В какую полосу можно поворачивать налево

Самая важная информация и ответы на вопросы в статье: "В какую полосу можно поворачивать налево". Актуальность данных для 2020 года вы можете уточнить у дежурного консультанта.

Особенности совершения поворота из двух полос

На перекрестке организовано движение таким образом, что поворот разрешен из двух полос знаками 5.15.1 или 5.15.2. Для примера рассмотрим поворот налево из двух полос.

Поворот налево из двух полос

Похожая ситуация встречалась в статье «Проезд перекрестков. Выбор траектории«. Тут ситуация немного изменена и является поводом для дискуссий при определении приоритета движения.

Сторона 1. Белый автомобиль имеет преимущество, так как осуществляет поворот из крайнего положения в соответствии с п.8.5 Правил и после поворота имеет право занять любую полосу. Синий автомобиль поворачивает в виде исключения с дополнительным разрешением и преимущества не имеет.

Сторона 2. Белый автомобиль должен уступить дорогу, так как совершает перестроение, а п.8.5 в данной ситуации не действует, так как выполнить его невозможно. И движение налево осуществляется по двум полосам движения в два ряда.

Сторона 3. Белый автомобиль должен уступить дорогу, так как синий приближается справа.

Правила дорожного движения являются нормативно-правовым актом и состоят из нормативно-правовых норм, в данном случае правовыми нормами являются требования Правил. Все требования взаимосвязаны и рассматривать их необходимо в комплексе, а не по отдельности. В Правилах, как и в других нормативно-правовых актах существует иерархия требований — общие нормы и специальные.

Самый простой пример, общее требование Правил п.1.5.

1.5. Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда…

На этом текст Правил можно было бы и закончить… в каком-нибудь мифическом городе, где в движении 3-4 машины на двух дорогах

Пункт 1.5 является общей нормой практически для всех требований правил, остальные требования являются специальными нормами по отношению к нему. Аналогично взаимодействуют все требования.

То есть, смотрим ситуацию и ищем правило подходящее для действия в этой ситуации, если не находим, смотрим «выше» более общее правило.

Красный сигнал светофора запрещает движение — общая норма. Движение в направлении стрелки в дополнительной секции при красном сигнале — специальна норма. То есть специальная норма позволяет осуществлять движение на красный сигнал светофора при условии, что на нем есть дополнительная секция и в ней горит стрелка.

«18.2. На дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенных знаками 5.11, 5.13.1, 5.13.2, 5.14, запрещаются движение и остановка других транспортных средств на этой полосе» — общая норма

«Если эта полоса отделена от остальной проезжей части прерывистой линией разметки, то при поворотах транспортные средства должны перестраиваться на нее. Разрешается также в таких местах заезжать на эту полосу при въезде на дорогу и для посадки и высадки пассажиров у правого края проезжей части при условии, что это не создает помех маршрутным транспортным средствам.» — специальная норма.

В общем случае движение по полосе МТС запрещено, но есть условия при которых этот запрет снимается. И так далее.

Давайте посмотрим иерархию в п.8.5 Правил.

[2]

8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.

При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками 5.15.1 или 5.15.2 либо разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю.

Как видите знаки позволяют отступать от общего требования занять крайнее положение на проезжей части.

«Можно, не занимать, но при этом отсутствует преимущество» — толкование не верное, так как про преимущество в Правилах никаких специальных пояснений нет. Отступать от требования занять крайнее положение либо можно, либо нельзя. Специальная норма либо есть, либо нет.

Всегда при наличии специальной нормы мы руководствуемся ее требованиями, а не общими. Общие нормы применяются при отсутствии специальных.

Дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2 являются знаки особых предписаний и вводят определенный режим движения. Даже название раздела говорит, что режим движения особый.

И так, что имеем в случае поворота.

Совершаем маневр, выполняем требования 8 Главы правил, но видим знаки 5.15.1 или 5.15.2, разрешающие поворот налево из двух полос

8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении

5.15.2 «Направления движения по полосе». Разрешенные направления движения по полосе.

В особом режиме движения налево уходит две полосы, движение прямо из левой полосы исключено. Траектории движения не пересекаются, кроме случая перестроения. Мы руководствуемся дорожными знаками, которые в данном случае являются специальной нормой по отношению к требованиям п.8.5.

По большому счету — это недоработка пункта 8.5 ПДД, одни исключения описаны, а другие приходится выводить. Чтобы все встало на свои места законодателю нужно просто изменить два слова:

«8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части полосе движения, предназначенной для движения в данном направлении».

Должен ли водитель поворачивать правую полосу по п.8.6 ПДД?

При повороте направо транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части.

