришли исследователи электронной базы олимпиад «Знаника». Они проанализировали почти 300 тыс. заданий по математике учеников 5–9-х классов из 62 регионов России. Эксперты считают, что подобная диагностика более полно, чем государственные экзамены, отражает реальную ситуацию с усвоением детьми школьной программы. При этом основными причинами проблем со школьной программой эксперты называют невнимательное отношение родителей к процессу обучения своих детей на ранних этапах и систему учебно-методического комплекса, из-за которой сложные темы разбираются в неподходящее время.

Сегодня на пресс-конференции «Ученик попал в тупик: почему российские школьники перестают понимать математику?» исследователи электронной базы олимпиад «Знаника» представили результаты независимого мониторинга знаний российских школьников по математике.

Анализировать школьные работы по математике, русскому языку и чтению исследователи начали несколько лет назад, к 2018 году собрав базу данных по начальной школе. В 2019 году были проанализированы знания учащихся средней школы. Для мониторинга была выбрана именно математика, как ключевой предмет школьной программы. Данные представленного исследования были собраны в результате мониторинга, длившегося неделю, в котором добровольно приняли участие 12 900 школ (всего в России 46 794 школ) из 62 регионов. Всего удалось проанализировать 286 тыс. работ учеников 5–9-х классов. Результаты мониторинга показали, что по ключевым темам каждого класса среднего звена почти половина школьников делает ошибки. Например, 65% пятиклассников не могут выполнить основные математические действия, такие как сложение, вычитание, умножение и деление. Для 9-х классов сложным является решение системы двух уравнений — в них допустили ошибки 75% участников мониторинга.

[3]

Сам же господин Ковалев считает, что одна из основных причин этих проблем — невнимательное отношение родителей к процессу обучения своих детей. «В России сложилась ситуация, когда в 11-м классе родители судорожно ищут репетиторов по ЕГЭ, а до этого не уделяют подготовке должного внимания, хотя целесообразно делать это и в третьем, и в пятом классах»,— заявил он, представляя результаты исследования.

Читайте так же:  Как снять остатки материнского капитала

Сколько взрослых россиян могут правильно ответить на несложные вопросы из школьной программы

При этом обвинять в сложившейся ситуации учителей, по словам экспертов, не стоит: «Проблема не в педагогических вузах. 88% учителей России старше 45 лет, а значит, получили образование еще в советское время. Скорее, проблема в самой системе образования. Не уделяется должного внимания развитию мотивации, личностных качеств учащихся. Школьники заучивают правила, не понимая, зачем они нужны»,— считает директор Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ Елена Карданова. По словам экспертов, необходимо пересмотреть систему учебно-методического комплекса: «Некоторые сложные темы разбираются в преддверии календарных праздников, когда внимание школьников рассеяно. Поэтому необходимо перестроить программу, учитывая и этот фактор»,— говорит руководитель общественно-просветительского проекта «Социальный навигатор» Наталья Тюрина.

«Государственные экзамены преследуют другие цели: сертификация, аттестация или отбор. Судить по их результатам о состоянии качества образования в России мы ни в коем случае не можем»,— считает госпожа Карданова. По ее словам, еще одним минусом государственных экзаменов является проверка знаний уже на финише, тогда как «необходимо контролировать учеников непосредственно во время усвоения материала, чтобы сразу выявить слабые места».

Если ребенку не дается математика и все остальные предметы

Дисграфия, дислексия, дискалькулия: как проявляется и что делать

Екатерина Мурашова семейный психолог, автор книг, проводит лекции для родителей

Родителям, которые когда-то учились на пятерки, трудно представить себе ребенка, которому не под силу выучить таблицу умножения. Но такие дети бывают, и не всегда у них стоят серьезные диагнозы. Что может происходить в голове у ребенка, который не усваивает школьную программу, рассказывает психолог Екатерина Мурашова.

— Мурашова, сядешь с Тарасовым! — распорядилась учительница математики где-то ближе к концу седьмого класса.

— А это почему?! — по-подростковому ощерилась я. Спорить и препираться с учителем нам было не положено. Но вопросы задавать системой разрешалось и даже официально поощрялось («на местах» — по большей части лицемерно, разумеется): обязательно спрашивайте, если вам что-то непонятно.

— А вот потому! — ответила учительница. — Иди и садись.

Даже самые бойкие из нас на открытые протесты решались крайне редко. Действовали методом тихого, но упорного саботажа. Каждый раз, приходя на урок, учительница математики видела меня на прежнем месте — у окна, рядом с моей подружкой Светкой.

— Мурашова, пересядь! — приглушенно рычала она.

[2]

Я подчеркнуто медленно собирала вещи в портфель и так же медленно, нога за ногу, плелась к последней парте, колонка у стены, где в одиночестве, опустив голову, сидел Сережа Тарасов.

Зачем Мурашову посадили с Тарасовым

Лично против Сережи я ничего не имела. Он был крупным, рыхлым, тихим двоечником и никогда не только не делал мне ничего плохого, но даже, кажется, ни разу со мной и не разговаривал. Появился он у нас то ли в четвертом, то ли в пятом классе, оставшись на второй год.