Такое требование к водителям предъявляется Правилами дорожного движения РФ. Многие это требование отождествляют с требованием повернуть в крайнюю правую полосу. Насколько верно такое уравнение мы постараемся разобраться. Давайте посмотрим на обычную ситуацию — поворот на дорогу с припаркованными автомобилями. Как это выглядит, выполняя требование поворота в правую полосу.

Водитель должен выполнить поворот, затем сразу же переключить правый сигнал поворота на левый и приступить к перестроению. При этом он меньше, чем за секунду теряет преимущество перед встречным автомобилем, совершающим поворот налево.

Это стандартная дорожная ситуация, и то что законодатель хотел такого сценария очень сомнительно.

Для чего же нужен этот абзац? Давайте обратимся к первоисточнику Правил дорожного движения — Конвенции о дорожном движении и попробуем найти ответ там

Читайте так же:  Для чего нужен вкладыш в трудовую книжку

a) Если он намерен выехать с дороги со стороны, соответствующей направлению движения, — приблизиться, насколько это возможно, к краю проезжей части дороги, соответствующему этому направлению, и затем выполнить возможно более короткий маневр;

Оригинал на английском:

(a) If he wishes to turn off on the side appropriate to the direction of traffic, keep as close as possible to the edge of the carriageway appropriate to that direction and make as tight a turn as possible;

Основной смысл абзаца п.8.6 ПДД :

При повороте направо транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части.

— выполнить возможно более короткий и быстрый маневр. То есть маневр нужно по возможности сократить до минимума и продолжить движение в выбранном направлении. Требования и смылса занимать крайнюю правую полосу после поворота нет. Поэтому в правилах РФ такая лояльная формулировка. В рассмотренных выше ситуациях маневр перестроение непосредственно связан с поворотом и вносит дополнительные сложности и неопределенности для участников движения.

Поворот должен быть коротким

Сравните две траектории движения, при изначальном намерении водителя двигаться после поворота во второй от края полосе, разрешенной для движения.

В соответствии с п.9.4 правил, водители могут двигаться по удобной для них полосе при движении в населенном пункте

В населенных пунктах с учетом требований настоящего пункта и пунктов 9.5, 16.1 и 24.2 Правил водители транспортных средств могут использовать наиболее удобную для них полосу движения. При интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, менять полосу разрешается только для поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия.

Подытожим. В Правилах дорожного движения отсутствует требование поворот направо совершать в крайнюю правую полосу. Маневр должен быть быстрым и коротким. Водитель может использовать удобную для дальнейшего движения полосу. .

В пункте 8.6 изложены общие требования при совершении поворота, а требование занять определенную полосу применяется в специальном пункте при выезде на дорогу с реверсивным движением, где требование выражено явно:

9.8. При повороте на дорогу с реверсивным движением водитель должен вести транспортное средство таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство заняло крайнюю правую полосу…

Два автомобиля одновременно поворачивают налево в одну полосу. Разбираем, кто кому должен уступить

Всем привет! Сегодня на нашем разборе будет такая ситуация, которая встречается на дорогах каждый день. Как показывает практика, многие водители не в курсе того, как правильно действовать на тех участках, где поворот налево разрешен с нескольких полос. Думаю, стоит заняться этим вопросом.

Для наглядности ситуации, я изобразил ее на схеме:

Мы видим 2 автомобиля (синий и белый), которые поворачивают налево одновременно из двух полос. Этот маневр разрешает разметка, которая есть на дороге — т.е. поворот разрешен и с левой и с правой полосы. Подобные перекрестки есть в любом городе нашей страны.

Но проблема вся в том, что и синий и белый автомобиль собираются повернуть в одну полосу (крайнюю левую). Здесь возникает вопрос — кто кому обязан уступить дорогу?

Знакомая ситуация? Думаю, почти каждый из нас сталкивался с подобным перекрестком и по-любому там возникали такие спорные ситуации.

[3]

Кто кому должен уступить?

Давайте посмотрим в ПДД и найдем пункт правил 8.5. — в нем сказано, что при повороте налево, водитель должен занять крайнее левое положение на дороге. Но в данном случае у нас есть разметка, которая дополнительно разрешает поворот из правой полосы.

Я показывал картинку некоторым знакомым и многие и них отвечали, что должен уступать водитель синего автомобиля. Обосновывали они все один правилом — «помеха справа». Меня иногда забавляет, как многие водители пытаются применить правило правой руки во всех возможных ситуациях. Иногда даже создается впечатление, что кроме «помехи справа» никто ничего и не знает.

Но все дело в том, что правило «помехи справа» здесь не работает! Поворот обоих автомобилей ( белого и синего) должен осуществляться в области своей полосы. Т.е., синий автомобиль должен повернуть в левую крайнюю полосу, а белый авто — в правую полосу. В иных случаях будет осуществляться перестроение. А как мы знаем, согласно пункту ПДД 8.4., при перестроении нужно уступить дорогу всем ТС, которые не меняют направление.

В нашем случае, белый автомобиль должен дать повернуть синему, а только потом сам совершать поворот в левую полосу. Второй вариант — это спокойно повернуть в правую полосу, а уже потом перестроиться в левую.

Таким образом, в случае ДТП, вся вина полностью будет лежать на водителе белого автомобиля.

[1]

В основном, дополнительную полосу для поворота делают для того, чтобы разгрузить движение на интенсивном перекрестке. Но не всегда это действует положительно — многие водители просто не понимают, как на них правильно поворачивать. Из-за этого и возникают ситуации, вроде той, про которую я рассказал в статье.

Буду благодарен если поставите «палец вверх» и подпишитесь на канал «Грамотный водитель» — этим вы помогаете развивать канал и делать его лучше.

Разметка показывает «Налево», а проехал прямо. Разбираем, кто будет виноват в случае ДТП

Всем привет! Сегодня снова поговорим про особенности нашего ПДД и разберем одну любопытную ситуацию, которая вызывает кучу споров.

Давайте для начала посмотрим на подготовленную картинку и представим ситуацию:

Мы видим стандартный крестообразный перекресток и два автомобиля на нем. Красный автомобиль стоит в полосе для поворота и собирается повернуть налево. Синий автомобиль также двигался по полосе для поворота, но проигнорировав разметку, продолжил движение прямо. Этого не ожидал водитель красного автомобиля, что привело к ДТП. Как думаете, кто будет виноват в данном случае?

На самом деле, это очень распространенная дорожная ситуация и такие ДТП происходят очень часто. Но споров от этого не становится меньше — у каждой из сторон своя правда. И сейчас это разберем.

Кто будет виноват?

Что первое бросается в глаза? Конечно же, это то, что водитель синего автомобиля проигнорировал требование разметки и продолжил двигаться по прямой, тем самым смутив водителя красного автомобиля. Первый вопрос — считается ли это нарушением? Да, считается — водитель попадает под административную статью 12.16.1, в которой сказано про несоблюдение разметки на дороге. Но штраф там просто смешной — всего лишь 500 рублей.

А вот в случае с красным автомобилем все сложнее. Водитель нарушил пункт ПДД 13.4, в котором сказано, что нужно уступить абсолютно всем транспортным средствам, перед поворотом налево или разворотом. Тем самым он попал под административную статью 12.13.2 и получит штраф в 1000 рублей.

Читайте так же:  Род занятий в анкете примеры что писать

Таким образом, получается, что нарушают оба водителя. Один не соблюдает требования разметки, а второй совершает маневр, не убедившись в безопасности. Но кого признают виновником ДТП?

Как показывает судебная практика, в таких случаях всегда признается виновным тот, кто поворачивает и не уступает. И никого не волнует тот факт, что тот, кто нарушил разметку, своими действиями ввел в заблуждение водителя второго автомобиля.

Красный автомобиль был обязан уступить всем транспортным средствам, даже если они будут нарушать ПДД. И получается, что синий автомобиль отделается лишь штрафом в 500 рублей, а красному автомобилю выпишут штраф в 1000 рублей, да еще признают виновным в ДТП. Доказать «обоюдку» будет очень проблематично

Вот такой итог у нас будет по ПДД. А вот если рассуждать по совести, то виновным нужно признавать водителя синего автомобиля и заодно права у таких водителей отбирать. Я постоянно вижу подобных «экземпляров», которые не соблюдают правила разметки, не включают поворотники и т.д., тем самым они ставят в замешательство других водителей и создают аварийные ситуации. Но в нашем ПДД полно спорных моментов — и это один из таких случаев.

Буду благодарен если поставите «палец вверх» и подпишитесь на канал «Грамотный водитель» — этим вы помогаете развивать канал и делать его лучше.

Обсуждаем ПДД с Юрием Красновым. Поворот налево из двух полос: кто куда становится?

— В правой крайней полосе, как вы говорите, вас учили «при Союзе», при повороте налево водитель обязан оказаться только при повороте на дорогу с реверсивным движением.

При повороте налево на обычном перекрестке водители должны руководствоваться пунктом 65 ПДД, в том числе — когда поворот организован из двух полос одновременно.

Первое, что мы читаем в пункте 65, – после поворота транспортное средство не должно оказаться на встречной полосе движения: это общее требование и для правого поворота, и для левого. Далее идут подпункты, которые содержат отдельные требования для каждого вида маневра.

В подпункте 65.1 сказано, что при повороте налево транспортное средство должно двигаться как можно ближе к центру перекрестка, если дорожными знаками и/или разметкой не предписан иной порядок движения.