Общался он. «А с кем он, собственно, общался?» — задумалась я, в очередной раз оказавшись рядом с Сережей и исподтишка разглядывая его крупные, уже почти мужские руки с обведенными траурной каймой ногтями.

Подумав, я не вспомнила (Сережа всегда находился вне сферы моего внимания), а скорее решила, что он, наверное, общается с еще двумя такими же безнадежными и тихими двоечниками (у нас еще были идейные двоечники-хулиганы, а это совсем другое дело!): Кириллом (которому уже исполнилось чуть ли не шестнадцать) и Игорем. С кем же еще?

После звонка, когда мы всей гурьбой ринулись в коридор, учительница раздраженно приказала: «Мурашова, останься!».

«Будет мораль читать и угрожать, — подумала я. — Пропала перемена».

— Мурашова, я могу поговорить с тобой как со взрослым человеком? — спросила учительница. Это был с ее стороны беспроигрышный ход.

— Да, конечно, Марья Петровна, — ответила я.

— Мне, всей школе нужно, чтобы ты сидела с Тарасовым и помогала ему. Он совершенно ничего не понимает в математике и других предметах и никогда уже, по всей видимости, не поймет. Но нам нужно, чтобы он выпустился из школы с аттестатом за восьмой класс.

— Короче, школе нужно от него поскорее избавиться, а за справку вас в роно не похвалят? — подростки часто понимают взрослость как открытый цинизм.

Марья Петровна тяжело вздохнула и окоротила себя.

— Тарасов и так старше тебя и твоих одноклассников, его пребывание в нашей школе лишено смысла, переводить его в другую, специальную школу уже поздно, чем раньше он окажется в жизни, тем больше у него будет шансов найти себе в ней хоть какое-то место. На экзаменах ему помогут, но нужно, чтобы он эту помощь смог понять и правильно использовать.

— Все так плохо? — удивилась я.

— Ты умная, хотя и неприятная девочка, — признала математичка. — Смотри сама.

Исследовательские задачи привлекали меня с раннего детства, а эмпатия была откровенно снижена. Я собиралась стать ученым и открывать тайны природы.

— Да, — сказала я. — Я попробую посмотреть.

А ты читать умеешь?

Через два дня я выяснила, что Сережа не знает таблицы умножения. Это не показалось мне особой проблемой. Я принесла в школу свой старый железный пенал, на обратной стороне которого эта таблица была напечатана, и велела Сереже смотреть по пеналу. Еще неделя ушла у меня на открытие того, что Сережа не понимает саму суть действия умножения. В этот момент мы проходили, кажется, разложение квадратных трехчленов.

Я велела Сереже списывать всё с меня, а сама продолжала наблюдать. Еще через неделю, ковыряя ногтем краску на парте, глядя в сторону и тщательно стараясь не вкладывать в свой вопрос вообще никаких эмоций, я спросила:

— Сережа, а ты читать-то умеешь?

— Умею, конечно, ты чего! — горячо воскликнул Сережа. — В учебниках — там не понимаю, конечно, ни бельмеса, но вообще умею! Я даже журналы могу! Вот Кирилл.

Читайте так же:  Отпуск за непрерывный стаж работы тк рф

— Кирилл — он почти читать не может, буквы знает и если простые слова, вроде мама-папа, а если сложные, то уже всё, только если догадается.

Я посидела молча, укладывая в голове новую информацию. Пейзаж вырисовывался поистине безумный.

— Послушай, Сережа, а вот ты на уроках-то, когда Марья Петровна говорит, хоть что-нибудь понимаешь?

— Да что ты! Конечно нет! — Сережа махнул рукой. — Вообще ничего не понимаю. Ну вот как будто мотор работает, и всё.

— И давно так? — я сама услышала дрожь в своем голосе.

— Да всегда так было. Ну, класса с третьего точно.

— И ты вот так ходишь в школу каждый день восемь лет, сидишь шесть уроков за партой, и. и. шум моторов?! Как же ты это выдерживаешь?!

— Да не журись ты! — добродушно усмехнулся Сережа. — Я приспособился уже давно. Сижу, думаю о чем-то, вспоминаю, как с отцом на рыбалку ходили, когда я маленький был.

— А где сейчас твой отец?

— Умер, когда мне десять лет было. Выпил дрянь какую-то и траванулся.

Это был уже запредельный для нас тогдашних уровень откровенности. Я испугалась и быстро вернула разговор к школьным делам.

— И что же, ни одного учителя не понимаешь?

— Ну почему? На труде всё понимаю и делать могу. На рисовании или физкультуре — что ж там не понять? Только я это не люблю. А вот еще. помнишь, в пятом классе у нас училка по ботанике была? Недолго? Вот что она говорила, я все понимал, даже сам удивлялся.

Я уронила голову на руки, сложенные на парте, и долго так сидела. Потом взглянула на своего соседа:

— Ну что ж, Сережа, давай, по крайней мере, попробуем.