В первой части пп.65.1 есть требование двигаться как можно ближе к центру перекрестка, но это требование нужно выполнять, только если поворот осуществляется из одной полосы. А если дорожными знаками и/или разметкой разрешен поворот из нескольких полос (в подпункте это называется «иной порядок движения»), то водитель, поворачивающий из крайней левой полосы, уже не должен двигаться ближе к центру перекрестка. Ближе к центру будет ехать тот, кто поворачивает не из крайней левой полосы движения.

Вторая часть пп. 65.1 обязательна для выполнения обоими водителями: встречные автомобили, поворачивающие налево, должны находиться у обоих автомобилей справа.

В какую полосу становиться обоим водителям при повороте налево из двух полос?

В определении понятия «Полоса движения» сказано, что полоса движения может быть обозначена или не обозначена горизонтальной дорожной разметкой.

На перекрестке у каждой дороги есть свое количество полос, но на самом пересечении полосы чаще всего не обозначены разметкой.

Поэтому важно, куда становиться не «после», а «во время» поворота: водитель уже на перекрестке попадает в полосу, в которую поворачивает. При повороте налево первая полоса, в которую попадает водитель, – крайняя левая полоса.

И если вспомнить пункт 60 ПДД, который запрещает перестроение на перекрестке, то получается, что, попав на перекрестке в левую крайнюю полосу, водитель не имеет права перестраиваться правее, пока не покинет перекресток.

А если дорожными знаками и/или разметкой дополнительно разрешен поворот налево еще из одной полосы, то водители, которые поворачивают из нее, должны попадать в следующую полосу, так как в левую крайнюю они попасть не должны: там едет водитель слева.

Возникновение конфликтов между водителями при выполнении маневра левого поворота, которые возникают уже на перекрестке в момент выбора ими траектории, можно исключить с помощью горизонтальной разметки 1.7, нанесенной на перекрестке. Но ПДД не требуют ее обязательного нанесения, поэтому при отсутствии разметки водителям необходимо быть взаимно внимательными и вежливыми.

Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Поворот направо. Опасные ситуации

Правый поворот в большинстве дорожных ситуаций считается самым простым и легким в исполнении маневром. Несложным он считается, потому что когда поворот направо осуществляется в соответствии с ПДД, то пути движения с другими транспортными средствами не пересекаются.

Тем не менее, бывают ситуации, когда даже этот вполне безобидный маневр в определенных случаях может привести к ДТП. Некоторые из них будут приведены ниже. Но сначала несколько слов о правилах поворота направо и причинах возникновения ДТП.

В первую очередь следует обратиться к ПДД и вспомнить, как этот маневр (имеется в виду, поворот направо) должен выполняться правильно, т.е. в соответствии с ПДД.

Пункт 8.5 ПДД обязывает водителей перед поворотом направо, налево или разворотом заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части кроме случаев, когда совершается въезд на круговое движение. Это значит, что на круговой перекресток (обозначенный знаком 4.3 «Круговое движение») можно заехать с любой полосы, а во всех остальных случаях перед поворотом направо, нужно «прижаться» как можно правее к краю проезжей части дороги, с которой совершается поворот.

Во втором абзаце пункта 8.6 ПДД есть строка, имеющая следующее содержание:

«При повороте направо транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части».

Видео (кликните для воспроизведения).

Объединяем оба пункта и получаем следующий вывод. Правильная (т.е. в соответствии с ПДД) траектория поворота направо должна проходить из крайнего правого положения на проезжей части дороги, с которой выполняется поворот, на правую полосу проезжей части пересекаемой дороги (так должно происходить во всех случаях, кроме въезда на перекресток с круговым движением и кроме случаев, когда Правила знаками 5.15.2 «Направления движения по полосе» разрешают повернуть направо еще и со второй полосы).

Вроде бы, правило поворота направо, само по себе, не сложное для понимания и выполнения. Но во время осуществления этого, казалось бы, простого маневра нередко случаются столкновения различной степени тяжести. Столкновение происходит потому, что выполнить поворот направо в соответствии с Правилами, в общем-то, как и любой другой маневр, недостаточно для того, чтобы избежать ДТП.

ДТП любого рода происходят чаще всего по причине неверного восприятия дорожной ситуации и несвоевременной реакции на ее изменение. Другими словами, не увидел другой автомобиль, например, в слепой зоне зеркал, перестроился, а тут – бац …, затем следует недоумение и вопрос – откуда он взялся?! Причина ДТП простая – не заметил, не учел, не предусмотрел.

Соблюдение ПДД повышает безопасность движения и дает водителю юридическую защищенность в случае дтп, но не защищает от самой аварии. Поэтому, важно эту самую опасную ситуацию предусмотреть. Для этого не лишним будет «проигрывать» в голове типичные случаи на перекрестках, когда возникновение опасности наиболее вероятно.