Как будто в голове работает мотор

В тот день моя картина мира значительно изменилась. И именно эти изменения я актуализировала сорок лет спустя, когда ко мне на прием привели четвероклассника Сережу и он сказал:

— Учительница на уроке что-то говорит — бу-бу-бу! — а я вроде и слышу, но совсем-совсем не понимаю. Как будто в голове мотор.

Рассказала родителям про Сережу Тарасова. Про десятки, сотни, тысячи детей, которые все эти годы и вот прямо сейчас, вот так, ничего практически не понимая, годами сидят в самых разных школах — от престижных гимназий до самых простеньких. Про американского мальчика, который, не умея читать, умудрился закончить колледж, стать учителем английского языка и 17 лет проработать в школе (потом он читать все-таки выучился и написал книгу о кошмарах своего безграмотного детства и взросления).

Родители и сам Сережа глядели на меня круглыми глазами. Кажется, они никогда не рассматривали свою проблему с популяционной стороны.

[1]

— И что же, — осторожно спросила мать, — все вот эти дети. Они что же, по сути, больные? С нарушениями? Это врожденное? Ну вот я читала же про все это: дислексия, дисграфия, дискалькулия. Одни говорят, это лечится, надо лекарства пить и всякие процедуры для мозгов; другие говорят, заниматься много, а мы и так только и делаем, что занимаемся, он уже волосы начал себе выдирать и на той неделе сказал: зачем я вообще родился!

А третьи — приходите в нашу удивительную школу, и за ваши большие деньги мы обеспечим вашему ребенку индивидуальный подход. У нас знакомые с похожей проблемой пошли в такую: работают только на эту школу, а толку чуть, там класс четыре человека, и после каждого урока — игровая пауза на полчаса, и кормят пять раз, и просто ничего не требуют, что сделал — то и хорошо, это такой гуманистический способ обучения.

А четвертые говорят: вот они такие, и ничего не поможет. Тогда, может, просто отстать от него? Вот ваши же эти Кирилл с Сережей как-то сами приспособились? И тот американский мальчик?

Что делать?

— Я не знаю, — честно сказала я. — Мне кажется, тут нет и не может быть универсального рецепта. Медицинские проблемы типа органического поражения головного мозга, разумеется, нужно искать и исключать. Если интеллект нормальный, надо смотреть дальше.

Иногда дело просто в методике. Когда в российских церковно-приходских школах было буквенное обучение: аз-буки-веди, читать по этой методике научались только шесть детей из десяти. Когда появилось звуковое обучение, ситуация с обучением грамоте рывком скакнула вперед. Сейчас есть дети, которые вообще не могут учиться, например, по методике Петерсон. Меняем методику — обучаются если не прекрасно, то вполне удовлетворительно.

Иногда — просто перехлест родительских амбиций: запихали ребенка-гуманитария в матшколу, прошло два года, и у него образовался полный завал по основному кусту предметов, он фигурально закрыл голову руками и даже не пытается уже ничего делать. Если его не плющить в блинчик, быстро забрать из этой школы и честно объяснить (ребенку и самим себе), что произошло, то, скорее всего, всё выправится.

Главное, мне кажется, — словить вот этот момент: ребенок сидит на уроке с включенным мотором — бу-бу-бу! И не один такой урок (это со всяким бывает), и даже не один предмет.

Если словили, то сообщить ребенку: мы понимаем, что происходит, ты не наедине с этим кошмаром, мы все вместе будем с этим работать и обязательно что-нибудь придумаем. Будем сотрудничать, а не сражаться и не закрывать глаза, — вы понимаете? И твое место в этом мире однозначно существует, и мы все сделаем, чтобы тебе помочь его найти и занять, а от тебя вот прямо сейчас нужно конкретно вот это.

Кстати, Сережа Тарасов из моего детства к концу восьмого класса уверенно отличал дополнение от подлежащего и умел решить задачу в два действия. Остальное, правда, так и списывал с меня, но даже от этих небольших достижений (ему впервые стало понятно, что именно он делает в школе) похудел, приободрился и ногти стали чистые.

Маленький Сережа с надеждой взглянул на своих родителей. Мать встала с кресла, сделала шаг вперед и порывисто обняла сына.

Видео (кликните для воспроизведения).

А я мысленно передала привет Сереже из своего детства и пожелала ему, где бы он сейчас ни находился, всяческих удач и благополучия.

Источники


  1. Общая теория государства и права. Учебник. В 3 томах. Том 3. — М.: Зерцало-М, 2002. — 528 c.

  2. Владимиров Л. Л. Е. Владимиров. Защитительные речи и публичные лекции; Издание П. В. Каменского — М., 2010. — 497 c.

  3. Жилинский, С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности): Учебник; М.: Норма; Издание 4-е, испр. и доп., 2012. — 912 c.
  4. Попова, Анна Теория государства и права / Анна Попова. — М.: Питер, 2008. — 248 c.
  5. Гриненко А. В., Костанов Ю. А., Невский С. А., Подшибякин А. С. Адвокатура в Российской Федерации. Учебник; ТК Велби, Проспект — М., 2016. — 208 c.
Ребенок не усваивает программу 2 класса
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here