Ранее, в двух статьях были рассмотрены некоторые ситуации представляющие опасность связанные с поворотом налево и разворотом на перекрестках и вне перекрестка. Здесь же рассмотрим опасные случаи, связанные с поворотом направо. Возможно, в этом контексте слово «опасный» не совсем уместно, но его значение в данном случае – это высокая вероятность ДТП.

Поворот направо — въезд на прилегающую территорию или во двор

Иногда бывает так, что перед въездом припаркован другой автомобиль. Он может стоять с нарушением ПДД или без нарушения, это не важно, но стоит именно перед тем въездом, куда требуется повернуть.

В общих случаях, когда поворот направо с правой полосы свободен, последовательность действий водителя, обычно, следующая: Двигаясь по крайней правой полосе, необходимо заблаговременно включить указатель правого поворота, снизить скорость и повернуть направо с учетом пункта 13.1 ПДД (по необходимости). Когда въезд-выезд узкий, и в этот момент с территории выезжает другой автомобиль, то целесообразно сначала выпустить того, затем, заехать самому.

Но когда перед въездом стоит припаркованный автомобиль или въезд с правой полосы по каким-то причинам затруднен, то для поворота направо, сначала, придется это «препятствие» объехать с его левой стороны. Для этого нужно по всем правилам перестроиться влево. Поэтому сначала должен быть включен указатель левого поворота, затем следует перестроение из правой на левую полосу и выключение «поворотника». Далее, плавное снижение скорости, после того, как достигли «препятствие», нужно сразу включить правый «поворотник» и, завершив объезд, повернуть направо, на территорию или во двор, в общем, туда, куда нужно.

Описанный алгоритм таит в себе три опасных момента. Первый – у стоящего автомобиля может внезапно открыться левая дверь, поэтому, объезжая его, не следует прижиматься близко к стоящей машине. Но и сильно далеко от него отстраняться тоже не следует, иначе, едущие за вами водители, могут неправильно растолковать ваш маневр и «вклиниться» между вашим и припаркованным авто. Здесь, как раз, и таится вторая опасность. Не следует долго задерживаться на левой полосе – как только будет завершен объезд, нужно тут же уходить вправо.

И третий момент – стоящий автомобиль может начать движение, причем, без всяких указателей поворота. Такую возможность нужно попытаться предусмотреть по косвенным признакам: есть ли люди в машине (интересует конкретно водитель), работает ли двигатель (можно определить по выхлопной, но летом, например, иногда это сложно), момент начала его движения (со стороны можно определить по началу вращения колес). Если есть сомнения, можно коротко подать звуковой сигнал для предупреждения об опасности.

Поворот направо на обычном (не круговом) перекрестке

Поворачивая направо, в соответствии с пунктом 13.1 ПДД, водитель обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть, на которую совершается поворот, и велосипедистам, едущим через эту проезжую часть по велосипедной дорожке (если таковая имеется). С этими участниками движения у водителей вопросов не возникает.

Проблемы наступают тогда, когда правая сторона проезжей части дороги, на которую выполняется поворот, по разным причинам заставлена другим транспортом. Там, например, может располагаться остановка общественного транспорта, и в часы пик вся правая полоса сразу после перекрестка будет занята. Придется эту пробку как-то объезжать, но тогда поворот направо будет совершен не в правую полосу, как указывает пункт 8.6 ПДД, а в ту, что располагается левее. И в этот момент нужно обращать внимание на ситуацию слева и слева-сзади от вас.

Дело в том, что нередко, особенно в часы пик, находится немало желающих повернуть направо с левого ряда. Они, не церемонясь, вырываются вперед, и круто поворачивают, подрезая путь тем, кто поворачивает с правой полосы. Это нарушение и причины в данном случае не важны, но оно имеет место. Когда нарушителя «поймают» – он будет оштрафован, пусть этим занимаются те, кому положено, а сейчас задача другая — избежать ДТП.

Если светофор на перекрестке оборудован дополнительной секцией для поворота направо, то в зависимости от комбинации сигналов этого светофора, будет изменяться приоритет по отношению к встречному транспорту. Эту особенность нужно учитывать. Подробности этой ситуации — в статье Поворот направо и пункт 8.6 ПДД.

Несколько по-другому ситуация складывается в случае, когда на многополосных дорогах поворот направо разрешен со второй полосы. В подобных случаях, поворачивая направо именно со второй полосы, нужно внимательно следить за обстановкой справа и справа-сзади вашей машины. Всегда есть риск, что оттуда кто-нибудь «приедет». Один такой случай был подробно рассмотрен в статье Рисковый поворот на широком перекрестке, и немного другой случай – въезд на прилегающую территорию в разрешенном случае со второй полосы – в одноименной статье Поворот направо со второй полосы.

Заезд на круговое движение. Опасные моменты при перестроении

ПДД разрешают заехать на круговой перекресток с любой полосы. В какой-то степени въезд на круговое движение – это поворот направо. Более того, в качестве подсказки, дорожной разметкой 1.7 может быть обозначено конкретное направление въезда на круг по каждой из полос. Это очень удобно. В качестве примера можно посмотреть видеоролик в статье Столкновение на круге. Там хорошо видно разметку.

В подавляющем большинстве случаев, когда нужно выехать из круга в первый по ходу движения съезд, то рекомендуется заезжать на круг с крайнего правого ряда. Если планируется движение по кругу и выезд из него во второй и следующие съезды, то рекомендуется въезжать на круговой перекресток с других полос, кроме крайней правой. Это нужно для того, чтобы избежать ненужных перестроений на круговом движении, особенно в местах въезда на круговой перекресток. Именно перестроения на кругу таят в себе много неприятностей.

Опасность перестроений на кругу в том, что движение ТС осуществляется не прямо, а по дуге окружности. Пространство слева-сзади автомобиля просматривается лучше, чем справа-сзади, но если доверять только зеркалам, то высока вероятность не заметить автомобиль сзади в мертвой зоне зеркал. Поэтому, кроме обзора посредством зеркал, еще необходимо «крутить» головой по сторонам, чтобы никакая опасность не могла ускользнуть от взгляда. В статье Подлез под грузовичок рассмотрена одна из похожих дорожных ситуаций на круговом перекрестке.

Перечисленные случаи с правым поворотом или траекторией поворота направо – это лишь малая часть конфликтных ситуаций на дороге. Все охватить невозможно, да и нет в этом необходимости. Нужно понимать, что опасная ситуация может сложиться в любом месте в любой момент, и постараться исключить фактор внезапности. Для этого нужно постоянно следить за дорогой и быть готовым к разного рода неожиданностям.

Будьте внимательны, берегите себя и окружающих.

Автор: Сергей Довженко
Последнее обновление: 28.09.2019

Пересекаем железную дорогу – поворот налево с трамвайных путей

Практически в каждом большом городе есть трамваи, а водителю, управляя автомобилем, приходится нередко осуществлять такой маневр, как поворот налево с трамвайных путей.

Трамвай всегда был особенным участником городской жизни.

Для его движения с незапамятных времен выделена центральная часть дороги. Поэтому взаимоотношения автомобиля и трамвая тоже сложились «особенные».

Правила пересечения трамвайных путей

Главный «закон» для всех, кто выезжает на проезжую часть – трамвай, имея преимущество, всегда первым производит маневр, транспорт на колесах должен дать ему дорогу.

  1. При пересечении регулируемого перекрестка, в том случае, когда электрический транспорт движется «по стрелке». То есть для него загорается красный свет в дополнительной секции, при этом для автомобилей включается разрешающий сигнал светофора.
  2. Если говорить о нерегулируемом перекрестке, когда рельсовое транспортное средство выезжает со второстепенной дороги, автомобиль может проезжать первым. То есть для трамвая есть знак — уступи дорогу, а для автомобилей, соответственно знак — главная дорога. Но стоит помнить о том, что один из главных дорожных законов – «помеха справа» в случае с трамваями не работает.
  3. Когда трамвай покидает депо и только отправляется в путь

Если на регулируемом перекрестке зеленый свет одновременно загорается и для трамваев, и для автомобилей, рельсовое транспортное средство всегда будет иметь преимущество, оно совершает маневр первым. Автомобиль не должен выезжать на перекресток, пока водитель не убедился в том, что транспортное средство не является помехой для трамвая.

Правила пересечения трамвайных путей

Соблюдение данного правила — не формальность. Это гарантия того, что при совершении маневра водитель может обезопасить себя от ДТП. Поскольку тормозной путь у трамвая гораздо больше чем у автомобиля вследствие различия устройства тормоза. Огромная машина просто может не успеть остановиться, и в такой аварии автомобиль пострадает сильнее.

Пересечение с предварительным перестроением на трамвайные пути

Здесь важно сказать, что повернуть налево или развернуться с выездом можно только на трамвайные пути попутного направления. Об этом говорится в пункте 8.5 правил дорожного движения.

Итак, посмотрим, что предписывают правила дорожного движения:

  • Необходимо убедиться, что автомобиль не станет помехой позади идущему трамваю. Для этого используются зеркала заднего вида.
  • Если позади движется трамвай, необходимо его пропустить и только после этого осуществить перестроение. Здесь важно также не мешать другим участникам дорожного движения, позади идущим автомобилям. Для этого перестроение на пути необходимо совершать параллельно рельсам.
  • Согласно правилам, автомобилист обязан пропустить и всех участников встречного движения. Не только трамвай, а также колесные транспортные средства.
  • Закончить поворот налево.

Трамвай в городе

При повороте налево с пересечением рельс попутного направления, которые располагаются на том же уровне, что и проезжая часть, маневр выполняется исключительно с перестроением на трамвайные пути. (пункт 8.5 ПДД)

Но произвести такой маневр запрещает знак движение по полосам. Если есть такой знак, поворачивать нужно из крайней левой полосы.

Для нарушителей данного правила дорожным кодексом также предусмотрены штрафы.

Здесь вы найдете подбор шин по марке автомобиля на любые размеры.

Пересечение без перестроения на трамвайные пути

Рассмотрим вариант, когда перестроение невозможно согласно ПДД.

О таком запрете сигнализируют предписывающие знаки — движение по полосам.

Если есть такой знак, поворачивать налево придется, не выезжая на пути, из крайней левой полосы, предназначенной для колесного транспорта.

В данной ситуации правила предписывают необходимость уступить дорогу трамваям как попутного, так и встречного направления. Только потом можно приступить к выполнению маневра.

Поворот налево при наличии трамвайных путей попутного направления

Итак, рассмотрим на примере, как правильно совершить поворот налево, если по центру проезжей части проходят трамвайные пути:

  1. Первое что необходимо сделать — перестроиться в крайнюю левую полосу и продолжить движение параллельно рельсам. Здесь нужно оценить сложившуюся на дороге обстановку.
  2. Посмотреть в зеркала заднего вида. Убедиться, что позади нет трамвая, или же он располагается достаточно далеко, что дает возможность без лишней спешки совершить маневр.
  3. Затем можно перестроиться на трамвайные пути попутного направления. Правила предписывают делать это также параллельно, чтобы не собрать пробку из движущихся позади автомобилей.
  4. Следующий шаг — посмотреть на встречную полосу. Причем важно обратить внимание не только на трамваи, но и на машины. Как говорится в правилах, поворачивая налево водитель обязан уступить дорогу всем участникам движения. Это касается как регулируемых, так и нерегулируемых перекрестков. Если встречный трамвай движется «по стрелке», и для него загорается красный сигнал, можно продолжать движение.
  5. Если дорога свободна, можно завершать маневр.

Если автомобиль не успел завершить маневр, задержался на рельсах, а сзади «подоспел» трамвай, необходимо уступить ему дорогу. Резонный вопрос: как поступить в такой ситуации?

Согласно пункту 64.3 правил дорожного движения, водители машин движущихся по крайней левой полосе, в данной ситуации должны дать дорогу автомобилю, стоящему на трамвайных путях. Проще говоря, машине с трамвайных путей необходимо будет вернуться на полосу для колесных транспортных средств, чтобы трамвай мог продолжить движение.

Но на практике выходит иначе. Вернуться в поток автомобиль не может, поскольку есть опасность получить удар сзади. Поэтому трамваю приходится также ждать своей очереди, чтобы продолжить движение, и это является нарушением правил ПДД.

Можно продолжить движение по трамвайным путям до перекрестка и при первой же возможности совершить разворот. Хотя и данный вариант будет являться нарушением правил.

Самое главное в любой ситуации на дороге — быть внимательным и соблюдать осторожность. И помнить, что правила дорожного движения созданы в первую очередь для того, чтобы не допустить аварий на дороге.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7 (499) 288-73-46 , Санкт-Петербург +7 (812) 317-70-86 или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже.

Поворот направо

Поворот направо можно и нужно разложить на три отдельных этапа:

I – Подготовка к повороту

II – Собственно поворот

III – Выход из поворота

Первый этап

Если перед поворотом направо Вы перестроились на крайнюю правую полосу, то этого еще недостаточно.

Занять надо крайнее правое положение, и поверьте, это не одно и то же.

Крайняя полоса бывает настолько широкой, что там спокойно умещаются 2–3 легковых автомобиля, а мотоциклы и считать не стоит. А крайнее положение предполагает такое расположение Вашей машины на проезжей части, что уже никому не захочется проехать между Вами и тротуаром (рис. 6, 7).

Рис. 6. Крайняя правая полоса

Рис. 7. Крайнее правое положение

Если Вы начнете поворот из положения 2 (рис. 6), то ждите неприятностей. Слишком велика вероятность того, что в салон Вашей машины заедет мотоцикл, а может быть, и обычный легковой автомобиль. Поэтому перед любым поворотом направо необходимо вспомнить разницу между полосой и положением, подумать о «шустриках», которые любят залезать во всевозможные «щели» и занять на дороге реальное крайнее правое положение.

При подготовке к повороту направо необходимо помнить также о различии траекторий движения передних и задних колес машины (см. рис. 2). Особое внимание следует уделять грузовым автомобилям с прицепами.

В процессе подготовки к повороту направо водитель длинномерного транспортного средства вынужден принять немного влево, чтобы избежать наезда задними колесами машины или колесами прицепа на угол тротуара (см. рис. 3 г).

Въехать во двор или на другую прилегающую к дороге территорию водители длинномерных транспортных средств могут только с предварительным смещением влево. И, конечно, находятся «умники», которые спешат залезть в образовавшуюся щель, намереваясь проехать прямо (рис. 8).

Рис. 8. Маневр длинномерного транспортного средства

Учтите, водитель грузовика не в состоянии увидеть низкий легковой автомобиль справа в щели между собой и тротуаром, а кузовные и прочие работы в автосервисе обходятся сейчас недешево.

К сожалению, эта авария является классической, о чем следует знать и помнить не только водителям длинномерных транспортных средств, но и водителям «шустрых» малолитражек.

Если перед началом поворота направо конфигурация данного места вынуждает Вас прибегнуть к предварительному смещению влево, то Вы обязаны проконтролировать сзади движущийся транспорт и обеспечить безопасность маневра.

Теперь взглянем на ту же ситуацию с другой стороны. Если Вы видите, что перед местом возможного поворота направо впереди идущий грузовик или автобус чуть-чуть смещается влево, то вероятнее всего водитель готовится именно к повороту направо. В таком случае следует снизить скорость и дать ему возможность спокойно закончить маневр.

К счастью, выше рассмотренная ситуация на дорогах встречается не каждый день. Обычно перед поворотом направо достаточно лишь занять крайнее правое положение, и безопасность маневра на этом этапе будет обеспечена.

Второй этап

При повороте направо следует удерживать крайнее правое положение на протяжении всего маневра (рис. 9). Таково требование ПДД и логики. Давайте сформулируем это правило чуть покороче:

При повороте направо держись угла тротуара.

А если в это время дорогу, на которую Вы поворачиваете, переходят пешеходы? Может, их немного объехать, обогнуть? Что и делают некоторые нерадивые водители.

Рис. 9. Поворот направо

ПДД предусматривают эту ситуацию. При повороте направо и налево водители обязаны уступить дорогу пешеходам!

Как уступать, это Вы решайте сами. Можно плавно остановиться в некой заранее запланированной точке траектории движения. Можно просто уменьшить скорость до величины, позволяющей быстро принять правильное решение об остановке или продолжении движения в зависимости от развития ситуации. Иногда (не часто и только для «видящих» водителей), лучшим способом уступить является увеличение скорости движения. Но в любом случае Вы должны сохранить определенную законом и логикой траекторию крайнего положения!

Попытка объезда пешеходов по замысловатой траектории закономерно приводит к аварии с ударом «сзади в бок» или «спереди в лоб» (рис. 10). Поэтому советую Вам, особенно первое время, при повороте направо придерживаться угла тротуара и уступать дорогу пешеходам, как это делают культурные водители из «дальнего зарубежья». А там глядишь, и в привычку войдет.

Рис. 10. Классическая ошибка при повороте направо

Третий этап

Если Вам удалось выполнить предыдущие рекомендации, то окончательный выход из поворота не должен вызвать у Вас каких-либо затруднений. Хотя, в зависимости от ситуации, некоторые осложнения все же могут возникнуть.

Из соображений безопасности по окончании поворота направо некоторое время имеет смысл двигаться по крайней правой полосе. Чуть позже, оценив ситуацию на дороге, можно будет приступать к перестроению на соседнюю полосу, если оно входит в Ваши планы.

А что делать, если на расстоянии 10 метров после поворота у тротуара стоит грузовик?

В таком случае у Вас есть выбор из двух вариантов последующих действий.

Рис. 11. Выход из поворота

Можно «отважиться» на выход из поворота сразу на вторую полосу (рис. 11, траектория А). Но такой вариант поворота требует быстрого и правильного анализа ситуации на перекрестке. Необходимо контролировать все машины, приближающиеся слева, а также «подпирающие» Вас сзади.

Для «новичка» поворот по траектории А может оказаться делом непосильным. Поэтому лучше воспользоваться рекомендациями по перестроению в сложной ситуации. Сразу после поворота следует остановиться в крайнем правом положении, дождаться полного отсутствия машин у себя за спиной и только после этого объехать «нехороший» грузовик (рис. 11, траектория Б).

Видео (кликните для воспроизведения).

Источники


  1. ред. Никифоров, Б.С. Научно-практический комментарий уголовного кодекса РСФСР; М.: Юридическая литература; Издание 2-е, 2011. — 574 c.

  2. Кудрявцев И. А., Ратинова Н. А. Криминальная агрессия; Издательство МГУ — Москва, 2013. — 192 c.

  3. Марченко, М. Н. Сравнительное правоведение / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2013. — 784 c.
  4. Теория государства и права. — М.: Астрель, Сова, 2013. — 591 c.
  5. ред. Кашанина, Т.В.; Кашанин, А.В. Основы права. Хрестоматия; М.: Высшая школа, 2012. — 279 c.
В какую полосу можно поворачивать налево
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here